Форма и содержание

   Видео-репортажи о любителях исторической реконструкции нам показывают уже на протяжении многих лет. Вполне взрослые люди переодеваются в военную форму разных стран мира и начинают маршировать по лугам и полям, изображая из себя то гвардейцев Наполеона, то гренадеров Шотландии, то солдат Вермахта. Последние в историческом плане к нашему времени ближе всех остальных. Смотришь бывало, как они любовно начищают свою амуницию, «шмайсеры» и даже мотоциклы BMW тех самых лет эксплуатации и думаешь, вот они сейчас сядут на свои мотоциклы, заведут моторы, построятся в колону и...

   Нам расскажут о двух неделях весны 1945 года, но этот рассказ не просто про давнее военное прошлое. Те немногие критики, которые пишут об этой работе Роберта Швентке любой ценой хотят абстрагироваться от показанных событий и остаться в позе наблюдателя. Они как бы за рамками происходящего в фильме, хотя, тут же признают, что он устремлён в современность. Налицо когнитивный дисонанс. Следовательно, нужно напустить побольше тумана, рассказать, что фильм о природе зла, которого нет. Да, да, был и такой пассаж у одного из критиков. В тоже время он говорит, что фильм о «редкостном приспособленчестве». Ну, почему же редкостном? Ведь можно сказать просто и прямо, что фильм в первую очередь должны посмотреть «коли из Уренгоя». Это было бо гораздо конкретнее и понятнее в условиях нашей современности. Но редкие критики продолжают гнуть кто в сторону банального пересказа содержания картины, а кто и в сторону эдакого шаржированного чёрного юмора, есть и такие. Оказывается мундир капитана заставил главного героя быть таким каким мы его видим в фильме. Надо же... Да они там все в мундирах. Значит мундиры и виноваты. Ах, да, фильм снят в «юродливо-сатирическом духе», ещё один перл от неизвестного кинокритика.
   Сам режиссёр - Роберт Швентке заметил: «Мне было важно не позволить зрителю найти лазейку». Но некоторым всё же удалось.
   Что же в сухом остатке? Перед нами фильм-памфлет, фильм-предупреждение. Смотреть надо до последнего титра на экране. Там будет то самое послание в современность.

В качестве справки:

«Капитан» (нем. Der Hauptmann) (2017) — художественный фильм, военная драма немецкого режиссёра Роберта Швентке. Снят в чёрно-белом варианте. Совместная немецко-польско-французская постановка. В основе картины реальные события из жизни дезертира и военного преступника Вилли Херольда. Действие происходит в последние недели перед капитуляцией гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Премьера фильма состоялась 7 сентября 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто. В немецких кинотеатрах показ стартовал 15 марта 2018 года.


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

Обязательно посмотрим на выходных «Капитана» (нем. Der Hauptmann) (2017). С каждым годом знаковых и провокационных фильмов снимают все меньше и меньше, а скоро их совсем перестанут снимать, поэтому надо смотреть редкие фильмы:)). Конечно, сразу вспоминается фильм «Он снова здесь» (2015г. реж. Давид Внендт). Есть интрига, чем ответил в своем фильме Роберт Швентке. Насчет «редкостного приспособленчества» - это вопрос занятный. По-моему, многим и не нужно будет приспосабливаться:)) Неслучайно, сейчас так много «рассуждений» о «третьем пути», капитализм и социализм им уже не нравятся:)).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   28.10.2021 13:59     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

Да, конечно, это своеобразное продолжение темы, затронутой фильмом Давида Внендта, но не в жанре постмодерна, а с упором на стилистику некоторых картин Ханеке и Висконти в абсолютно реалистической манере. За исключением одного эпизода, но уточнять не буду, так как получится спойлер:) В общем, Роберт Швентке решил дожать этим эпизодом тех, кто чего-то всё же не понял или всё-таки смог "найти лазейку":)

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   28.10.2021 15:57   Заявить о нарушении
Посмотрели "Капитана". Понравилось кино. Спасибо. Влияние Ханеке не заметить невозможно. "Белую ленту" Роберт Швентке точно внимательно посмотрел несколько раз. В картине и так все однозначно, можно было бы вполне обойтись без эпизода на фоне финальных титров. Какие тут могут быть лазейки:))) Но последний эпизод не испортил картину:)) Придумано здорово!

Александр Галяткин Юлия Фадеева   30.10.2021 19:35   Заявить о нарушении
За последнее время ничего более впечатляющего по этой теме не видел, тем более на абсолютно документальной основе. Сейчас на контрасте посмотрел наконец "Икону французского сопротивления" - "Молчание моря" (2004), ремейк ленты Мельвиля 1949 года, но книга-первоисточник одна и та же. Н-да... Контраст весьма велик, концовка у нового фильма отличается от старого. Фильм о Сопротивлении превратился в фильм о любви. Вероятно это новая интерпретация, но именно её показали на канале "Культура":) Наверное есть своя сермяжная:)) правда в том, что именно вариант 2004 года был награждён на фестивале Фантастики в Сен-Тропе в 2004 году:))

Вольфганг Браузер   30.10.2021 23:41   Заявить о нарушении
Вольфганг, часть нашего молодого поколения смотрит сериал "Игра в кальмара" ( 2021 г. реж. Хван Дон Хёк). Как, по-вашему, стоит посмотреть?))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   31.10.2021 20:45   Заявить о нарушении
Александр, Вы не первый, кто затронул тему просмотра этого сериала:)) Но я всегда отвечаю в таких случаях - Смотрите фильм Ким Ки Дука "Человек, время, место и снова человек" и не надо никаких кальмаров и так всех грох... пардон, ликвидируют. Как говорят оптимисты, дела хреновые - перспективы светлые:)))

Вольфганг Браузер   31.10.2021 22:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Вольфганг. "Игру в кальмара" не будем смотреть. К тому же криптовалюта Squid, выпущенная по мотивам сериала Netflix «Игра в кальмара» (Squid Game), сначала показала немыслимый рост, а потом рухнула почти до нуля. Самое прикольное, что ее даже было невозможно вывести. Тогда какой смысл смотреть такое кино?:)) Мы с Вами отстали от продвинутых трендов, теперь к фильмам выпускают токены:)) Кстати, к "Ампир V" (2021)тоже выпустили. А вот "Человек, время, место и снова человек" мы посмотрели. Товарищ Ким Ки Дук был очень больным человеком, патологичным до предела:)). Но фильм в чем-то даже получился занятным:)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.11.2021 21:22   Заявить о нарушении
Возможно у него были предчувствия нехорошие, в прошлом году он умер от ковида в Риге. "Ампир V" пока не смотрел, предыдущая экранизация Пелевина, откровенно говоря, была не очень удачной. В кино трудно передать его текст, сатира уходит... Вообще, лучше было бы если бы токены сбрасывали с вертолётов и каждый брал сколько надо:))
Сейчас стал натыкаться на череду фильмов про художников, то-ли совпадение, то-ли система... "Последний портрет" (2017), "Поздняя любовь" (1980), "Очаровательная проказница" (1991), фильмы радикально отличаются друг от друга, но объединены одной темой. Ситуация более чем загадочная:))

Вольфганг Браузер   02.11.2021 23:17   Заявить о нарушении
Загадочная ситуация:)) Фильмы не смотрел, поэтому ничего сказать не могу. Художники - народ особый. Всегда ищут, работая над картиной, единственно верный образ. Пока не найдут и не докажут себе, что именно он верный, могут до бесконечности рисовать эскизы.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   03.11.2021 01:48   Заявить о нарушении
Весьма верная оценка первого и третьего фильмов, а вот во втором они немного отклонились от темы живописи:)

Вольфганг Браузер   03.11.2021 22:11   Заявить о нарушении