Тревожная осень 1812 года. Гл. 5

  Гл. 5. Отставка прапорщика Чернышова.
Прапорщик Софийского полка Чернышов  участвовал в  заграничных походах русской армии в 1814 году и 1-го(13) марта в сражении при городе Саусоне, который был взят русскими  войсками, при этом была  уничтожена незначительная часть старого города и его достопримечательностей.   Полк  встал на постой в казармах, города Саусона, около 100 верст от Парижа.

Получив письмо о делах в имении  Ивановское, Рославльского  уезда, Смоленской губернии, после изгнания армии Наполеона,  шли  недостаточно  успешно  и решил  уйти в отставку, обзавестись семьей,  а военная служба не способствовала устройству семейного быта. Он подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и выехал 10(22  по нов. ст.)  марта из города Саусона через Германию и Польшу в Смоленскую губернию. За два дня до отъезда, прапорщик Чернышов купил верхового и верхово-упряжного лошадей и седла верховые кавалерийского образца и другое снаряжение. С ним ехал его дворовый крестьянин Прохор, двадцати лет. Они были молоды и не ранены, возвращались  с легким сердцем,  могли ведь и погибнуть, но  судьба оказалась благосклонна к ним.   В Рославль прибыли 2(14  по нов. ст.)  мая.
 
Чернышов поручил вести хозяйство старосте, которого выбирали крестьянской общиной  с согласия барина и помощника старосты, отряжавшего  крестьян на различные работы, именовался  он выборным, так как его  так же выбирали. Все это были люди крепостные, подневольные, более или менее грамотные и опытные в ведении сельского хозяйства.
Начав вести хозяйство по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным занятием. При посевах и уборке сена и хлебов Чернышов одинаково следил за своими и крестьянскими полями, что бы были рано и хорошо посеяны и убраны поля и убрано и заготовлено на зиму сено.

Отбывая барщину, крестьяне собственными орудиями обрабатывали помещичью землю бесплатно, три дня в неделю.
Он также отпускал на оброк, крестьян, которые занимались различными промыслами, торговлей, ремеслом, извозом; часть заработка — оброк — они  выплачивали помещику. Оброчные крестьяне отпускались за пределы имения только по специальному документу — паспорту, выписанному Чернышовым.

Дворовые крепостные крестьяне, оторванные от земли и обслуживали барский дом и двор. Жили они в дворовых избах, расположенных недалеко от господского дома.
Кормились дворовые люди в людской, за общим столом, либо получали жалованье в виде месячины — ежемесячного продовольственного пайка, который отпускался на вес, и небольшой суммы денег  на одежду и обувь.
Начав хозяйничать по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным занятием. В имении  Чернышова имелось 60 душ крепостных.
Усадьба Чернышова была небольшая, состоящая из главного дома, хлебного амбара, конюшни, скотного и птичьего двора, погреба, сарая и немного далее, у пруда,  бани.

Главный дом был одноэтажным, деревянным бревенчатым на каменном фундаменте, длиной 10 сажень,  и шириной 7 сажень. Кровля дома выполнена из теса Стены изнутри из гладко обтесанных бревен, с мхом в промежутках, а двери и окна просто деревянные, пол также неокрашенный деревянный. Мебель домашней работы была выкрашена в светло коричневый цвет. Обшивка стен и оклейка обоями были только в кабинете.

Летом 1814 года Чернышов, к главному входу пристроил небольшую террасу с  четырех колонным портиком. Колонны были круглые из строганных бревен и капителей, выполненных в деревянном варианте.
 Работы были выполнены  крепостным плотником Прохором Котляровым и его подмастерьем Пашкой Литвиновым, а также дворовыми крестьянами, по эскизам Чернышова. Колонны, карниз и балюстрада окрашены в белый цвет. На следующее лето Алексей планировал выполнить деревянную обшивку стен дома снаружи.
При посевах и уборке сена и хлебов Чернышов следил за своими так и крестьянскими полями, что бы были рано и хорошо посеяны и убраны поля, убрано и заготовлено на зиму сено.

 Объезжая свои владения Чернышов верхом на своем коне издали  увидел как косцы шли пробившеюся широкою линией, взмахивая косами враз и вдруг вспахнуло ароматом свежескошенной травы. Косы блестели на солнце, и врезались в живую стену высокой зеленой травы.  Подъехав, близко он приветствовал: «Бог помощь!», раздалось многоголосое громкое: «Во Славу Божию»,
«благодарствуйте, барин  Александр Павлович!» и снова крестьяне продолжали широко, ловко, легко взмахивать косами. Солнечные лучи плавили утренний туман, стоявший над лугом, по которому бродили  черно-белые аисты с длинными ногами, красноватого окраса, и время от времени вскидывали  вверх длинные  красные клювы.


Рецензии
Добрый день, Федор, дочитала до конца. Добротное произведение, неоднозначно воспринимается при чтении, но затягивает и запоминается.
С уважением,

Марина Гусева   26.11.2022 12:24     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. Вам творческого вдохновения... С уважением,Федор.

Федор Дубневич   26.11.2022 23:41   Заявить о нарушении