Пленник Гебена

                ПЛЕННИК   «ГЕБЕНА»


Эта  история  началась  со  старой  открытки  с  изображением  парохода  Русского  Общества  Пароходства  и  Торговли  (РОПиТ)  «Великая  Княжна  Ксения», построенного  в  Англии  в  1895  году. С  началом  Первой  мировой  войны  судно  переоборудовали  в  минный  заградитель  и  зачислили  в  состав  Черноморского  флота. Вместе  с  другими  минзагами  «Великий  Князь  Константин, «Великий  Князь  Наследник  Георгий»  «Великая  Княгиня  Ксения»  летом  1914  года  устанавливала  минные  заграждения  у  Севастополя  и  Босфора, а  в  ноябре  того  же  года – у  турецких  портов  Анатолийского  побережья.

Командиром  «Великой  Княгини  Ксении»  был  лейтенант  Михаил  Михайлович  Четверухин  (1881 – 1961), офицер, закончивший  Морской  корпус  в  1907  году, находившийся  на  службе  с  1909  года.

Очередная  операция  эскадры  Черноморского  флота  по  выходу  в  море  проводилась  в  декабре  1914  года. Её  целями  являлись – постановка  минных  заграждений  у  Босфора  и  блокирование  выходов  турецких  кораблей  из  Зонгулдакской  гавани  путём  затопления  подошедших  к  ней  брандеров (старых  пароходов, гружённых  камня -   ми). Предполагалось, что  это  послужит  прекращению  вывоза  важного  стратегического  сырья – угля  из  главного  места  его  добычи  в  Турции.
Эскадра  Черноморского  флота  выходила  в  полном  составе, чтобы  быть  в  состоянии  сразиться  с  поступившими  на  вооружение  турецкого  флота  новейшими  кораб-лями – «Гебен»  и  «Бреслау», технически  более  совершенными, как  по  вооружению, так  и  в  скорости  хода, в  сравнении  с  устаревшими  российскими  броненосцами  и  крей-серами.
Первая  часть  операции  была  успешно  выполнена: минные  заградители  в  сопровождении  3 – го  дивизиона  миноносцев  в  ночь  на  22  декабря  1914  года  поставили  600  донных  мин  у  Карабуру, в  трёх  милях  у  входа  в  Босфор. Кораблям  удалось  избежать  встречи  с  неприятельскими  крейсерами  и  благополучно  вернуться  в  Севастополь  поодиночке.

Другой  отряд, выдвигавшийся  на  закупорку  входа  в  Зонгулдак,  в  составе  линейного  корабля  «Ростислав», четырёх  загруженных  старых  пароходов – «Олег», «Исток», «Эрна»  и  «Атос», вспомогательного  крейсера  «Алмаз»  и  миноносцев  6 – го  дивизиона, был  застигнут  сильным  штормом. Корабли  разбросало  бурей, что  не  позво-лило  выполнить  поставленную  задачу. В  отряде  не  досчитались  парохода  «Атос»  и  одного  миноносца.

Пароходом  «Атос»  (бывшим  немецким  судном  левантийской  линии)  тогда  командовал  тот  же  лейтенант  М. Четверухин. Его  судно  оказалось  далеко  в  море  в  полном  одиночестве, где  его  обнаружил  вражеский  крейсер  «Бреслау». На  приказ  сдаться  М. Четверухин  ответил  отказом, дал  команду  открыть  кингстоны, чтобы  затопить  транспорт. После  взятия  в  плен  командира  и  команды  «Атоса», «Бреслау»  сделал  несколько  залпов  по  беззащитному  судну. Затем  крейсер  повстречался  с  «Гебеном», возвращавшимся  в  Константинополь., переправив  на  него  пленных. За  два  дня  до  этого  М. Четверухин  участвовал  в  постановке  мин  у  Босфора  и, находясь  арестованным  в  каюте, увидел  через  иллюминатор  подход  «Гебена»  к  Босфору, а  затем  почувствовал, как  крейсер  содрогнулся  от  взрывов, сначала  в  районе  правого, а  затем  левого  борта. Случилось  это  на  праздник  Рождества – 25  декабря. Только  внутренние  броневые  переборки  корабля  выдержали  удары, но  крейсер  вследствие  пробоин, заполнился  большим  количеством  забортной  воды, и  если  бы  не  был  так  близко  к  Босфору, весьма  вероятно, затонул.

Из  плена  М. Четверухину  удалось  переслать  сообщение  об  этом  командующему  Черноморским  флотом  адмиралу  А. Эбергарду. Так  был  развенчан  миф  о  неуязвимости  линейного  крейсера  «Гебен» - гордости  немецко – турецкого  флота.


О  дальнейшей  судьбе  М. Четверухина  известно  мало: дослужился  до  капитана  2  ранга, эмигрировал  вместе  с  семьёй  в  Бельгию. В  1922 – 25  годах  работал  в  Конго  начальником  гидрографической  службы, был  ранен  одним  из  местных  рабочих  и  доставлен  в  Бельгию. Скончался  в  1961  году. Написал  свои  воспоминания  «Три  встречи  с  <Гебеном>», опубликованные  в  Морских  записках  в  1948  году.


P.S. Линейный крейсер  «Гебен»  назван  в  честь  генерала  Августа  Карла  фон  Гебена – ветерана  франко – прусской  войны, в  1914  году  передан  туркам, получил  наименование  «Явуз  Султан  Селим»  («Султан  Селим  Грозный»), до  1950  года  был  флагманом  ВМС  Турции.

25  октября  2021  года                Вячеслав Прытков


Рецензии