Самородок

В один из предвесенних дней путь мой лежал по маршруту Круглое-Могилёв. Не желая ждать автобус решил ехать на маршрутке. Таксист предупредил при отъезде, что поедем через Шклов. Так я впервые побывал в Шклове проездом. По приезду стал искать, что можно найти о Шклове.

И вот попался на глаза очерк о таинственном самородке. А история такова: «В Шклове, в семье странствующего музыканта Михаила Гузикова, в 1806 году 2 сентября родился сын Иосиф. Отец зарабатывал на хлеб игрой на флейте. Приглашали его играть и на богатые свадьбы шляхты и на вечеринки. Приобрёл известность в Могилёвской области. По стопам отца Иосиф пошёл рано играя на флейте уже в 10 лет, в совершенстве ею владея. Не зная нот, но обладая абсолютным слухом, безошибочно играл десятки мелодий по памяти. У него был старший брат, но именно Иосиф ещё подростком заметил отца на самой ответственной работе – свадьбах. Брат аккомпанировал ему на скрипке. В 16 лет Иосифа по отцовской воле женили. Вскоре родилось двое детей. Жизнь не была безоблачной – к семейным заботам добавилась тяжёлая болезнь – чахотка. Но музыкант не унывал.

Часто по ночам бодрствовал – изобретал нечто невиданное. Не зная математики и законов акустики, самоучка-изобретатель сконструировал удивительный инструмент – прообраз современного ксилофона. Вскоре Гузикова встречала Москва, где оригинальный исполнитель, как сообщили газеты, нашёл живой отклик. Очередным пунктом гастролей стал Киев. Здесь тогда выступал известный польский скрипач и дирижер К.Липинский. Маэстро оказался в полном восторге: «Поистине, Гузиков, я восхищаюсь вами. Вы ещё больший художник, чем я. Ведь я только использовал средства, которые были представлены в моё распоряжение. Вы же создали себе новые». Окрылённый высокой оценкой, музыкант с ещё большим вдохновением принялся совершенствовать своё мастерство. Ему рукоплескали не только на родине, но и в Польше, Германии, Австрии, Франции, Голландии…

Древний Краков принимал Гузикова с величайшими почестями, но настоящей сенсацией, которая принесла ему признание у самой взыскательной публики, стали выступления в Вене – пожалуй, самом музыкальном городе Европы.

После Вены он совершил турне по многим городам Германии. Выдающийся композитор, пианист и дирижёр Ф.Мендельсон (автор известнейшего свадебного марша) так высказался после окончания концерта: «Это настоящий феномен, исключительный музыкант, стоящий не ниже любого великого виртуоза как по манере исполнения, так и по своему зрелому мастерству. И почему-то он обрадовал меня своей игрой на этом деревянно-соломенном инструменте гораздо больше, чем многие своей игрой на фортепиано, хотя инструмент его очень неблагодарен… как бы то ни было, я уже давно не испытывал такого наслаждения от концерта, ибо Гузиков поистине гений».

Успех самородка был огромен, и только одно удручало: быстро ухудшалось подорванное смолоду здоровье. Долгое время выручал природный оптимизм, но силы уходили. 21 октября 1837 года в немецком городе Ахене Иосиф Гузиков умер прямо на сцене во время концерта – упал рядом с инструментом. В российских газетах не написали ни слова, в то время как западноевропейская пресса сравнивала безвременно ушедшего музыканта с Паганини».

До сих пор мы мало знаем о жизни выдающегося уроженца Шклова, репертуар его остаётся неизвестным, конструкция уникального инструмента тоже. Однако надежда разгадать тайну остаётся. Ведь не исключено, что сохранились не только чертежи, но и… сам ксилофон Гузикова! Инструмент вполне мог пролежать все эти годы в запасниках одного из немецких музеев. Надо только хорошо поискать.


Рецензии