Тюркские языки

Тюркские языки.
Все современные тюркские народы, населяющие обширные пространства Восточной Европы, Передней и Средней Азии, а также Сибири, в своём словарном фонде сохранили большинство слов, входящих в общетюркскую базисную и культурную лексику. Чтобы в течение долгого времени слова, входящие в базисную и культурную лексику сохранилась во всех современных тюркских языках, предки современных тюрков, до начала распада древнетюркской общности, несколько тысячелетий должны были прожить вместе.
Наблюдаемое сходство тюркских языков есть важнейшее проявление их общего родства. Факт сходства тюркских языков лингвистами рассматривается как указание на существование в прошлом единого общего языка-источника, из которого сложными и разнообразными путями развивались все современные тюркские языки. Удивительное сходство современных и древних тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено тем, что все они восходят к одному праязыку.
Анализ древнетюркской лексики вырисовывает перед нами образ народа, создателя этого языка, воинственного подвижного скотовода, охватывающего своими миграциями огромные пространства. Можно также предположить, что для  прототюрков шесть тысяч лет тому назад  вторичной прародиной стала вся  евразийская степь от Дуная до Алтая.


        В последние годы появилось много публикаций, в которых утверждается, что развитие языков во многом зависят от окружающей среды, в которой они возникали — и особенно от климата и ландшафта. Исследователи обработали базу данных по многим письменным языкам со всего мира. Они наложили эти лингвистические данные на карты распространения языков и сравнили полученный результат с картами климатических условий.
«Первоначальным ареалом обитания носителей праязыка можно считать такую географическую область, которая своими экологическими, географическими и культурноисторическими характеристиками соответствует картине среды обитания, получаемой на основе лингвистической реконструкции лексики праязыка», – пишут Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов в своей классической книге по индоевропеистике «Индоевропейский язык и индоевропейцы» [Гамкрелидзе, Иванов 1998]. По мнению Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, экологический критерий при уточнении первоначального ареала обитания носителей древнего языка стоит на первом месте. В древности человеческое общество целиком зависело от природы. Люди еще не были знакомы с употреблением огня, не имели эффективного оружия для борьбы с хищными животными, не умели строить жилищ. Поэтому люди не могли выйти за пределы зон с теплым климатом. В те далёкие времена северные страны с холодным климатом были непригодны для обитания человека. В заселении новых земель важнейшее значение имела их доступность и пригодность для хозяйственного использования. По мнению археологов человек палеолитического времени, перекочевывал с места на место в поисках пищи. Доказано, что на чужой территории людям и животным гораздо труднее найти пищу, чем в «своей» области кормления, где привычный рельеф местности и природная обстановка им помогает. На основе палеонтологических и геологических данных выясняется, что в раннем голоцене на Кавказе был сравнительно теплый климат и была распространена фауна, близкая к современной. (Громов В. И. Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР. — Труды Ин-та геол. наук, вып. 64, серия 17, 1948, с.233, 247.) В тюркских языках термины климатические (снег, лёд, сугроб, вьюга, буран и др.) по количеству и разнообразию резко уступают другим терминам окружающих людей других элементов природы (горы, реки, фауна, флора и др.). Ученые определили, что народы, живущие в Сибири, а также на территориях, где большую часть времени присутствует снежное покрытие, названия снега должны быть более разнообразными по сравнению с их количеством у жителей Средней и Южной полосы. Однако, названия снега в тюркских языках Сибири (якутском, тувинском, тофаларском, шорском, хакасском) не столь разнообразны, как в уральских и являются рефлексами пратюркского слова *Kiaar 'снег'». В языке многих коренных народов Сибири насчитываются свыше 10 названий снега. Так, например, в ненецком языке 14, а в уральских языках ((финском, коми, хантыйском, мансийском, самодийских) 10 названий снега. Это является доказательством того, что тюркские народы переселились на территорию Сибири относительно недавно, около 4 тысячелетий. А историческая прародина всех тюркских находится в Восточном Закавказье, где тюркские народы живут не менее 8,0 тыс. лет, а в зимнее время температура воздуха на данной территории в среднем составляет +5° С.

     Название снега, мороза и инея у древних и современных тюркских народов.

 Снег: орх.- енис.- qar, др.тюркск.М.Кашг.- qar, азерб.- qar, турк.- kar, гаг.- qaar; башк.- qar, татар.- qar, чув.- yur, кум.- qar, балк.- qar, крым.тат.- kar, караим.- kar, кирг.- qar, каз.- qar, каракалп.- qar, ногай.- qar, уйг.- qar, узб.- qor, туркм.- qaar, хак.- xar, шор.- kar, тоф.- qar, тув.- xar, алт.- qar, якут.- xaar.

 Мороз: др.тюркск. М.Кашг.- ayas, азерб.- ayaz, турк.- ayaz, гаг.- ayaz; башк.- ayad, татар.- ayaz, чув.- oyar, кум.- ayaz, балк.- ayaz, крым.тат.- ayaz, караим.- ayaz, кирг.- ayaz, каз.- ayaz, каракалп.- ayaz, ногай.- ayaz, уйг.- ayaz, узб.- ayoz, хак.- ayas, шор.- ayas, тоф.- ayas, тув.- ayas, алт.- ayas, якут.- ;raas.

Иней: др.тюркск. М.Кашг.- q;ra;u, азерб.- q;rоv, турк.- k;ra;u, гаг.- qraa; башк.- q;rav, татар.- q;rav, чув.- x;rp;k (тонкий снег), кум.- q;rav, балк.- qrau, крым.тат.- q;rav, караим.- q;rav, кирг.- q;roo, каз.- q;rav, каракалп.- q;rav, ногай.- til, туркм.- q;rav, уйг.- qiro, узб.- qiroм, хак.- x;ro, шор.- k;raa, тоф.- h;raa, тув.- d;l, алт.- kuru, якут.- k;r;a.

Если собрать воедино все те названия животных и растений, которые были известны тюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов можно очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков. Известный российский лингвист С. Е. Яхонтов писал в статье «Прародина и древние передвижения языковых групп народов материковой части Юго-Восточной Азии»: «Распространение языка на новые территории может происходить двумя путями: либо оно связано с миграциями говорящего на нем народа, либо народ, более слабый в экономическом, культурном, военном отношении, перенимает язык соседнего народа, более сильного, в ходе постоянных естественных контактов или завоевания». Важнейшую роль в палеоисторических построениях играет выявление древних контактов между носителями разных языков на основании данных языковых заимствований, поскольку известно, что наибольшее число заимствований, естественно, происходит из языка, с носителями которого данный народ был в контакте. Известный французский лингвист А.Мартине в статье «Распространение языка и структурная лингвистика» писал: «Язык одолевает своих соперников не в силу каких-то своих внутренних качеств, а потому, что носители его являются более воинственными, фанатичными, культурными, предприимчивыми… Даже в случаях, когда язык распространяется на ранее не заселенные территории, остается возможность, что новая среда и новый способ жизни определят развитие речи данного района, а косвенно и языка в целом. Но, как правило, распространение языка проходит через ситуацию двуязычия, которая вне зависимости от того, выживает ли каждый из борющихся языков или же один из них исчезает, всегда оказывает весьма значительное влияние на данный язык». Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса. На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.). Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары – тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений, разновидностей ландшафта) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства). Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии).

    Словарный состав языка отражает и хранит национальную специфику, однако во всех языках в той или иной мере имеются заимствования. Как известно, иноязычные заимствования занимают важное место в пополнении и обогащении словарного состава любого языка.
Ландшафт в языке пратюрков  представлен горами, холмами и  реками. В значительном количестве представлены слова для лощин, долин и степей. Степи древних тюрков были довольно засушливые и пыльные, по-видимому, с невысокими сопками. Много терминов для небольших быстрых речек с отмелями и перекатами, но есть и слова для больших рек.
-Климат прародины пратюрков народов. Год делился минимум на четыре сезона, климат прародины тюркских народов был довольно мягким.
 Зима начиналась у тюрков  поздней осенью, после возвращения с альпийских летовий (йайлаг) на свои зимние жилища (гышлаг), а ранней весной они вновь поднимались на шесть-семь месяцев в горы. Этот климат в полной мере и в настоящее соответствует климатическим условиям Прикаспийской равнины.
 Общие тюркские названия животных и растений дают возможность предположить, что прародина пратюрков находилась на Южном Кавказе.
-Ядром пратюркской экономики было сезонное пастбищное скотоводство и земледелие. Сегодня даже у сибирских тюрков имеется развитая сезонная охота с загонным компонентом.
-у пратюрков терминология одежды и обуви более дифференцирована, содержит, например, названия штанов или наколенников (что связано с верховой ездой).
Ранние стадии обработки металлов, есть термины, связанные с прядением и ткачеством.
Номадные черты более определенны в лексиконе пратюрков, большое число  терминов, связанных с лодками/плотами.
-Восстанавливаются два типа жилища: переносное и стационарное, у пратюрков нет слова для хлева, но есть термины для загонов.
 Из оружия у пратюрков есть термины для нескольких типов стрел и луков, колчанов. Имеются термины для копья и остроги.
Выводы. Собранные материалы дают возможность восстановить целостную картину палеокультуры носителей пратюркского языка. Полученные результаты подтверждены данными палеозоологии, палеоботаники, исторической географии, антропологии, генетики и археологии. "Историческая прародина тюрков от Арана до Алтая".


Рецензии