Амербаева

АМЕРБАЕВА Эмилия Несторовна


30 ЛЕТ СПУСТЯ
или
КАК ЭТО БЫЛО

Мы приехали в Зеленоград зимой 1966 года. Был яркий солнечный день. Кругом лес и чистый белый снег. Трудно передать наш восторг от сказочной картины строящегося молодого города. Но главное, что покорило меня, — это люди. Энергичные, весёлые, счастливые. Казалось, что все друг друга знают, готовы помочь в любую минуту. Будто это большая дружная семья.
Работать я стала в школе № 609 учителем географии и классным руководителем 6Ж класса. Дети прибывали не только из разных школ Москвы, но и из других городов. Провели собрание родителей вместе с учениками. Наметили план работы и во главу поставили — создать дружный крепкий коллектив всего класса. Помогали друг другу в учёбе, спорте, ходили вместе с родителями в поход на лыжах.
Была цель у нашего коллектива стать первыми среди семи параллельных классов. И это нам удалось. В конце учебного года наш класс, как самый лучший в учёбе и общественной работе, был награждён поездкой на теплоходе в г. Горький. Как были рады все дети и родители! Директор школы Борис Леонидович Яковлев, провожая нас, вручил перечень заданий по сбору материала, который по возвращении надо будет обработать и сдать в школьный кабинет географии. Но мы обсудили с ребятами и решили, что всю эту работу проделаем ещё на теплоходе.
Распределили обязанности и строго их исполняли. Время находили на всё: и поработать, и повеселиться. Даже устроили большой концерт для всех отдыхающих и персонала.
Когда же вернулись в школу через 6 дней, то прямо на глазах встречающих нас родителей вручили Борису Леонидовичу Альбом с отчётом о нашем чудесном путешествии.
Прошли годы. Я уже на пенсии. Но когда директор начальной школы № 1704 Галина Михайловна Черненко предложила мне поработать с первоклассниками в группе продлённого дня, я с удовольствием согласилась. Кроме основных предметов, в школе было много развивающих игр и кружков: танцевальный, лепки, лего, второго иностранного языка (французского). Радовало меня, что дети были очень любознательны. Мы обсуждали с ними и такие вопросы: почему где-то на земле всегда зима, а где-то всегда лето. Их интересовало, как зародился мир растений, животных. Почему вымерли динозавры. Некоторые из них мечтали стать путешественниками.
И однажды я рассказала им, как 30 лет назад бывшие мои ученики, победившие в соревновании шестых классов, за отличную учёбу были награждены плаванием на теплоходе. Они листали сделанный тогда интересный альбом. Но когда узнали, что если бросить бутылку с письмом в нашу речку Сходню, можно выловить её в Волге, — были озадачены. Неужели вправду такое возможно?
Наступил 1998 год, и дети уже 3-го класса готовили по природоведению путешествие по карте: «Москва — порт пяти морей». Каждая группа «моряков» готовила себе бескозырки, изучала растительность и живность своего моря, знакомилась с городами и историей тех мест, которые они будут «проплывать». Интересно было узнать историю названий Белого моря, Чёрного, Каспийского. В этом виртуальном путешествии им помогали книги, карты и рассказы родителей. Одной ученице, Лысовой Юле, дедушка для этого плавания дал настоящий морской колокол — рынду.
И вот наступил день — юные путешественники из столицы нашей Родины Москвы отчаливали к портам своих морей.
В гости к нам пришли родители, учителя и директор школы Светлана Викторовна Шкутова.
Ребята с большим восторгом рассказывали про особенности своих маршрутов. Здесь и истории Беломоро-Балтийского и Волго-Донского каналов, и значение связей различных портов для жителей нашей большой страны.
Когда уже заканчивалось наше путешествие, вдруг раздался громкий звон колокола, — это была почтальон, которая сообщила, что классу 3А школы № 1704 пришла бандероль из г. Астрахани, порта Каспийского моря, с датой отправки 29 мая 1968 года. Что тут было! Дети бросились распечатывать бандероль, взрослые с недоумением обсуждали происходящее. И только Светлана Викторовна, посмотрев на меня, всё поняла. Были озадачены и дети, когда в их руках оказалась большая бутылка, внутри которой что-то белело. Как достать? Что там? Быстро нашлось чем вскрыть, и на глазах у всех из бутылки выпало послание тридцатилетней давности от зеленоградских учеников 6Ж класса школы № 609.
То-то было радости и веселья, когда прочли, что те школьники бутылку с посланием опустили в нашу реку Сходню, чтобы доказать, что и Зеленоград может быть портом не только Каспийского, но и Азовского, и Чёрного морей.
Так неожиданно и удивительно закончилось наше путешествие — встречей с учениками далёких шестидесятых годов.


Рецензии