Пиранези Сюзанны Кларк

После прочтения книги Сюзанны Кларк "Пиранези" несколько дней не могла отойти от впечатления, магнетизма этого текста. После "Авиатора" Водолазкина у меня не возникало желания, едва окончив книгу, начать читать её сначала, а тут снова такое, и я читаю её второй раз...
Во-первых, магическое притяжение описываемого Дома, в основе которого лежат огромные залы с гравюр Пиранези - полные лестниц и статуй, просторные, классической архитектуры, пространства. Кто влюблён в древне-греческую архитектуру, залипнет здесь так же... Удивительный Дом бесконечной протяжённости, где вестибюли и залы сменяют друг друга, наполняясь океанскими приливами внизу и облаками вверху, где накатывающие волны приносят рыбу, водоросли и моллюсков, а облака - пресную дождевую воду... Эпическая картина, однообразная и прекрасная, величественная и загадочная.

Второе, что так привлекает меня в книге Кларк, - это главный герой, от лица которого ведётся повествование и которого персонаж, называемый Другой, зовёт Пиранези. Я бы выделила в нем нежность - черту, практически не встречающуюся в современной литературе у героев-мужчин (за исключением Иннокентия из "Авиатора"). Это нежность, ничего общего не имеющая со слабостью или инфантильностью: главный герой одинок, храбр, годами обеспечивает себя в странном Доме пропитанием, ведёт научную работу. Его нежность - в полном отсутствии каких-либо проявлений грубости, в мягкой, трогательной заботе о птицах, о значимых для него объектах, в чутком, бережном отношении ко всему, что есть в его мире. Это та нежность, которой наводнён человек и которая обволакивает всё, к чему он приближается, потому что она – от наполненности сердца любовью.

И третье – метафорическое значение Дома. Читая, невольно чувствуешь, что Дом – это и наш мир, созданный Творцом для нашего благоденствия, только далеко не каждый из нас способен так смиренно и искренне воспринимать Его дары… Дочь методистского проповедника, любящая с самого детства книги о Нарнии К. С. Льюиса и апеллирующая к ним в этом романе, Сюзанна Кларк деликатно наполняет понятие Дома не только философским, но и глубоко религиозным смыслом. Да-да, я не боюсь так написать, потому что душа всегда чувствует главное.

Несколько цитат, иллюстрирующих мою мысль:
//
От огромности задачи у меня порой кружится голова, но, как исследователь и ученый, я обязан свидетельствовать о Великолепии Мира.
//
Красота Дома несказанна; Доброта его беспредельна.
//
Я обхватил Ноги Женщины, несущей Улей, и взмолился к Дому о защите.
//
Прекрасная Упорядоченность Дома – источник нашей Жизни.
//
Я убежден, что Мир (или, если угодно, Дом, поскольку в практическом смысле это одно и то же) желает для себя Обитателей, дабы те созерцали его Красоту и пользовались его Благодеяниями.
//
Я убежден, что сам Дом одинаково любит и благословляет все им созданное.
//

При этом в книге есть и интрига, не сразу заявляющая о себе, даже некоторая детективная напряжённость. Но главное – это атмосфера этого загадочного бесконечного Дома, таинственного и прекрасного…


Рецензии