Дом деревянных чудес

С удивительной семьёй мастеров я познакомился в селе Иска Нижнетавдинского района Тюменской области. Это Валентина Добжанская и её сын Игорь. Их усадьба создана собственными руками с любовью и терпением. Здесь со стен смотрят лики Спасителя и святых, вырезанные из дерева, в теплице среди зимы зреют огурцы, а летом вокруг шумит листвой молодой сад.

После выхода на пенсию Валентина Добжанская (тогда ещё гражданка Казахстана) затосковала по Родине. Долго семейная пара ездила по округе, пока не нашла домик, который им приглянулся. Рядом лес и речка – всё, что любит моя собеседница.
Через год муж Станислав умер. В этой ситуации сын Игорь поступил достойно: не желая оставлять мать одну, он вместе с семьёй (женой Ольгой и сыном Ярославом) переехал из Сургута, где кипела вся его жизнь, в тихое селение. По специальности строитель, он сразу же начал обустраивать семейное гнездо. Привёл в порядок старый бревенчатый дом. Бережно поднял его, залил новый фундамент. А потом сделал каркасную пристройку: поставил стойки из бруса, утеплил минеральной ватой и обшил. С тех пор строительные работы не прекращаются, потому что совершенству нет предела, и всегда в большой усадьбе Добжанских найдётся уголок, который можно сделать ещё краше. За эти годы появились баня и сарай, а также ещё один дом, который спрятался на задворках от посторонних глаз. Позднее дело дошло до внутреннего благоустройства: Игорь сделал рамы, двери, шкафы и множество полезной утвари. Сын Ярослав подрос (сейчас он уже десятиклассник), и отец начал обучать его своему ремеслу. Здесь родились сыновья Ставр и Ян – они ещё совсем маленькие, ходят в детский сад.
Валентина Васильевна рассказала, как зародилось увлечение сына, и показала  драгоценные творения рук человеческих.
Она считает, что мастеровитость передалась ему на генетическом уровне. Ведь её отец был прекрасным столяром. Ещё до революции изготовленная им посуда пользовалась большой популярностью. Её родители жили на Севере, с товарами там была большая проблема, поэтому всё приходилось изготавливать самостоятельно.
Рассмотрим, что собой представляют эти работы. Одна из первых картин-скульптур – это храм, каких немало на родине Валентины Васильевны – в Архангельской области. Там повсюду стоят деревянные церкви. Именно такую вырезал Игорь Добжанский. Теплом веет от этой работы, и кажется, что за окнами церкви мигают лампады, и батюшка молится в вечернем полумраке за спасение своих прихожан.
Почти что в такой церкви, в городе Каргополе работал отец моей собеседницы. На начало войны ему исполнилось пятьдесят лет. В армию по возрасту столяра не взяли, но его исключительные рабочие навыки пригодились трудовой армии. Заброшенная каргопольская церковь служила бытовым помещением, где мужчина изготавливал бочки для селёдки, которая потом отправлялась на фронт в сторону голодного Ленинграда. За это время он заработал рак желудка, поскольку, по свидетельству дочери, до такой степени был честным, что не брал продукцию у солдат, а питался одними отходами: тухлыми яйцами и испорченной селёдкой. Сразу после войны его не стало.
После храма появились резные иконы. Это Спас Нерукотворный, Иисус Христос, обрамлённый рамкой из виноградной лозы, две небольших иконы Богородицы – одна вырезана из бука, а вторая – из благородного ореха. Много сил было вложено в Серафима Саровского, наверно, поэтому каждая черта старца выглядит правдоподобной. Часть из них изготовлена вручную, часть – на специальных станках.
Сама Валентина Васильевна – мастерица с цветущими ромашками  и порхающими бабочками в душе. С тех пор, как сын научил её плетению, она делает самые разнообразные корзины и коробочки. Подручными материалами служат пластиковые ремни для упаковки и обычная береста. Эти милые вещицы женщина дарит родственникам и знакомым.
Зимой, когда появляется много свободного времени, Валентина Добжанская вышивает картины бисером и крестиком, используя готовые наборы. А летом она переключается на огород. Недавно мать и сын посадили яблоневый сад, а на задворках, где возделывается картофель, дали жизнь кедровой аллее. Эти деревья достигнут великолепия через много лет и будут добрым напоминанием о людях, которые дали им жизнь. Кстати, Валентина Добжанская – не только мастерица на все руки, но ещё и путешественница. Уже второй год она уезжает на малую родину  в город Каргополь Архангельской области к сестре, чтобы принять участие в сплаве на лодках по реке Лёкшме. В этом году она очень обмелела, поэтому часть пути приходилось тянуть судно на себе всем членам семьи. По пути моя собеседница ловила рыбу и готовила ароматную уху. В этом прекрасном месте с выступами скал, деревянными церквушками, отражающимися в зеркале воды, она получила заряд бодрости и вдохновения.
Мы оказались в мастерской. Мне был показан лазерный станок, на котором можно изготовить детали из пластика. На нём работает внук Ярослав. А рядом стоит отцовский большой и статный 3D-станок. Его возможности позволяют вырезать даже самую сложную скульптуру. Валентина Васильевна по секрету рассказала, что сын сам изготавливает станки на заказ. Даже алюминий для рам он выплавляет самостоятельно.
Здесь же на стенах висят другие работы. Не только святые мученики стали объектами внимания мастера. Некоторое место в своём творчестве он посвятил вырезанию обнажённых женщин и тоже в этом преуспел.
Теплица – ещё одно примечательное место усадьбы. Зелень и огурцы дают урожай уже в марте благодаря пиролизной печи, которая медленно использует дрова и может топиться в течение пяти часов. А по трубам, проложенным под землёй, в это время струится тепло, которое согревает почву до комфортной температуры.
Вот сколько интересных впечатлений я почерпнул, пообщавшись с искинскими мастерами. Такие люди как Валентина и Игорь Добжанские вдохновляют.  Глядя на их творения, хочется создать маленькое чудо.


Рецензии