Книга

Долговечнее книги истлевающих жизней листвы;
Пополняются библиотеки и после смены владельца;
Ноосферу выстраивая, в плотность сгущая мечты,
В переплеты судеб собирая единоверцев.

Человечнее книги порою и тех, кто их написал;
За историей и персонажами тянется автор,
Дорастая до сути того, о чем рассказал,
Сквозь страницы, из путанного "вчера" к прозрачности "завтра".

Откровеннее книги самых близких друзей:
Ничего утаить не получится, книга читает
И того, кто пишет её, и того, кто листает
В притяжении явленных мыслей страницы дней;

Многомернее книги любых самых сложных судеб,
Между слов порождая открытое мыслям пространство
Бесконечных вопросов, ответы к которым нигде
Не прописаны, в них времени постоянство

Обретает неповторимые лики эпох
Узорчатой вязью, стежками скупыми веков
Пишется книга времён человеческих слов.


Рецензии
Полина, добрый вечер!
Стихо такое хорошее, философское!
А можно немного пошутить?)

бумага
Евгений Ермолин

поэтику часто снится
бумага – стихов мечта,
компьютерная синица –
не ровня живым листам.

поэтик от счастья выпил,
книжонку отдав в печать,
под вечер в осадок выпал
и впал поутру в печаль.

поэтик обнюхал книгу
и долго её листал –
страшился увидеть фигу,
надеясь на пьедестал.

поэтик уснуть не может
с отрядом из сотни книг –
с обложек смеются рожи,
а буквы подняли крик.

Непонятки небольшие попались:
"Откровеннее книги самых близких друзей".
У меня тут раздвоение личности происходит - книги друзей откровеннее, т.е. те, которые написаны друзьями, или книги откровенее самих друзей?
Похоже на "казнить нельзя помиловать")
Не обижайтесь, мне часто советуют то следователем поработать.) Ну не смог пропустить...

Полина, я не могу понять: Вы по несколько стихов в день пишете или выкладываете из уже опубликованного, поэтому такая скорость? Или Вы Гений?

Евгений Ермолин   27.10.2021 20:52     Заявить о нарушении
Бодро-доброе утро, Евгений!
Развеселили своим экспромтом, спасибо!
Книги откровеннее, чем люди, любые, даже друзья. Но так, как Вы прочитали, звучит на свой манер занятно.
Пишу иногда по несколько стихов в день, но по одному в день обязательно. Так дни получаются не обезличенными. То есть это попросту дневник зарифмованных впечатлений. До поэзии мне ещё далеко, поэтому складываю стишки в папку "практика стихосложения". Помогает наблюдать за собой, мне это интересно, потому как наблюдаемый объект - презанятнейший персонаж, который всегда под рукой.
Так что тут всегда свежак :)
Я видела парней, которые вообще только стихами и разговаривают, но на гениев они вроде не особенно походили, так что прямой логической связи между частым или неудержимым стихосложением и гениальностью установить не удалось;)
Вам, Евгений, радостного дня! Вы мне уже подарили хорошее настроение своим откликом!
Экспроментирую отчетно:

Поэтика поэтику
Передала приветики
Приветствованный поэтически
Поэтик гением себя почувствовал, практически.
И с целью прикладной - материально-поэтическо-практической
Решил издать своих он вирш толстенный том поэзии лирической
На что поэтика поэтику
Внезапно объявила, что
Поэтик он "с приветиком"

Наталья Глубокова   28.10.2021 06:55   Заявить о нарушении
Поэтик, едва проснувшись,
"Приветики" получил.
На запах побрёл на кухню
Добавить для славы сил,
Чтоб с ходу отбить атаку
поэтики прикладной,
Словами затеяв драку,
Уйдя на простой родной!

Храбрился поэтик зря ли,
Туда ли ушли слова?
Но вновь все цветы завяли...
Лежат на траве дрова.

Полина, добрый день!
Конечно, я понял, что книги откровеннее друзей, но я хотел Вам показать, что возможность двойного толкования фразы не желательна. Начитавшийся стихов глаз это легко замечает.

Не знаю, почему Вы прибедняетесь, называя стихи упражнениями. В них много чего есть: лёгкость, радость и ценность жизни, актуальность текущего мгновения, широкий словарный запас, образы, идеи, мысли. Другое дело, что оптимистичные стихи сейчас не в моде, в моде глубокая негативная заумь, да ещё написанная верлибром или даже прозой, называющейся стихами...

Если Вы доберётесь до поэзии когда-нибудь, по каким критериям определите, что это поэзия, а не упражнения?

Доброго дня,

Евгений Ермолин   28.10.2021 09:59   Заявить о нарушении
По чувству музыки в строфе;
Способности через звучащее слово передать многомерность его бытия;
По способности автора основные смыслы провести между строк.
Это три основных критерия.
Я тоже любила поныть. Потом заметила: что пишу - то и происходит, и не только со мной. Потом я подумала, что наверное это мои галлюцинации, но решила проверить и вывернуть грусть наизнанку. Там оказывается сплошная радость. Эксперимента ради стала выворачивать наизнанку все такое грустно-печальное, а мир внутри и снаружи тоже как-то вывернулся и просветлел :)
Даже если это галлюцинация, - подумала я, - то она нравится мне определённо больше, чем предыдущая. Вот как-то так. Надеюсь, моё упрощенное описание самодрессуры не выглядит совсем уж безумным 8-)
Спасибо за вопрос, Евгений! Улыбаюсь и желаю Вам чудесной второй половины
дня ;)

Наталья Глубокова   28.10.2021 14:02   Заявить о нарушении
Боюсь уже надоесть, но Ваши упражнения с выворачиванием наизнанку сколь интересны, столь и загадочны. Попробую подумать, а ещё лучше, почувствовать.

По стихам.
А такие формы стихов, как верлибр, стихи в прозе, документальные стихи, стихи А4, звучат как музыка или нет? Как Вы думаете? А если медведь на ухо...?) Как музыку ощущать? Множество известных поэтов музыку совсем не слышат. И кто должен слышать музыку - автор или читатель или слушатель? Или оба? И опять же, музыка бывает разная, и людям она любится разная. Ритм и рифма причастны к музыке стиха или она от них не зависит?

И почему смыслы обязательно нужно прятать между строк?

Вы где-то занимаетесь стихами, например в ЛИТО каком-либо или даже в Литинституте? Или по самоучителю?
Ощущение такое, что в Ваших стихах не только музыка, но и теория стиха присутствует.

Евгений Ермолин   28.10.2021 15:08   Заявить о нарушении
По стихам.
А такие формы стихов, как верлибр, стихи в прозе, документальные стихи, стихи А4, звучат как музыка или нет? Как Вы думаете?
- Звучат, разумеется. Или не звучат. Могут звучать. Музыка это не только про звуковысотность, ритм и тембры. Это способ взаимодействия вне слов, напрямую - звучащей чувственностью и её языком. Так это обстоит с моим восприятием, во всяком случае.

А если медведь на ухо...?)
- Так второе, по идее должно уцелеть:)

Как музыку ощущать?
- Сердцем, (нутром, душой, всем собой ну итд, но эти органы восприятия нужно воспитывать, это да).

Множество известных поэтов музыку совсем не слышат.
- Например? Музыка разная у разных поэтов. (Известность не аргумент, к слову, в наше время особенно).

И кто должен слышать музыку - автор или читатель или слушатель? Или оба?
- Ну во-первых, никто никому ничего не должен, любовь дело взаимное и обоюдное:),
Если слышат и поэт, и читатель... обычно такие совпадения и называют шедеврами, то есть успешная трансляция образно-смысловая происходит и у читателя ощущение, что это его собственные мысли и ощущения, абсолютно точно переданные.

И опять же, музыка бывает разная, и людям она любится разная.
- И тут Вы правы, к счастью, музыка, как и люди весьма разнообразна и даже, думаю, в отношении музыки это в большей степени справедливо, чем в отношении сапиенсов.

Ритм и рифма причастны к музыке стиха или она от них не зависит?
- И то, и другое - инструменты, одни из многих; выбор определяется посредством автора :), инструментов в арсенале и музыки, и поэзии великое множество.

И почему смыслы обязательно нужно прятать между строк?
- Не обязательно. Прямолинейность иногда тоже художественный приём. Но плоские стихи обычно не интересны. Как и вообще искусство: многомерность, если хотите, определяет его ценность. Вы наверняка перечитываете и переслушивайте по многу раз то, что Вас "запхцепило", и каждый раз обнаруживаете новые оттенки, смыслы, линии, образы ... ну итд. Поэзия может охватить и транслировать подсознательный мир, который гораздо масштабнее и многомернее определенного мира значений. Про музыку я уже и не говорю.

Вы где-то занимаетесь стихами, например в ЛИТО каком-либо или даже в Литинституте? Или по самоучителю?
- Нет, я не занималась и не занимаюсь стихами профессионально, и даже не изучаю специально. Но люблю читать. Я пою, играю на фортепиано и флейте. Занимаюсь языками, лингвистикой - самостоятельно. Танцую. Все это языки, и я именно так их воспринимаю. Стихи помогают понимать себя и других, мир, над обыденностью приподниматься.

Ощущение такое, что в Ваших стихах не только музыка, но и теория стиха присутствует.
- Теория не присутствует, практика да.

Предвидя следующий вопрос: Гомер, Баратынский, Маяковский (ранний),Мандельштам, Бродский, Рильке. Из современных русских здесь на Прозе: Виталий Рында, Светлана Никулина. Из не русскоязычных много :)

Наталья Глубокова   28.10.2021 16:08   Заявить о нарушении
Полина, раскрутили Вы меня на работу мозга. Пока не забыл, вот что получилось: смыслы в объёмном стихотворении могут располагаться на только в щёлках между строк, но и сбоку, с другого бока, сверху, снизу, спереди сзади, а с учётом динамики могут вращаться вокруг строки (стиха), строфы и всего стихотворения как это делают электроны вокруг ядра атома...)))

Евгений Ермолин   28.10.2021 16:12   Заявить о нарушении
Не заметил сразу Ваши расширенные ответы на мои вопросы. - Спасибо.

"Я пою, играю на фортепиано и флейте. Занимаюсь языками, лингвистикой - самостоятельно. Танцую". Можно ли где-то посмотреть или послушать?

О Ваше

Евгений Ермолин   28.10.2021 16:29   Заявить о нарушении
И ещё добавьте: прямо внутри:)
Ни-ни, Евгений, это Вы сами себя крутили, я только ответила коротко на Ваши вопросы, у Вас талант интервьюера )))
Отдохните, не по злому умыслу, бо, а по скудоумию своему и ему согласно отвечамши то :)

Наталья Глубокова   28.10.2021 16:32   Заявить о нарушении
Я прямо на улицах родного города это делаю,(про послушать-посмотреть).

Наталья Глубокова   28.10.2021 16:33   Заявить о нарушении
О Вашей многовекторности прочитал в резюме. Ели честно, то такие рассказы о себе меня пугают, и я часто обхожу таких авторов стороной. Не знаю почему. Если бы я написал резюме, то там было бы: столько-то рацпредложений, изобретений, научных трудов, внедрений... Вспомнил - и даже пять лет музыки было в детстве (баян), но не прижилось. Моя любимая деятельность мозга - аналитика, которая никак не сочетается что-то со стихами.)))

Евгений Ермолин   28.10.2021 16:38   Заявить о нарушении
Извините меня за навязчивость, а интервью получилось впервые в жизни случайно - чем-то Вы меня заворожили.)))

До свидания, доброго вечера, а мне - доброй ночи, так как у нас уже вечер.)

Евгений Ермолин   28.10.2021 16:49   Заявить о нарушении
О резюме на страницах авторов понял: для меня это гордыня напоказ, особенно когда автор пишет о себе в третьем лице.

Евгений Ермолин   28.10.2021 17:52   Заявить о нарушении
Спокойной ночи, Евгений. А какое стихотворение Вас зацепило, если не секрет,(надеюсь, что не резюме)? И, если можно, что подразумевает термин "гордыня"?
Доброго утра Вам :)

Наталья Глубокова   28.10.2021 22:38   Заявить о нарушении
Добрый день, Полина!
У меня на часах 11:07.
Гордыня в христианской религии - смертный грех. Это чувство собственной важности: "Я" выше (лучше, богаче, учёней, развитей, умней...) других, они ниже меня. "Я" - пуп Земли, мне все должны, потому что они низшие. Именно она является источником всех бед человека. Она порождает неравенство.
При этом я не являюсь верующим в Бога человеком. Как сказали в детстве: бога нет, так эта прорамма и сидит в мозгу в неудаляемом виде!) Но Библию почитываю, т.к. она - кладезь мудрости человечества, как, впрочем, и Тора, и Талмуд.
О "зацепило" попозже, занят немного.)

Евгений Ермолин   29.10.2021 08:28   Заявить о нарушении
Спасибо. Хорошо, только не умирайте :) Вы замечательный собеседник!

Наталья Глубокова   29.10.2021 10:35   Заявить о нарушении