Человек из Калькутты

Ровно 220 лет назад, поздней осенью 1801 года, в устье Невы вошёл изрядно потрёпанный штормами трёхмачтовый бриг, на котором после удивительных многолетних приключений за семью морями в Россию вернулся Герасим Лебедев
Как и многие его современники эпохи Просвещения – взять того же изобретателя Ивана Кулибина (1735 – 1818), живописца Дмитрия Левицкого (1735 – 1822) или журналиста и книгоиздателя Николая Новикова (1744 – 1818), познавших пик небывалой славы в зрелые годы и полное забвение на исходе жизни, Герасим Лебедев по неписаным «законам судьбы» должен был бы по возвращении на родину сгинуть в петербургских трущобах. Тем более, что практически никаких средств к существованию у него не было. Но, он не «вписался» в устоявшиеся реалии того времени и был обласкан при дворе, удостоился чина, должности и солидного денежного пособия. По прошествии столетий, получив доступ в некогда секретные архивы, сравнив на первый взгляд совершенно разномастные факты и подвергнув их анализу, мы можем сделать вывод, что официальная биография героя нашего повествования носит лишь отвлекающе-поверхностный характер.
Если вы загляните под своды великолепного Музея истории города Ярославля (Волжская набережная, 17) и начнёте знакомиться с его обширными экспозициями, то ваше внимание наверняка привлечёт большой раздел, посвящённый Герасиму Степановичу Лебедеву (1749 – 1817) – путешественнику, музыканту, театральному деятелю, первому русскому учёному-индологу, лингвисту, писателю и издателю. Его биография – настоящий травелог. И, кстати, дореволюционные и советские писатели не обошли Лебедева вниманием, в своих повестях и романах ставя акценты прежде всего на своеобразной патетико-патриотической теме: как русский человек налаживал связи с далёкой Индией. Всё это, конечно, так и было, но…

Начало пути
Сын священника Герасим Лебедев родился в Ярославле. Его отец выхлопотал себе место певчего в Придворной капелле и перебрался в Санкт-Петербург, куда в возрасте пятнадцати лет приехал и сам Герасим. Он, несомненно, обладал разнообразными талантами. Изучал иностранные языки, много читал. Особенно ярко его дарования проявились в музыке. Лебедев прекрасно пел и в совершенстве овладел искусством игры на виолончели. Этот громоздкий инструмент и вывел его далеко за пределы Российской империи. Исполнительский талант стал для Лебедева пропуском в музыкальный мир Европы. Граф Разумовский, которого Екатерина II отправила в 1777 году послом в Неаполитанское королевство, взял Герасима с собой. В круг друзей Андрея Кирилловича входили такие гиганты европейской музыки, как Гайдн, Моцарт, Бетховен. Последний даже посвятил К.Г. Разумовскому свои «Русские квартеты».
Разразившаяся в Европе война помешала Разумовскому добраться до Неаполя. Граф и его подопечный вынуждены были остановиться в Вене, одном из самых богатых и просвещённых городов Европы. Здесь Герасим Лебедев на удивление быстро обрёл громкую славу как виртуозный виолончелист. Целый год он давал концерты в имперской столице Габсбургов и накопил сумму, «вполне достаточную для того, чтобы покинуть этот город и устроить свою жизнь по собственному усмотрению», как он сам впоследствии писал в своих многочисленных литературных и околонаучных произведениях.
Заручившись рекомендательными письмами графа Разумовского и российского посла в Вене, молодой музыкант начал гастролировать по Европе. О широкой известности, которую приобрёл Лебедев, свидетельствует тот факт, что весной 1782 года он был представлен будущему российскому императору Павлу и его супруге Марии Фёдоровне. Венценосная чета путешествовала в ту пору за границей инкогнито, под именами графа и графини Северных. Музыкант сообщил цесаревичу о своём намерении посетить «прародину человечества» Индию и получил на сей счёт высочайшее одобрение.

Масонский след
Есть и другая версия мотива путешествия действительно талантливого молодого человека в Индию. Доподлинно известно, что как раз в 1782 году на территории одного из тогдашних германских княжеств будущий император Павел I был принят в масонскую ложу. Видными масонами были и сопровождавшие его в поездке вельможи – князь А.Б. Куракин и С.И. Плещеев. Масоном был и покровитель Лебедева граф К.Г. Разумовский. Встреча наследника престола пусть и с достойным музыкантом, но всего лишь с сыном певчего, не дворянином, случайно произойти не могла. Скорее всего это была встреча братьев по ордену. Только в таком статусе они были примерно равны. К тому моменту Павел, как и многие российские масоны, был увлечён историко-философской доктриной, утверждавшей, что в основе всех религиозных учений лежит одна и та же «Великая Премудрость», ключ к овладению которой находится «у Браминов у Индии» или, по словам главного идеолога тогдашних масонов И.П. Елагина – «у индийских любомудрецов». Увлечение «индийской темой» приняло в России в эпоху Екатерины Великой такой масштаб, что в 1788 году в Москве, в «Университетской типографии у Н. Новикова» впервые на русском языке увидела свет квинтэссенция ведической мудрости «Бхагавад-гита». Популярные и в наши дни идеи ведической философии, в том числе закон кармы и концепция перевоплощения души тогда звучали так: «Багуат-гета, или беседы Кришны с Арджуном, с примечаниями, Переведенныя с подлинника, писанного на древнем Браминском языке, называемом Санскритта, на Английский, а с сего на Российский язык». Кроме того, Павла Петровича, отчетливо понимавшего, что рано или поздно ему предстоит вступить на российский престол, занимала идея военного похода в Индию и её полного завоевания. И он эту идею ведь осуществил! В самом начале 1801 года началась совместная секретная операция по захвату Британской Индии, которую задумали российский самодержец и первый консул Франции Наполеон Бонапарт. Спустя всего несколько лет две страны и два народа станут лютыми врагами. А в самом начале девятнадцатого столетия более двадцати тысяч казаков Донского войска без карт и точных описаний маршрутов двинулись из оренбургских степей на соединение на подступах к индийской границе с французским корпусом. Как известно, ничего из этого не вышло. Павел I был убит в Михайловском замке, войска спешно отозвали домой. И по сей день историки не отвергают версию того, что убийство государя было спланировано именно англичанами, боявшимися потерять свою бесценную колонию.
Но вернёмся к встрече цесаревича и музыканта. Впоследствии Герасим Лебедев напишет, обращаясь в Александру I, что покойный император «руководствовал» его «предначертаниями своими до самой Восточной Индии» и «милостивого одарил» некоей денежной суммой. Быть может порыв Лебедева отправиться в Индию совпадал с желанием масонов и будущего императора – познакомиться с культурой, духовными миром далёкой страны, а под видом музыканта разведать многое из того, что впоследствии пригодилось бы при организации военной экспедиции?
Отчасти похожая история впоследствии «приключилась» и с другим молодым человеком. Московские мартинисты отправили в Европу в 1789 году «брата Рамзая» с рекомендательными письмами и некоторыми инструкциями. Результатом более чем двухлетнего вояжа были встречи не только с влиятельными масонами и известными учёными, «случайное» присутствие при штурме парижанами ненавистной Бастилии, но я появившиеся вскоре «Письма русского путешественника». Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Впрочем, их автор больше прославился своей «Историей государства российского». И если до нас дошла целая галерея портретов Николая Карамзина, отражающих все этапы его жизни, вплоть до нелепого последнего – он смертельно простудился, наблюдая за восставшими полками на Сенатский площади, то портретами Герасима Лебедева мы не располагаем. Да и были ли они?
Сопоставим последующие даты. В ноябре 1796 года умирает Екатерина Великая и трон наконец заполучает «бедный Павел». Это теперь мы уже не представляем себе жизнь без телефонов и Интернета. В ту пору новости распространялись медленно. А уж между Россией, Европой и Индией – тем более. Не каждый парусник доплывал до Индостана по бушующим морям-океанам, не всякий гонец добирался туда через пустыни и горы, да разбойничьи засады. Только весной следующего года Лебедев узнаёт о воцарении Павла Петровича и спешно отправляется из Индии в Европу. Но и это путь не близкий и не лёгкий. Сначала он оказался в Англии. Почему? Может быть ждал неких распоряжений из северной столицы? И они явно поступили, но с опозданием. Вдогонку пришла весть и о смерти императора. Поход в Индию провалился, покровитель убит, англичане поглядывают на Лебедева с подозрением. Оставалось только одно – возвратиться на родину.
 
Индийские затеи
А что же целых двенадцать лет Лебедев делал в Индии? Его приключения здесь начались в августе 1785 года, когда корабль Ост-Индской компании «Родни» с русским музыкантом на борту вошёл в порт Мадраса, крупнейшего города на юге Индии. Рекомендательные письма от русского посланника в Лондоне, и не только от него, сделали своё дело: губернатор Мадраса встретил Лебедева как почётного гостя и назначил солидный оклад – двести фунтов в год. Какие обязанности выполнял Герасим Степанович за эти деньги - доподлинно неизвестно. Предположительно – давал концерты. Сам Лебедев в своей книге, изданной в России в 1805 году, сообщает, что в это время он не только заработал благодаря англичанам хорошие деньги, но и далеко продвинулся в изучении «малабарского языка». В эти, и последующие годы, он вёл, насколько это было возможно в ту эпоху, довольно оживлённую переписку с российскими адресатами. Письма эти найти пока не удалось.
По истечении контракта с Ост-Индской компанией, «Когда гармонично прошли эти столь приятно проведённые два года, воспламенённый общей молвой, что Бенгалия является более доступным, чем Мадрас, театром для оживленной деятельности наиболее смелого рода предприимчивых людей..., а также уязвленный стремлением расширить мой запас знания вещей, а также и людей – я сразу решил посетить эту область не без честного намерения, признаюсь, также улучшить свои финансы в том благодатном месте, где, говорят, бесчисленные пришельцы почти из всех народов быстро приобретают приличное состояние».

В золотом раю
А теперь, из уважения к приютившей ярославца стране, дадим слово мистеру Двиджендру Трипатхи - профессору Индийского института менеджмента в городе Ахменабад. В своём исследовании на английском языке доктор Трипатхи пишет: «Когда 38-летний Герасим Лебедев приехал в Калькутту, город уже имел зачатки современной инфраструктуры: кварталы жилых домов, дороги, мощёные булыжником, гостиницы, магазины. Немногим ранее это место было практически необитаемым. Здесь, на болотистой, покрытой осокой и дикой растительностью территории, находились три крошечные деревеньки с туземным населением. Решение англичан построить тогдашнюю столицу Индии – Калькутту – на этом месте, современники объясняют «коммерческой жадностью». Торговля связывала Калькутту с внешним миром. Возможности расширения города через морской порт оказались практически безграничными.
В Калькутте находилось правление Ост-Индской компании, резиденция генерал-губернатора, Верховный суд, словом, весь аппарат колониального управления. Европейское население в городе быстро увеличивалось. В конце XVIII века Калькутта была для европейцев чем-то вроде Эльдорадо, золотым раем. Можно легко составить список людей, в частности британцев, приехавших сюда без гроша в кармане и составивших здесь целое состояние». Разве это не идеальное место для новых знакомств и сбора нужной разведчику информации? А ведь мы доподлинно знаем, что Герасим Лебедев свободно владел английским, французским и немецким языками. Оставалось только изучить местные диалекты.
В Калькутте Герасим Лебедев развил бурную деятельность. Он давал концерты для английской знати, подружился с чиновниками и военными. Дело дошло до того, что он организовал в городе бенгальский театр европейского образца. А для постановок в нём спектаклей перевёл с английского на бенгальский язык две популярные тогда на берегах Туманного Альбиона комедии. 27 ноября 1795 года был дан первый в истории Индии спектакль на бенгальском языке пьесы В.П. Джордрелла «Притворство» - английский сюжет был адаптирован Лебедевым к тогдашним индийским реалиям. В дальнейшем он переложил на музыку стихи популярного в ту пору бенгальского поэта Бхаротчондро Раи и также включил их в свои театральные представления.
Одновременно с концертами и театральной деятельностью, Герасим Степанович активно собирал сведения о природе и обычаях Бенгалии, изучал «язык богов» - санскрит, бенгальский язык и калькуттский диалект хиндустани. Постигал он и азы индийской космогонии и мифологии, литературы и даже астрономии. Но к концу 1796 года в отношениях Лебедева с местными властями почувствовалась напряженность. Современный исследователь бенгальский культуры из Бангладеш Хаят Мамуд в своей монографии «Герасим Степанович Лебедев» пишет, что наш соотечественник «видимо, не вызывал доверия у английского сообщества Калькутты. Возможно, его даже считали шпионом. Не следует забывать, что как раз к XVIII веку относится начало холодной войны между Британией и Россией».

Долгая дорога к дому
В ноябре 1797 года Герасим Лебедев выхлопотал себе место на корабле Ост-Индской кампании «Лорд Тёрлоу» для возвращения в Европу. Перед самым отъездом он встретился в Калькутте с И. Ф. Крузенштерном, проходившим в ту пору практику волонтёром на английском флоте. Покидая Индию Лебедев имел при себе немного личных вещей, оценённых при оформлении страховки в 271 рупию, виолончель, подарки друзьям и знакомым, а также уникальную коллекцию индийских рукописей. Добравшись в начале февраля следующего года до Кейптауна, он сошёл на сушу и подал жалобу губернатору на дурное с ним обращение со стороны капитана судна, но разбирательство окончилось безрезультатно. Встретивший здесь случайно Лебедева мореплаватель Ю. Ф. Лисянский впоследствии описал его как нищего и подавленного. Чтобы заработать на дорогу до Лондона, музыканту пришлось дать несколько концертов. И только в ноябре 1798 года он сумел отплыть из Кейптауна на корабле «Принц Вильям Генри». По пути он дал виолончельный концерт на острове Святой Елены, который спустя годы станет последним прибежищем Наполеона Бонапарта и 4 февраля 1799 года прибыл в столицу Британии. Отсюда он написал несколько писем Павлу I. В ожидании ответов на депеши он на собственные, непонятно откуда вдруг взявшиеся немалые средства, публикует на английском языке «Грамматику чистых и смешанных восточноиндийских диалектов…» - это оказалась одной из первых грамматик экзотического языка, написанных европейцем. Вскоре он узнал о печальном конце своего покровителя и поспешил в Россию.
Вернувшись на родину Лебедев первым делом подал прошение Александру I в котором описывал свои странствия, ссылался на благосклонность покойного Павла Петровича, просил издать за казённый счёт литературно-исследовательские труды. В начале 1802 года именным указом императора Лебедев был пожалован чином коллежского асессора и определен в Азиатский департамент Министерства иностранных дел на должность переводчика. В 1811 году он уже был надворным советником, что соответствовало армейскому чину подполковника, а в 1817 году награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Была удовлетворена и ещё одна просьба Лебедева – ему выделили значительную сумму для оборудования типографии. И она открылась в 1804 году в его собственном петербургском доме. Печатный станок был оснащён бенгальским наборным шрифтом и уже на следующий год Лебедев напечатал с его помощью брошюру с бенгальскими стихами в оригинале и в собственном переводе. В том же 1805 году Герасим Степанович опубликовал труд по экономике, географии и культуре Индии — «Беспристрастное созерцание систем восточной Индии брагменов, священных обрядов их и народных обычаев». Спустя двести лет, в 2009 году, она была переиздана в Ярославле с научными комментариями.
Скончался Герасим Лебедев в 1817 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Георгиевском кладбище, что на Большой Охте. Его могила не сохранилась. Зато плита с эпитафией от супруги -  Анастасии Яковлевны, описывающая его путешествие и изучение Индии, уцелела и находится теперь в собрании петербургского Государственного музея городской скульптуры.
Память о Герасиме Лебедеве сохраняется теперь в виде музейной экспозиции, носит его имя и одна из библиотек Ярославля, а в городе в дельте Ганга на востоке Индии, столице штата Западная Бенгалия -  Калькутте (с 2001 года официальное название — Колка;та - прим ред.) есть улица, носящая имя Герасима Лебедева и посвященный ему мемориальный знак.

*Подробнее читайте в журнале «Чудеса и приключения» №11/2021.


Рецензии