Устремлённость
Как только возникла в конце девяносто первого года, после распада СССР, НОВАЯ Россия, так сразу стали обсуждать то, что может стать российской национальной идеей.
И так как процесс идёт уже тридцать лет, то вполне можно писать сейчас воспоминания или мемуары о том, как в течение этих лет мы, россияне, обсуждали свою национальную идею.
Тем людям, которые утверждали, что в современном мире ни в одной стране нельзя сформулировать ЕДИНУЮ национальную идею, мы приводили, в качестве контраргументов существующие в мире, в начале девяностых годов, примеры американской, голлистской (французской) и германской национальных идей:
- Гордость величием страны, испытываемая американским гражданином в его собственном доме, при котором есть гараж, не менее, чем с одним автомобилем (двадцать слов).
- Полезная народу мощь Французского государства, достигаемая независимостью Франции от США и СССР (России), но не от решений объединённой Европы (девятнадцать слов).
- Процветание народов Германии, достигаемое в объединённом, снова едином государстве (девять слов всего).
Критики любой возможности сформулировать национальную идею для России сначала немного притихли, когда узнали, что немецкая идея есть, и составляет всего девять слов, а потом стали настаивать, что нам, россиянам, не удастся сформулировать свою идею короче, чем у немцев.
А писатель Солженицын взял и сформулировал национальную идею России в два слова: "Сбережение народа". Г. Явлинский из "Яблока" позавидовал лаконичности Солженицына и выразился, национальной идеей, тоже из двух слов: "Уважать человека". И не уточнил, какого именно человека, все мы, в России, должны уважать.
Именно умные либералы подсказали нам, что государство должно уважать каждого из нас, а общество должно состоять из уважающих друг друга людей. А уважать - это, значит, давать возможность работать, качественно лечить, качественно учить и давать возможность с душой отдыхать.
Кто-то из критиков формулировки национальной идеи, начитавшись европейских книжек, расширил идею. Г. Явлинского до четырёх слов: "еда и всё остальное". На этого критика набросились, и стали на него шикать:
- Человек ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы жрать.
- Что это такое, - всё остальное, почему нет расшифровки этого всего остального?
- Это не национальная идея, а жизненный девиз обывателей, которых в России издавна называют мещанами.
С такой критикой дискуссия о национальной идее чем-то ценным так и не закончилась, ни в девяностые, ни в нулевые годы, ни во второе десятилетие третьего тысячелетия.
И вот наступило третье десятилетие двадцать первого века, и кто-то опять вспомнил о необходимости сформулировать не только ЕДИНУЮ, но и НОВУЮ, для России, национальную идею.
Один из братьев Чубайсов брякнул, что национальной идеей России должно быть построение либеральной империи.
Другой брат Чубайс, скорее всего старший, национальную идею сформулировал так: "Православие, общинный коллективизм и собирание земель русских". Красиво получилось у старшего Чубайса. И всего семь слов. Меньше, чем у немцев. А число "семь", - счастливое для россиян.
Но в России живут не только православные, и даже некоторые русские люди не считают себя православными. Куда их девать? Не выгонять же, не отстреливать, а искать новую формулировку национальной идеи.
И мы все, те, кто заинтересованы в том, чтобы найти, стали искать НОВУЮ ФОРМУЛИРОВКУ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ. А когда нашли, то один критик, - философ, мотая в нашу сторону седой окладистой бородой, кричал:
"Это глупость! Да ещё иностранное слово в формулировке народной русской идеи! Это никак не допустимо".
Чего так разбушевалась философская борода? Трудно сказать, но в нашей формулировке национальной идеи действительно было иностранное слово: "Сохранение ТРАДИЦИЙ, устремлённых в БУДУЩЕЕ". Всего пять слов, меньше, чем у старшего Чубайса, но есть иностранное слово ТРАДИЦИЯ. Его нужно было убрать.
А когда мы убрали это слово ТРАДИЦИЯ, то получилось совсем коротко, всего в три слова! "Устремлённость в будущее!"
Один догадливый человек посмотрел на нашу формулировку и сказал:
- Слова традиция у вас нет, но это не отменяет сохранения тех традиций, которые устремлены в будущее.
А ведь точно! Какой мудрый человек оказался оказался, а мы стали разделять все традиции, то есть не записанные в государственных законах УСТАНОВЛЕНИЯ, на те, что УСТРЕМЛЕНЫ в будущее, и на те, что УСТРЕМЛЕНЫ куда угодно, только не в будущее.
И тут мы поняли, как трудно будет доказать, что наша формулировка национальной ИДЕИ, может стать ЕДИНОЙ для всех нас, для всех россиян.
"Яблочники" Г. Явлинского сразу прицепились к такому УСТАНОВЛЕНИЮ, что пребывание жителей полуострова Крым в составе Российского государства УСТРЕМЛЕНО в будущее. "Яблочники" утверждают, что УСТАНОВЛЕНИЕ с Крымом совсем не устремлено в будущее, а как раз наоборот, - в прошлое.
Достигнув понимания, что одно и то же УСТАНОВЛЕНИЕ, одни люди называют УСТРЕМЛЁННЫМ в БУДУЩЕЕ, а другие, - в него НЕ УСТРЕМЛЁННЫМ, мы стали думать, не отказываться же от нашей формулировки, по каким УСТАНОВЛЕНИЯМ можно достичь ЕДИНСТВА МНЕНИЯ об их УСТРЕМЛЁННОСТИ:
1. Семью создают женщина и мужчина, чтобы у них были дети.
2. Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией пусть живут, как хотят, под своим одеялом, но навязывать другим, особенно детям и подросткам, своё половое поведение, ПРАВА НЕ ИМЕЮТ.
3. Человек получает любое, фундаментальное или профессиональное образование для того, чтобы СЧАСТЛИВО жить, а не для того, чтобы только СТРАДАТЬ в своей жизни.
4. Заниматься ТВОРЧЕСТВОМ - это не столько БОЛЬШАЯ УДАЧА в жизни, сколько ПРАВО каждой гражданки и каждого гражданина.
5. Все мы работаем здесь не только для себя, но и для того, чтобы у страны БУДУЩЕЕ было СВЕТЛЫМ и больше РАДОСТНЫМ, чем горьким.
6. Уважать будут того, кто себя уважает.
7. Созидать всегда лучше, чем разрушать.
Мы думаем, что эти семь, опять счастливое число, УСТАНОВЛЕНИЙ, соответствуют нашей формулировке национальной идеи: "Устремлённость в будущее" .
Но мы так ещё и не знаем, кто кроме нас, здесь, у нас, согласен с этими УСТАНОВЛЕНИЯМИ. С тем, что эти УСТАНОВЛЕНИЯ УСТРЕМЛЕНЫ в БУДУЩЕЕ. Мы не знаем и тех, кто не согласен с тем, что высказанные нами УСТАНОВЛЕНИЯ устремлены в БУДУЩЕЕ.
Нам эти семь УСТАНОВЛЕНИЙ нравятся. Они не хуже других УСТАНОВЛЕНИЙ, соответствующих других формулировкам национальных идей.
Свидетельство о публикации №221102700946