Лёша

Эта старая "история с продолжением" не даёт мне себя забыть. Спустя полвека после этих событий, я решил, наконец, всё записать.
В годы студенчества у нас была своя небольшая компания: я, Вадик и Сергей. Учились мы небрежно, но стипендию зарабатывали. В день её выдачи мы, по заведенной традиции, шли её тратить. В Луганске, среди прочих модных тогда мест, было одно замечательное. Называлось оно "Ресторан Донбасс", и располагался он на втором этаже областной филармонии. Резонно, что в числе завсегдатаев всегда была артистическая публика, разбавленная офицерами местного гарнизона – тогда на окраине города ещё не был построен ресторан "Лебедь", ставший потом их родным домом. Вечер в "Донбассе" обходился не дорого, от 15 до 20 рублей на троих. Заказывали мы бутылочку болгарского бренди "Плиска", по заливному салату на брата и по порции фирменных цыплят-табака. Там было уютно: играл оркестр и были танцы. А в оркестре играл знаменитый луганский скрипач Лёша Калитвянский. Почему "Лёша"? Да так уж повелось у студентов - давать прозвища. Ничего обидного для Алексея Петровича в этом не было, ведь он так или иначе, но уже был Лёшей. Скрипка приносила дополнительный доход, значительно превосходящий его зарплату – основным местом работы было, как раз, то учебное заведение, в котором мы кое-как учились. Лёшин левак был для всех "секретом Полишинеля", но вслух это не обсуждалось – личная жизнь препода начинала нас интересовать лишь тогда, когда мэтр накануне очередных экзаменов залазил под юбку какой-нибудь "кандидатке на вылет".
...Он спускался в зал и ходил между столами. Выбирал исключительно "военные" столики. Подходил бочком и, приветливо улыбнувшись офицерской спутнице, закатывал глаза, имитируя подступающий экстаз.  Его смычок в эти минуты творил чудеса: дама таяла на глазах и кавалеру ничего другого не оставалось, как положить рубль в оттопыренный Лёшин карман.
Виду Лёша был замечательного: под стареньким светло-бежевым костюмчиком отдавало себя искусству тщедушное тельце, венчающееся маленькой головкой с оттопыренными ушами и выдающимся профессионально-красным носом. Да, Лёша любил выпить, но скажите мне, господа, кто из лабухов не пьёт? Когда Лёша не играл и тело находилось в состоянии относительного покоя, его руки продолжали двигаться. Тогда начинало казаться, что Лёша дирижирует симфоническим оркестром. Объяснялось это просто и печально: у него был паркинсон. Он не мешал Лёше прекрасно управляться с инструментом – стоило начать играть, как болезнь проходила!
...А дам в ресторане катастрофически не хватало. Редкие счастливцы, пришедшие в "кабак" со своей, весь вечер не спускали глаз со спутницы: зазевавшиеся оставались в гордом одиночестве не только на один тур вальса, но и на предстоящую ночь – девушки любили сильных мужчин. Поэтому возникали недоразумения, заканчивающиеся дежурной фразой "выйдем, поговорим". Разгорячённые кавалеры выходили в филармоническую подворотню, откуда часто возвращались с подбитым глазом. Мы же с девушками в ресторан не ходили, стипендии хватало лишь "на потанцевать".
...Прошло несколько лет. И вот, иду я улицей, а навстречу движется парочка. Поравнявшись, девушка приветливо здоровается и, видя моё недоумение, спрашивает:
-Вы меня не узнаёте?
Я перевожу взгляд на спутника и вижу, что он в этой ситуации испытывает жуткую неловкость. Неловко и мне – я не помню девушку, в чём честно сознаюсь.
-Ну как же, Юрий (оказывается, она помнит моё имя!), - неужели вы забыли, как дрались из-за меня в ресторане "Донбасс"?
Делаю над собой усилие, пытаясь что-то вспомнить, и ничего... Хоть убей меня: ничего не помню! А тем временем спутник девушки наливается злобой. И тут я начинаю понимать: воспользовавшись подвернувшимся случаем, она решила таким незатейливым способом наказать за что-то своего парня.
Я не стал ждать, чем закончится их противостояние. Извинившись и сославшись на занятость, я поспешил уйти – не хватало мне только разборки с ревнивым молодым человеком!
А ресторан в начале семидесятых сгорел. Его не стали восстанавливать после пожара. Наскоро отремонтированный, он потом долгие годы служил складом для декораций областной филармонии.


Рецензии