Летайте самолетами Аэрофлота

 
Много интересных случаев из жизни первостроителей Нижнекамска рассказал Василичу сосед по дому, ветеран Александр Иванович.
Известно, что в те славные времена основные проблемы нового города решались в Москве, в министерствах и ведомствах. Поэтому ведущие специалисты, начиная от замов до руководителей не вылезали из командировок, обивая пороги высоких кабинетов. Вопросы комплектации, снабжения, утверждения и корректировки документации новых обьектов требовали присутствия и участия ответственных представителей.
Вот в марте 1971 года команда из Нижнекамска в составе Александра Ивановича и его товарища из Управления строительства Петра Михайловича, отпахав неделю в столице, с кучей утвержденных бумаг и чувством исполненного долга начала собираться в обратный путь. Купили билеты на самолёт Москва-Казань-Набережные Челны и в прекрасном расположении духа прибыли в аэропорт Быково. Маршрут был до мелочей знакомый. Два часа лету на АН-24 до Казани, там пересадка на местный АН-2 и полчаса до Челнов. Аэропорт Бегишево еще строился. А тут после посадки в самолёт прозвучало объявление:
- Наш самолёт летит по маршруту Москва-Казань-Набережные Челны, без пересадки в Казани! Пробный полёт.
Это известие очень обрадовало публику и когда лётная комиссия в составе трех представителей Аэрофлота проследовала в кабину пилотов, в салоне раздались аплодисменты. Кто летел с пересадкой оценили выпавшую на их долю удачу.
От Москвы до Казани долетели без приключений. Там самолёт пополнили пассажирами и взяли курс на Челны.
У Александр Иванович и его спутника места были в середине салона, как раз рядом с дверью аварийного выхода. Во время стоянки, чувствуя приближение конца командировки, Петр Михайлович, потирая руки весело спросил:
- Ну что, Иваныч, кто первым будет выходить через запасной выход?
И взявшись за ручку, слегка повернул её туда-сюда. Работает. Александр Иванович улыбнувшись ответил:
- Да разберёмся как-нибудь...!
Прозвучала информация: - Просьба застегнуть ремни! Наш самолёт взлетает!
 Моторы начали набирать обороты, самолёт стал разгоняться и быстро оторвался от земли. Не успели набрать высоту, как запасная дверь завибрировала, задребезжала и съехала набок! Образовался приличный зазор, засвистел ветер, в салон ворвался рев моторов и все буквально обалдели от ужаса! Никто не мог даже предположить такого развития событий. Женщины завизжали, дети заплакали, мужчины побледнели и вцепились в подлокотники. Из динамиков прозвучало обьявление:
Уважаемые пассажиры, просьба всем оставаться на местах! Командир и экипаж принимают все меры для устранения неполадок и обеспечения безопасности полёта!
Из кабины выбежали три пилота стали задвигать дверь на место. Да не тут-то было. Дверь слегка подалась, но так и не встала до конца. Герметичности не было. Хорошо, что это случилось в начале набора высоты. После небольшого совещания командир принял решение. Полёт продолжать на высоте не более километра.
До Челнов добирались можно сказать на бреющем полёте, люди успокоились на сколько можно и приземлившись, устроили овацию, что бы поблагодарить доблестных пилотов за удачное завершение этого драматичного рейса. А одна бдительная пассажирка доложила командиру:
- Вон тот представительный мужчина перед взлетом дергал ручку двери запасного выхода!...
 Петра Михайловича попросили не покидать салон и зайти в кабину пилотов. Тот конечно, весьма смущенный, зашёл, выслушал лекцию о правилах поведения на борту и с учётом его полного раскаяния и солидного положения был отпущен на свободу.
Так был открыт новый маршрут Москва - Набережные Челны. Нефтехим и город усиленно строились, начиналось строительство КАМАЗа, пассажиропоток возрастал и такой маршрут нужен был как воздух. Поэтому оба города вздохнули с облегчением. А тут в декабре и аэропорт Бегишево подоспел, самолёты из Москвы стали летать по два раза в день. Жизнь била ключом, жизнь кипела. Люди прибывали со всего Союза и многие находили своё место на берегах седой Камы.
Василичу, по молодости лет тоже довелось помотаться по командировкам. Бывали времена, когда в течение года он чаще проводил время в разъездах, чем дома.
В этой командировочной эпопее было полно тонких моментов. Например размещение в гостинице. Ведь одно дело поселиться в центре Москвы, например в гостинице "Россия", откуда до любого министерства рукой подать, и совсем другая история попасть в отель на окраине столицы, куда надо добираться на метро, да ещё и на автобусе.
Миннефтехимпром, куда чаще всего приходилось ездить, был в центре. Поэтому " Россия" конечно предпочтительнее, чем допустим гостиница в Капотне. А это у черта на куличках.
В министерстве, на первом этаже находился хозотдел, где работала всероссийски известная Анна Ивановна. Она выдавала направления в гостиницу. И за эту услугу брала любые подношения, да хоть борзыми щенками. Сам Василич привозил ей сапоги из ПВХ, которые в ту пору, в порядке выполнения требования по выпуску товаров народного потребления, начал производить Нефтехим. Вот соответственно и гостиница в центре была обеспечена. А это комфорт при проживании, и до работы рукой подать.  Подсобка у Анны Ивановны была забита этими самыми товарами народного потребления, которые везли со всех концов необъятной страны.
Так что жизнь командировочного складывалась из многих составляющих и зависила от расторопности, обаятельности и коммуникабельности ходока. Что конечно имело большое значение, так как во многом влияло на результат.
 А ещё у Нефтехима был свой арендованый самолёт АН-24, с командиром Николаем Петровичем и его экипажем. С этой командой Василичу довелось немало полетать по стране. Как-то прокатились даже до Риги. Надо сказать, очень правильные ребята. Своих не бросали никогда. Вообще летчики, это как бы особая порода людей.
 Вот небольшой пример. Полетел на этом самолёте как-то Василич в Москву. Попутчик оказался из отдела снабжения, лет сорока, похоже, какой-то случайный, не чувствовалось в нем хватки. Звали его Иван, и было у него пустяковое задание, передать кому-то что-то. Исполнив поручение раньше всех он на радостях крепко поддал и попал в милицию. На следующий день пора улетать, а Ивана нет. И где он, что с ним неизвестно. Благо догадался позвонить в гостиницу и сообщить о своих проблемах. Командир, чертыхнулся: - Надо выручать Ванюшку!...
 Отменил вылет, перенес заявку. А в Аэрофлоте это целая история. Это своя кухня, обложенная со всех сторон инструкциями, распоряжениями и ограничениями. Нашел милицейский участок, предъявил документы, да и командирская форма внушала уважение. Так что Иван был сдан на поруки и возвращен в экипаж. Был бы командир другим человеком, махнул бы рукой и прощай Ваня, нам лететь пора. Но он оказался нормальным мужиком, Ивана даже не отчитал, а с чистой совестью, выполненными заданиями и полным составом вернул корабль в родную гавань.
Вот такие они, авиаторы, надежные, ответственные и человечные.                В общем летать приходилось много, полёты в жизни командировочных бывали разные и приключений хватало.
В те незабвенные времена для основной массы советских граждан, привыкших к всевозможным трескучим коммунистическим лозунгам, пламенный призыв:
- Граждане! Летайте самолетами Аэрофлота! - звучал несколько двусмысленно.
 Как будто был выбор. В этом случае лозунг актуален для относительно небольшого количества выездных граждан типа технических специалистов, театрально-литературной братии, сопровождающих их функционеров и редких групп туристов, допущенных к выезду за пределы Великого и Могучего. Для остальных, остающихся за "железным занавесом", надо растолковать, что данный оптимистичный тезис может быть вполне пригодным, чтобы в первую очередь  подчеркнуть плодотворную деятельность людей, которые достойно представляют Аэрофлот.


Рецензии