Ашока - Любимый Богами

Часть первая:

ПРЕДСКАЗАНИЕ ГАУТАМЫ БУДДЫ О МИССИИ АШОКИ

- Это было на берегу озера Сакьявата в Ориссе, где я жил одно время, - этими словами Учитель Гаутама Будда начал рассказ об одном своем очень важном воспоминании. Многочисленные ученики, сидевшие перед ним, внимательно слушали его. Учитель продолжал:

- И вот как-то прогуливаясь с несколькими учениками по берегу озера я увидел группу детей, игравших на песчаном берегу. Подойдя поближе я заметил одного мальчика, который резво руководил своими друзьями вместе с ним строившими песочный дворец в столице своего воображаемого царства. Я подошел поближе и спросил у детей, что это они строят. Мальчик лет восьми, который обратил на себя мое внимание встал и увидев нас подошел и поклонившись вежливо сказал:

- Вам, монахам, свободно прогуливающимся без своего царства будет трудно понять нашу игру. Мы хотим построить свое царство со столицей и конечно с властителем. Это будет хорошее царство, которое будет заботиться о процветании и хорошей жизни своих граждан. Вы бы хотели жить в таком царстве?

Я и мои ученики были удивлены столь мудрыми словами мальчика. Он продолжал:
- Когда я вырасту, я обязательно постараюсь создать такое царство добрых людей, - и подумав с сомнением добавил, - но не уверен, что это получится. Но если не получится в этой жизни, то может получится в будущей, - заметил он с улыбкой. Глаза его горели энтузиазмом и какой-то особой радостью!..

- Эти слова мальчика заставили меня посмотреть в глубь его души на многие столетия в его прошлое и в его будущее. И я увидел в нем великого героя, который уже не раз служил человечеству и еще не раз послужит ему, - многозначительно сказал Учитель. - Подумав я сказал мальчику:
- Ты, мальчик еще очень молод, но в тебе есть огромный божественный потенциал. И эта наша встреча не случайна.

Потом я повернулся к Ананде - моему ближайшему ученику и сказал ему:
- Смотри Ананда, этот мальчик наш общий знакомый в веках. И ты с ним раньше встречался и встретишься опять не раз в будущем. Запомни вибрации его души.

- А тебе мальчик скажу, что ты непременно построишь свое царство добра. Ты снова родишься через 185 лет после моего ухода в Великую Нирвану. А через 230 лет после моего ухода ты начнешь строить свое царство. И через 240 оно будет создано и станет известным всему миру благодаря тому, что ты возродишь мое Учение и вернешь людям надежду на свет и радость в твоем государстве и даже во многих других странах мира!..

- Мальчик был обрадован и удивлен моими словами. Я попросил у Ананды один из плодов манго, которые он часто носил в своей сумке. Отдав мальчику манго, я пожелал ему всегда стремиться к Свету и всегда следовать зову своего Сердца!..

Он взял манго и положил его под сердцем в рубашку, подвязанную шнуром. Потом немного подумав он взял в свои ладони горсть песка с башни песчаного дворца, подошел ко мне и с благодарностью вручая ее торжественно сказал:
- У меня сейчас ничего другого нет, кроме этого песчаного дворца, но песок этой дворцовой башни тоже имеет ценность, ибо я в своей душе посвящаю этот дворец и все царство тебе, гуру. 

Ананда сначала хотел воспрепятствовать мальчику, чтобы он не испачкал мокрым песком мои руки, но видя, что я подставил мальчику свою чашу для подаяний, он с удивлением стал осознавать происходящее…

Тогда я объяснил Ананде, что этот дар мальчика на самом деле очень ценный великий дар его сердца, ибо в этом акте дара он уже принял и даже осуществил мое предсказание будущего! Он уже в своем сердце прозрел события своего будущего воплощения!..

Сиддхартха задумался. На его губах играла детская улыбка!..

- На прощание я сказал мальчику, - продолжал Учитель, - что в том воплощении, о котором я говорил, его будут называть Ашока. И что он станет величайшим императором Индии и о нем узнает весь мир. И величие его будет не в завоеваниях военных, а в завоевании сердец миллионов людей не только в Индии, но и на всей Земле. Он завоюет мир Любовью и Светом своего Великого Сердца!..

Так это и было.

Затем мы продолжили свой путь по берегу озера. А мальчик со своими друзьями, которые потом станут соратниками Ашоки, еще долго и задумчиво смотрели нам в след…


Часть вторая:

ИМПЕРАТОР СТАВШИЙ ПРИМЕРОМ ВСЕМ ПРАВИТЕЛЯМ

Ашока был внуком императора Чандрагупты - основателя династии Маурьев . После двадцати четырех лет успешного правления Чандрагупта передал власть своему сыну Биндусару, который был отцом Ашоки. Мать Ашоки – Субхадранги была дочерью Чампаканагара - человека из простой семьи.

С самого детства Ашока был очень живым, подвижным и часто непослушным ребенком. Он не любил, когда взрослые требовали беспрекословного повиновения, но легко соглашался что-то сделать, когда к нему обращались с любовью и уважением.
Его дед – Чандрагупта любил охоту и часто брал Ашоку с собой. Ашока воспринимал пышную императорскую охоту как праздник и радостно учился всем тонкостям этого дела. Он быстро взрослел и был не по годам храбрым и умелым молодым воином. Никто из принцев, его братьев от других матерей, не мог превзойти Ашоку в храбрости, доблести и мудрости в управлении делами империи, которые ему поручались. Это вызывало уважение и любовь к нему со стороны народа и даже чиновников.

Отец Ашоки Биндусара видел и ценил способности сына в управлении делами и налаживании отношений внутри большой семьи. И вскоре несмотря на его молодость назначил Ашоку наместником Аванги. Прибыв в столицу Аванти – Уджайн, Ашока за несколько дней наладил все дела и получил одобрение народа. Там же вскоре он влюбился и женился на красивой девушке Махарани Деви - дочери богатого торговца Шакья Кумари. Жена родила ему сына и дочь – Махендру и Сангхамитру.

В это время граждане города Таксилы востали против произвола чиновников Магадхи. Но поскольку Сусема - старший сын царя Биндусара не мог успокоить народ и навести порядок в городе, то для подавления восстания отец послал Ашоку. Несмотря на малочисленность своего войска Ашока осадил город. Но прослышавшие о справедливости молодого принца горожане не стали сопротивляться и отнеслись к Ашоке с доверием и устроили ему великолепный прием. Выслушав народ Ашока узнал, что восставшие не были против царя Биндусара или его рода. Причиной их восстания были алчные чиновники, которые ради наживы искаженно толковали народу приказы императора и несправедливо обирали население. Разобравшись в причине восстания Ашока наказал виновных чиновников. И в течении нескольких дней давал советы и учил народ Таксилы как решать текущие проблемы и жить в мире. Когда порядок был восстановлен Ашока вернулся домой.

Этот случай потом окажется решающим в его дальнейшей судьбе.
 
С годами Биндусара состарился, ослабло его здоровье. Один из самых уважаемых его советников – Радхагупта, созвал совет и поставил вопрос о следующем правителе империи. По традиции после отца на трон должен был сесть старший сын – Сусема. Но восстание в Таксиле показало его неспособность управлять государственными делами, а его несносное высокомерие, надменность и грубость всем были давно известны. Было ясно, что если Сусема станет царем, то в империи не будет справедливости, народ будет бунтовать и это в конце концов приведет государство к распаду. Совет принял мудрое решение – вызвать Ашоку к ложу умирающего отца, с тем чтобы тот успел сам передать власть самому способному, справедливому и мудрому сыну, к тому же превосходному и смелому воину!..

Прибывший из Уджайна в столицу - Паталипутру по просьбе Радхагупты главы правительства, Ашока, после смерти своего отца был коронован как царь Магадхи! С этого момента начинается правление и завоевания Императора Ашоки – одного из самых уникальных и неподражаемых правителей на Земле!
 
Ашока пошел по стопам деда Чандрагупты и тоже стремился к объединению всех народов населявших великую Индию в одно целостное государство. Поэтому ему пришлось немало повоевать для присоединения разрозненных государств и княжеств, не желавших объединяться. Последняя битва, которую он предпринял была война с Калингой на юго-востоке Индийского полуострова.
Народ Калинги обладал гордым духом, не терпящим завоевателей. Но объединение Индии в единую державу должно было завершится присоединением Калинги. Поэтому эта война была неизбежна.

Каждый мужчина, способный держать оружие вышел на защиту своей страны - Калинги. Ужасная битва унесла жизни более ста тысяч людей. Еще больше было взято в плен. Поле битвы, покрытое бесчисленными кровавыми телами людей, лошадей и слонов потрясло Ашоку до глубины души, будто он впервые увидел кровавые последствия войны.

Красное вечернее Солнце уже почти село, окрашивая все в кровавый цвет. Осматривая поле битвы, где, смешавшись лежали тела погибших воинов обеих армий Ашока вышел на берег реки. Вдруг какой-то человек в окровавленной одежде вышел со стороны реки, держа в руках сверток, из которого капала кровь. Подойдя к царю Ашоке он протянул ему сверток и сказал:
«Всемогущий царь! Вы способны уничтожить столь много жизней! Наверное, вы сможете вернуть хотя бы одну жизнь? Верните жизнь вот этому ребенку»?

Ашоке показалось, что это сам Сиддхарта, сам Будда – Величайший Учитель Сострадания стоял перед ним с мертвым ребенком на руках!..
 
Ашока упал на колени и из его груди вырвался такой крик, будто из его сердца прорвалось душевное страдание и боль тысяч и тысяч погибших и раненных в битве воинов, их вдов и детей, их матерей и отцов!..

Когда Ашока открыл глаза, никого рядом не было.

Он медленно встал, взял свой не знавший поражений меч и сказав ему как старому верному другу «Прости!.. И прошай!..» кинул его в багрово темный поток реки…

Он оглянулся… Вокруг была та же ужасная картина… Но в его сердце уже пылал великий огонь раскаяния и сострадания!..

Он дал себе и Богу клятву больше никогда не применять насилие, но всегда побеждать только любовью, милосердием и состраданием, как учил сам Владыка Сострадания – Гаутама Будда!..

С тех пор эта река называется Дайа – Сострадание. И с этого момента бесконечная Река Сострадания потекла из великого сердца Ашоки на весь мир, как когда-то это случилось с самим Гаутамой Буддой!..

И эта клятва никогда не была нарушена, несмотря на то, что он был правителем огромного государства, насчитывающего миллионы людей и окруженного множеством других народов и стран, в числе которых были весьма недружелюбные и агрессивные!..

Ашока победил еще множество народов и стран, но не мечем, а любовью, благодатью, добродетелью и мудрым светом высокого знания.


Так начался второй период в жизни великого императора и учителя человечества, который поставил его в ряду самых великих правителей в истории!..

На вершине славы императора - завоевателя и объединителя великой Индии, Ашока встал на путь Ахимсы - отказа от насилия, повсюду объявляя: «Вместо звуков военных барабанов, пусть будут слышны звуки Дхармы». Ашока стал истинным последователем Учения Гаутамы Будды!..

Автор серьезного исследования, посвященного императору Ашоке - Моханачанд Киранаги писал:
«В истории мира, было много царей, которые поклялись не воевать больше, после того, как они были побеждены. Но у скольких царей проснулось сострадание в час победы и опустилась рука с поднятым оружием? Наверное, был только один такой царь на протяжении всей истории мира – царь Ашока.»

Он же написал об Ашоке следующее:
«Он был идеальным правителем. Он стремился нести другим странам свет, который он обрел в своей жизни. Он посвятил себя победам справедливости.»

Царь Ашока – победоносный военный стратег и тактик расширил империю Маурьев до невиданных размеров, более чем в три раза увеличив ее площадь со времен своего деда Чандрагупты. Империя Ашоки располагалась от Ирана и Авганистана, включая Кабул и Кандагар на северо-западе и до Бенгальского Залива на востоке и от гор Гидукуша и Гималаев на всем их протяжении на севере и до юга Индийского полуострова, за исключением небольшой зоны на самом юге.

А его духовно-нравственное и культурное влияние охватило территорию от Греции на западе и до Бирмы на востоке и от Средней Азии и Сибири до Шри Ланки на юге!.. Но возможно оно охватило и гораздо большую территорию, судя по буддийским артефактам эпохи Ашоки, которые до сих пор находят археологи в разных странах Европы, Африки и Азии…

Известный писатель Г.Д. Уэллс в Краткой Истории Мира, написал - «Ашока, самый великий из царей... далеко опередивший свое время. А его жизнь и деятельность один из самых ярких эпизодов в беспокойной истории человечества.»

Известная на западе писательница, журналист и продюсер - Гита Мехта так пишет об Ашокпе: «Внука Чандрагупты, Ашоку будут помнить не только как самого великого завоевателя Индии, но также и как одного из ее самых великих учителей».
«Мое правило: - говорил Ашока, - править при помощи Дхармы, служить Дхарме, нести поданным Дхарму и защищать ее.»

Ашока сделал Учение Будды – Универсальным Учением всех сторон жизни, практически основывая на нем все стороны социальной, культурной, просветительской, политической и экономической жизни величайшей империи своего времени. Он придерживался тех же принципов Дхармы  и в международных отношениях со многими странами востока и запада!..

Указы императора, высекались на камнях и каменных столбах по всей стране. Эти каменные письмена, до сих пор стоящие на всех путях, несли Заповеди Дхармы и учили людей законам Праведной жизни. Например, в своем первом наскальном Указе Царь Ашока провозгласил:

«Счастье в этом мире и в следующем трудно обрести без любви к Дхарме, без самоконтроля, без уважения, без усердия и без желания не совершать зло. Но благодаря моим наставлениям почитание Дхармы и любовь к Дхарме день ото дня постоянно возрастает. Все мои чиновники высших, низких и средних рангов сами следуют Дхарме, а также побуждают других делать тоже самое.»

Махатма Ганди – единственный в мире политик, использовавший один из основных законов Дхармы – Закон Ахимсы – Закон Ненасилия, который мирным путем, без применения оружия, опираясь только на Высшую Истину, как основу Дхармы, смог изгнать английских оккупантов с территории огромной страны – Индии, которая по всем параметрам цивилизации и военной мощи уступала мощной Британской империи. А главное, Отец Нации Ганди – не носивший ничего кроме набедренной повязки смог неопровержимо победить Британскую Корону и освободить свой многострадальный народ без единого выстрела! Ибо он действовал как продолжатель линии царя Ашоки!..

И освобожденный от английского ига народ поставил Дхармачакру - Колесо Дхармы Ашоки, в центр государственного флага свободной Индии. А львиная капитель - столб Ашоки с четырьмя львами на вершине – стала вторым символом современной Индии. Эта же львиная капитель изображена на некоторых индийских банкнотах и монетах. Эти символы говорят о том, каким должно быть согласно Дхарме, правление внутри страны и какими должны быть международные отношения!..

Царь Ашока посылал миссионеров во все стороны света даже в далекие страны. Его сын и дочь принесли на остров Цейлон обновленное и жизнеутверждающее Учение Будды. Послы были направлены в Малую Азию, в Египет, в Сирию, в Грецию и всюду они несли послания Ашоки о мире и братстве между народами: «Желаю, - писал он, - чтобы все существа были в безопасности и самообладании, имели спокойный ум и мягкость».

Повсюду Ашока создавал университеты и другие учебные заведения, и во всей огромной империи он утвердил бесплатное образование.

Еще в древней Индии Император Ашока создал систему бесплатной медицины. Ибо хорошо знал, что здоровье народа – это первостепенная забота государства и его правителя! В огромной стране царь Ашока построил множество больниц и в каждой деревне - местные пункты контроля здоровья и первой медицинской помощи. И даже создал особые приюты для умирающих…

До сих пор каменные надписи сохраняют свидетельство гуманности и великодушия Царя Ашоки:
«Всюду в царстве Любимого Богами, Царя Пиядаси (Ашоки) и среди других народов за пределами моего царства, всюду Любимый Богами создал запасы лекарственных трав и снадобий для двух видов врачевания: для лечения людей и для лечения животных. Там, где не было необходимых лекарственных трав кореньев или плодов для лечения людей и животных, я повелел привезти их туда и вырастить для постоянного пользования.» По указанию Ашоки специально выращивались огромные луга и сады из лекарственных растений…

Дикие животные в древней Индии считались собственностью императора. Царь Ашока наложил запрет на убийство животных, и сделал это общегосударственной нормой. Более того, относясь к животным как к братьям меньшим царь Ашока построил множество бесплатных ветеринарных амбулаторий и больниц. Такого правителя, полного милосердия и сострадания нет даже в самых развитых и богатых странах современного мира…

Император Ашока стал первым в мире борцом за охрану чистоты и экологии природы. Применение принципа Ахимсы – ненасилия он не ограничил только сферой людей и животных. Он расширил принцип ненасилия на все живое – в том числе на весь животный и растительный мир и воду. В империи Ашоки все живое достойно уважения и защиты! Вырубка лесов без специального разрешения самого царя была запрещена. Загрязнение воды в реках и озерах так же было строго запрещено. За нарушение этих законов были предусмотрены строгие наказания особые для виновных чиновников любого ранга, а также для простых людей.

«А вдоль дорог я приказал посадить деревья ниггоха. Они будут давать тень для животных и людей. А также я велел насадить манговые рощи. На расстоянии половины коса друг от друга я приказал вырыть колодцы и устроить места для отдыха. Повсюду я приказал сделать навесы над питьевой водой для пользы животных и людей.»  Это слова человека с большим сочувствием и заботой относившегося не только к всему народу в целом, но и к каждому путнику, идущему по дорогам его страны!..

Даже сейчас индийские активисты охраны природы берут за основу своей работы указы царя Ашоки , стремясь ограничить вырубку лесов и остановить уничтожение редких видов животных! А здравомыслящие медицинские работники напоминают, как пример заботу царя Ашоки о здоровье своего народа, об охране лесов и других природных комплексов, включая ботанические сады, в которых росли исключительно лекарственные растения.

По древней традиции раньше на кухне царя каждый день сотни животных убивались для приготовления пищи. «Но сейчас, при написании этого эдикта Дхармы убивалось только три животных – два павлина и один олень, и то, олень не всегда. Далее, не будут убиваться даже эти три животных.» Таково решение царя Любимого Богами.

Сострадая всем и каждому царь Ашока проводил ежегодные амнистии для преступников. По ходатайству родственников он прощал даже осуждённых на смерть, опекал сирот и защищал женщин и особенно вдов воинов. Ашока создал в своей империи специальную должность инспектора по защите прав человека. Эти инспекторы постоянно проверяли все регионы страны, выявляя нарушителей закона и взяточников среди местных губернаторов и других чиновников и виновные строго наказывались. А если чиновник был неисправим, то он мог не только лишиться должности, но и оказаться в тюрьме…

Царь Ашока любил путешествия. Особенно он любил путешествия имеющие духовное значение. Такие путешествия он называл «Путешествием к Просветлению».
Ашока с большой любовью и радостью посещал святые места, связанные с рождением и жизнью Гаутамы Будды. Так он посетил Лумбини – место рождения Будды, город Гая и дерево, под которым Будда обрел Просветление. Ашока посетил и Сарнатх – где в оленьем парке Будда начал давать свое Учение миру. Именно здесь посвятив в основы своего Учения пять первых своих учеников Гаутама Будда тем самым начал «вращать колесо Дхармы».
Там же в Сартнатхе Ашока построил огромную ступу в честь этого события и воздвиг высокий отполированный каменный столб с четырьмя львами наверху – так называемую львиную капитель, в том месте где Будда произнес свою первую речь. Ашока также посетил Капилавасту – место где Будда ушел из мира…

Удивительно, что царь Ашока в те далекие времена смог обеспечить в огромной империи экономическое благосостояние, социальное равенство, мирное сосуществование, честное правосудие, экологическую культуру, уважение ко всей природе, бесплатное образование и медицину. А также религиозную терпимость и уважение ко всем религиям. Ашока также поощрял развитие и сохранение народной культуры и изящных искусств.

В двенадцатом указе, высеченном на камне сказано: «Всякий, кто, почитая свою веру, хулит другую из-за эгоистичной привязанности к своей вере, и думает, что так он «Представит ее в лучшем свете!», - на самом деле еще больше вредит своей вере. Будет хорошо, если люди будут собираться вместе, чтобы слушать друг от друга о Дхарме и следовать ей в жизни».

И в международной политике здравомыслящие современные политики Индии и других стран в своей международной дипломатии стараются придерживаться принципов, заложенных императором Ашокой, чтобы не допустить религиозные войны между людьми с различной верой. Но поощрить их культурное взаимодействие и обмен художественными и эстетическими ценностями.

Ашока не уставал повторять, что «Самое верное следование Дхарме среди людей – это воздержания от убийства себе подобных и всех других живых существ»!

Насколько эти принципы Любимого Богами царя Ашоки актуальны в современном мире, полном лжи, обмана, зла и насилия одних людей над другими!..

Но где же те правители, которые могли бы достойно возродить великие древние принципы Дхармы – высокую духовность и нравственность, милосердие и сострадание, мир, справедливость и сотрудничество на Общее Благо всего человечества?..

Ашока думал не только о счастье и процветании своего народа. Он стремился привести к счастью все человечество. Он хотел, чтобы все люди стремились жить в любови и уважении к друг другу и служить Общему Благу с помощью почитания Дхармы и справедливости. Достижению этой высокой цели он посвятил свою власть, богатство и свою жизнь…

Ашока писал: "Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей Земли."

«Из всех побед, победа Дхармы наивысшая. Можно оружием завоевать часть земли. Но добротой, любовью, милосердием и состраданием можно завоевать сердца всех людей. Из острого меча бьет фонтан крови, а из Дхармы бьет фонтан любви. Победа при помощи оружия приносит мимолетную радость, а победа Дхармы приносит вечную радость». Так говорил Любимый Богами!

Ашока учил людей соблюдать основные положения Дхармы: «Слушайтесь отца и мать, слушайте учителей, будьте добры ко всем живым существам, говорите правду. Эти достоинства Дхармы должны быть соблюдаемы.»
 
Ашока покинул мир более двух тысячи лет назад, но его правление согласно  принципам Учения Гаутамы Будды о Дхарме, о справедливости, об отказе от насилия, о сострадании и добром отношении к народу навсегда осталась идеалом для всего человечества. И потому эта империя бессмертна.

Г.Д. Уэллс, английский историк и писатель говорил, что «В истории человечества были тысячи царей и императоров, которые называли себя «Мое Величество», «Мое Высочество» и «Мое Августейшество» и так далее. Они недолго сияли и быстро исчезли. Но имя Ашоки сияет даже сегодня и его сияние подобно яркой звезде».

Так воплотилось в жизнь предсказание Гаутамы Будды о рождении, великих деяниях и героических подвигах Ашоки. Эта история несомненно полезна тем, что она учит преемственности в веках планов и творений Божественных Вознесенных Владык – Учителей человечества. Творчество сотрудников, учеников и героев, воплощающих идеи Иерархии Света на Земле для Общего Блага всей планеты невозможно полностью понять и правильно оценить в рамках одной жизни. Его суть и смысл раскрывается в тысячелетиях. Ашока был и остается одним из таких героев, чья деятельность на Общее Благо планеты и человечества навсегда вписала свой благородный иероглиф в скрижали человеческой истории!..


Рецензии