106. Избавление

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Люди отходят от Господа и живут в неповиновении Его Слову, потом страдают от горьких последствий своего отступничества. Придя в себя, они взывают к Господу и исповедуются в грехах. Он прощает им грехи по раскаянию их, избавляет и возвращает Свое благословение.

Почему во всей человеческой истории так происходит? Патологическое дежавю? Блудный сын уходит, затем возвращается к отцу и через какое-то время забывает, что с ним случилось.  А если бы не милость Господа, восстанавливающего людей, которые приходят к Нему с покаянием, – была бы история тутошней цивилизации вообще?

"Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города;
терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
и повёл их прямым путём, чтобы они шли к населённому городу.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами."

Этот образ отражает сорокалетнее странствие Израиля по безжизненной пустыне.
Из всех людей они имеют наибольшее основание сказать, что Бог благ, а Его милость собирает от всех стран рассеянных по ним чад Божьих.

«Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города» – образ пустыни выявляет «переходное» состояние, когда, устремляясь к духовному, я обнаруживаю, что мне нечем наполнить свои старые желания, побуждения. Приближение к духовному миру побуждает что-то отдать, излить вне себя, а мне, в принципе, нечего отдавать, нечего изливать; отсутствие «населённого города» – когда нет правильных взаимоотношений с другими, и не к кому приходить.

Израильтяне почти умирали от голода, в них истаевала душа. Здесь, переключившись с физических понятий на духовные, видим: речь может идти о духовном голоде и опустошении души. Мне эти состояния даются именно для того, чтобы я вышел на свойство отдачи, которое никак не связано со мной, с моей эгоистической природой, но противоречит этой природе.

Если мы желаем войти в землю, благословенную Творцом, то сначала должны ощутить, что находимся в пустыне и должны достичь жажды единения, и только в возникающем соединении мы раскроем, что пребываем в ненависти, что фараон и змей жалящий находятся между нами.

Но это побудит нас просить помощи Господа, воззвать к Нему, и Он избавит! Не воинством и не силою (Зах. 4:6), не за выкуп и не за дары (Ис. 45:13), а Духом Божьим, работающим в духе человека.

Он поведёт «прямым путём, чтобы они шли к населенному городу», где «город» – это такое состояние, в котором всё уравновешено и направлено на взаимное соединение, любовь и отдачу между собой.

Господь, который вёл и питал нас пищей для тела, обеспечит пищей для души, и душу алчущую исполнит благами. Алчущие и жаждущие праведности живого Бога и общения с Ним, насытятся благами Его и восславят Его. Слава Творца – это отражение Его света в нашем духовном ощущении, понимании и признании.

"Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил. "

Второй образ связан с вавилонским пленом, семьдесят лет которого показываются тюремным заключением. Израильтяне чувствовали себя, как узники в цепях, осужденные на мучительное рабство, хотя условия жизни в Вавилоне были не столь уж суровыми. Но это было изгнание.
«И подавил Он страданием сердце их, – споткнулись они, и некому помочь… Вывел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг» – так говорит прямой перевод еврейского текста .

Нет иного света кроме того, который исходит из тьмы – самая гнетущая тьма бывает только после яркого света.

Если я не вижу источника света, он скрыт от меня, я отверг его своим самомнением, то тьму, падение я ощущаю как зло.

Если я узнал, распознал что моё страдание – это отвержение мною источника света, тогда своё нынешнее внутреннее состояние тьмы, пустоты я могу оценить относительно будущего состояния, когда смогу принимать свет. Тогда в скорби своей воззову к Источнику, и Он выведет из тьмы и тени смертной, и расторгнет узы греха и гордыни, в которые я сам себя заключил.

Разум побуждает людей взывать к помощи только тогда, когда они попадают в беду.
Цель земных страданий – смирить обезумевших во грехе, сделав ничтожными в собственных глазах. Несмиренные и несокрушенные сердца непригодны для того, чтобы принять «программу» исправления.

Осознание своей ничтожности и тьмы внутри направляет вопль к Господу, единственному, кто может спасти.

«Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил» – «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю» (Ис. 45:2), – это об окончании плена как на физическом, так и на внутреннем уровне, освобождении от самости и гордыни.

"Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
послал слово Своё и исцелил их, и избавил их от могил их.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!"

Народ снова заражён духовной заразой и болен. Из этих строк ясно видно, что люди своими грехами приносят себе болезни; «от всякой пищи отвращалась душа их» – именно состояние души является причиной болезни.

То, что Бог «послал слово Своё и исцелил их» так же раскрывает причину болезни:
тот, кто до безумия любит пищу, тот, как метко говорят, «обожает пищу», ставит её выше Бога. Но какую пищу?! Ту, которая превращается в ничто, – и тогда он сам обращается в духовное ничтожество, лишается желания принимать пищу, ибо у него нет силы переварить её.

Только к Творцу воззвавшие исцеляются: Он посылает Своё слово ранее отвергнувшим его и исцеляет души – обличая, обращает и освящает их.

Его Слово впоследствии явилось Иисусом Христом, явившим служение исцеления. Исцеляя больных, Спаситель исполнял предсказанное: «Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни».

«Да приносят Ему жертву хвалы … благодарное сердце Богу» – это самая лучшая жертва, приятная Господу. Хвала есть выражение благодарности – и это уже отдача. Получение ради отдачи – вот то свойство, которое прививает нам Господь.

"Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
Он речёт, — и восстаёт бурный ветер и высоко поднимает волны его:
восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!"

Иудейские толкователи говорят, что здесь речь идёт о последней буре, ждущей Израиль, о периоде Великой Скорби. Море символизирует беспокойные языческие народы, моряки – израильский народ. Верный остаток народа взывает к Господу, и Он устанавливает Своё правление, чтобы учредить Царство мира.

Воспетая псалмом картина наиболее образна и не менее других иносказательна. Море, большие воды – это образ нашего мира, в котором всё свершается и управляется по слову и воле Божией. «Дела Господни и чудеса Его» – не только на поверхности, но и в глубине, в глубине материи, эгоизма, которую нужно достичь и исправить.

«Ветер бурный», «волны», которые поднимают в небо, а затем опускают в бездну, – какой смысл, зачем? Чтобы «в бедствии растаяла душа их», чтобы стали, словно пьяные, с острым осознанием своей ничтожности, считая себя пропащими, чтобы «исчезла вся мудрость их»?
Именно так, потому что когда исчезает человеческая «мудрость», которая есть безумие в глазах Господа, тогда он обращается к вере и молитве.
Для человека нет иного пути, кроме двух: либо он исправится сознательно, или через многочисленные бедствия.

В ответ на молитву Бог выводит из бедствия и море успокаивается. Море бедствий, море испытаний может стать морем благодати и радости – «сделал Он бурю тишиной, и смолкли волны их», и радовались они, что смолкли, и повёл Он их к желанной цели. Подобными действиями Христос доказал, море повинуется силе веры.

"Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет."

С использованием образов всемогущества Творца объясняется, какова Его реакция на нечестие живущих на земле, и какое Его отношение к алчущим света и Духа.

Благополучие по милости Творца зависит от почвы, в которую брошен выбор человека. Нечестие превращает реки в пустыню, плодородную почву в непригодную. Милость Бога часто улучшала бесплодную почву и превращала пустыню в источники вод – все эти сравнения относят наше понимание на духовные смыслы.

Алчущих Господь поселяет у источников вод, где они получают воду жизни и плоды духа, и строят город – правильные связи между собой, основанные на отдаче и любви.
Эти свойства влекут и ведут прямо к Творцу – они подобны Его свойствам и непреложно Им благословляются. Благословенные желания, устремления и намерения весьма размножаются, и «скота их не умаляет» – их благополучие в жизни земной.

"Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, —
Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа."

«А другие малочисленными становятся и униженными из-за бедствия и печали» – так звучит в переводе Теилим.
Это образ суда над бесчестными правителями; за их бесчестие Господь на них навлекает бесчестие и оставляет их в безысходности, без путей блуждать в пустыне.

«Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его» – продолжение и умножение рода означает плоды праведной жизни, и определяет всё следующее исправление свойств на богоугодные.

Бог унизит тех, кто превозносит себя, они окажутся в пустыне, где нет путей.
Тот, кто страдал в унижении, кто сам себя принизил, тот с Божьей помощью вознёсся туда, где беды не достанут его – выше своего эгоизма, вызывавшего муки и терзания. 

Благочестивый человек радуется, когда видит возвышенной пренебрежённую славу Господа, и тому, что истинно есть Бог, который судит землю. Чтобы всякое нечестие заграждало уста свои.

По прямому переводу «Кто мудр, пусть хранит это в сердце и размышяет над милостями Господними».
Тот, кто мудр, видит «руку Бога», Его провидения в изменениях судеб людей и народов.


Рецензии