Дегтярск - не только город детства...

     Не раз я подмечала, что судьба странным образом водит меня теми дорогами, на которых встречаются одинаковые, дорогие для меня названия населённых пунктов…
     Например, моё детство прошло в 65 км от Свердловска – в городе Дегтярске. Он расположился в горной зоне Среднего Урала, на самой границе Европы и Азии. В давние времена на этом месте большие группы рабочих-сезонников выжигали уголь, а также попутно гнали дёготь и древесную смолу. Гора Караульная раньше называлась Лабаз–камень. На восточном ее склоне постепенно возник посёлок углежогов и дегтярей, получивший название Дегтярки. В северной части горы  в XIX веке находились в эксплуатации два рудника – Дегтярский и Истокинский, которые разрабатывали бурые железняки. Под бурыми железняками, как и предполагал академик А.П. Карпинский, обнаружился серный колчедан. Но его стали добывать только с октября 1914-го, когда в Лабаз – камне построили карьер «Ревдинский разрез» для производства серной кислоты. Здесь и появился посёлок Ревдинская Дегтярка, входивший в состав Ревдинского округа. Старый же посёлок на юго-восточной стороне Лабаз – камня стали называть Северской Дегтяркой, так как он принадлежал Сысертскому горному округу.
     Две Дегтярки разделяла граница до самой революции 1917 года. На горе Лабаз был в то время караул Сысертского округа, потому гору и стали называть Караульной. Под огромной шапкой горы подрядчик Фаддей Семков нашел медный колчедан. В эксплуатацию пустили шахты «Лондон» и «Петербург». Рудник соединялся с Ревдой железнодорожной веткой.
     В годы гражданской войны рудники разрушили, местные шахтеры разъехались, и Дегтярка опустела. В 1920 году здесь проживало всего-то 50 человек. В ноябре 1925-го Дегтярский рудник был отдан в концессию английскому акционерному обществу. В 1933-м приняли проект постройки двух мощных шахт. И уже в 1938 г. на руднике было занято 2520 рабочих. Рождалась новая Дегтярка. В 1939 г. в ней проживало 19,3 тыс. человек.
     18 ноября 1954 г. рабочий посёлок Дегтярка был преобразован в город районного подчинения – Дегтярск. Его планировка была типичной для горняцких поселений. Вокруг шахт и терриконов по обеим сторонам железной дороги были разбросаны отдельные посёлки. К западу от дороги – Новый Соцгород, Старый Соцгород, а к востоку – Ревдинская Дегтярка, Северская Дегтярка, Первомайский и др. Почти все улицы выходили прямо в лес.
     К сожалению, сейчас молодежь снова покидает эти старинные и красивые места. Нет работы. Не найти ее ни на шахте, ни на заводах. Сокращается производство.
     Но это не единственная Дегтярка в моей судьбе. Живя сейчас в Самаре, я узнала и про другие Дегтярки. Еще в 1910 г. в 115 верстах от Самары в деревне Большая Дегтярка было 50 дворов, проживало в которых 205 мужчин и 194 женщины. Деревня стояла на реке Чесновке, а до ближайшей железнодорожной станции было 35 верст. Станция называлась… Сургут. Стоит ли говорить, что и это название меня очень удивило. Ведь мне так дорог и знаком город Сургут, что в Сибири.  На картах и в справочниках Среднего Поволжья мне встретилось название четыре раза название Сургут  и один раз Сургодь. Есть еще и Шунгут. В марийском языке «шун» - «глина». Мне рассказывали, что шунгут - это «красивое», «красное» место на высоком глинистом берегу.   
     Деревня Большая Дегтярка всегда была русской, православной. От земского начальства - 70 вёрст, а от квартиры станционного пристава – 12. До волостного правления – 15 вёрст. Считалось, что удобной земли в деревне 1439 десятин, а неудобной – 105.
     Стояла в то время рядом еще и деревня Малая Дегтярка. Тоже русская, православная. Дворов в ней было поменьше – всего 24. Мужчин – 103, а женщин – 105.               
      По мнению некоторых ученых, основу западносибирских «сургут» составило название племени сургут. В Красноярском крае на Енисее есть селение Сургутиха. Город же Сургут в Западной Сибири был основан на месте поселения хантыйского племени. Можно еще предположить, что сургут - это измененное соркут, которое в древнеюгорском языке могло означать целое понятие – ежегодное весеннее кочевье племён в пойму большой реки для ловли соровой рыбы. Сор - это «заливная пойма реки», а кут - на сургутском наречии «рыба». Эти слова и сегодня на разных диалектах современного языка ханты звучат по-разному. В языке ханты нет звонкого «г», а есть глухой «к».
     Где же бывало это племя сургут? По каким рекам плавало? Оно ли оставило нам название Сургут – левый приток Сока и посёлок в Поволжье?
     Сургутское городище в среднем течении Оби в XVI веке было наиболее крупным поселением и располагалось на высоком берегу при слиянии двух небольших речек. В окружении светлых сосновых лесов место это казалось самым удобным для строительства города. Высокие кедровые леса темнели слева и справа, а за Обью высилась гора Полуденная.
     Здесь и решили строить острог Михаил Волконский и князь Матвей Львов, прибывшие сюда летом 1593 г. со 155 людьми, состоявшими на государевой службе. В летописи ямщика И.Л. Черепанова, который известен как автор «Сибирской хронографии», сказано, что в этих местах жил тогда остяцкий князек Бардок.
     Русскую культуру на Север несли тогда простые люди – крестьяне, казаки, да «служивые». 
     И еще одно не оставило меня равнодушной. Мне известны Белозёровы* с Урала, но немало их оказалось и в Поволжье. И вот что они рассказали про свою фамилию. Оказывается, и сейчас есть село Белозёрки недалеко от большого старинного села Красный Яр Самарской области.  Идти можно либо по грунтовой дороге (или тропинкой вдоль берега реки Сок), либо по шоссе на Уфу. Слева у дороги есть указатель: «Белозёрки, 1 км (совхоз им. Дзержинского Ф.Э.)». В село ведёт асфальтовая дорога. В Белозёрках – крупный животноводческий комплекс. В школе занимались краеведением – собраны, например, материалы о земляках – героях Великой Отечественной войны. Есть в селе и хранитель истории Н.В. Стекольщиков – слесарь–инструментальщик ремесленной мастерской «Белозёрское», который собрал коллекцию старинных вещей.            
     В 50-60-х годах XX века Белозёрки называли Белозёркой, и принадлежало село Красноярскому сельсовету, до которого было 6 км. В селе проживали тогда русские. В 1959 г. - 416 человек. Несколько из них часто уходили на заработки и жили подолгу в других сёлах.
      В Самарской области было и еще одно село с похожим названием – Белоозёрка – в 6 км от Черновского сельсовета, в котором проживало постоянно 335 русских, а всего с приходящими – 741.
     В 1910 г в другом селе - Верхнем Белом Озере -  стояла церковь,  имелась церковно-приходская школа. От Самары оно было в 105 верстах, от уездного города – в 32, от квартиры земского начальства – в 32, от квартиры станционного пристава – в 13, от волостного правления – в 12, а от ближайшей железнодорожной станции – 15. Дворов в селе было 48. Мужчин – 136, а женщин – 152. Удобной земли – 621 десятин, неудобной – 96.

     *Девичья фамилия автора – Белозёрова. (Прим. ред.)

     В деревне Средней Белозёрке – было 2 ветряных мельницы.  В Правой Белозёрке    тогда было 3 ветряных мельницы и овчинное заведение.


     А еще существовало село с названием Светлое Озеро в 100 верстах от Самары, в котором уживались православные и старообрядцы. У православных была церковь и церковно-приходская школа, а у старообрядцев – свой молитвенный дом. Всех кормила ветряная мельница.

Евстигнеева Светлана. Дегтярск - не только город детства...  // Берегиня - журнал для вас.- 2013.-№4.- С.32 - 36.


Рецензии