Радуга союза

      
            
         Сценарий документального фильма из цикла "Перекрёстки истории".
               
               
               
     За кадром.  Двести лет назад Польша  в очередной раз в истории переживала время надежд. 3 мая 1815 года в Вене 216 делегатов от стран-победительниц в войне над Наполеоном установили новые границы в Европе. Часть Великого герцогства Варшавского была присоединена к России под именем Царства Польского.  Жители присягнули на верность русскому государю. Одновременно эта часть Российской империи получила конституционное устройство.
   Наш собеседник -профессор истории Иероним Граля рассказывал, проводя для нас экскурсию в стенах Варшавского университета:  Во времена Венского конгресса солдаты с энтузиазмом кричали: Да здравствует Александр, который возвращает нам Польшу. .. 
 В неофициальном гимне польских патриотов появилась строчка:  «Сохрани для нас ангела мира". Этим ангелом мира являлся им Александр Первый. Александр очень любил показывать себя либералом. В России многих вещей сделать он не мог. Польша стала визитной карточкой перед Европой — парламент, конституция и прочее.
      Торжественное открытие сейма состоялось 15 марта 1817 года.  Царь, одетый в мундир Отдельного Литовского корпуса с лентой Ордена Белого Орла через плечо, выступил с большой речью на французском языке.  В присутствии депутатов  и множества гостей он заявил:  в России в ближайшее время тоже будет своя конституция.
     В кадре. Иероним Граля, профессор, историк  Варшавского университета.
     Конечно, государь Александр Павлович -очень многогранная и непростая личность. Это не только, как назвал его  Наполеон, хитрейший из греков, это самый великий пиарщик на русском престоле.  Он словами достиг не меньших успехов, чем поступками. Поступки были разными, но слова всегда были в точку.
    За кадром.  Речь императора доставили для спешного перевода на русский язык в Варшавскую канцелярию. Общее руководство поручили князю Петру Андреевичу Вяземскому. Близкий друг Пушкина,  московский барин -поэт и издатель  прибыл на службу в Варшаву с женой и детьми одновременно со свитой императора. Князь Вяземский был допущен к секретной деятельности, о которой не знали министры александровского правительства. В варшавской канцелярии под руководством чиновника Новосильцева в глубокой тайне разрабатывались конституционные законы для России. Документ назывался Государственная Уставная грамота. Царь поручил Вяземскому общую доработку проекта и перевод его на русский язык.  Самые большие трудности возникли у переводчика со словами «конституция»  и «либеральный». Таких понятий в великом и могучем вообще не было.
      Речь Александра Первого на открытии сейма еще долго с жаром обсуждали во всей Европе. Запомнился поэтический образ: Светлая радуга союза .
    Доказательства искренности намерения облагодетельствовать Польшу были  налицо.  Возобновление работы сейма, дарование конституции, наконец, открытие Варшавского университета.
    После раздела Польши на исконно польских землях уже не было никакого вуза. Виленский университет стал важным центром западной губернии, а Ягеллонский университет в Кракове теперь относился к Австрии. Государь Александр Первый решил открыть Университет в Царстве Польском. Разумеется, в Варшаве.Университет назвали по имени императора Александровским.  Судьба этого высшего учебного заведения оказалась непростой. После польского восстания 1830 года Александровский университет был закрыт. И только через 39 лет министр народного просвещения Российской империи , историк по образованию , Дмитрий Андреевич Толстой, прибывший с инспекцией в Варшаву,объявил о высочайшем решении: «Воля государя императора состоит в том, чтобы доставить полякам всевозможные средства к образованию, но разумеется, с тем, чтобы оно послужило не во вред, а на пользу государству, для  сближения края с остальными частями империи».  Варшавский университет возобновил деятельность. Из России приехали преподаватели разных дисциплин. Одним из них был отец поэта Александра Блока.

    Из варшавских газет: " Вчера вечером умер профессор Варшавского университета Александр Блок. Умерший преподавал государственное право.  Профессор Блок был человеком глубоко верующим, идейным патриотом, всегда стоящим на страже закона и правды. Как человек, он пользовался всеобщим уважением своих коллег и всех поколений своих слушателей. ».
    Сын покойного отправил в Петербург телеграмму:
 «Варшава, 1.Х11.1909. Мама, я приехал сегодня вечером и уже не застал отца в ж
живых. Он умер в 5 часов дня. Похороны в пятницу на Вольском православном кладбище. »

   Отпевание совершил полковой священник русской армии, стоявшей в варшавских казармах. Траурная церемония воплотилась в поэтические строчки Блока. 
Потом, с печалью непритворной,
От паперти казенной прочь
Тащили гроб, давя друг друга…
Бесснежная визжала вьюга,
Злой день сменяла злая ночь. 
 Путеводители  начала двадцатого века рекомендовали Вольский некрополь как историческую достопримечательность. Единственное в Варшаве православное кладбище. Его основали на месте прежнего редута польских повстанцев в 1831 году. Здесь похоронили русских воинов, погибших при подавлении польского восстания.  Официально кладбище было открыто спустя 10 лет. На нём вплоть до первой мировой войны хоронили всех православных, не различая чинов, званий и национальности.
    Дома — поляк, на службе — русский. Такая формула жизни встречалась в армии везде, где служили поляки. Но иногда бывало наоборот.
« У него душа  варшавянина » - говорили горожане о своём губернаторе русском генерале  Сократе Ивановиче Старынкевиче.В 1876 году, спустя несколько месяцев после назначения президентом Варшавы русский генерал Сократ Иванович Старынкевич задумал построить в Варшаве водопроводно-очистительную систему. Для начала он поручил своему банку инвестировать его личные средства в разработку проекта, не дожидаясь разрешения на расходование средств из городского бюджета. Когда документы были готовы, Старынкевич положил начало демократической процедуре в условиях самодержавия: провёл публичную дискуссию о целесообразности строительства в городе современной водопроводно-канализационной системы. В апреле 1879 года текст проекта с предисловием Старынкевича на двух языках –польском и русском –был разослан по варшавским газетам. Владельцы варшавской  доходной недвижимости возмутились — они не хотели оплачивать из собственного кармана часть расходов. И всё же система, какой в то время не существовало даже в Петербурге,  была построена .
  Только благодаря тому уважению, которое при жизни снискал от варшавян генерал Старынкевич, его могила вообще сохранилась. Кладбище восстановили в послевоенное время.  Здесь нашли свой последний приют 16 советских строителей, погибших на грандиозной стройке самого высокого здания Варшавы.
               
   В 1952 году глава СССР  решил сделать Варшаве какой-нибудь щедрый  подарок. Сначала думали построить в польской столице метро или жилой микрорайон. Но потом Сталина осенила другая идея. В разрушенном войной городе он приказал возвести символ будущего процветания нации — Дворец науки и культуры. По форме в знак дружбы и единения советского и польского  народов новое здание должно было быть копией московских высоток. Сталинский ампир был стилем "архитектуры победы" . 
    Варшава была настолько разрушена гитлеровцами, что столицу собирались перенести обратно в Краков.   Президент Польши Болеслав Берут признавал: "Мы не приступили бы к восстановлению Варшавы, если бы не помощь СССР" .  Дворец науки и культуры решено было строить на месте нескольких разрушенных войной кварталов.
    Проект поруhttp://www.yandex.ru/?win=253&clid=2226599чили известному советскому архитектору Льву Рудневу. Первой его работой, принесшей мировую известность, был памятник Борцам революции, установленный в 1919 году на Марсовом поле в Ленинграде. 
       Родная сестра московских высоток в Варшаве , по замыслу Руднева, должна была отличаться от них обликом, в котором угадывались бы очертания польских ратуш. До начала работы Руднев с командой объездил несколько польских городов — Краков, Хелм, Замоць . Группа под его руководством выполнила 57 пластилиновых моделей будущего Дворца.Польским ответственным лицам на выбор предоставили пять проектов. Свидетели вспоминают, что каждый элемент этого здания утверждался не на худсоветах, а в высоких кабинетах.
       Денег советское руководство на этот проект не жалело. Три с половиной тысячи советских строителей жили в специально построенном для них районе с кинотеатром, столовой, клубом и бассейном. 
  Размах строительства впечатлял варшавян.  Внутри гигантского здания — три тысячи двести восемьдесят восемь комнат, в том числе конференц зал, поражающий посетителей роскошной отделкой. Кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театр,  и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек.  Варшавяне окрестили высотку  «дядька Сталин». Здание  и по сей день остаётся одним из самых высоких в Европейском Союзе — 230 метров, 42 этажа.      
На многих значках как символ Варшавы изображена именно эта высотка.          
    В конце 80-х годов на волне антикоммунистических настроений из главного вестибюля по требованию общественности убрали  бронзовую скульптуру, изображавшую  польского и советского строителей. В двухтысячном году на Варшавской высотке установили часы , которые назвали часами тысячелетия. Два года она считалась самым высоким в мире зданием с часами, пока её не оттеснил на второе место токийский небоскрёб.
   Споры о сносе варшавской высотки ведутся уже четверть века. Пока вопрос не решён. В этом смысле гораздо меньше повезло другому зданию, —  Александро-Невскому собору. В 1912 году именно этот православный храм с  семидесятиметровой колокольней был  вторым по высоте  зданием Варшавы после костёла Святого Флориана. Идея построить в центре Варшавы грандиозный православный храм принадлежала губернатору города , герою русско-турецкой войны Иосифу Владимировичу Гурко. Тогда в православные храмы города могли вместить лишь одну десятую часть из сорока двух тысяч верующих. В докладе Гурко государю упоминалось, что новый собор будет свидетельствовать своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей церкви в Русском государстве. 
Александр Третий одобрил идею. Средства на постройку храма собирались на всей территории Российской империи. В конкурсе проектов победила работа известного архитектора Леонтия Бенуа. Внутреннюю отделку поручили Виктору Васнецову. Стены храма украсили 16 великолепных мозаичных панно из полудрагоценных камней. Внутри были сосредоточены около десяти тысяч художественных изделий мирового уровня. 
  Польский искусствовед Дариуш Константинов с сожалением говорит о варварском сносе Собора.
    ...Этот храм был настоящим произведением искусства, несмотря на то, что в его начале лежала чисто политическая , идеологическая идея. Можно сказать, что Варшавский собор Святого Александра Невского был таким хрестоматийным примером русской религиозной архитектуры, вообще русского архитектурного религиозного искусства, но в 1926 году собор по решению польского правительства был разрушен.
  Для уничтожения здания пришлось произвести 15 тысяч малых взрывов, гремевших в Варшаве на протяжении двух лет.
     С 1815-го по 1915 год  в Польше были установлены десятки монументальных памятников. В Варшаве до  «русского периода истории» было всего два памятника, а в Кракове, Люблине или Познани их не было вовсе.
     Именно за столетие «русского периода» был создан самый знаменитый памятник Варшавы - статуя Николая Коперника.
       О русском правлении напоминают архитектурные шедевры польской столицы. Варшавская цитадель — крепость, построенная по приказу императора Николая Первого после подавления польского восстания 1830 года. Большой театр. Костёл Святого Александра на площади Трёх Крестов
    При храме была основана действующая школа и Институт глухонемых. Здание института и сегодня находится рядом с костелом, названным в честь императора Александра Первого, который мечтал о  «Светлой радуге союза» в отношениях между Россией и Польшей. 
    
       
   


Рецензии