Что такое поэзия7

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ
ЭССЕ


   Поэзия - это пересоздание мира в ином одухотворенном качестве и его всестороннее преображение. Именно это - главное в настоящей Поэзии, ее первооснова и ее живая сущность.
     Те кто думает, что поэзия есть сочинение неких лирических художественных текстов, которые обладают внутренней музыкальностью, ритмом и чаще всего (особенно если брать русскую поэзию в ее традиционном  обличье) наделены рифмой и разбиты на особые поэтические строки и строфы - принимают сугубо внешние ( и далеко не обязательные) атрибуты поэзии за ее первооснову и за ее реальное сущностное содержание.
         Это большая ошибка.
          И такая распространенная «в массах» ошибка в понимании того что есть поэзия и поэтическое творчество  и приводит к  тому, что каждый стихоплет считает себя поэтом и каждый сочиняющий нечто якобы лирическое и рифмованное - самодовольно мнит себя творцом.
          Поэт, если он настоящий поэт - творит свой собственный прекрасный мир и при этом преображает в своем поэтическом слове мир видимый и реально существующий.
             Даже если большой и подлинный поэт создает (в своей поэме например) просто описание которое призвано только передать реальные черты какой-то местности и воспроизвести ее пейзажи - он рисует одновременно  прекрасный и эпический образ этого края, далекий и от буквализма и от того что есть или было на самом деле, образ преображающий видимую реальность за счет таинственной силы и власти поэзии.
          Вспомним например Вступление к «Медному всаднику» Пушкина:
«На берегу пустынных волн
Стоял он. Дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел.»

    В этих знаменитых строках Пушкина перед нами реальный мир приневской низменности до строительства Санкт-Петербурга - но как этот
мир преображен Пушкиным! Не приукрашен, а именно преображен - до масштабов эпически монументальной картины.
       Пушкин создает здесь свой параллельный «убогой реальности» поэтически величественный образ неприметного и пустынного мира,  где будет создано властным и гениальным государем Петром Великим чудо Санкт-Петербурга - Северной Венеции и Северной Пальмиры… чудесного города, построенного «на пустом месте» вопреки и приземленному здравому смыслу, и вопреки воле самой природе этого сурового края, не созданной для подобной роскоши и красоты.
           Как же творит  поэт такой величественный мир который мы видим в замечательных строках его стихов? - Только ли за счет своей фантазии и воображения… Или есть иные духовные силы и стихии, которые движут настоящим Поэтом, наделяя его творчество могуществом и властью пересоздать и преобразить изображаемую им жизнь…
              Конечно же и само творческое сознание настоящего поэта - особый мир в котором стихийно происходит «переплавка» действительности в нечто новое, одухотворенное и философически значимое, наделенное особой таинственной экзистенциальной символикой бытия.
               Вспомним строки Блока:
«В голубой далекой спаленке
Твой ребенок опочил
Тихо вылез карлик маленький
И часы остановил.»
              О чем это? Какой такой карлик маленький? Что за голубая спаленка? И почему она далекая?
                Любой «следователь по делам поэзии» каким чаще всего являлся и является  дотошный формалист-филолог, сразу будет озадачен и начнет искать «преступника» в больном (пусть и сладком при этом) воображении поэта, в его фантастических грезах и видениях.
                А на самом деле Блок как подлинный поэт просто преображает тот мир который он видит своим духовным взором и реально чувствует.
         
        Сам Поэт живет несомненно духовно живет в минуты творчества (да и не только в эти минуты!) в ином  и далеком от буквальной материальной реальности мире -  который мы видим в его стихах. Но при этом влияет ли внутренний мир поэта на внешний мир вокруг? - Вопрос вопросов для зеачения и судьбы Поэзии в жизни.
        И я лично убежден - большая поэзия действительно властно влияет на реальный материальный мир вокруг.
          Существование одного настоящего большого Поэта среди сотен тысяч и миллионов других людей способно изменить и облик этих людей и саму их страну. Так у нас было с Пушкиным например.
       И кто с этим поспорит?
        Россия до Пушкина - это для нас одно. Это был в целом весьма архаичный и примитивный мир где звучал  например «гром победы» русского оружия, но не было по большому счету никакого совершенства, ни духовного, ни какого-либо иного.
           А после Пушкина - это уже другая Россия, полная чудесной и  таинственной чарующей поэзии, духовной притягательности  и редкостной возвышенной красоты.
           Конечно эпигоны Пушкина вроде   Апухтина и Голенищева-Кутузова обесценили во второй половине Х1Х века ошеломляющие и судьбоносные в истории России открытия Пушкина своим пошлым и заурядным  стихотворчеством.
             Но это было – только безвременье на поминках величайшего таланта. Когда у всех присутствующих на нем на десятилетия «отнялся язык», если иметь в виду истинно художественное слово и творчество.
               И важно подчеркнуть что поэт и писатель художественно пересоздает и преображает материальную реальность не только для себя самого - чтобы самому в гордом одиночестве видеть и изображать что-то иное чем то что существует «для всех» в окружающей действительности.
              Бывает что писатель и своего читателя приглашает в вымышленный мир где действуют выдуманные им герои.
               Но обратите внимание - Поэзия этого не делает. Настоящая поэзия не приглашает в мир вымышленных героев - поэт в ней исповедально рассказывает о себе, о том что он переживает и чувствует как реальный а не вымышленный человек.
           И в то же время Поэзия - это не реальность жизни как таковая. Все это прекрасно понимают.
         Поэзия - это мир, значимый  в своем духовном измерении.
           Но та духовная реальность которую мы находим в настоящей  Поэзии многими нитями связана с материальной реальностью окружающего нас объективного  мира и способна преображать и трансформировать эту материальную реальность мира действенно и властно.
           Сила Поэзии - сила духовная. Но она содержит в себе и мощный заряд энергии, которая способна трансформировать и преображать реальную окружающую жизнь.          

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 25-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге



               
 
 
      


               
            


Рецензии