Мои иностранцы III

III
Ну, а десять лет спустя я впервые попал в страну иностранцев. Нас, пять преподавателей и двадцать студентов тбилисского университета пригласил в гости Карлов университет столицы Чехословакии. Прага поразила нас красотой улиц, чистотой и многими хорошими людьми. Поселили нас в студенческое общежитие. Из окон просторной комнаты верхнего этажа здания, который заняли мы, трое друзей «журналистов», открывался вид на город. Интерьер же ее составляли три стенных шкафа, три письменных стола со стульями и три кровати с идеально чистым бельем. По коридору напротив располагались душевые с туалетом, рассчитанные на обитателей каждых двух комнат. Внизу, на первом этаже была столовая, откуда не исходило никаких кухонных запахов. Боже ты мой! Думаю, все до одного, мы испытали подобие шока, ибо в сравнении с нашими общагами, схожими с ночлежкой из горьковской пьесы, которой нас мучили в школе, пражское общежитие представлялось гранд отелем.

Чехи так же не были похожими на карикатуры, которые запомнились мне из детства. Да, это была Европа, но «наша», социалистическая, хотя молодые люди отличались от нас и манерами, и образом мыслей. Знаний у собратьев-студентов о Грузии было немного: «это где-то на Кавказе», как впрочем, и у меня о Чехии и Словакии, объединенных в одно государство. Не знаю, чем именно я их привлек, но сдружились со мной трое: будущие технари – веселый Павол и задумчивый Марек – с бойкой девицей Бланкой, учившейся на факультете иностранных языков, взялись знакомить меня со Златой Прагой. Казалось, что оба парня были в нее влюблены, а она симпатизировала обоим; эта славная троица была неразлучной. Павол с Мареком русским не владели, зато зная почти все о своем городе, показывали и рассказывали о нем мне, Бланка переводила. Поначалу общение наше было сугубо «дипломатичным» – в рамках дозволенного, пока, наконец, я не поинтересовался: «У вас здесь шутить можно? Нам не очень разрешено, но потихоньку мы это делаем».

И рассказал им анекдот: Стук в дверь. Генсек Брежнев достает из кармана очки, бумажку и читает по ней:
 – Кто там?
Бланка сдерживая смех, перевела, и все хором заржали.
Павол тотчас же парировал. – А ты знаешь, что Антонин Новотный (это был их президент и 1-й секретарь ЦК ЧКП) – у нас вундеркинд. Уже в возрасте пяти лет он знал и умел столько же, сколько и сейчас.
Вот так нашей «дипломатии» и пришел конец. Отныне мы говорили другу всё.

И целый месяц я провел в этом раю, называемом городом Прага с ощущением чувства абсолютной свободы. Пражский град, Вацлавская площадь, Карлов мост, Орлой с 12-ю апостолами, мощеные горбатые улочки, ведущие к красивым площадям, костел Святого Сальватора с органом, на котором играл молодой Моцарт, поездки в загородные старинные замки, экскурсия на завод «Staropramen», походы в джаз-клубы, пивная «У Швейка»…
Пивные кафешки, кстати, были почти на каждом углу, а кружка пива стоила две кроны, (20 копеек в переводе на советские деньги) так что насытился я там настоящим пивом на всю оставшуюся жизнь.

Мои новые друзья, как и я, любили литературу, театр, кино, музыку и мы делились своими предпочтениями. Но кроме Ярослава Гашека и Карела Чапека я никого из чехов не читал. Слушал с удовольствием Карела Готта, голос у «чешского соловья» действительно был уникальным. И ничего не знал о книгах Милана Кундеры и пьесах Вацлава Гавела, запрещенных даже на родине.
Оказалось, что все трое зачитывались Чеховым, смотрели фильмы «Летят журавли», «Иваново детство», «9 дней одного года». Взяли меня на картину тогда мало кому известного Милоша Формана «Горит, моя барышня». Я понял бы фильм и без подсказок Бланки, ибо для простых зрителей это была комедия, для тех же, кто вникал в подтекст – ирония на чешский «социализм», весьма схожий с нашим.

Услышал я от них и кое-что не особо приятное. Раз, сидя за кружками пива, Павол, по обыкновению шутя, сказал мне, а Бланка перевела: «Чеха спрашивают, смогут ли чехи пережить еще одну мировую войну. Он отвечает, что войну пережить, пожалуй, смогут, но еще одно освобождение – вряд ли».

Я не понял и развел руками.
 
– Не обижайся, – ответил мне уже Марек. – Но русские освобождали не нас, а нашу территорию. Для себя. И новый их режим мало чем отличался от немецкой оккупации. Коммунисты расстреляли и посажали в тюрьмы не меньше ни в чем неповинных людей, нежели немцы. И навязали нам свой строй. А мы хотим жить своей жизнью, далекой от построения социализма. Теперь понятно?

– Теперь да, – ответил. – Но мы живем так уже полвека. Расстрелы, аресты, ссылки – все это пережила почти каждая семья. И в то, что власти ведут нас к коммунизму, верят лишь наивные. Но что прикажешь делать?
– Протестовать. Выходить на улицы и требовать отставки власти. Это конституционно.
– Нет у нас никакой конституции, властям на нее наплевать. Любой протест – это расстрел или тюрьма. Понятно?
– Ну, тогда оставайтесь в своем средневековье.
– А вы? Вы сможете?
– Мы сможем, – ответил Марек.
– Мне бы очень этого хотелось, но Красная империя вам не позволит, даже одноклеточные в ее руководстве понимают, что пойдет цепная реакция. Примеру последует все страны Восточной Европы.
– Это было бы прекрасно! – отозвался Павол.
– Да ладно вам, размечтались.
– Поживем, увидим… – сказал Марек.

И увидели. В начале следующего года началась всем известная «пражская весна». Чем она закончилась тоже известно – вводом советских танков и кровавым подавлением протеста народа, требующего перемен. Как писала газета «Правда» – «предотвратив попытку государственного переворота с целью свержения социализма». На деле же повторив то, что делали уже с «непослушными» восточными немцами в 1953-м и венграми в 1956-м.

А до этих событий, вернувшись домой, я переписывался с Бланкой, а она мне отвечала за всех троих. Последним стала ее открытка следующей весной: «Видишь, мы смогли!» И всё, переписка оборвалась, больше я о них ничего не слышал. Хотя пражский июль 1967 года со славной троицей обретенных там и потерянных чешских друзей живут во мне по сей день.

             Продолжение: http://proza.ru/2021/10/27/959

               


Рецензии
Очень интересная глава. Жаль только , что финал грустный.
Прага - прекрасный город, каждый камень которого напоминает о литературе, о поэзии, о славных лингвистах ХХ века.

Правда, ответ чеха о том, смогут ли они пережить еще одну мировую войну, немного удивил. Вспомнила о фашистских лагерях , в Терезине, например, и о прекрасном мюзикле "Кабаре Карела Швенка".

Большое Вам спасибо.

Вера Крец   12.03.2024 09:35     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера!
Спасибо большое.
Невеселый финал, это точно. Возможно, сам я виновен, мог бы пару лет спустя черкнуть им снова, однако...
И ответ Марека, да, не очень был приятен. Но с точки зрения чехов он был правильным. Лагерей там после 45-го коммунисты создали не меньше фашистских.
"Кабаре Карела Швенка" я не смотрел, но по отзывам в сети представление у меня есть. Он о гетто в местечке Терезине, и люди в нем с надеждой, что все будет в порядке.
С уважением и признательностью,

Николоз Дроздов   12.03.2024 22:57   Заявить о нарушении
Доброе утро, Николоз.
Конечно, я понимаю и нисколько не сомневаюсь, что чехи были правы, когда имели ввиду лагеря, созданные советским правительством.
Но непонимаю, как можно говорить, что мировую войну они бы пережили. Как пережили?
У Марины Цветаевой есть чудесные "Стихи к Чехии" и там одно стихотворение , процитирую по памяти:

Чешский лесок,
Самый лесной.
Год девятьсот
Тридцать восьмой
День и месяц?
Вершины - эхом:
День, как немцы
Входили к чехам...

И там дальше об одной маленькой группе, которая все же оказала сопротивление: двадцать солдат, один офицер.

И слова :
Значит, страна
Так не сдана?
Значит, война
Все же была?

Вот что я имела ввиду. Если пережить войну - значит сдаться , покориться и сотрудничать с захватчиками, то да, конечно, пережили.
С уважением
Вера

Вера Крец   13.03.2024 09:30   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вера!
В слове "пережить", думаю, кроится и понятие "остаться в живых". Нынче люди из Украины пишут тоже: "переживем ли мы эту войну?"
А стихи Цветаевой великолепны. Признаюсь, я их не знал. У меня ее двухтомник есть, прочел с Вашей подачи. Спасибо.
Навели они меня на мысль. Осталась бы Марина Ивановна в Чехии, не было бы и Елабуги. Увы…
С уважением, пожеланием добра и радостей!

Николоз Дроздов   13.03.2024 19:22   Заявить о нарушении
Доброе утро, Николоз.
Да, Елабуги бы не было, была бы Треблинка или Освенцим. Сергей Эфрон ведь был евреем. С самого начала чувствовалась какая-то обреченность. Марина Цветаева еще в молодости писала о нем:

В его лице трагически слились
Две древних крови...

И потом:
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

Вера Крец   15.03.2024 08:04   Заявить о нарушении
Добрый день, Вера!
У меня там ошибка, М.Ц. вернулась в СССР ведь из Франции, хотя могла повернуть по дороге и в Чехию. Знала ведь, что ждет ее на родине. Но и жить в эмиграции не могла, как сама писала. Такая судьба, от нее ведь не убежишь.

Николоз Дроздов   15.03.2024 15:53   Заявить о нарушении
В эмиграции М.Ц. тоже приходилось нелегко. Иногда она готовила обед из того, что удавалось подобрать на рынке. Об этом написано в чудесной книге Марии Белкиной " Скрещение судеб".

Вера Крец   15.03.2024 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.