Санджак- шериф и афёры кабардинских историков
Корнем многих искажений истории на Кавказе является умышленное внедрение заведомо ложных постулатов о происхождении народов, их этнической принадлежности и соответственно, несуществующих виртуальных государственных образований, которых никогда в истории не были таковыми.
Конечная цель создание таковых историй получение право претендовать на определённые территории, путём искажения истории, выдавая ложное за истину. При этом создаются прецеденты мнимых «геноцидов», «потери исторической территории», приватизация истории и культуры народов населяющих эти же территории и земли. Спекуляция этими виртуально созданными историями налицо в республиках Северного Кавказа Северной Осетии - Алании, присвоение истории и имени: скифов, сарматов, ас-аланов, культурно-исторических памятников.
В Кабардино-Балкарии, кабардинцы приписывают себе историю Черкасов (тюркский этнос), Абхазо-абазинских народов. Несомненно, без поддержки властных структур вначале СССР, затем РФ, отдавшие на откуп историю тюркских народов с одной стороны и абхазо-абазинских народов осетинам и кабардинцам налицо, такое состояние было бы невозможно.
Кабардинские идеологи пошли дальше осетин. Осетинам достаточно было переписать историю тюрков: скифов, сармат, ас-алан и чувствовать себя великим народом.
Кабардинцам одного чувства, что они «Черкассы», мало. Им нужен весь мир. И при этом ставится конечная цель – Создание собственного государства с огромной территорией, с выходом на моря и к внешним границам с другими государствами.
Для этого ранее населяемые территории абхазо-абазинскими народами считаются, как адыгская-черкаская территория, а такие племенные союзы как: Натухайцы, Шапсуги, Абадзехи, Убыхи, Бузудуки и др., считать адыго-черкасами, а значит и кабардинцами.
При этом, Кабарда, которая была с времён Петра I в полу-официальном подданстве Российской империи, а в 1772 году, официально признана за территории России имея с 1793 года институты Русской администрации, с 90-х годов XX в., Кабардинской элитой создаются новые идеологические версии и задачи в которых, кабардинцы 101 год воевали с Россией, защищая свою свободу и свободу народов Кавказа. Конечная цель – показать западным государствам, что русские, Россия это зло, которое совершило «геноцид» в отношении кавказских народов, а ещё более конкретно кабардино-адыгскому-черкаскому народу, уничтожив миллионы «адыго-черкесов».
Вот одна из версий в пропаганде Западу «геноцида черкесов»:
«Черкесы приготовились сопротивляться и держать свой последний бой против российских военных наступлений и войск.[115]
Отказавшись сдаться, российские военные один за другим стали мишенью для мирных черкесов, тысячи которых были убиты, и русские начали совершать набеги и сжигать черкесские деревни, [103] уничтожать поля, чтобы сделать невозможным возвращение, вырубать деревья и гнать людей к побережью Черного моря. Было зафиксировано, что российские солдаты использовали различные методы, такие как разрывание живота беременным женщинам и извлечение ребенка внутри, чтобы развлечь себя. Некоторые российские генералы, такие как Григорий Засс, утверждали, что убийство черкесов и их использование в научных экспериментах должно быть разрешено.[116]…», Circassians – Wikipedia, en.wikipedia.org›Circassians Circassians. From Wikipedia, the free encyclopedia. Jump to navigation Jump to search. Northwest Caucasian ethnic group native to Circassia. Circassians. Адыгэхэр (Adyghe) Адыгэхэр (Kabardian). The Circassian flag. Total population.
Непонятна роль федеральных властей, которые сразу же не развенчали эти легенды. Москва в лице первого президента России Б. Ельцина пошла навстречу «обиженному народу, истребленному, изгнанному с родины кабардино-адыго-черкасов» нуждающихся в поддержке Северо-Кавказских республик и Центра.
Осетия получила привесок к своему названию «Алания».
Кабарда – этнос, который практически воевал против народов Северного Кавказа и был в составе Российской империи с 1747 года, официально с 1772 г., принимает Закон о «Геноциде» кабардино-адыгского народа.
В 1992 году, кабардинские идеологи инициируют создание «Черкеский флаг войны 12 конфедеративных племён», в том числе и Кабарды, якобы воевавших с Россией в период русско-черкеской войне 1763-1864гг.
Сомнительные легенды превращаются в исторические события!
И, что примечательно: Кабарда, как область не входила в союз этих 12 племён, и созданный в 1992 году «Зеленый флаг с 12 звёздами и тремя стрелами» на поверку оказалось афёрой кабардинских историков, использовавших символы Османской империи и ислама, в своих целях и на получение дивидендов в дальнейшем, как пострадавший народ и право претендовать на территории, которые никогда не имели отношения ни исторического, ни территориального к Кабарде.
История присвоения и приватизация абхазо-абазинской истории и обозначения их адыгами и история мошенничества с «Кабардино-Черкеским флагом» в нашем исследовании.
В нашей предыдущей теме: «Черкесский флаг войны и легенда 12 племён черкесов-адыгов. Мошенничество», 02.10.2021г., публикация в Яндекс проза ру. © Copyright: Хадис Тетуев, 2021, Свидетельство о публикации №221100201613, документально по первоисточникам: Джеймс Белл «Journal of a residence in Circassia during the years 1837, 1838 and 1839.» Vol. 1-2. London, 1840, установлено, что в состав 12 племён названных, как «Конфедерация 12 племён» объединенных для защиты своей территории входили следующие общества:
1. Нотухач, 2. Чепсук,3. П Абазак, 4. Псадуг, 5. Темиги, 6. Хатуквой, 7. Махош, 8. Бесуи, 9. Башлиба, 10 Ле Теберде 11. Браки, 12. Карачай. Названия даны по книге Дж. Белла.
Среди этих 12 обществ кабардинцев ни большой не малой Кабарды, не поименовано.
Этот вопрос принципиальный, так как считается, что на так называемом «флаге Уркварта, зелёное полотнище с 12 звёздами и три перекрещённых стрелы», считают, что это флаг, который объединял 12 адыгских племён, в том числе и Кабарды.
Кабардинцев, здесь и не должно было быть. С одной стороны, их разделяла территория, по которой кабардинцы не могли быть в соприкосновении или быть соседями указанных Дж. Беллом обществ.
С другой стороны, Кабарда по «Карасубазарскому мирному договору» 1772 г. по пункту 3) признана «большая же малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи…» В этом же пункте сказано: «До войны настоящей (Присоединения Крыма к России-Х.Т.) бывшие под властью Крымского Хана, все Татарские и Черкесские народы, Таманцы и Некрасовцы, по прежнему быть имеют во власти Хана Крымского; большая же и малая Кабарды состоят в подданстве Российской Империи…», с.47. «Карасубазарский Трактат 1772 года. Проблемы Крыма. Выпуск 2», Симферополь, 2015.
Следует отметить, что понятия «Черкасы» и «Черкесы – XIX в.» не тождественны.
Это разные этносы. В одном случае «Черкасы» - тюркский народ. В другом случае термин «Черкес» воспринятый как географическое понятие и название для части закубанских народов в XIX в.
Чтобы не было коллизий и ненужных дебатов, поясним, что в это же время опубликованном «Рескрипте Императрицы Екатерины II едичкульским мурзам, агам и народу» 28 января 1772 года, в Титулатуре Императрицы Екатерины II поименованы в числе других:
«Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей…», с.36. «Карасубазарский Трактат...», который однозначно указывает, что есть Кабардинские и отдельно Черкаские земли, это лишь подтверждение о том, что речь идёт о разных народах.
И закубанские «черкесы» подданные Крымского Хана, отнюдь не относятся к «Черкаским землям».
В связи с этим Указом Императрицы Екатерины II от 28 января 1772 г., выясняется интересный штрих. Использованная нами работа «Карасубазарский Трактат 1772 года», 2015, среди составителей сборника документов числиться И.В. Зайцев. Это московский историк, доктор исторических наук, который успешно работает на искажении истории тюркских народов. И. Зайцев участвовал в создания мифа «Канжальская битва-1708», он же внёс искажения в родословную тюркских князей черк-асов. В этой книге не совсем случайно за титулами земель принадлежащих Российской империи, в том числе при перечислении записано: «Кабардинския земли, черкасских и горских князей…» При таком написании такой документ, можно трактовать, что это идёт перечисление «Кабардинских земель». Это далеко не случайность, а целая программа создания фальсификаций, тем более, это не единственный случай именно, в разделении «Кабардинские земли, Черкаских и Горских Князей».
Для примера правильного написания титулатуры Русских царей укажем на книгу «Странствования Филиппа Ефремова Въ Киргизской степи, Бухары, Хивы, Персии, Тибете и Индии и возвращение его оттуда через Англию в Россию», Казань, В Университетской Типографии, 1811 года: «Божиею поспешествующею милостию МЫ ЕКАТЕРИНА Вторая ИМПЕРАТРИЦА и САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ. Московская, Киевская…., Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей…», сс.33-34.
Небольшой конфуз, случившийся весной в 1779 году, когда кабардинцы по наущению турецких эмиссаров совместно с закубанскими черкесами Бесленееями и Темиргоевцами нападают на мирные русские станицы с целью наживы и ограбления русских казаков, рассеял все иллюзии кабардинцев о том, что можно игнорировать требования русских приставов.
В 1777 году по П. Буткову «Материалы Новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг.», САНКТПЕТЕРБУРГ. 1869., в 1777 г., «В Кабарде приставом кабардинского народа находится майор Таганов…», с.43.
Кабардинскому агрессору и их союзникам, число которых показывают 15тыс. человек на левом берегу реки Малки рядом с бродом Туз Кёчюу (с балкарского языка – Солённый брод-Х.Т.), небольшими силами относительно кабардинцев русскими был дан 6 – ти часовой бой.
В результате у русских: «убито 16, ранено 34; их (кабардинцев-Х.Т.) убито до 300 молодых князей и дворян; найдено панцырей более 100, весь их лагерь с багажем…» Следом генерал Якоби 28 ноября 1779 г. вступил в пределы жилищ в большой Кабарде (Баксан и Чегем-Х.Т.), и столько их устращил, что они , а вслед за тем и малая Кабарда, чистосердечно умоляли о пощаде; клялись в верности, покорности и на подданство российско-императорскому престолу, и обязались удовлетворить за все захваты, не поставляя в замену возмездия им учиненных.
Данная тогда, 9 декабря, Кабардинцами присяга содержала краткое исчисление всех учиненных ими клятв и стольких же измен,
единственно по легкомыслию их учиненных, и стольких же монарших прошений;
заключена тем, что они признавая теперь себя за подданных рабов российско-императорского престола, оружием покоренных, просят прощения и пощады; обещаются и клянутся быть скипетру российскому послушны; исполнять все повеления; осведомлять о всяких злоумышлениях; врагам российским, где бы то ни было, сопротивляться; ни в чем поставленному начальству не противиться, и находиться всегда в спокойном пребывании.
Кто же против сего поступить, от сообщества с таким не только убегать, в надлежащих местах о них благо - временно извещать, за своих собратьев не почитать, но и подданных их с самой минуты преступления объявлять вольными и от них не зависящими, а предоставить оных в монаршее благоусмотрение.
Чёрный народ сверх общей присяги опоручен между собою, что если владельцы их уйдут в другое место, за ним не следовать, не повиноваться, отрещись от зависимости и предаться российской защите и повелениям.
Существеннее сей присяги, взято было тогда же от владельцов, узденей и всего народа большой и малой Кабард письменное обязательство, утвержденное клятвою на Коране и печатьми старших владельцев и узденей, которое сверх предметов в присяге изображенных содержало: За все похищения произведенныя Черкесами в 1779 году, не полагая в замену взятого у них в наказание на продовольствие российских войск, доставить: денег 10т. рублей; лошадей 2150; рогатого скота 4759 голов и овец 4359, в уравнение утрат российских поселян.
«Возвратить беглецов и российских захваченных в минувшее замешательство и прежде, всех без изъятия, какие только есть в Кабардах…», сс. 58-59. Бутков.
Кому – то эти меры покажутся строгими и несправедливыми, не зная подлинной истории и благоденствия Кабардинцев со стороны русских.
Это благодаря русским кабардинцы освободились от крымкотатарского ига, о котором в кабардинских преданиях сохранились их подневольная жизнь.
«КРЫМЦЫ О КАБАРДЕ
Крымцы были мусульмане, а кабардинцы – идолопоклонники. «Можно заставить их делать всё, что не заблагорассудится нам» – так говорили крымцы и часто нападали на кабардинцев. Войска крымцев располагались на земле Кабарды. В каждый двор ставили по три крымца. По три месяца оставалось войско в Кабарде.
У начальника были особые позолоченные палочки. Заметит военачальник красивую девушку в каком-либо доме, сейчас же поставит эту палочку у стены дома, и тогда хозяин дома не имел права ни открыть, ни закрыть дверь без разрешения обладателя палки .
Военачальник, которому принадлежала палка, оставался на всю ночь в этом доме и спал с девушкой, которую заприметил ещё днём.
СВЕРЖЕНИЕ ИГА
Междоусобицы кабардинских владетельных князей, длившиеся очень долгое время, довели народ до такого состояния, что он был уже не в силах отразить нашествие полчищ крымского хана Батал - паши, который разорил много аулов, а народ обложил большою данью. За этой данью приезжали из Крыма в Кабарду каждый год, осенью, многочисленные сборщики. И брали сборщики все, что видели их глаза: рогатый скот, красивых женщин. С народом кабардинским они обращались бесчеловечно: отнимали у мужей жен, у отцов дочерей, стариков всячески оскорбляли, а порой и убивали…»
Материалы из книги Виктора Николаевича Котлярова «Канжальская битва: Взгляд сквозь столетия», Нальчик, 2018г.
В очередной раз, когда крымский хан Саадет – Гирай пришел взять дань с кабардинцев в 1720 году, кабардинцы при помощи русских отрядов мигрировали на территорию Бештау Эл (Балкарию), где в местности река Чегем и река Баксан в низовьях обосновались. Русская администрация из-за грабежей кабардинцев на новой территории вынуждена была определить им границу расселения в 1779 году, так как, своей территории кабардинцы не имели, будучи кочевым народом.
Как пишет П. Бутков: «При всяком похищении, кто бы оное ни учинил в российских границах, из Кабардинцов и других народов, если след падет на кабардинские земли, или будет на кого их Кабардинцев несомнительное подозрение, платить, и очищать свои дачи и себя.
«Чертою границы кабардинской к России поставляется: от большой Кабарды река Малка (по рекам Чегем и Баксан в низовьях от горы Кашхатау и Кызбурун –Х.Т.), а от малой Кабарды, Терек.
На левых берегах сих рек Кабардинцы не должны ни земледелия производить, ни скота содержать, потому что если они прежде сими местами пользовались, то единственно по позволению российского начальства, каковаго снисхождения
Кабардинцы поведением своим теперь сделались, недостойны…», с.59. Бутков.
Нельзя обойти такой факт в отношении Русской военной административной системы в частности к Кабарде в 1790-е годы.
24 –го декабря 1790 года, командующим войсками кавказского и кубанского корпусов был назначен генерал-аншеф И.В. Гудович, покоритель Гаждибея (Одесса) и Килии. Гудович, то и положил начало расположению и строительству кавказских русских укреплений. И в это же время возникают два монарших имянных Высочайших указа:
1) февраля 26-го – (1792) по отдаленности кавказских войск от главной армии, по всем делам, до корпуса касающимся, относиться впредь в лучшее оборонительное состояние от устья Терека вверх до Екатеринограда и далее, построить укрепления от Екатеринограда до Воронежского редута,
переселить на линию шесть донских казачьих полков, разместив их между Малкою и Кубанью;
переселить ногайских татар с линии отчасти на Молочные Воды, отчасти к трухменам на Куму;
учредить в Кабарде родовые суды и расправы, а в Моздоке верхний пограничный суд.
23-го февраля 1792 года последовал Высочайший манифест о заключении мира с турками. И, несмотря на это в это время в Кабарде появляются турецкие эмиссары с письмами от турецкого правительства.
Один из таких документов значил: «Фирман султана Селима кабардинским владельцам Мисосту, Алибеку, Селетгерееву, Бекмурзе, Атажуку, Кучуку, Каспулату, Адилгерию, Атажуку Мисостову, Коргоку, Мухаммеду Дохшукову, Атажуку Эльбздохову, Атажуку Наврузову) и прочим владельцам и духовным особам, а также узденям.
«Известно и ведомо вам да будет, что донесения ваши, присланныя чрез кутатийского Мухаммед-бека ко двору турецкому, получены. Но между тем воспоследовало у нас с Россиею на восемь месяцев перемирие, при котором оставлены нам завоеванныя россиянами места в наше владение, а особливо Анапа и Суджукъ –Кале – что и заключать должно не иначе, как к лучшему нашему спокойствию и благоденствию, в рассуждении и приостановления войны, так как и двор турецкий имеет о том попечение…
А что в точности у нас с Россиею в рассуждении мира и войны последует – о том без уведомления не останетесь…»
И действительно, не смотря на мир с Россиею, Порта не оставляла Кабарды своим влиянием и наущениями, и как известно, в следующем же затем году новым султанским фирманом возбуждала их к войне с Россиею…» сс.42-43. Волконский.
С появлением энергичного, генерала Гудовича на Кавказской линии, и в частности в делах по военно-гражданскому администрированию в Кабарде
и созданию Родовых судов и расправ получила положительные отзывы.
«После переписки, происходившей между Гудовичем и кабардинцами об установлении у них новых порядков, владельцы, уздени и эфенди большой Кабарды в конце сентября уведомили его, что повеление Государыни о ведении в их стране родовых судов, расправы, и верхняго пограничного суда «приняли за благо с крайним удовольствием…
Население малой Кабарды извещало: «Мы предписание ваше о выборе нам судей получили и в разсуждение содержание онаго бытием судов и судей все мы весьма довольны».
Они уверяли при этом, что живут мирно и чужды всяких ссор, убийств и т.п., а все это происходит от жителей большой Кабарды, которые нагло захватывают у них узденей, холопов и разную скотину…
Вследствие этого они просили защитить от них…», с.29. Волконский.
Здесь следует пояснить, что за термином малая Кабарда, находились ни этнические кабардинцы, хотя они и были, но в меньшинстве к остальным: кумыкам, брагунским татарам, ногайцам, поселениям Бековичей-Черкаских, которые относились к татарским народам.
В отличие от тех кабардинских историков, которые оперируют такими эпитетами в отношении Кабард.
Кабарду называют по сравнению с другими политическими образованиями на Северном Кавказе «обширной», «великой», «огромной», «аристократической»,
как «велико-черкеские княжества», а владетелей, как «вали, старший князь Кабарды, или пши».
В отличии от виртуальной Кабарды, все они именовались владельцами относительно к их партиям: Кашкатавская или Баксанская и никаких княжеств, как классически это представлено с границами и территорией всего этого, в отношении кабардинцев не было.
В создании и избрании родовых судов большой Кабарды видно, что речь идёт о небольшом народе, где количество выборных, с правом выборных, лиц имеющих право голосовать и говорят о небольшом народце.
Как таковыми, выборными голосовать оказались: «В выборе участвовали из узденей Атажукина 15 фамилий, Мисоустова 14, Бекмурзина и Кайтукина, которые вместе назывались джембулатовскими, 32. За исключением отсутствовавших и малолетних в выборе участвовали 171 человек…», с.31. Волконский.
Вот реальная картина большой Кабарды: узденей – 61 фамилий, 4 фамилии – владельцы: Атажукины, Мисостовы, Кайтукины, Бекмурзины. Других нет. Остальные – зависимый народ: крепостные и холопы.
В малой Кабарде, кабардинских князей не было.
Таусултановы, Гиляхстановы, Кургокины-Канчокины, Бековичи-Черкаские – татарские фамилии из тюркских родов.
Балкарский таубий (князь) Кучук Джанхотов, владения которого находились и в большой и малой Кабарде, и не только, по своему происхождению был Бассиятидом, аристократический род в Балкарии из Чингизидов.
Поэтому, К. Джанхотов в Кабарде считался выше, кабардинских владельцев Атажукиных,Кайтукиных и Бекмурзиных...
Из представленных списков, ни один владетель не представлен, как князь имеющий свое княжество, как государство – образующее владения.
И не представлен, ни один владетель, как старший князь:
«Фамилия «первой степени»: Атажукина и во главе стоял Мисоуст Баматов с братьями, а у них старшие уздени из родов Куденетова (Мусса), Бабукова (Исмаил) и Пишцукова (Исмаил);
второй (средней) степени – фамилии Мисоустова, с владельцем Джанхотом Сидаковым с братьями, и у них старшие уздени из Куденетовых Камбулатов и из Тамбиевых Росламбек,
третьей степени – владелец Атажук Касаев с братьями и старшие уздени из Куденетовых Шабас-Гирей и Анзоровых Корчокъ;
четвёртой степени представитель Атажук Хамурзин и старшие уздени – из Куденетовых Дударуко и из Догошоковых Бек-Мурза.
Роды Бекмурзина и Кайтукина, которые носили одно общее название Джембулатовых, имели 43 отдельные фамилии.
Гудович донес Государыне, что он надеется, что кабардинцы, вследствие установленных у них учреждений, отвыкнут от самоуправства и хищничества, которыя у них укоренились. Но на этот раз Гудович, при всей своей дальновидности, упустил из вида поговорку о горбатом…», с.31. Волконский, «Кавказский Сборник».
О Кабардинских владельцах, также писал пристав Кабарды генерал-майор Дельпоццо. В 1805-1810 гг., И. П. Дельпоццо был приставом Кабарды. Является автором «Записки о большой и малой Кабарде». Некоторые определения из «Записок» Дельпоццо:
«Сей народ разделяется на пять званий: первое — владельцы,
второе — уздени, которые исстари дворяне,
третье — уздени, которые пожалованы от владельцев или старших узденей;
четвертое — отпущенные на волю из дворовых людей;
пятое — крепостные люди (именуемые «холопы»),
разделяются на две степени: первые — дворовые люди, а последние — хлебопашцы…
Владельцы и уздени могут убить своих крепостных людей без всякого опасения и продавать дворовых людей поодиночке; дворовые люди часто получают от них искуплением за цену волю и называются тогда «бегаулья» — исполнители воли владельца против узденей и холопей. Владельцы и уздени не могут продавать пахотных крестьян поодиночке, но имеют право целою семьею.
В противном же случае, лишаются всего того семейства и переходят к другому господину — находятся у того под покровительством, вроде кунака, по то время, покуда сделано будет владельцам по обычаям надлежащее удовлетворение.
До сих пор они имеют привычку, или обыкновение, переменять свое жилище по своему произволу, с одного в другое место, верст за 20, 30 и 100 далее с прежнего. Сия перемена ему ничего не значит по созданию своей сакли из плетней, покрытой соломой.
Из которой взявши он только одну дверь, укладывают свое имение и постель на арбы, запрягает быков и угоняет скотоводство на новое жилище.
Крестьяне у кабардинцев столь худо содержатся и угнетены, что всегда имеют ненависть против своих господ. Они более ничего не желают, как помощи от России и освобождения их. Сей черный народ весь всегда готов оставить Кабарду и поселиться в наших границах только с тем условием, чтобы никогда не отданы были обратно своим господам.
Подробность сию жизни и упражнений кабардинцев я для того только описываю, чтобы дать справедливейшее и вероятнейшее понятие. По [сей причине], имея жительство на Линии четырнадцать лет и делая замечания и испытания во всяких их обращениях и занятиях, вроде жизни, с глубоким вниманием, входя в самомалейшие подробности. А кольми паче управляя ими уже три года и имея вседневное обращение и взгляд на их трудолюбие, могу сказать истинно и справедливо, что народ сей весьма ленив и любит праздность. Сей народ привык не знать никакой правды и неприятель всему тому, кто против его воли идет. Враг послушания и не имеет никакого закону, кроме своей воли; не имеет приверженности к своей родне — сын изменяет отцу, отец сыну, брат брату, ближний обманывает своего ближнего и так далее. И сия война между их фамилиями всегда сокрыта в сердцах и таится, как огонь под пеплом, покуда оный ветром раздует…» Текст воспроизведен по изданию: И. П. Дельпоццо. Записка о Большой и Малой Кабарде // Русские авторы XIX века о народах центрального и северо-западного Кавказа. Том 1. Нальчик. Эль-Фа. 2001. ДЕЛЬПОЦЦО И
vostlit.info›Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX…Delpozzo…
Необходимо заметить, что именно благодаря русскому правительству и вопреки, сопротивлению кабардинских владетелей и узденей в Кабарде было отменено крепостное право и освобождено русским правительством с 18 ноября 1866г. до половины марта 1867 года до 21221 душ обоего пола, при общей численности кабардинцев на 1858 г. – 24282 душ обоего пола. Евг. Максимов и Г. Вертепов, «Туземцы Северного Кавказа», историко-статистические очерки. Выпуск Первый. Осетины, Ингуши. Кабардинцы. Владикавказ, Типография Областного Правления Терской Области. 1892, сс.144-145.
Эти цифры о количестве населения и помощь русского правительства Кабарде, могут говорить о «геноциде»?
Слишком многое позволительно научным центрам в Кабардино-Балкарии искажающим историю России целенаправленно и умышленно. Вместо привлечения к ответственности, эти же называемые учёными создают лже-историю ведущую к обострению межнациональных отношений в Российской Федерации.
В бытность генерала Емануеля командующим войсками на Кавказской линии, в Черномории и Астрахани, и начальником Кавказской области с июня 1826 года были приведены в подданство балкарцы и дигорцы. Этому предшествовало усилия командира пехотного полка расположенного в Кабарде подполковника Швецова. «Ещё в ноябре месяце 1826 года он вошёл с ходатайством о прощении родственников знатнейшей фамилии средне-дигорских деревень Абисаловых – и старшины Бек-Мурзы Кубатиева, опустошавших в прежние годы Кабарду, при обязательной выдаче от этих деревень аманатов. Воспользовавшись этим обстоятельством и препроводив соответственные наставления кордонным начальникам, Емануель поручил им войти в сношения с горцами и, указывая на выгоды покровительства такой могущественной державы, как Россия, употребить все старания, чтобы склонить их к принятию русского подданства. Более других успел в этом деле подполковник Швецов, который за короткое время расположил к себе соседние племена дигорцев, чегемцев, балкарцев, хуламцев, бизинги и урусбиевцев. Отправленные от этих племен уполномоченные подали Емануелю прошение о принятии их под покровительство Государя Императора, причем обязались дать аманатов, принять присягу на подданство России и выразили готовность вступить к нам на службу, если это от них потребуется. Кроме того, на словах они просили сохранить за ними все древние обычаи и народные права, разбирательство дел по шариату, получение издавна установленной владельцам с подвластных дани и свободное исповедание магометанской религии тем дигорским владельцам, коих подвластные осетинцы приняли уже христианскую веру…», сс.351-352. «Кавказский Сборник», Том XV. 1894.
Емануель с благосклонностью ответил уполномоченным, что «принимает от них верноподданническую присягу и изъявляет уполномоченным покровительство и всякую справедливую защиту. Вместе с тем, согласившись удовлетворить их желания и простив мятежных дигорцев Абисаловой фамилии, Емануель отпустил депутатов, поручив им привести вышеозначенные племена к присяге…», с.352. «Кавказский Сборник».
25 –го апреля 1828 года Россия объявила войну Турции за нарушение ею мирных трактатов. Емануель издал прокламацию, приглашая закубанцев принять сторону России. Племена жившие на левом берегу Кубани, несмотря на требования анапского паши удалиться в горы, отказали этому, предпочитая жить в соседстве с русскими. Ногайцы на линии были такого же мнения.
«Но абадзехи, а с ними беглые кабардинцы, отнеслись к прокламации враждебно и, собравшись в количестве 800 человек, вызывали от разных закубанских племен князей для совещания о вторжении в пределы Кавказской области…», с.369. «Кавказский Сборник». Русский отряд выступивший под командованием г-м Антроповым рассеял этот отряд.
Опустив тему освещения мелких хищнических набегов отдельных закубанцев на русские поселения, отметим, что 13 июня 1828 года после тяжёлых боев за взятие турецкой крепости Анапы на Кубани, Анапа была захвачена. При этом было взято в плен 5500 человек, гарнизон Анапы, и многочисленные оружие и боеприпасы. Потери русских убитыми и раненными 350 человек.
В тоже время в начале июня 1828 года под командованием турецкого чиновника Могамет –ага скопище закубанцев, в числе более 3000 человек напали на линию в районе рр. Урупа и Зеленчука с целью напасть на ногайские аулы и увести их в горы. В целом в этих боях с отрядом закубанцев настигнутый на реке Гунделен и состоявшийся бой, нанёс большой урон противнику. На поле сражения было найдено 150 трупов. Русский отряд потерял двух штаб-офицеров, одного обер-офицера и 69 казаках убитыми и раненых один обер-офицер и 40 казаков; 4 казака пропали без вести.
Для нашего исследование этот бой при реке Гунделен был примечателен тем, что в отряде турецкого предводителя Могамет-аги, отмечено наличие боевых флагов: «имея одно большое знамя и пять малых, из коих первое, надо полагать, принадлежало ему самому, а остальные владельцам закубанских народов…», с.398. «Кавказский Сборник». Относительно цвета флага и других атрибутов на флаге ничего не известно. Но этот факт подчёркивает, что применение флага закубанскими отрядами имело место безотносительно того, что потом, уже в 90-х годах XX века кабардинские идеологи «Черкесии» родили «знамя войны» против России.
Кому эти идеологи обращали эти знаки «знамя войны» против России, нетрудно догадаться.
В то же время поражение отряда турецкого предводителя Могамет- аги, и несмотря на происки и подстрекательства турецких эмиссаров, успехи русского оружия оказали действенное влияние на ряд закубанских племён. Хамышинцы, ногайцы, гатукайцы, темиргоевцы приняли присягу и дали аманатов. Это был 1828 год.
С кем Кабарда воевала 101 год – это большой вопрос?
В сложившихся обстоятельствах Емануель полагал необходимым принять против закубанцев решительные меры.
В 1828 г. были замирены и дали присягу и заключили «Мирные условия, заключенныя Г.-М. Безкровным с Натухайцами 7-го ноября 1828 года в Анапе», и «Условия подчинения Бесленеевцев, представленные Генералу Емануелю»: «Покорнейшее прошение.
Повинуясь воле вашего высокопревосходительства, все требования ваши в точности согласны исполнить.
1) Присягнуть на верноподданство Российскому Государю Императору…», сс.449-450. «Кавказский Сборник».
Следует отметить и о такой категории, как «беглые кабардинцы», которые сегодня живут в современной Карачаево-Черкесии, с этническим именем «черкес».
«Беглые кабардинцы, как не коренные жители Закубанья, не занимали отдельной территории и даже не имели прочной оседлости, но, разсыпанные между другими закубанскими поселками, селились, где находили свободныя земли, и весьма часто переходили с одного места на другое, большей частью сосредотачиваясь в верховьях обоих Зеленчуков. Поселения бесленеевцев, разделенныя втиснувшимися между ними ногайцами, составляли две группы, из коих одна размещалась от верховьев р. Псефира на восток до Б. Лабы и на юг, захватывая бассейн р. Ходзь до устья реки Амтуркъ, впадающей в М. Лабу, и далее до горы Ахмет, где земли этой группы соединялись узкой полосою с землями другой группы, расположение которой можно определить линиями от горы Ахмет до горы Шелох и оттуда мимо горы Тегень к р. Урупу; вниз по этой реке поселения бессленеевцев несколько переходили р. Джельтмес, впадающей с левой стороны в Уруп, а на западе, захватывая оба Тегеня, достигали горы Джельтмес…», сс.421-422. «Кавказский Сборник».
Беглые кабардинцы частью находились в верховьях реки Чамлык, частью в верховьях реки Уруп, в частности аул беглого кабардинского князя Ажди-Мурзабека Хамурзина, отстоявший от Кубани 80-ти верстах, на землях башилбаевцев. В верховьях Б. Лабы аул беглых кабардинцев князя Кучука Аджи-Гиреева, расположенному в районе бесленеевских земель на р. Кунчъ, впадающей с правой стороны в Б.Лабу.
В Прокламации Г-Л. Емануеля «Закубанским народам» от 25-го апреля 1828 года говорилось: «Тем из закубанских племен, которыя вздумали бы утеснить своих одноземцев за преданность России, будет отмщено точно так, как за собственную обиду русским. Для сего утесняемые должны сейчас требовать себе защиты от ближайших к ним русских военачальников.
От беглых кабардинцев, находящихся за Кубанью, один раз и навсегда я требую, чтобы от хищничества удержались; в противном же случае, добычами не заменяется им те потери, которыя понесут они, если привлекут на себя русское оружие. К тому же и сами жители закубанские, давшие им убежище, должны за стыд почитать следовать их легкомысленным советам, а и того ещё более – терпеть от них своих притеснителей и им повиноваться…», с.447. «Кавказский Сборник». Генерал Емануель, слов на ветер не бросал. Бесленеевцы были приведены к присяге практически мирным путем.
Примечание
1. «Кавказский Сборник» Издаваемый с ВЫСОЧАЙШАГО соизволения по Указанию ГОСУДАРЯ ВЕЛИКАГО МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА
В Бытность
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ КАВКАЗСКОЮ АРМИЕЮ
Под редакцией артиллерии генерал-лейтенанта Чернявскаго.
Томъ XV. Тифлис. Типография Канцелярии Главноначальствующаго гражданской частью на Кавказе, Лорисъ-Меликовская улица, дом казенный.
Часть II.
Хадис Тетуев, 25.10.2021г.
Свидетельство о публикации №221102600673