Глава 34. История Анараньи

Шива-пурана. Сказание о Парвати

Глава 34. История Анараньи

Автор — Ромахаршана

Перевод Анастасии Парвати (А. А. Ооржак)

Васиштха молвил:
1. Царь Анаранья принадлежал к роду четырнадцатого Ману Индрасаварни.

2. Великий царь Анаранья, сын Мангалараньи, был очень силён. Он был великим преданным Шивы и властвовал над семью континентами.

3. Его жрецом был Бхригу, и [с его помощью царь] совершил множество жертвоприношений. Он не согласился на статус Индры, даже когда ему это предложили боги.

4. О Химаван, у него было сто сыновей и прекрасная дочь Падма, своею красотою равная Лакшми.

5. О совершенная гора, он любил свою дочь более, чем своих сто сыновей.

6. У него было пять супруг, одарённых великими качествами и благой судьбой, которых он любил сильнее, чем свою собственную жизнь.

7. Падма вступила в пору своей юности во дворце отца. Царь разослал приглашения, чтобы подобрать для неё достойного жениха.

8. Тем временем мудрец Пиппалада спешно возвращался в свою обитель и узрел некоего Гандхарва в уединенном месте священной рощи.

9. Гандхарва был знатоком искусства любви. Он пребывал вместе с женщиной, поглощенный океаном блаженства, любовных игр и сладострастия.

10. Узрев его, мудрец преисполнился вожделения. Он утратил интерес к аскезе и стал помышлять о том, как ему обрести супругу.

11. Таким образом мудрец провел долгое время, пребывая в волнении любви.

12. Однажды, направляясь к реке Пушпабхадре для совершения омовения, мудрец узрел юную Падму, равную своею красотою Лакшми.

13. Мудрец спросил людей, стоящих рядом: «Кто эта девушка?» Люди, опасаясь проклятия, поклонились мудрецу и ответили.

Люди ответили:
14. — Эта прекрасная госпожа, одарённая всеми благими качествами, является дочерью Анараньи, её зовут Падма. Она подобна Лакшми. К ней сватаются великие цари.

Брахма молвил:
15. — Услышав слова людей, говорящих правду, мудрец преисполнился великого волнения и возжелал обладать ею.

16. О гора, мудрец совершил омовение и должным образом провел обряд поклонения своему избранному богу — Шиве. Охваченный вожделением, мудрец явился во дворец Анараньи в виде нищенствующего монаха, просящего подаяния.

17. Узрев мудреца, царь преисполнился благоговения и поклонился ему. Выражая ему свое почтение и преданность, он поднес ему медовый напиток (мадхупарка).

18. Мудрец с любовью принял подношения царя и потребовал руки его дочери. Царь умолк, не ведая, что ответить.

19. Мудрец повторил свою просьбу, сказав: «О великий царь, отдай мне твою дочь, иначе я испепелю всё вокруг».

20. Царь и его приближенные были поражены сиянием, исходящим от мудреца. Глядя на старого изможденного брамина, они зарыдали.

21. Царицы, не ведая, как следует поступить, [также] принялись причитать. Главная из них, мать девушки, упала без чувств, переполненная горем.

22. Братья царевны опечалились. О владыка гор, все приближенные царя были убиты горем.

23. Тем временем мудрый брамин, совершенный Гуру царя, и его жрец, одарённый разумом, явились туда.

24. Царь поклонился и выразил им своё почтение. Он зарыдал пред ними. Он поведал им обо всём и попросил дать совет, как ему надлежит поступить.

25–26. Брамин, Гуру царя, и ученый жрец (пурохита) обладали глубокими знаниями шастр и дали царю совет.

Гуру и жрец молвили:
27. — О царь, одарённый великой мудростью, послушай наши слова, несущие благо. Оставь твою тревогу. Вместе с твоими родными обрати своё внимание к священным текстам.

28. О царь, сегодня ли или через год, царевну будет нужно отдать [в супруги] достойному человеку, брамину или кому-то другому.

29. Во всех трех мирах мы не встречали более достойного человека, чем этот брамин. Отдай свою дочь этому мудрецу и спаси этим твое благосостояние.

30. О царь, если все богатства могут быть разрушены из-за одного предмета или человека, мудрые люди спасают всё, отвергая этот предмет или человека, если только он не обратился к ним за прибежищем.

Васиштха молвил:
31. — Услышав эти мудрые слова, царь снова принялся причитать, но затем отдал свою дочь, полностью украшенную, совершенному мудрецу.

32. О гора, приняв в качестве своей супруги Падму, равную Лакшми своей красотою, в соответствии со священными обычаями, преисполненный радости мудрец возвратился в свою обитель.

33. После того как царь отдал свою дочь в супруги старику, им овладело уныние. Оставив всё, он отправился в лес для совершения аскезы.

34. О гора, когда царь ушел в лес, царица, не в состоянии вынести разлуки с супругом и своей дочерью, скончалась.

35. В отсутствие царя его сыновья и приближенные пребывали в растерянности. Другие люди, думая, что царь умер, громко причитали.

36. Анаранья отправился в лес и совершил великую аскезу, с преданностью почитая Господа Шиву. После этого, освободившись от страданий, он достиг Шивалоки.

37. Старший сын царя, Киртиман, стал добродетельным правителем и обращался с подданными, как со своими собственными детьми.

38. Я поведал тебе, о гора, благоприятную историю Анараньи, как он спас свой род и свое благосостояние, отдав свою дочь в супруги мудрецу.

39. О владыка гор, ты также отдай свою дочь Шиве. Этим ты спасешь всю свою семью и обретешь власть над всеми дэвами.

Такова в священной «Шива-Махапуране» во второй «Рудра-самхите» в третьем «Сказании о Парвати» тридцать четвертая глава, именуемая «История Анараньи».


Рецензии