Пленник Гебена
Эта история началась со старой открытки с изображением парохода Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) «Великая Княжна Ксения», построенного в Англии в 1895 году. С началом Первой мировой войны судно переоборудовали в минный заградитель и зачислили в состав Черноморского флота. Вместе с другими минзагами «Великий Князь Константин, «Великий Князь Наследник Георгий» «Великая Княгиня Ксения» летом 1914 года устанавливала минные заграждения у Севастополя и Босфора, а в ноябре того же года – у турецких портов Анатолийского побережья.
Командиром «Великой Княгини Ксении» был лейтенант Михаил Михайлович Четверухин (1881 – 1961), офицер, закончивший Морской корпус в 1907 году, находившийся на службе с 1909 года.
Очередная операция эскадры Черноморского флота по выходу в море проводилась в декабре 1914 года. Её целями являлись – постановка минных заграждений у Босфора и блокирование выходов турецких кораблей из Зонгулдакской гавани путём затопления подошедших к ней брандеров (старых пароходов, гружённых камня - ми). Предполагалось, что это послужит прекращению вывоза важного стратегического сырья – угля из главного места его добычи в Турции.
Эскадра Черноморского флота выходила в полном составе, чтобы быть в состоянии сразиться с поступившими на вооружение турецкого флота новейшими кораб-лями – «Гебен» и «Бреслау», технически более совершенными, как по вооружению, так и в скорости хода, в сравнении с устаревшими российскими броненосцами и крей-серами.
Первая часть операции была успешно выполнена: минные заградители в сопровождении 3 – го дивизиона миноносцев в ночь на 22 декабря 1914 года поставили 600 донных мин у Карабуру, в трёх милях у входа в Босфор. Кораблям удалось избежать встречи с неприятельскими крейсерами и благополучно вернуться в Севастополь поодиночке.
Другой отряд, выдвигавшийся на закупорку входа в Зонгулдак, в составе линейного корабля «Ростислав», четырёх загруженных старых пароходов – «Олег», «Исток», «Эрна» и «Атос», вспомогательного крейсера «Алмаз» и миноносцев 6 – го дивизиона, был застигнут сильным штормом. Корабли разбросало бурей, что не позво-лило выполнить поставленную задачу. В отряде не досчитались парохода «Атос» и одного миноносца.
Пароходом «Атос» (бывшим немецким судном левантийской линии) тогда командовал тот же лейтенант М. Четверухин. Его судно оказалось далеко в море в полном одиночестве, где его обнаружил вражеский крейсер «Бреслау». На приказ сдаться М. Четверухин ответил отказом, дал команду открыть кингстоны, чтобы затопить транспорт. После взятия в плен командира и команды «Атоса», «Бреслау» сделал несколько залпов по беззащитному судну. Затем крейсер повстречался с «Гебеном», возвращавшимся в Константинополь., переправив на него пленных. За два дня до этого М. Четверухин участвовал в постановке мин у Босфора и, находясь арестованным в каюте, увидел через иллюминатор подход «Гебена» к Босфору, а затем почувствовал, как крейсер содрогнулся от взрывов, сначала в районе правого, а затем левого борта. Случилось это на праздник Рождества – 25 декабря. Только внутренние броневые переборки корабля выдержали удары, но крейсер вследствие пробоин, заполнился большим количеством забортной воды, и если бы не был так близко к Босфору, весьма вероятно, затонул.
Из плена М. Четверухину удалось переслать сообщение об этом командующему Черноморским флотом адмиралу А. Эбергарду. Так был развенчан миф о неуязвимости линейного крейсера «Гебен» - гордости немецко – турецкого флота.
О дальнейшей судьбе М. Четверухина известно мало: дослужился до капитана 2 ранга, эмигрировал вместе с семьёй в Бельгию. В 1922 – 25 годах работал в Конго начальником гидрографической службы, был ранен одним из местных рабочих и доставлен в Бельгию. Скончался в 1961 году. Написал свои воспоминания «Три встречи с <Гебеном>», опубликованные в Морских записках в 1948 году.
P.S. Линейный крейсер «Гебен» назван в честь генерала Августа Карла фон Гебена – ветерана франко – прусской войны, в 1914 году передан туркам, получил наименование «Явуз Султан Селим» («Султан Селим Грозный»), до 1950 года был флагманом ВМС Турции.
25 октября 2021 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №221102701218