Цветы

                (Три новеллы)
                Белая сирень
                Посвящается моим  одноклассникам.
    Все...Прощай школа! Прощай детство! Еще немного и передо мной откроется новый мир,  мир  взрослой жизни- такой притягательный и такой загадочный. Что ждет меня впереди?..
    А пока, в ожидании сегодняшнего вечера, на дверце шкафа висит воздушное  платье  из тонкого  белоснежного капрона. На полу стоят  красивые  белые туфли,  "шпильки" чехословацкой  фирмы  "Цебо." А это, уже первые штрихи взрослой  жизни.
Ведь, столь дорогого наряда у меня  никогда не было. И уж,  совсем нелегко эти покупки достались моей маме. За что я очень ей благодарна.
    Девочки  нашего класса договорились собраться к четырем часам у Али Купер.
Надо платья  осмотреть, сделать прически.Вообщем- навести марафет перед тем, как выйти в свет, отправиться  в школу на выпускной вечер. С какой  завистью смотрели мы каждый год на старшеклассников. И вот теперь, настала  наша пора...
    Я пришда позже всех. В комнате у Али оживление  и царит беспорядок. Одни- примеряют платья, вертясь  перед зеркалом. Другие что-то подправляют. Галка Муртазина и Люся Архипова занимаются  прическами, яростно теребя пряди волос, сооружая  начес.Таня Цветкова  закружилась посреди комнаты:
      -Ой, девочки! Родненькие! Неужели все  позади? И школа, и уроки... Прощай
       физика, прощай химия!
      -И физик, и химичка- добавила Нурсия.
Мы все побаивались этих учителей, за излишнюю строгость.
    Когда подошла моя очередь делать  прическу, я села на стул. Галка взяла в одну руку  расческу, в другую пучок моих волос. И тут,Люся Аполлонова торжественно объявила:
       -Девчата, у меня две новости!- Все повернулись к ней.            
       -Новость- первая! Сегодня, на вечере, для родителей и учителей, будет
        шампанское. Ну ...и нам педсовет  разрешил по бокалу.
Кто-то захлопал, радостно, в ладоши, кто-то протянул: о-го...
       -Новость-вторая- Люся замолчала,держа паузу и загадочно улыбаясь.
Мы выжидаем, с любопытством.
       - Одному  парню, из нашего класса, нравится девчонка, которая сейчас 
         среди нас.Но она  об этом ничего не знает. А он - боится ей признаться.
Одноклассницы  загалдели, переглядываясь.
       -Кто? Кто?- затормошили Люсю. Люсь, скажи! Ну говори,не тяни!
       - Да ну, ее.  Балабонит, как всегда, зря- чей-то тихий голос отозвался с недоверием.
       - А вот и нет, а вот и нет- отбивалась Люся.
       - Ей богу, правду говорю. Я, вчера в школе, случайно,  подслушала
         разговор.Вовка Мартьянов с ребятами делился. Он так  и сказал: "Я боюсь
        признаться. Она же меня терпеть не может"
       - Марть-янов...-удивилась Люся Архипова.
       -И, кто же она?- поинтересовалась Цветкова.
        -Лора. Наша тихоня.Вот уж, никогда бы не подумала...
Все враз приумолкли. Десять пар глаз уставились на  меня.Галка замерла с расческой в приподнятой руке. И только меня это сообщение оставило безразличной.
Галка дернула прядь моих волос:
      - Лора! Ты слышала? Ну и ну...как интересно...
      - Ты начес мне делать будешь? Время идет. Для чего мы здесь собрались-
слегка раздраженно ответила я Муртазиной.Видя мою спокойную реакцию и полное равнодушее к провозглашенной новости,  девчата еще раз переглянулись и больше к теме этой не возвращались.
    Сколько  помню, у нас с Мартьяновым, отношения  были не очень дружелюбными. Как у кошки с собакой.Он задирался, я огрызалась.В нашем классе он появился в девятом классе, как и еще  один мальчик и пять девочек. Они- из ближайших деревень, где школы восьмилетки. Среди одноклассников он выделялся  прической. Густые светло-русые волосы, красивыми волнами, украшали Вовкину  голову, которую он всегда держал приподнято. Это создавало впечатление некой надменности. И еще,  к описанию, я бы добавила- чуть насмешливую улыбочку, медленную походку, слегка вразвалочку.Учился он неплохо. Был дисциплинированным и очень аккуратным. За ним
водилась еще одна отличительная особенность, связанная толи с прекрасной памятью, толи с излишним усердием. Отвечая у  доски, Вовка наизусть  пересказывал, слово в слово ,текст заданного.Кто нибудь из одноклассников открывал учебник и  сверялся.
Многих это  удивляло, восхищало. Меня же- раздражало.Когда Мартьянов проходил  на свое место мимо моего стола, я ему бросала:"Зубрилка!" А он  часто подтрунивал  над  моим ростом. Называл- горошиной.Сидя за моей спиной,  дергал за волосы.
Когда я  оборачивалась, он еле слышно с ехидной улыбочкой произносил:
       -Горошинка, горошинка, мне из- за тебя  не видно.
 Я ему отвечала,не  очень дружелюбно:
       -Попроси- пересадят за первый стол.
Иногда,  домой  возвращались вместе. Нам  было по пути. Я жила на окраине поселка, а он  в соседней деревне-Чубарово. И всю дорогу до моего  дома,  Мартьянов находил, чем разозлить меня. Поэтому, все о чем  поведала Апаллонова, я приняла за ерунду, глупость.Услышала и  забыла.
     Начало выпускного вечера в 18.00.Незадолго до этого времени, мы- нарядные красивые вышли на улицу. Не спеша идем  по центру  нашего поселка.Встречные останавливаются, улыбаются, поздравляют нас.Ближе к школе, присоединяются наши ребята. Они выглядят необычно-степенно. Все в черных костюмах, при галстуках.Подъехал автобус. Остановился. Вышли  наши одноклассницы.
Они из соседней деревни. Вот  и весь класс в сборе. На крыльце школы нас встретила Полина Петровна-классная руководительница. Она ждет нас  и волнуется не меньше своих учеников. Вместе с ней идем по длинному школьному коридору, сквозь строй учителей. Звучит музыка.Вдоль стен цветы, гирлянды... Входим в спортивный зал.За столами  сидят наши родители, совхозная администрация.Родители немного смущены.Они впервые в школе, на празднике. Им привычнее было бы сидеть на родительском собрании, выслушивая  плохое или хорошее в  адрес  своих чад.  Но это уже в прошлом...
    Нас, выпускников,усадили за отдельный стол, в центре зала. Выступили с речью  завуч и Полина Петровна.Когда говорила   классная  руководительница, наши мамы, учителя (женщины,конечно) да и мы, девчонки, не могли сдержать слез.Очень грустно расставатьься  со школой, учителями, одноклассниками.Расставаться  со всем, что связывало нас  долгие, долгие  годы. Лично  для меня- много светого, доброго было за эти одиннадцать лет, в стенах родной школы.
    Закончилась торжественная часть. Вручили нам  аттестаты. Включили музыку.
Под трогательную  мелодию "Школьного вальса" наш, уже бывший, класс закружил  по залу. Вальс опять растрогал всех. Кружась в танце, я видела, как  мамы утирали слезы. Полина Петровна тоже приложили к глазам платочек.Полина Петровна  не  только наша классная, но сегодня она  и  мама  выпускника- Озерова  Володи.
Если при родителях мы  были чуть скованы, то , когда остались одни, с учителями, обстановка разрядилась. Мальчики осмелели. Особенно в танце  "Чарльстон." К ним
прсоединился молодой учитель литературы-Рустем Иванович. Ну и мы, девочки, не  отставали от них.
     Очередной танец-танго, под песню "Осенний свет". Как всегда, первым выходит красавец и умница нашего класса Мишин Валера. За ним Толя Митрофанов. Тут я  замечаю, как напротив ( через зал) в группе ребят Полина Петровна, улыбаясь, что-то говорит Мартьянову, слегка подталкивая его. Меня отвлекли  Аля и Нурсия.Но я заметила , что  через зал, где  танцевали две пары, не спеша идет Мартьянов.Он
остановился  возле меня. Без привычной улыбочки, тихо  произнес:
       -Лора, потанцуем?
Меня осенило: Полина Петровна его уговаривала пригласить меня  на танец. Надо же!
Какой Вовка, оказывается, нерешительный.Вспомнилось то о чем  поведала  Аполлонова. "Откуда Полина Петровна узнала? Наверное, Володя Озеров поделился с ней". Танцевали молча. За нами  вышли еще  две пары. Потом еще...И надо же случиться такому! Каблук  одной туфли застрял в щели пола. Я остановилась в  растерянности. Вовка заметил, понял все и присев, стал аккуратно вытаскивать туфлю.А я, стою на  одной ноге  среди  танцующих пар. Мартьянов помог обуться и мы продолжили танцевать.Я  даже спасибо не сказала. На  последующие танцы он опять приглашал меня.Где-то на четвертом  танце, он держа  мою руку, крепко сжал ее.Я, удивленно  посмотрела  на него и увидела знакомую улыбочку.
       -Сейчас горошина заплачет...
       -Дурак!- ответила ему  со злостью. Выдернула  руку и ушла.
Настроение не испортилось. Это же Мартьянов и я его хорошо знаю.
    Сделали перерыв. Попили кофе. Сидя за столом, все вместе  спели наши любимые песни: "При лужке" и "Подмосковные вечера". В последней песне - подмосковные вечера заменили на бирюлинские  вечера. Ведь у нас, в  Бирюлях,  такие же красивые места и, которые  нам очень дороги.Рустем Иванович удивил всех исполнением цыганских песен.Опять танцевали. Вальс сменяло  танго. Твист- чарльстон.. Нас никто не торопил.За временем не следили. Нам было очень хорошо...
 Также часто приглашал танцевать  Вовка.И также- молча. Мартьянов  первым прервал молчание и очень удивил меня, сказанным:
      -Лора, ты обиделась? Извини меня... извини за мою выходку.
Я ничего не ответила. Ссориться глупо. Не тот случай. Да и вечер последний...
Соберемся ли еще вот так -вместе?
       - Ты куда собираешься поступать?-я пожала плечами.
       -В институт или в университет?
       -Я еще не  решила.
Мы впервые разговаривали  спокойно, дружелюбно.
       -А ты с Рустемом  поговори.Он посоветует. Он университет заканчивал.
       -Да ты, в любом случае,  поступишь.
       -А ты? Куда документы  собираешься  подавать?
       -Я- в медицинский.
       -О!- удивилась я и посмотрела на Мартьянова. Наши взгляды встретились. Мы, оба, смутились...Остановилась музыка. Мы разошлись. Я-к девчатам. Он- к ребятам.
     К полуночи ряды порядели. Ушли учителя. Все, кроме Полины Петровны.
Сдвинув в кружок стулья, мы долго разговариваем, вспоминая школьные годы, забавные случаи из той- уже уходящей жизни. Делились своими планами. Мне показалось: за вечер мы изменились.Стали взрослее. Во втором часу вышли из школы. Вокруг тишина. Не спит только наш класс-выпуск 1965года. Наш замечательный класс!
И, как отмечали  учителя- самый интересный, дружный...
Мы медленно  идем по  безлюдной центральной улице. Слева и справа высокие сосны.
Пахнет хвоей, травой. Летняя утренняя свежесть.Окружающяя тишина,навевает грусть.
Мы, девочки,  идем , взявшись за руки. Позади нас- ребята. С ними Полина Петровна.Неожиданно для всех, Ахметвалеева  Галя начала петь "Школьный вальс."
Остальные  подхватили песню ,а Митрофанов пригласил Полину Петровну на танец. Тут и Валера с Ахметвалеевой закружились в  вальсе.Зрелище- великолепное! Я никогда не забуду: сосны,легкая дымка, белые платья...Господи! Неужели -все? Мы только сегодня, сейчас начали осознавать, что самое прекрасное время, самое светлое- уходит. И уже не повторится, никогда- наше милое детство.
    Проводили  Полину Петровну. Она напомнила, что завтра( уже сегодня) в11.00 нам надо  быть в школе, получить характеристики.
      - Дорогие мои!-Полина Петровна окинула всех нас взглядом.
      -Я очень надеюсь, что с вами ничего не случится. Все будет хорошо... Без
       глупостей... До встречи, дети мои!
    Оставшись одни, мы не расходимся.
      -Пойдемте  на Казанку! Искупаемся- предложил Вена  Малязин.Ребята согласились.
       -Девчонки,пошли!
И мы побежали.Речка - рядом.Мальчишки быстро разделись и друг за другом с крутого  берега  попрыгали в воду. Люся  Архипова принесла  из дома покрывала. Мы, девочки, расположились на нем, скинув свои  модные  туфли.Мы наблюдали, как в речке дурачатся  наши мальчишки. Когда они поднялись на берег,вместе,  дошли до школы. Оттуда стайками, нехотя ,разошлись к своим домам,где нас уже заждались и, наверное, беспокоятся.
     Ну,а мы- четыре подружки, не спеша, шагаем по дорожке, хорошо  знакомой,по которой много лет ходили вместе в школу. Прошли немного. Чьи-то быстрые шаги
 заставили нас оглянуться.  Остановились. Нас догнала Люся Архипова.
      - Лора, подожди!
У Люси в руках большая охапка  белой сирени. 
       -Возьми. Мартьянов попросил тебе передать.
Мои  подружки замерли, изумленные. Я- тоже, не меньше них удивилась и даже смутилась.
       - Бери! -Люся вложила в мои руки сирень.
Букет был такой огромный, что из-за него меня и не  видать.
       -Какой молодец!...- съязвила Нурсия.
       -Через старосту класса цветы  любимой передал.
Все дружно засмеялись
       -Лора, бери. А иначе, мы по веточке разберем -пошутила Муртазина и добавила:
       -То-то, Мартьянова не видно  было  на речке. Пока ребята купались,он по садам лазил, кусты обламывал. Донесешь подарочек? 
Так шли  и шутили мои подружки. Я молчала.Внутри у меня смешанные чувства- радости, волнения. Запах сирени кружил голову...
    Проводив до дому Таню,Нурсию, мы с Галкой  еще немного прошли вместе.Затем  наши тропинки разошлись. Ей -напрво, мне- прямо. Спустилась под гору, прошла лесок. На дороге, что лентой тянется между картофельными полями, разулась.
Мои уставшие ноги окунулись в теплую, мягкую дорожную пыль.Вот,вдали, уже виден наш дом. По дороге,навстречу мне, шагает группа людей. Идут не спеша.За спинами рюкзаки. Туристы. Направляются к станции, на электричку. Когда я с ними поравнялась, они неожиданно для меня, проскандировали: " Поз-драв- ля-ем!"Я смутилась. Опустила  лицо в букет и,как ветром похваченная, побежала, счастливая...
     Вот я и дома. Входная дверь не заперта. Тихо прохожу в сени. Распахивается дверь. На пороге встревоженная мама.
       -Что так  поздно, дочка?
       -Мама не сердись. Мы всем классом гуляли и с Полиной Петровной.
       -А зачем, так  много сирени наломала?
       -Это мне подарили, мама...Поставь, пожалуйста, их в ведро.Я устала. Спать
        хочу...
    Юркнув в свою комнатку, я  оставила маму посреди кухни, с охапкой  белой, благоухающей сирени.Я успела заметить удивленное выражение маминого лица и легкую
грустинку ее красивых добрых глаз.

Гатчина.2007г.
 


Рецензии