Н. Чупиро. 15. Подвиг капитана

       Текст печатается по разрешению Николая Леонидовича Чупиро
       с его цифровых черновиков без купюр и редактирования,
       за исключением правки машинных опечаток.
       Авторские названия глав сохранены.
       Текст первоисточника здесь обозначен двойными кавычками.



П О Д В И Г   К А П И Т А Н А

       ««Над аэродромом Старая Торопа неспешно проплывали легкие белые облака. Лето только-только вступало в свои права. Капитан Березовский быстрым шагом обходил стоянку самолетов–буксировщиков. Первый авиапланерный полк ВДВ получил особое задание Верховного Главнокомандующего – доставить оружие, боеприпасы и подрывников в партизанские бригады Белоруссии. Перед летним наступлением 1943 года немецкое командование решило обезопасить свои тыловые коммуникации от результативных действий народных мстителей. Было выделено для проведения карательных операций несколько дивизий СС. Командиры партизанских соединений обратились в Центральный штаб партизанского движения  за помощью.
       И.В.Сталин приказал заводам, выпускавшим тяжелые транспортные планеры Г-11 и А-7 в течение месяца выпустить по 50 изделий и осуществить на этих планерах доставку всего необходимого в партизанские соединения.
       Вот и торопился капитан Березовский проверить материальную часть перед ночным рейдом в тысячу километров. Его эскадрилья первой должна была доставить взрывчатку и боеприпасы на небольшую площадку в густом лесу.
       Для доставки тяжелых десантных планеров к месту посадки используют самолеты-буксировщики (см.рисуок). Пять хорошо повоевавших бомбардировщиков, о чем говорили множество заплат на крыльях, стояли на летном поле. Экипажи проверяли работу двигателей, заправляли самолеты горючим.
       Березовский был не новичком в авиации. С начала войны до лета 1942 года он на своем «ишачке» (истребителе И-16), участвовал в жарких схватках с немецкими «Мессершмитами-109». В одном из боев две пули, выпущенные «худым», попали в кисть руки Березовского. Врачи сделали все, чтобы спасти руку, но путь в истребители был закрыт. Командование предложило летать на планерах и он согласился.

       Для выполнения задания из глубокого тыла в полк прибыло 30 десантных планеров А-7. В сцепке с самолетом СБ и ДБ-3Ф обычно летело по два планера, соединенные 100-метровым буксировочным тросом. Березовский проконтролировал загрузку 10 планеров, лично осмотрев размещение тюков внутри кабины. Были случаи, когда, благополучно долетев до партизанской площадки, из-за смещения груза планеры взрывались при приземлении.
       С наступлением темноты аэросцепки поднимались в воздух, постепенно поднимаясь до высоты 3000 метров. Курс на запад. Сейчас самым главным в сцепке стал штурман – от него зависело нахождение посадочной площадки. По расчетам, время полета 3,5 часа.
       Штурман не подвел, на земле загорелись костры в виде треугольника. Перед вылетом капитан собрал планеристов, объяснил, что первым сажать планер будет он. Если после благополучного приземления будет выпущена зеленая ракета, остальные планеры по очереди должны следовать на посадку. Березовский, делая виражи над площадкой приземления, быстро снизился. Планер заскользил по траве, остановившись в ее центре.
       Капитан вышел из планера, зацепил за голенище сапога рыболовный крючок, к которому была привязана леска. Сделав несколько шагов вперед, он почувствовал натяжение лески и остановился. Из темноты к нему бежали люди. Когда они крепко схватили его за руки, отобрали пистолет, он понял, что это ловушка – ложная площадка, организованная немцами.
       Березовский сделал еще один шаг вперед, леска вырвала чеку гранаты, которая находилась в тюке с взрывчаткой в грузовом отсеке планера. Мощный взрыв разметал планер и окружавших капитана врагов, дав сигнал остальным планеристам искать,  используя запас высоты, настоящую партизанскую площадку.

       В десяти километрах от места гибели командира загорелись костры. Груз был доставлен по назначению.   
      
       Капитану Березовскому в этот день исполнилось 29 лет»».





       Продолжение: «Н.Чупиро. 16.Самолёт БИ-1 – от проекта до полёта» - http://proza.ru/2021/10/28/528 


Рецензии
Вечная память капитану Березовскому.

Я много читала, как немцы подстраивали ловушки, разводя сигнальные костры.

А вот про леску, привязанную к рыболовному крючку, воткнутого в голенище сапога, чтобы успеть подорвать груз, слышу впервые.

Нина Орлова 55   01.12.2021 04:09     Заявить о нарушении
Николай Леонидович любил рассказывать необычные истории о войне и умел их находить.

По роду заводской деятельности инженера-испытателя авиационных изделий ему приходилось бывать в командировках на авиазаводах и в воинских частях Советского Союза. И одним из обязательных условий в свободное время было посещение книжных магазинов.

В те времена хороших исторических книг было мало, но всегда он находил на прилавках классные книги о Великой Отечественной, воспоминания полководцев и авиаконструкторов, мемуары полярных исследователей и лётчиков. В его библиотеке встречались очень редкие, все в позолоте, подарочные экземпляры по авиации и космонавтике, но последних денег на них Николай не жалел.

Вот и про леску, и рыболовный крючок где-то нашёл. И я ему верю.

Александр Соханский   01.12.2021 22:15   Заявить о нарушении
Александр, я нисколько не сомневаюсь в правдивости этого рассказа. Наоборот, я хотела сказать - благодаря этому рассказу узнала еще одну любопытную подробность Великой Отечественной, о которой раньше не слышала.
Читаю записи Николая Леонидовича просто с восторгом, столько там интересного!

Нина Орлова 55   03.12.2021 02:03   Заявить о нарушении
Николай Леонидович оставил добрую память своими исследованиями истории жизни авиаконструктора Александра Сергеевича Москалёва. Очень жаль, что этого не оценили его потенциальные спонсоры, которые помогли бы издать типографский вариант его разработок. И это был бы более долговечный результат, чем цифровая версия на Проза.ру. Сегодня Проза есть, а завтра её может не быть...

Всего доброго, Нина!

Александр Соханский   03.12.2021 14:41   Заявить о нарушении