Однажды в музее. Театральный музей имени Бахрушина

Иллюстрация: картина К. Гиппиуса "Дом А. А. Бахрушина", 1896 год.


АНДРЕЙКА
  "Разрази меня гром! Мы спасены! Земля! Свистать всех наверх! Мы спасены! Земля!".

ШУША
  Андрейка, ты что делаешь?

АНДРЕЙКА
  Ой, привет, Шуша! Я репетирую роль пирата из "Острова сокровищ". Смотри, какой я себе костюм сделал.

ШУША
  Ух ты! Ремень и пистолеты как настоящие! Только твоему костюму чего-то не хватает.

АНДРЕЙКА
  Чего это не хватает?

ШУША
  Ну, я пока не пойму... Можно с тобой поиграть? Я хоть и совёнок, но я тоже могу быть пиратом: играть его роль.

АНДРЕЙКА
  Нет, Шуша, лучше будешь говорящим попугаем.

ШУША
  Да? На пиратских кораблях всегда были попугаи. Ой, ура! Я буду играть попугая!

АНДРЕЙКА
  Ну тогда придумывай себе роль.

ШУША
  А как придумывать?

АНДРЕЙКА
  Ну ты же теперь актёр. Сочини, что ты будешь делать, что говорить.

ШУША
  Андрейка! Ну актёры же так не делают на сцене, вот чего захотят! Им дают уже готовые роли, они их учат.

АНДРЕЙКА
  Ой, только не учить! Мне этого в школе хватает. Никто актёров не учит. Они сами выходят на сцену, а там уже корабль стоит - готов отплыть! Все только нас с тобой ждут! Я беру свои длинные пистолеты: "За мной, мой верный друг, навстречу опасностям!".

ШУША
  Здорово у тебя получается! Только в настоящем театре актёры не сами сочиняют свои роли. Ты, Андрейка, можешь в этом убедиться, если полетишь со мной в театральный музей.

АНДРЕЙКА
  Хм, а костюмы в этом музее есть?

ШУША
  Конечно! Это же самый главный театральный музей в нашей стране! Там много костюмов; в них раньше выходили на сцену великие актёры!

АНДРЕЙКА
  Ой, как интересно! Тогда полетели скорее!

ШУША
Шуши-муши-солнышко,
Чаки-бряки-пальма!
Неси скорее, пёрышко,
В музей нас театральный!

<хлопанье крыльев на ветру>

АНДРЕЙКА
  О! Да это настоящий особняк!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Здравствуйте! Как я рада, что вы наконец добрались до нашего театрального особняка! Это действительно самый первый театральный музей имени Бахрушина! А имени Бахрушина он потому, что это был настоящий жилой дом, и жил здесь настоящий купец!

ШУША
  Здравствуйте! Андрейка, познакомься: это Наталья Сумерина.

АНДРЕЙКА
  Приятно познакомиться, Наташа! Наверное этот купец любил ходить в театр и поэтому открыл такой музей?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, Бахрушин очень любил театр. Он даже сам пел: у него был очень красивый баритон. Но актёр из него не получился, но зато он очень любил собирать всё-всё что относилось к театру, и поэтому однажды он решил открыть настоящий театральный музей. Он собрал огромную коллекцию всего что только может относиться к театру, и после этого показывал её людям. А посмотреть ведь её мог любой. Вот вы пришли сегодня ко мне в музей, - и раньше любой человек мог придти в этот музей. Видите, какой у нас на стене висит колокольчик?

АНДРЕЙКА
  Ой, можно я позвоню в этот колокольчик?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Можно. Колокольчик у нас старый и звонит он очень-очень неохотно, но когда ко мне приходят такие дорогие гости, мы разрешаем колокольчику развязать свой язычок и позвонить.

<звон колокольчика>

АНДРЕЙКА
  Ух ты, как интересно!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А теперь давайте пойдём и познакомимся с коллекцией Бахрушина. А гости у меня сегодня такие почётные, что мы с вами начнём знакомиться, как и все знаменитые гости, с кабинета своего хозяина.

<звук шагов>

ШУША
  Ой! Какой большой кулак! А зачем хозяин дома держал на своём столе такой кулак? Чтобы бояться или чтобы других пугать?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Нет, Шуша, ведь я же тебе уже сказала, что наш хозяин дома собирал всё-всё что относилось к театру. А к театру относятся не только такие вещи как декорации, костюмы, реквизит... - много таких, да, умных и непонятных сейчас пока ещё слов, - но ещё и относятся вещи, которые иногда дарят актёры. Ведь не только актёрам дарят подарки, но и сами актёры - большие шутники, и тоже любят дарить разные подарки. И вот такой кулак - такой страшный большой кулак - сделали артисты Малого театра заведующему их репертуарной частью и подарили его с намёком, потому что у этого человека был очень жёсткий характер. В этом железном кулаке он держал всю труппу театра. Однажды они не выдержали и намекнули ему об этом.

АНДРЕЙКА
  Ой, так здорово! Наташа, а что вот это за туфельки, в витрине?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  О-о, а это, Андрейка, самое большое сокровище Алексея Александровича! Ведь он был самым первым в мире коллекционером, который придумал собирать балетные туфельки. Ты же знаешь, что такие туфельки называются "пуанты", и нужны они для того, чтобы балерина могла встать на самые кончики пальцев. Так вот раньше эти туфельки, когда они изнашивались, просто выкидывали, а Бахрушин придумал приходить к балерине, брать у неё после спектакля вот такие истоптанные туфельки и брать внутри автограф - надпись на память - и забирать себе в коллекцию. Смотри: видишь, тут стоит фотография, где много-много таких смешных людей - карикатура, рисунок. И вот все такие люди - они над ним смеялись, потому что у этого богатого купца было так много денег, а он вместо этого ходил и, как они говорили, "собирал старые тапочки". Но постепенно все театры, все коллекционеры мира поняли, какую ценность они упускают. Ведь от балерины не останется ничего, кроме её туфелек и её платья, когда она уйдёт со сцены.

АНДРЕЙКА
  И ещё автографа!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно!

АНДРЕЙКА
  А я, кстати, тоже люблю брать автографы у известных людей.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да! А в нашем музее хранится очень много автографов, ведь актёры, когда они узнали что Алексей Бахрушин собирает такую нужную коллекцию, - им эта идея так понравилась, что они даже стали дарить ему свои фотографии с надписями на память. Посмотри, какие у нас есть: автографы Анны Павловой, автографы артистов Малого театра и автографы артистов даже из-за границы: например, Томмазо Сальвини из Италии написал.

ШУША
  Андрейка! Смотри какая шляпа! Вот такая тебе нужна была для игры в пирата. А я-то думал, чего не хватало тогда твоему костюму!

АНДРЕЙКА
  Точно, Шуша! А вот эта, поменьше, для тебя!

ШУША
  Наташа, а в каких костюмах играли раньше в театре, и вообще, расскажите, каким театр был давным-давно.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  О-о, для этого нам с вами придётся сейчас перенестись в прошлое, а поможет нам в этом совершенно другой зал. Давайте теперь заглянем туда, где раньше находилась столовая у Бахрушина.

АНДРЕЙКА
  Давайте.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Смотрите, какой огромный зал, да, и мы сразу с вами увидели два таких красивых костюма, да, как будто их надевают дамы и кавалеры восемнадцатого века. Посмотри, Шуша: ты сказал, что тебе такого не хватало, - такой шляпы, - но мне кажется, такая шляпа не очень подойдёт к пирату. Это скорее шляпа у знатного кавалера - с таким пером красивым...

ШУША
  А я думал, пираты тоже в таких шляпах с перьями...

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Ну, у пирата треуголочка, а тут она кругленькая, да. А посмотрите: а сделаны они из бумаги, правда, а драгоценные камни на этих костюмах не настоящие, а настоящие ячеечки, в которых лежат конфеты ассорти, правда? Такое платье называется "макетом". А вот потом уже его возьмёт художник, его возьмут швеи и будут шить уже настоящий костюм, в котором выступит актриса. А как ты думаешь, Шуша, а удобно вообще играть вот в таком тяжёлом платье, если оно будет сшито?

ШУША
  Ну, мне-то точно будет тяжело, я же маленький!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Ну вот! И актрисам было не очень удобно; даже у тех кто танцевал - у балерин - платье тоже было тяжёлое. Пойдём, посмотрим на картинку. Смотрите, Андрейка, Шуша, какое тут платье, да...

ШУША
  <Вздыхает>.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  ...Юбки тяжёлые. Вы знаете, что такие юбки держатся на специальных тяжёлых обручах?

АНДРЕЙКА
  Да-да, такие железные металлические прутья... Но зато красиво!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно красиво! А талия у балерины утянута тонко-тонко. Вы знаете, во что утягивают талию?

ШУША
  В корсет.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Правильно, в корсет! И вот, а туфли, смотрите, у неё на каблуках, и они даже больше чем у меня каблуки. Удобно танцевать в таком наряде?

ШУША
  Я не пробовал.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Но вот балерина - она чуть-чуть ходит по сцене и помогает себе ручками.
  А хотите, я вам покажу как выглядел театр, в котором они играли?

АНДРЕЙКА
  Конечно хотим! Мы для этого сюда и прилетели!

<звук шагов>

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Смотрите, какой у меня есть макет! На что похоже?

ШУША
  Ой! На дворец сказочный!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно! Ведь каждый художник в эту эпоху старался стать ещё и настоящим архитектором, поэтому каждый раз возводил здание своей мечты. И вот такие декорации - они даже двигаться иногда умели и меняться, и зрители в таком театре всегда аплодировали три раза: первый раз они аплодировали актёрам, которые играли в таком красивом театре, второй раз они аплодировали композитору, который сочинил красивую музыку, а третий раз они аплодировали художнику, который нарисовал для них такие сказочные красивые декорации.

АНДРЕЙКА
  Ой, как здорово! Теперь если я пойду в театр, я тоже буду три раза аплодировать всем.
  Наташ, а кто же был первым русским актёром?

НАТАЛЬЯ БАХРУШИНА
  А первого русского актёра звали Фёдор Волков, и появился у нас такой театр - профессиональный русский - совсем недавно - только в восемнадцатом веке. Представляешь, Андрейка: ведь в Древней Греции - у них уже в пятом веке до нашей эры был театр - настоящий, профессиональный, - а у нас русский профессиональный театр появился только в тысяча семьсот пятьдесят шестом году.

АНДРЕЙКА
  Мы отстали от Греции!

НАТАЛЬЯ БАХРУШИНА
  Отстали мы от Греции... ...И появился он благодаря как раз Фёдору Волкову, который на русском языке играл пьесы русского драматурга Сумарокова - настоящего драматурга классицизма - для всех, для всех желающих. И когда царица Елизавета узнала об этом, она издала приказ о том чтобы быть русскому театру. И так в тысяча семьсот пятьдесят шестом году появился русский театр, который могли посещать все-все!
  Вы знаете, что раньше музыку слушали не только в зрительном зале, но и даже в антракте? А вы знаете что такое антракт?

ШУША
  Я знаю: это перерыв в середине спектакля. Но разве в это время зрители не шли в буфет?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Нет, что ты, Шуша! Они не шли в буфет, ведь у них в фойе (если ты посмотришь театральное фойе, - ведь оно похоже немножко на бальный зал) играла музыка, и зрители слушали музыку и танцевали. И все антракты всегда писали на афише!

АНДРЕЙКА
  Всё-таки в Театральном музее имени Бахрушина столько интересных вещей! Мне вот понравились эти трубочки. Наташа, а для чего они?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  О, а это зрительские трубочки; они раньше заменяли людям бинокль. Ведь вы же возьмёте с собой бинокль чтобы лучше видеть то что происходит?

ШУША
  Надо же! Уже в те времена можно было разглядеть актёров поближе!
  Наташ, а вот рассудите наш спор с Андрейкой: он говорит, что актёры сами сочиняют себе роли, а я думаю, что они только играют, а весь спектакль придумывают другие люди.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Ты прав, Шуша, и Андрейка тоже немножко прав, потому что спектакль - это единый процесс. Конечно, пьесу придумывает драматург, и конечно, Андрейка, актёры сами себе роли не пишут, но если только это не специальный спектакль.

АНДРЕЙКА
  Нет, я думал, что актёры сами выходят на сцену и там просто по обстоятельствам придумывают себе слова, прям по действию.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А, такой спектакль называется "импровизация"; в современном театре такой тоже бывает. Но всё-таки в настоящем театре, как правило, пьесу пишет драматург, и потом уже режиссёр вместе с драматургом думают, как будет выглядеть эта пьеса на сцене, а уже потом актёры учат - Андрейка, они всё-таки учат! - роли и запоминают их, а дальше актёр уже должен понимать, а что же он всё-таки хочет этой ролью сказать своему зрителю, и как он будет её играть, и как он будет говорить. Так что спектакль - это процесс создания многих-многих людей.

<дважды звенит звонок>

ШУША
  Что это?

АНДРЕЙКА
  Похоже на театральный звонок.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно, ведь нас же уже приглашают в зрительный зал! Идёмте, я вам покажу зрительный зал Малого театра.

<звук шагов>

ШУША
  Ой, какой красивый! Только очень маленький!

АНДРЕЙКА
  Шуша, это уменьшенная копия, она называется "макет".

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Верно! Видите, это совсем маленькая копия настоящего театра, но зато вы можете увидеть как выглядит зрительный зал и на какие части он поделён.

АНДРЕЙКА
  А я знаю: есть партер, есть бельэтаж и амфитеатр.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Правильно! А ты знаешь, где что находится?

АНДРЕЙКА
  Я знаю только, где партер, потому что мы сидели в партере. Ну, над нами ещё балкон был.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  <Смеётся>. Хорошо! Правильно, партер находится внизу, да, а самые богатые места раньше располагались именно в бельэтаже, поэтому он так и называется - "бэль этаж", "красивый этаж", "прекрасный этаж"...

<звучит музыка>

АНДРЕЙКА
  Ой, а я слышу музыку!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А, это музыканты в оркестровой яме настраивают свои инструменты. Ведь в музыкальном театре есть свой оркестр, и им управляет дирижёр. Но он есть не только в музыкальном, да, театре, - и в драматических театрах часто бывает тоже оркестровая яма.

ШУША
  Я ещё раз осмотрел зрительный зал театра, и вот хочу спросить вас, Наташа: а что там за гнёздышко на сцене?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Какое ещё гнёздышко, Шуша?

<звук шагов>

ШУША
  А вот это.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А-а-а! А это - суфлёрская будка!

ШУША
  Будка?! Там что - собака?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Ну, нет, конечно, там не собака сидела, но там сидел специальный человек, который подсказывал актёрам текст, если они вдруг его забывали. Такого человека называют "суфлёр".

АНДРЕЙКА
  А, "суфлёр" - я слышал. Шуш, да не бойся: нет там никакой собаки! Что ты дрожишь?! Суфлёр - это человек, который помогает актёрам, ну это таким, которые не хотят роль учить, как я!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А вот у меня тоже есть к вам вопрос: а каких актёров прошлого вы знаете?

АНДРЕЙКА
  Ну, мне бабушка говорила, что хорошие актёры - это Раневская, Крючков, Орлова (очень любила она Любовь Орлову; всегда мы старинные фильмы смотрели вместе).

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, вы назвали мне много актёров. И вот актёры считали, что Бахрушин, конечно, сохраняя о них память, делал великую вещь, поэтому у нас много-много информации об актёрах прошлого. Актёр уйдёт со сцены и зритель о нём забывает, а вот Бахрушин собирал много-много вещей, которые в том числе и им принадлежали...

ШУША
  Какой он молодец!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, и сохранял о них память.
  Ну вы же знаете, что зрители дарят не только цветы, да, - вы принесли же цветы актёрам в зрительный зал?

АНДРЕЙКА
  Конечно! Мы обязательно приходим с цветами! А я иногда в цветы, если мне очень нравится актёр, я кладу туда игрушку.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Вот! И актёрам раньше тоже зрители дарили подарки. Вот у нас, например, хранятся вещи, которые им принадлежали. Смотрите, какая красивая диадема: с настоящими алмазами!..

ШУША
  Ой, как красиво! Королевская корона!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно, ведь зрители считали актрису Малого театра Федотову настоящей царицей на сцене! А настоящие алмазы там потому, что они считали, что это настоящий не огранённый бриллиант на русской сцене, и ни один театр, ни один режиссёр никогда не раскроет до конца её талантов!
  А вот эту солонку видите - маленькая позолоченная лежит?

АНДРЕЙКА
  Красивая солоночка!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А вы слышали выражение "съесть пуд соли"?

АНДРЕЙКА
  Конечно! Постоянно! Ну, это если ты съел пуд соли со мной, то, значит, ты мой настоящий друг, мы с тобой много пережили.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, прошли через много горечи, через много трудностей... Вот и драматург Островский подарил актёрам эту солонку. Ведь ты знаешь, Андрейка, что у актёра не всегда всё получается, и не всегда зрители довольны тем что он делает на сцене. Поэтому актёр должен этот пуд соли съесть, пройти через много горечи, через много трудностей. Вот если он пройдёт этот путь, тогда он станет настоящим актёром!

ШУША
  Как непросто стать актёром!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  А хотите, я вам покажу самый-самый дорогой подарок на экспозиции?

АНДРЕЙКА
  Конечно хотим!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Посмотрите, какой подарок подарили поклонники оперному певцу Фёдору Ивановичу Шаляпину: настоящий золотой венок. И на нём целых два вида листиков: смотрите, какие - дубовые, лавровые листики.

ШУША
  Ой как похожи на наши лесные листочки! Только блестят!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно! Шуша, а ты знаешь каким бывает старый-старый дедушка дуб в нашем лесу?

ШУША
  Ну конечно: он бывает таким же мудрым, как мой дедушка.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Вот видишь! Поэтому дубовые листики в этом венке символизировали что этот актёр был очень-очень мудрый, а видишь вот такие лавровые листики, Андрейка, - ведь спортсменов, которых на Олимпиаде награждают таким лавровым венком, они сильные?

АНДРЕЙКА
  Да-да, я помню: лавровый венок победителя...

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Поэтому, с другой стороны, зрители считали этого артиста очень-очень сильным, как настоящий олимпиец! А сделан этот венок из настоящего золота.

АНДРЕЙКА
  Ух ты!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Дорогой подарок, правда, для артиста, во всех отношениях?

АНДРЕЙКА
  Да.

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Ну я думаю, когда, Андрейка, ты станешь настоящим великим актёром, у тебя тоже будут такие поклонники. Но придётся постараться!

АНДРЕЙКА
  Ну уж я постараюсь.
  Скажите, Наташ, а Шаляпин был только оперным певцом?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, он пел в опере. Но он первый придумал, что оперные артисты должны не только на сцене петь хорошо, - красиво петь, - но они ещё и должны играть. А знаете, какое было правило у настоящих артистов в девятнадцатом веке? Первые пятнадцать минут на премьере их не должны были узнать самые близкие родственники, и каждый раз образ должен был быть совершенно новым.

ШУША
  Они что, маскировались?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да. Они каждый раз подбирали голос, подбирали грим, подбирали костюм, и тщательно-тщательно репетировали роль. Вот Шаляпин, например, любил советоваться и с историками, и с писателями, чтобы детально-детально сделать своего героя похожим на того, каким бы он мог быть в реальности.

АНДРЕЙКА
  Наташа, они тоже учили свои роли?

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Конечно, ведь актёр должен перед выходом на сцену подготовиться. Ведь если ты не выучишь текст, то ты просто не будешь знать, что ты скажешь в следующую минуту своему партнёру: ты решишь, что ты играешь пирата, а Шуша решит, что он сегодня играет зайца из сказки про зайцев и волка, и вы будете говорить абсолютно на разных языках, - как будто два спектакля на сцене!

АНДРЕЙКА
  Ясно. Я теперь понял, как серьёзно надо подходить к актёрскому делу.

ШУША
  А я очень много нового узнал о том, как появился театр и каким он был раньше.
  Спасибо вам, Наташа, большое!
  Я, например, никогда не слышал, что в антрактах в фойе играл настоящий оркестр, и все выходили из зала послушать музыку!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  Да, друзья, наш музей хранит ещё много-много тайн театральной жизни, и я - Наталья Сумерина - приглашаю всех к нам в гости: в Государственный Центральный Театральный музей имени Бахрушина и во все его филиалы! Да и вы приходите к нам ещё раз!

АНДРЕЙКА
  Обязательно! Нам так понравилось! До свидания!

НАТАЛЬЯ СУМЕРИНА
  До свидания!

ШУША
  Ну что, летим домой?

АНДРЕЙКА
  Да. Будем репетировать "Остров сокровищ". А начать можем уже по дороге.

<шум ветра и взмахов крыльев>

АНДРЕЙКА
  Вот, начнём с этого места...
  "В это мгновение со свистом пролетело ядро.
 - Ого! Что ж, палите себе, ребята, ведь пороху у вас не так-то много!".

ШУША
 - "Капитан! Они, должно быть, целятся в наш флаг! Не лучше ли спустить его?".

АНДРЕЙКА
 - "Спустить флаг?! Нет! Пусть его спускает кто угодно, только не я!".

ШУША
 - "Да поможет нам ветер!..".


Рецензии