Мишка - синоптик. В стиле Н. Носова

   Я не ожидал, что мой друг так надолго увлечется ботаникой. Он читал разные познавательные книги про растения, а потом вовлекал меня в свои эксперименты.
- Как говориться: доверяй, но проверяй! - на полном серьезе заявил Мишка в начале лета, - Я должен убедиться своими глазами, что написанное — это не выдумка. Завтра пойдем определять погоду.
 - И как мы будем это делать? - спросил я.
 - Встретимся утром и все увидишь сам.

   Я вышел во двор, когда солнце уже взошло, но еще не припекало. На небе — ни облачка. «День будет жаркий», - подумалось мне.
   Мишка первым делом залез в палисадник и стал разглядывать цветы.
 - Так. Все понятно. Сегодня дождя не будет.
 - Для этого необязательно было смотреть на цветы. Небо чистое!
 - Ты ничего не понимаешь! - возмутился Мишка и передразнил меня, - Небо чистое! Это может быть обманчиво! Видишь? На листьях капельки росы. Это, по науке, говорит о том, что дождя не будет!
 - Так это не роса вовсе! Когда я вышел, то дядя Петя закончил поливать в палисаднике.
 - Это дядя Петя поспешил! Нарушил мой эксперимент... Ладно! Проверим по-другому. Давай нюхать петунью, - и Мишка так вдохнул, что втянул в нос раскрытый цветок. Потом повернулся ко мне и сказал:
 - Чего стоишь? Нюхай!
 - Зачем? Я и так знаю, как пахнет петунья. Очень сильно. Даже здесь чувствуется.
 - Ага. Значит, если верить книжке, то будет дождь, - и Мишка с сомнением посмотрел на голубое небо.
 - Почему? - спросил я с удивлением.
 - Если петунья пахнет сильнее обычного, то это к дождю. А ты сам сказал, что запах сильный!
 - Она всегда так пахнет! Ерунда какая-то!
 - Точно! Ерунду написали в книге! Получается, что я должен постоянно нюхать цветы?  - Мишка почесал нос и чихнул, - Вот и результат. Только аллергию можно заработать!
 - А зачем ты в цветок нос засунул? Прямо как Буратино в чернильницу! - сказал я и засмеялся.
 - Ничего смешного! Наука требует жертв!
 - А- а! Ну, если так хочется, то нюхай. Я уже запутался в твоих рассуждениях. То веришь книжке, то не веришь. То делаем по-книжке и так правильно, то оказывается, что в книжке написано неправильно.
 - Ты сам понял, что сказал? Мы проводим эксперимент! - и Мишка поднял вверх указательный палец, выдержал паузу, а потом продолжил, - Давай еще посмотрим на вьюнок и одуванчик.
 - Зачем? Тоже будем нюхать? А может нужно лизнуть?
 - Нет! - друг опять чихнул, - Теперь только проверим их на открытие.
 - Открытие чего? - спросил я, испытывая огромное желание вернуться домой и позавтракать.
 - Бутонов, конечно!
   Мы исследовали три палисадника, а на четвертом — нас отругали. Пришлось вернуться к своему подъезду, так как глупо было бы объяснять, что мы предсказывали погоду. Мишка сел на скамейку и задумчиво сказал:
 - Интересно получается! Одуванчик открылся, а вьюнок еще нет. Вот если бы они оба не раскрылись, то это к дождю. Сколько сейчас времени?
 - Половина восьмого, - ответил я, посмотрев на часы, и добавил, - Вообще-то цветы раскрываются в разное время.
 - Верно! Цветок одуванчика распускается раньше, чем цветок вьюнка! Так в книге написано. А как ты догадался?
 - Наблюдательность! - произнес я, пожимая плечами, - Ну, что, синоптик? Какой вывод ты сделал?
 - Да -а! - произнес он и замолчал.
 - Твое «да» означает, что дождя не будет?
 - Конечно, не будет! Сегодня ожидается жара! Видишь, даже капельки воды после полива уже испарились. Наверное наши предки как-то умели определять погоду по растениям, а секреты остались в прошлом.
 - Сейчас есть специальные устройства и для определения дождя сосем не нужно нюхать цветы. Пойдем домой! Организм хочет кушать!
 - Согласен, - ответил Мишка и опять чихнул. Потом еще раз огляделся по сторонам и опять забрался в палисадник.
 - Представляешь, что я увидел? Капельки воды на листьях канны! Это к дождю! - уверенно  сообщил друг.
 - Опять? Мы уже решили, что сегодня осадков не ожидается! Скамейка тоже местами мокрая. После полива еще не высохла! И это к дождю?
Мишка опять посмотрел на небо, сморщился, махнул рукой в воздухе и сказал:
 - Ну их, эти приметы! Нельзя верить всему, что написано. Это мое заключение по эксперименту! А что у тебя дома на завтрак? Меня ждет яичница с колбасой.

   Во второй половине дня, когда солнце палило так, что не хотелось выходить на улицу, появилось в небе сизое облачко и, совсем неожиданно, пошел слепой дождик. Я, удивленный, побежал к Мишке, с которым столкнулся на лестнице.
 - Что я говорил?  А ты не верил! - кричал друг, - Не будут же в научной книге писать что попало!
   Я не стал спорить. Мы выскочили во двор и увидели радугу. А еще множество следов от падающих с неба капель...

   Все лето мы наблюдали за растениями на пришкольном участке и Мишка весь погрузился в процесс выращивания своих тыкв. Только с наступлением осеннего листопада мой друг опять вернулся к экспериментам.
 - Будем предсказывать погоду? - спросил я друга, когда тот задумал поход в лесопарк.
 - Какой ты догадливый! Совместим два полезных дела. Первое: соберем гербарий, а второе — узнаем, какую нам ждать зиму.

    В парке оказалось невозможным просто бродить. На земле толстым слоем лежали разноцветные листья и мы стали подбрасывать их руками, ногами, бегать и валяться на мягком осеннем ковре. Погода стояла замечательная, теплая, как раз для такого развлечения. Когда запыхавшиеся и довольные мы сели под дерево, прислонившись спиной к стволу, то Мишка, подняв голову вверх, воскликнул:
 - Вот удача! Это же дуб! Замечательно!  - и тут же вскочил на ноги.
 - Да! У него красивые листья! Соберем? - предложил я.
 - Соберем. Но сейчас главное определить сколько на нем желудей.
 - Их нужно посчитать?
Мишка задумался, взъерошил волосы и развел руками:
 - В книге написано: если желудей будет много, то зима ожидается теплая, а если мало...
 - То холодная, - продолжил я фразу, - И как ты предлагаешь определить?
 - Не знаю. Это получается задача со всеми неизвестными данными. Придется считать! Давай ты начнешь слева, а я — справа.
 - Слева от чего? - спросил я, понимая, что Мишка сморозил глупость.
 - Ну, наверное от меня. Твоя будет левая половина дерева, а моя — правая.
 - Нет! У нас ничего не получится!
 - Получится! Не хочешь — не надо! Сам справлюсь! - и мой упрямый друг принялся считать найденные взглядом желуди.
   Мишка путался и начинал все сначала. Я не вмешивался, а спокойно собирал пестрые листья дуба. Когда обнаружил на земле несколько желудей, то подумал, что их, упавших с дерева, намного больше. В это время на ветку прыгнула белка и, сорвав желудь, исчезла в листве.
 - Ну, вот! Воровка! Я опять сбился со счета! - сердито выкрикнул Мишка.
А я подошел к другу и молча показал ему свою находку. 
 - Что же мне теперь до ночи считать эти дурацкие желуди?
 - А тебя никто не заставляет! Сам придумал и сам передумай! Пойдем лучше собирать гербарий.
 - Хорошо, - после паузы, с грустным вздохом ответил Мишка, - Только давай еще найдем рябину и посмотрим на нее. Ладно?
 - Ладно.
   Мы нашли несколько рябин, которые были усыпаны красными гроздьями ягод. Мой друг расцвел в улыбке от удовольствия и произнес:
 - Много ягод на рябине — это значит, что зима будет холодная! Такой прогноз!
 - А пусть она будет снежной!  - высказал я свое пожелание.
 - Пусть будет снежной! - утвердительно ответил  Мишка и мы, смеясь, бухнулись на кучу листьев.

   Погодный прогноз моего друга оказался верным. Зима пришла морозная и снежная. А Мишка не удержался, похвастался перед ребятами и до весны гордо носил прозвище «синоптик». 

28.10.2021г.


Рецензии