Японский божок

   Я родилась на Сахалине. Мои родители приехали туда после войны как переселенцы. Южный Сахалин японцы покидали в спешке, оставляя всё своё имущество. Мама рассказывала, что в первом доме, куда их поселили всё было японским – татами, раздвижные перегородки, жаровня для обогрева зимой, низкие столики и шкафчики. Был сарай, в котором стопками стояли расписные пиалушки, красивые керамические вазы и прочая утварь. Я не помню этого, но мама рассказывала, что подвыпивший дед любил своеобразно развлекаться – он сажал меня, маленькую к себе на колени, на стол ставил гору пиалушек, потом подставлял мне одну за другой на край стола и я сбрасывала их на пол. Когда пиалушка со звоном разбивалась, дед вместе со мной заливисто хохотал.  Мама сметала осколки в ведро и выносила на помойку.
  Игрушек в моём детстве было мало. Мы с друзьями ходили на сопку к японскому кладбищу, расположенному рядом с почти разрушенным японским храмом. Кладбище заросло ромашками, красными огоньками и фиолетовыми ирисами. Небольшие камни-надгробия с выдолбленными ямками, в которых сохранились кое-где синие расписные пиалы, ровными рядками поднимались вверх по сопке к лесу из стройных лиственниц. Между могил мы находили маленькие стеклянные разноцветные шарики, японские монетки и синие, желтые с белыми разводами стеклянные круглые лепёшки. Когда я показала их родителям, они предположили, что это фишки от какой-то японской игры.
   Дома у нас был очень красивый небольшой шкафчик, снаружи чёрный полированный, а внутри – красный, с несколькими отделениями. Папа сказал, что это японская божница. Все отделения были пустыми и только в одном одиноко стоял японский бронзовый божок. Это был толстенький японец с голым пузиком. Подмышкой он держал большую плоскую рыбу с крупной чешуёй, похожую на карпа. Мне он очень понравился, и родители разрешили с ним играть, но запретили выносить на улицу. У меня ещё был японский маленький домик с настоящими татами, раздвигающимися перегородками внутри и японская красивая кукла в кимоно с веером. Она стояла в стеклянной коробке-аквариуме. Доставать и играть с ней не разрешали.
   Божок стал моей любимой игрушкой. Я дома с ним не расставалась. Когда уходила гулять оставляла его в игрушечном домике на татами. Спать ложилась вместе с ним. Приятно было гладить его толстое пузико и смотреть на его улыбающееся круглое лицо с прищуренными глазами, а потом, спокойно засыпать.
   Потом божок исчез. Я долго искала его, плакала, заглядывала во все углы, под кровать, но найти не смогла.
    Через несколько лет мама в первый раз взяла меня с собой на материк в гости к бабушке. Она жила с маминой сестрой в городе на берегу Волги. У них дома на спинке старого дивана была маленькая полочка, на которой я увидела своего божка.  Я взяла его в руки и погладила по блестящему голому пузику, божок мне радостно улыбался. Но мама сказала, что это не мой божок, забрала его и отдала тёте, которая его куда-то спрятала.
 Через много лет, когда появился интернет, на сайте- аукционе японских нэцке и окимоно я увидела свою детскую игрушку, японского божка с рыбой подмышкой. Не помню во сколько его оценили, ведь для меня он был бесценен.
21.10.2021
   

 


Рецензии