Запасной аэродром

Тема, которую я хочу сегодня осветить, не касается авиации. Но вначале несколько определений вполне официальных именно из авиации:

Запасной аэродром пункта назначения — запасной аэродром, куда может следовать воздушное судно в том случае, если невозможно или нецелесообразно производить посадку на аэродроме намеченной посадки. Аэродром, с которого производится вылет воздушного судна, также может быть запасным…

Запасной аэродром при взлете — запасной аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку, если в этом возникает необходимость вскоре после взлета и не представляется возможным использовать аэродром вылета. Источник: Приказ Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128

Далее речь пойдет об определениях запасного аэродрома в шутливых  разговорах собеседников:
1. Квартира, снимаемая для каких-либо целей помимо основного жилья. Упоминается в журнале «Огонёк», 1992, № 7, стр. 29.
2. Квартира любовницы. Елистратов 1994, 27.
3. Должность или престижное место, припасаемое официальным лицом на случай отставки. Комсомольская Правда, 20.09.91

Речь ниже пойдет о пункте третьем в  моих наблюдениях на этот счет.

Вы обратили внимание, уважаемые читатели, что президент Путин снимает своих ставленников из числа приближенных руководителей, если они не справляются с порученным делом, но не проворовались, как некоторые губернаторы, и переводит их на не такие престижные, но все равно хлебные должности, занимая которые он не будут перебиваться с хлеба на воду. Некоторые из них занимают специально введенные для них должности, как бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, или такие, где их не видно и не слышно, как бывший министр обороны Сергей Иванов.  А кто-то, например Сергей Нарышкин, за годы правления Путина побывал и заместителем председателя правительства, спикером Госдумы, а теперь руководит службой внешней разведки.  Для некоторых нашелся запасной аэродром в виде должности советника президента, для кого-то место в Сенате или Госдуме. Главный принцип Путина – не сдавать своих, чтобы ненароком нож в спину не всадили.

Было такое в нашей стране во все времена.  Можно перечислить, какие только должности не занимал Вячеслав Молотов, Никита Хрущев, Каганович, Устинов, многие другие чиновники из высших слоев советской  партноменклатуры.  И при Ельцине было такое, и при его преемнике. Где сейчас Кириенко, допустивший дефолт 1998 года? Как где – ближайший помощник Путина, руководитель Администрации президента.

Но я спущусь с заоблочных высот нашу грешную землю.  Я прожил уже немало лет, занимал разные должности, в том числе считающиеся на уровне регионов очень высокими. Например, первый заместитель заведующего отделом здравоохранения Хабаровского края, первый заместитель начальника управления здравоохранения администрации края.  Был лично знаком с несколькими министрами здравоохранения РСФСР и Российской Федерации, как сейчас модно говорить, рукопожатый.  И на моей памяти немало случаев, когда умный руководитель заранее готовил себе запасной аэродром на случай своей отставки.

После окончания Хабаровского медицинского института я был распределен на Тихоокеанский флот, где и прослужил три года в должности начальника медицинской службы подводной лодки.  Казалось, уж тут не стоит думать о запасном аэродроме, там начальство думает, куда тебя перевести или послать. Так как я был на хорошем счету, мне предлагали остаться в кадрах, т.е. не увольняться в запас через три года, а служить 25 лет и получить военную пенсию, которая и тогда была выше максимальной на гражданке. Но чтобы получить такую пенсию, я должен был уйти на пенсию в 45 лет, имея стаж службы 25 лет и звание подполковника м/с.  Но такую должность при уговорах остаться служить мне не предложили.  На нашей большой океанской лодке у меня была должность капитана, на ракетных лодках – майора, и флагманский врач бригады всего один при большой количестве майоров, и кое-кто из них был намного ближе к начальству. Ведь не зря есть такой анекдот. Сын, молодой лейтенант, спрашивает у отца-полковника: «Папа, могу я стать маршалом?» Отец отвечает: «Нет, сынок». Сын: «А почему, папа?». Отец: «Да у маршала свой сын есть».  Мне предложили майорскую должность начальника медсанчасти учебного отряда, а это «расстрельная» должность, ибо новобранцы не приучены соблюдать санитарную гигиены и часто страдают дизентерией и другими кишечными заболеваниями, да и соматических у них хватает. Так что с этой должности уйти выше невозможно. И я уволился в запас.

На гражданке с первых дней столкнулся с фактом, как в том анекдоте.  Должность, которую мне обещали при собеседовании в краевой больнице, отдали по блату невестке главного рентгенолога края профессора Розмарина, которая, отработав 3 года гинекологом, решила, что должность врача-рентгенолога спокойнее.  И меня отправили работать в городскую больницу. Но, по большому счету, я могу сказать, что мне повезло. Больница была клинической, т.е. в ней работали кафедры медицинского института (хирургии и терапии), коллектив больницы был замечательный, работящий, патологии много и самой разнообразной. Так что моя квалификация врача-рентгенолога росла как на дрожжах. В краевой такого бы не случилось, там все врачи закреплены за разными отделениями, работают в разных кабинетах, и другой патологии не видят. А в нашей больнице был один кабинет, и мы видели всю интересную патологию друг у друга.

Но уже там я встретился с «запасным аэродромом». Бывший многолетний главный врач больницы, уважаемая всеми в нашей районе, Бацунова Екатерина Даниловна,  решила уйти на пенсию по достижению 55 лет.  Она пробила в городском отделе здравоохранения дополнительные 0,5 ставки врача-рентгенолога травматологического пункта больницы, который обслуживал больше 200 тысяч населения, через который проходило в сутки свыше 100 первичных больных с травмами разной локализации. Примерно 30-35% из них делались рентгенограммы.  Кроме этого, в травмпункте лечились больные с уже диагностированными переломами в гипсе.  Им тоже периодически делали контрольные снимки.  Так что для описание всех сделанных рентгенограмм и нужны были эти дополнительные 0,5 ставки.  Но Галина Даниловна пошла дальше. Она после ухода на пенсию  прошла первичную специализацию по рентгенологии и заняла эту должность. В те годы максимальный доход работающего пенсионера не мог превышать 300 рублей. Он складывался из пенсии и зарплаты. Пенсия у Екатерины Даниловны была максимальная, 120 рублей. Зарплата при её общем стаже работы на 0,5 ставки составляла около 180 рублей. Там что, работая всего 3 часа в день, Бацунова получала 300 рублей, что для Хабаровска были очень хорошие деньги.

Для сравнения, моя первая зарплата на гражданке составили 159 рублей. Почему я так точно её знаю? Просто она указана в моем партийном билете, с неё я платил членские взносы.  Это было очень мало в сравнении с  зарплатой на военной службе, которая временами доходила до 400 рублей, плюс питание и обмундирование.  Поэтому мне надо было искать подработку, и больница мне её предоставила. Я совмещал врачом-эндоскопистом на 0,5 ставки, брал ночные дежурства в травматологическом пункте,  рос мой стаж и врачебная категория, так что ко времени моего перехода на другую работу я получал свыше 400 рублей.

На новой должности я стал получать меньше, но не очень долго. Я стал совмещать свою работу главного рентгено-радиолога края с работой врача-рентгенолога краевой больницы и ассистента кафедры рентгенологии медицинского института, занимаясь с курсантами на курсах первичной специализации по рентгенологии. Позже, когда в медицине был разрешен бригадный подряд, я первым в крае внедрил его в своем рентгено-радиологическом отделении, и мой доход значительно вырос, завися от объема выполненной работы, и стал в пределах 700-800 рублей в месяц. Правда, я примерно полмесяца проводил в командировках по краю, оказывая практическую помощь рентгенологам районов. Много бывали в командировках и другие сотрудники отделения.  Позже это было отмечено при проверке главным рентгенологом РСФСР профессором П.В.Власовым как положительный момент в работе.

Поэтому, когда через полтора года работы главным специалистом края я получил приглашение на работы заместителем заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, я очень сильно задумался. Зарплата на новой должности была много меньше, ведь даже у председателя крайисполкома она составляла 800 рублей плюс 15% дальневосточных.  К тому же мне собирались поручить организацию медицинском помощи взрослому населению всего края.  А у меня практически не было опыта лечения больных, но как мне сказал заведующий отделом Вялков Анатолий Иванович, у меня есть большой опыт организации, складывающийся из опыта десяти лет работы парторгом крупной городской больницы и опыт главного специалиста края. А ведь на долю рентгеновского метода приходилось до 80% всех диагностических исследований, ультразвуковая и эндоскопическая диагностика делала только свои первые шаги. К тому же Вялков сказал, что заниматься с курсантами мне разрешается по приказу Минздрава.  Меня долго уговаривали и все же уломали. Я чувствовал, что перерос свою должность, все в ней шло по накатанной колее, и хотелось чего-то нового.

В это время в Хабаровском крае прорабатывался вопрос строительства огромной, на 1800 коек больницы, уже был готов проект, оставалось найти в федеральном бюджете деньги (какая малость?), но это был конец 1988 года и начало кризисных явлений в стране.  Но что будет впереди, никто точно на знал.  Но Вялков сказал, что если у меня не пойдет работа в аппарате крайздравотдела,  будет должность главного врача строящейся больницы, которую я смог бы занять. Т.е. еще не вступив в должность, мне предлагался «запасной аэродром».

Но и сам Вялков не сидел сложа руки. Ему тоже надо было иметь «запасной аэродром», если вдруг к нему будут претензии руководства.  И он вначале провел большую работу, чтобы стать депутатом РСФСР, и в этом ему помог депутат СССР по этому же округу, главный врач краевого кожвендиспансера Поляченко Михаил Наумович, и многие врачи и руководители того избирательного участка, по которому он был зарегистрирован. Вообще медики края отличились,  депутатами РСФСР стали сразу 5 врачей из 12 депутатов. Попала в высший законодательный орган республики даже супружеская чета Удаловых. Он - главный врач тогда еще больницы скорой помощи, она – главный врач дома ребенка.  Еще депутатами стали врачи из городов Амурска и Комсомольска-на-Амуре. Стал депутатом и Вялков.

К этому времени я уже стал его первым заместителем, а так как он долго бывал на съездах народных депутатов РСФСР, на меня легла большая работа по оперативному руководству здравоохранения края. Признаюсь, было трудно, но по-моему мнению, и мнению моих коллег, я с ней справлялся.

Анатолий Иванович Вялков, часто бывая в Москве, помогал выбивать для края дополнительное финансирование. К этому времени началась подготовка учреждений здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию. Велась она и в крае. И когда закон об ОМС был принят, Вялков предложил мне должность исполнительного директора краевого фонда ОМС.  Но на мой вопрос, кто будет руководить здравоохранением края в период его длительных отлучек, не нашел, что ответить. Все осталось на своих местах. Исполнительным директором фонда, это кредитно-финансовой организации, мог стать и не организатор здравоохранения, и им назначили работника мединститута Николая  Алексеевича Капитоненко, а меня сделали председателем Правления фонда.  После это я стал ездить с Капитоненко,  который не знал кадры в крае, чтобы помочь ему решить вопрос с организацией филиалов краевого фонда ОМС.  Эта задача была успешно решена, и фонд заработал. Впоследствии председателем Правления фонда стала Стрелкова Ирина Ивановна, заместитель губернатора по социальным вопросам.

Но в Москве Вялков время даром не терял. Он нашел себе научного руководителя, доктора экономических и доктора медицинских наук, профессора Юлию Васильевну Михайлову, под руководством которой написал кандидатскую диссертацию.  Пользуясь своими связями в Москве, выбил решение Минздрава России на открытие еще одной кафедры по организации здравоохранения на факультете повышения квалификации местного медицинского института, и по конкурсу прошел на заведование ею. Мне он предложил стать доцентом, и вот тут я допустил ошибку – отказался от должности. Мне показалось, что Вялков свалит на меня не только оперативное руководство здравоохранением края, но и работу на своей кафедре, которая только организовывалась. 

Ситуация в здравоохранении во времена Ельцинских «реформ» ухудшалась,  Вялков после того, как Ельцин расстрелял «белый дом» и разогнал всех российских депутатов,  стал опасаться, что новая власть в Москве поставит крест на его желании перебраться в Минздрав России, и все чаще и чаще стал сваливать вину на своих ни в чем не виноватых заместителей. Он брал пример с губернатора Виктора Ивановича Ишаева, который тасовал своих замов, как колоду карт. Я стал опасаться за то, что и до меня дойдет желание Вялкова сменить своих замов.  И тут подвернулось предложение от фармацевтического концерна «Шеринг» занять должность его представителя по Дальнему Востоку.  Я пришел за советом к Вялкову, и мне кажется, этим облегчил его нелегкую задачу подыскать мне новое место работы.  Он дал добро на мой уход в зарубежную фирму, что я и сделал. Но вот найти равноценную замену мне в должности первого зама так и не смог за тот год, что он работал в прежней должности, прежде чем его пригласили на работу в Москву. Сделала это она из министров-однодневок Дмитриева, многолетний директор института психиатрии, совершенно не разбирающаяся в организации здравоохранения. Приехав в Хабаровск на открытие Перинатального центра, он более тесно поговорила с Вялковым и поняла, что более компетентного организатора здравоохранения ей не найти, и пригласила на должность начальника лечебного Главка Минздрава.

Но в этой должности Анатолий Иванович не засиделся, довольно скоро стал заместителем министра здравоохранения, а потом и Первого заместителя министра при министре Шевченко.

Вот что о нем можно прочитать в Википедии о работе на более высоких должностях, чем врач и главный врач больницы.

С 1979 по 1987 годы — работает на партийных должностях горкома Комсомольска-на-Амуре а затем Хабаровского крайкома КПСС.
С 1987 по 1992 годы — заведующий отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома.
С 1992 по 1996 годы — начальник Управления здравоохранения администрации Хабаровского края.
 
С 1996 по 1998 годы — начальник Управления организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения РФ.
С ноября 1998 года — заместитель министра здравоохранения РФ, а с 1999 по 2004 годы — первый заместитель министра здравоохранения РФ.
С 1993 по 1999 годы — возглавлял кафедру организации и экономики здравоохранения в Хабаровском государственном медицинском институте, через четыре года стал профессором кафедры, а ещё через два — заведующим кафедрой управления здравоохранением МГМУ имени И. М. Сеченова (на тот момент ММА имени И. М. Сеченова).
С 1999 года назначен директором НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА имени И. М. Сеченова.
С декабря 1999 года до упразднения в марте 2001 года являлся членом Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.
В 2000 году — избран членом-корреспондентом РАМН.
В 2005 году — избран академиком РАМН.
В 2013 году — избран академиком РАН (в рамках присоединения РАМН и РАСХН к РАН).

А теперь о том, как развивалась карьера министра здравоохранения Шевченко, начальника Вялкова в Минздраве.  Сведения тоже взяты из Википедии.

 Юрий Леони;дович Шевченко — советский и российский врач, хирург и кардиохирург, основоположник гнойно-септической кардиохирургии и кардионеврологии.
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН (2000) и РАН (2013). Член Союза писателей России.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный врач Российской Федерации,  лауреат Государственной премии РФ (2000).
Начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (22 апреля 1992 — 23 декабря 2000), Министр здравоохранения Российской Федерации (5 июля 1999 года — 2004 год, генерал-полковник медицинской службы. Президент  созданного им Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова.
Доктор богословских наук, митрофорный протоиерей, ктитор госпитального храма святителя Николая Чудотворца при Пироговском Центре.

В апреле 1992 года назначен начальником Военно-медицинской академии и председателем её Учёного совета, оставаясь руководителем кафедры и клиники сердечно-сосудистой хирургии им. П. А. Куприянова.
 С 1993 года - главный кардиохирург Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С 1994 года - руководитель созданного им областного кардиохирургического центра.
С 1999 года по 2004 год - Министр здравоохранения России (одновременно являясь начальником Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и начальником кафедры и клиники сердечно-сосудистой хирургии им. П. А. Куприянова до декабря 2000 г.).
 В октябре 2000 г. приглашен на заведование кафедрой факультетской хирургии ММА им. И. М. Сеченова, там же директор созданного им НИИ грудной хирургии, председатель хирургического диссертационного совета.
В 2002 г. им организован Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова Минздрава России, президентом которого он был избран на заседании расширенного состава Учёного Совета Центра, в состав которого также вошли члены коллегии Минздрава РФ, президиума РАН и РАМН. Будучи министром здравоохранения РФ, должность президента Центра он исполнял на общественных началах. Уйдя в отставку с должности министра здравоохранения РФ, с 20 марта 2004 г.  - президент и председатель Учёного Совета Центра — его основная должность.
С 2002 года заведующий кафедрой грудной и сердечно-сосудистой хирургии с курсом рентгенэндоваскулярной хирургии ИУВ ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России
С января 2004 г. - главный хирург Министерства здравоохранения РФ.
С 2002 года по настоящее время Президент Национального медико-хирургического Центра имени Н. И. Пирогова Минздрава.

Как видите, уважаемые читатели, у Шевченко на всех должностях был «запасной аэродром», где он мог работать, потеряв высокую административную должность.

А теперь я расскажу про то, как складывалась карьере еще одного заместителя министра здравоохранения России Николая Николаевича Ваганова. Он приезжал в нам в Хабаровский край, фото на заставке: слева направо - проректор ХГМИ В.В.Казеннов, ректор ХГМИ Б.М. Когут, заместитель министра МЗ РФ Н.Н.Ваганов, первый заместитель начальника управления здравоохранения администрации А.К.Щербаков

Ныне Ваганов доктор медицинских наук, профессор, заместитель Председателя Исполкома Союза педиатров России.
Н. Н. Ваганов возглавляет кафедру медико-социальных проблем охраны материнства и детства Российской медицинской академии последипломного образования, является главным врачом Республиканской детской клинической больницы. С 1987 г., когда Н. Н. Ваганов работал в Министерстве здравоохранения СССР в должности заместителя начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям, проявился его талант как организатора детского здравоохранения, способного инициировать неординарные идеи, воплощая их в жизнь. Н. Н. Ваганов являлся участником создания и непосредственным исполнителем региональных программ по снижению младенческой смертности. С 1989 по 1996 г. профессор являлся заместителем министра здравоохранения России, курирующим службу охраны здоровья матери и ребенка.

За период работы в должности заместителя министра он руководил и принимал непосредственное участие в разработке важнейших целевых федеральных программ: «Индустрия детского питания», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Безопасное материнство», «Вакцинопрофилактика», в реализацию которых он вложил много профессионализма и организаторский талант. На фоне ухудшения всех показателей здоровья населения, наблюдавшегося в России в течение последнего десятилетия, педиатрам страны удалось снизить младенческую смертность, в чем несомненная заслуга Н. Н. Ваганова.

С 1991 г. он возглавляет кафедру медико-социальных проблем охраны материнства и детства Российской медицинской академии последипломного образования. Николай Николаевич — автор более 100 научных публикаций, 5 монографий, под его руководством защищены кандидатские и 2 докторские диссертации. С 1998 г. и по настоящее время Н. Н. Ваганов — главный врач Российской детской клинической больницы.

И, наконец, последний персонаж из руководителей российского здравоохранения, о котором я хочу поведать. Из тех, кто готовил заранее себе «запасной аэродром».

Владимир Иванович Стародубов — российский медик, доктор медицинских наук (1997), заслуженный врач Российской Федерации (1999), профессор, академик РАМН (2004), академик РАН (2013); министр здравоохранения Российской Федерации (1998—1999).

С 1981 по 1987 г. — инструктор отдела науки и учебных заведений Свердловского обкома КПСС.
С 1987 по 1989 г. — заместитель, затем первый заместитель заведующего Главным управлением здравоохранения Исполкома Свердловского областного Совета народных депутатов.
В 1989 г. назначен начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения РСФСР. С 1990 г . — заместитель Министра здравоохранения РСФСР.
Одновременно с 1994 г. заведовал кафедрой социальной гигиены и экономики, затем кафедрой экономики, управления здравоохранением и медицинского страхования Российского государственного медицинского университета.
С 30 сентября 1998 по 5 июля 1999 г. — Министр здравоохранения Российской Федерации.
С декабря 1998 по октябрь 1999 г. был представителем Российской Федерации в Исполкоме ВОЗ.
С 6 августа 1999 г. возглавил вновь созданный Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.
В августе 1999 года был включён в федеральный список кандидатов в Госдуму избирательного блока «Отечество — Вся Россия» (3-й номер в Томско-Омской региональной группе), но по результатам выборов 19 декабря 1999 года депутатом не стал.
С 12 марта 2004 по 25 марта 2008 г. — заместитель (с 12 марта по 14 апреля 2004 г. — первый заместитель) Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В 1993—1995, 1998—1999, 2004—2008 гг. входил в состав Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В 2008—2011 годах был представителем Российской Федерации в Исполкоме ВОЗ.
Продолжает руководить ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. В марте 2011 г. избран вице-президентом Российской Академии медицинских наук, занимал должность до сентября 2017 года.
Главный редактор научно-практических журналов «Менеджер здравоохранения» и «Врач и информационные технологии», является членом редколлегии пяти медицинских журналов.

Стародубов пару раз приезжал в Хабаровск, занимая должность заместителя министра здравоохранения.  Мы вместе с Вялковым беседовали с Владимиром Ивановичем в приватной обстановке. Карьера Стародубова очень схожа с карьерой Вялкова. Такой же инструктор регионального партийного органа, только Вялков ушел на работу в Минздрав с должности начальника регионального органа здравоохранения, а Стародубов – первого заместителя начальника.  Довольно солидный карьерный скачок, видимо, этому поспособствовал перешедший на работу  в Москву Борис Николаевич Ельцин. Не обошлось без Ельцина и назначение Стародубова заместителем министра, а потом и министром здравоохранения.  Ведь после ухода Ельцина с должности Президента перестал был министром и Стародубов.  И занял должность на «запасном аэродроме»,  возглавил вновь созданный Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России.

Я этим своим повествование хотел был сказать, что опытный чиновник, особенно из тех карьеристов, кто стремится забраться все выше и выше по карьерной лестнице, всегда старается иметь для себя, любимого, «запасной аэродром», в котором может пересидеть все невзгоды на тернистом пути. Правда, в суверенной «демократической» России такие чиновники стараются побольше наворовать на своей «хлебной» должности и вовремя «свалить» за рубеж, где жить припеваючи на ворованные деньги.


Рецензии