Ответы Гегеля Хайдеггеру

Ответы Гегеля Хайдеггеру.

I. О том, что в философии Гегеля категория «Бытие» так и не получила своей завершённой, истинной разработки, чтобы оно одновременно было и имманентным наличному миру и вместе с этим - конкретным и обособленным от него.

М. Хайдеггер:

«И когда наконец Гегель определяет «бытие» как «неопределенное непосредственное» и кладет это определение в основу всех дальнейших категориальных экспликаций своей «логики», то он держится той же направленности взгляда, что античная онтология, разве что УПУСКАЕТ из рук уже поставленную Аристотелем проблему единства бытия в противоположность многообразию содержательных «категорий». Когда соответственно говорят: «бытие» есть наиболее общее понятие, то это не может значить, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное.» («Бытие и время»); «Как бы радикально Гегель ни мыслил, стремясь вернуться к подлинному тождеству, понимаемому как осуществление действительного в его тотальности, ему все-таки НЕ УДАЁТСЯ покончить с тем существенным и самым центральным упущением, которое отрицательно определяет западноевропейскую метафизику со времен античности и которое лишь усугубляется Декартом и Кантом: 1) вопрос о бытии вообще, бытийный вопрос в его разработке; 2) но тем самым: метафизика вот-бытия, т. е. вопрос о составе бытия конечной субъективности как таковой.» («Немецкий идеализм» с.268)

Гегель о «бытии» в начале Логики:

«И так начало – чистое бытие.»; «…бытие есть эта абстрактная неопредёлённость и непосредственность...» («Наука Логики»)

Гегель о «бытии» в конце Логики:

«Таким образом и логика возвратилась в абсолютной идее к тому простому единству, которое есть её НАЧАЛО; чистая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ бытия, в котором всякое определение представляется СНАЧАЛА стёртым или ОПУЩЕННЫМ путём абстракции, есть идея, вернувшаяся путём опосредствования («содержательными категориями» - В.К.), а именно путём снятия опосредствования (преодоления противоположности «бытия» и «содержательных категорий» - В.К.), к своему соответствующему равенству с собой. Метод есть чистое понятие, относящееся лишь к самому себе; поэтому он простое соотношение с собой, которое есть БЫТИЕ. Но ТЕПЕРЬ это и НАПОЛНЕННОЕ БЫТИЕ, постигающее себя понятие, БЫТИЕ как КОНКРЕТНАЯ и равным образом совершенно интенсивная целокупность.» («Наука Логики»)

Гегель о составе бытия конечной субъективности:

«Дух есть вначале душа, затем Я; последнее же определение духа в том, что субъект не есть лишь вот этот вот особенный субъект, но единство ОБОИХ обособленных…»; «Здесь снят предел, до того заключённый в желании и СЕБЯЛЮБИИ. Самосознание распространяется вовне себя, продолжает себя в другое самосознание, так что уже не два самосознания себялюбиво противостоят друг другу, но есть лишь одно самосознание, и это — всеобщее самосознание.» («Лекции по философии духа» Берлин 1827/1828)
Примечание. Основная проблема, которую поднимает Хайдеггер это проблема того, что понимается под бытием? И, если ещё точнее: Хайдеггер ищет различия временного и Вечного, "вот бытия" и "абсолютного бытия", так, чтобы они не сливались друг с другом, а можно бы было одно отличить от другого. Хайдеггер правильно понимает, что этот вопрос требует снятия противоречия между онтологическим "бытием" и остальными логическими категориями, что в качестве цели предполагает уже Аристотель. Но Хайдеггер не замечает, что разрешение этой проблемы и есть высшая цель Логики Гегеля. Сам Хайдеггер не достигает в своей философии подлинного обособления Бытия от вот бытия, то есть он не указывает на принцип реального обособления. А потому он и не может понять той процедуры посредством которой Гегель осуществляет это обособление. Сложность заключается в том, что бы внутри онтологии (логики вообще) соединение категорий не отягчалось моментом прерывности категорий или неразрешенным противоречием между ними. Поэтому абсолютное бытие в Логике Гегеля есть бесконечная форма аффирмативной аннигиляции категорий: синергирентность их высшей рециркулентности, и сквозьпроникальная диособленность интерсубъектности. То есть всеобщее Бытие есть абсолютное равенство формы "Субъект-Объект" форме "Субъект-Субъект", где выполнено то условие, что высшая простота обособления вечного бытия есть равенство Я=Я. ...Хайдеггер, таким образом, поднимает одну из важнейших проблем философии: политический нигилизм должен быть преодолен в самой метафизике, в онтологии. Однако сам Хайдеггер,- не достигает и не даёт определения абсолютного бытия как бесконечного равенства и позитивной аннигилентности категорий.


Рецензии