Зимняя сказка

«Слон сказал, не разобрав: «Видно, быть потопу!»
В общем так: один жираф влюбился в антилопу!»

В.С.Высоцкий


Стая кипельно-белых лебедей много лет оживляла пейзаж у входа в городской сад, привлекала разного рода любопытствующих и со временем стала считаться одним из символов северной столицы. Вокруг венценосных птиц день-деньской толпились зеваки, от желающих покормить их не было отбоя. Запреты на толпу не действовали. На зиму прекрасные лебеди, выстроившись в стройный клин, дружно улетали в жаркие края. Однако в этом году вожаку стаи предстояло зимовать дома. Его летные характеристики в одночасье упали до нуля. И где только этот красавец умудрился вывихнуть крыло? Вероятно, он поранился, когда заряжал сифон с газировкой для посетительниц горсада, желавших освежиться! Ранней весной на совместную прогулку к вожаку птиц зачастила мохнатая Козочка, которую по случаю освобождения из мест не столь отдаленных вручили старому знакомцу зверей по прозвищу Шляпник. Много лет тому назад Лебедь служил лебедем в зоологическом саду, Шляпник сидел за кассой, а Козочка училась стоять на подгибающихся ножках и делала первые шаги. Гордая птица с кассиром никогда не стремились сблизиться - а вы бы стали дружить с тем, кто продает на вас билеты? Шляпник для приработка валял головные уборы из войлока всех цветов и фасонов - под заказ. Тайком от клиентов он ежедневно снимал пробу с новой шляпы первым - чем и снискал свое экзотическое прозвище.
Позже Лебедь величественно отбыл на заслуженный отдых в горсад, а Шляпник сел в знаменитые «Кресты» за недостачу. Над ним хорошенько потрудились место поселения, время, а теперь еще и пандемия. Склочный характер билетера с вороватыми наклонностями выправился. К моменту истечения срока его отсидки зоосад упразднили - люди нового века алкали других увеселений. Оставшихся не у дел зверей желающие разобрали по квартирам, а никому не пригодившуюся Козочку бывшие сотрудники подарили освободившемуся Шляпнику - чтоб гулял. Тот назначил ежедневный променад в горсаду и прослыл местным коллекционером экзотов. Экс-кассир в заношенной шляпе, да еще и с козой на привязи, стал выглядеть как персонаж с иллюстрации замусоленной детскими пальцами книжки «Сказки братьев Гримм»! Ко времени, о котором мы ведем речь, он постарел, обрюзг, и никто не видел его в другой шляпе, кроме одной - старой и помятой. Впервые придя в парк, Козочка сразу углядела на зеркальной глади знакомый ей по зоосаду силуэт Лебедя. Он все еще красавец! И как только такие разные животные подружились? Коза часами бродила вдоль зеркала воды, а Лебедь скользил по нему, сопровождая подругу. На шее рогатой гостьи вместо бус хрустально позвякивал серебряный колокольчик. Коза развлекала друга досужей девчачьей болтовней, а Лебедь радовался: двигаться ему надо, но не плавать же одному?
Временами в парк забредает хищник престрашного вида, но отчего-то крашеный марганцовкой. Розовый Медведь. Посетители парка кидаются от него врассыпную. Они не знают, что традиция окраски родилась еще в годы войны. Стремясь спасти обитателей зоопарка в осажденном городе, их раздали по домам. Для конспирации решено было покрасить зверей. А гулять их выводили на ту же площадку в центре зоопарка. С воздуха они смахивали на забытый парк аттракционов - ну какому снайперу понадобилось бы целиться в лимонно-желтого бегемота, оранжевого орла или бирюзового жирафа? По возвращении с прогулки краску никак не могли отмыть, и самыми фартовыми признавались животные, которых красили органическими красителями. Розовый Медведь среди них стоял на первом месте. В то же время появилась Фея - никто не знал, откуда. У Феи были разные глаза - она всего разок глянула на войну нехорошим черным и заставила ее отступить. С тех пор Фея смотрит вокруг лишь добрым голубым оком. Свет, струящийся из него, затягивает любые раны. Это - как живая и мертвая вода. А Медведь дотянул до наших дней и так привык к регулярным потокам марганцовки, струящимся по его фигуре, что просит красить его и поныне. Он выходит подышать в горсаду, хотя смотрится не только розовым, но и весьма затертым. Чтобы не прослыть городским сумасшедшим, никогда не прибредает в парк один. Хищника сопровождают то веселые зеленые Зайцы, то синяя Лиса. Но чаще всех прочих с розовым Медведем появляется Фея - она еще старше, чем ее приятель, и с ее приходом горсад становится уж совсем волшебным. Фея красива, добра, к тому же обладает двумя совершенно разными кистями рук. Правая - массивная и мягкая - творит только хорошие дела, это у нее - в папу. Левая ручка - напротив: маленькая, сморщенная и сухая, вечно сжатая в кулак. Ничего хорошего от нее ждать не стоит, она всегда готова к обороне, это - в маму. Птицы привыкли к Фее - ее появление они приветствуют сдержанным клекотом.
Лебедь скользил по воде, стараясь не тревожить свою поврежденную конечность. Он особенно тушевался при виде громогласных пионеров: те посещали сад строем, во главе его маршировала грудастая пигалица, которая осатанело била в барабан. Пионеры зачем-то замахивались на птиц палками. И ржали. При случае - Лебедь не сомневался - они закидали бы его и камнями. Подростки бросали в пруд вонючие окурки. Лебедь опасался браконьеров. Но страхи он держал при себе. Он делился с Козой воспоминаниями - о том, что на пастбищах Австралии пасут черных, а не белых коз. Там производят знаменитую на весь мир австралийскую шерсть. Так Козочка узнала, что ее сводные сестры - брюнетки. Лебедь рассказывал много удивительного и непонятного. А посреди города Твери не так давно открыли новую достопримечательность - музей Козла! Главный экспонат там - зеркало! Поток туристов в этот музей не оскудевает! Если подружка останавливалась у аккуратно подстриженного газона, Лебедь терпеливо ждал ее. Роскошные чашки махровых тюльпанов Коза не трогала, ей хотелось пощипать траву. Ее друг в эти минуты опускал оранжевый клюв в воду и ловил рыбу. Добычу он складывал к ножкам Козы. Она лишь пожимала плечами: козы такое не едят!
 Еще Козочка дружила со старым козлом. Они же были из одного стада! Горделивая птица с этим копытным и во времена зоосада были полярно разными. Граница их миров проходила по телу Козочки. Она служила единственной точкой их соприкосновения. Но в противостоянии их жизненных позиций Козочка была всецело на стороне козла. Она жила, что называется, «по понятиям», а по понятиям - своих не сдают. Тут Лебедю было не за что ухватиться. Как если бы темная сторона Луны оказалась объемнее, чем освещенная. Это все, конечно, была поза и жуткие комплексы. Абсолютно не уверенная в себе Козочка мечтала обернуться Прекрасной птицей - таковой она себя и ощущала, гуляя с другом вокруг водоема. Они чувствовали себя на равных! Лебедь держался к низкому берегу пруда близко, как только мог. Коза подходила к краю суши, поросшему длинной травой. Еще мгновение, и она воспарит! Но стоило ей добраться до воды в ожидании поцелуя - она упиралась глазами в отражение и вспоминала: да она же коза! Коза - окончательно и бесповоротно. Дурацкие рога, нелепый колокольчик!
Временами обоим казалось, что их привязанность не разрушит никто. Лебедь был взрослым, за ним тянулся длинный шлейф романов. Ему довелось, чувствуя себя то ли сайгаком, то ли джейраном (разницы он так и не уловил) перелюбить немало грациозных антилоп. И вдруг - обычная коза. А вдруг у них сложится? Но мысли о совместном счастье никуда не вели. Да и кто у них мог родиться? Комплект, состоящий из копыт, рожек, длинной шеи и крыльев, даже при устном перечислении компонентов выглядел устрашающе. Распри дуэта коренились в самом существовании старого козла. Лебедь давно воспарил над этой схваткой, но Козочка-то пребывала внутри нее! Общаясь с ней, Лебедь улавливал те же банальности, которыми много лет назад сыпал его оппонент. Никто из общих знакомых не стремился продолжать общение с козлом. Чтобы создавать иллюзию своей правоты - ну, хотя бы для себя самого - старый козел старался нигде не появляться и не общаться ни с кем из прежних знакомых. А Козочка дружила с ним столько лет, что в ее мозгах отпечатался след. Она могла серьезно дискутировать с Лебедем на тему: следует ли гулять вокруг пруда по часовой стрелке или только против? Как на этом отражается течение воды, и не будет ли их слепить солнце? Лебедь в ответ пожимал плечами: «Ну, какое течение в пруду? Откуда в Питере солнце?» Козочка злилась: «А откуда у лебедя плечи?» Прав классик, утверждавший: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!» 
Настало утро, когда стая, обитавшая в саду, приготовилась улететь в жаркие страны. Для этого случая вожак воспитал себе замену. Он впервые оставался один и волновался, не зная, чего ему ждать. Лебедь начал покрываться гусиной кожей: а вдруг лихие люди примут его за дичь и упекут в духовку, нашпиговав яблоками? Отличие своей породы от гусиной он знал хорошо. Чтобы подарить бумаге что-то тоскливое, он готов был взяться за перо, но где его взять? Лебедь совсем позабыл, что перья-то растут на нем самом! И вот выпал снег. Все снежинки на свете были неправильной формы, и все же казались ему идеальными. Водоем начал затягиваться льдом. Прекрасная птица уже не могла приблизиться к берегу. Одинокий лебедь маячил посередине полыньи, которая исчезала на глазах. Он вглядывался в поседевший берег и высматривал знакомый рогатый силуэт. Но козы нигде не было видно. Шляпник тогда подцепил инфекцию и вместе с ней отправился на карантин.
Потом старик пошел на поправку, и Козочка тут же поволокла его на прогулку. Шляпник настоял, чтобы перед променадом они завернули в легендарную кондитерскую. Купив торт «Зимняя сказка», они в таковую и отправились. Но, войдя в калитку, Козочка не узнала пейзаж. Пруд замерз совершенно, и красивая птица с  его поверхности исчезла. Неужели до нее добрались пионеры? Медведь прямо посреди горсада вырыл берлогу и беззастенчиво впал в зимнюю спячку - недалеко от того места, где одна актриса хоронила волнистых попугайчиков, которых душил ее хищный кот. Зайцы и лиса временно перестали приходить в парк. Фея задремала в кресле-качалке, накрыв колени колючим пледом. Сама природа подталкивала козу вернуться в козье стадо - хотя бы на зиму. Но внезапно ее знакомый козел показался ей просто заурядным старым козлом! Как же она этого раньше не замечала? Ей стало отчаянно не доставать рассказов Лебедя - не всегда понятных, но таких увлекательных! А птицу укрыли в тепле смотрители сада из партии зеленых. Кому им было рапортовать? В поисках друга Козочка часами исследовала замерзшую плоскость. Если бы она умела читать, название купленного Шляпником торта - «Зимняя сказка» - ее бы страшно позабавило. И тут Козочке привиделось, что все происходящее она наблюдает в «снежном шаре» - стоит перевернуть волшебную игрушку, как внутри нее начинает идти снег, гуляют Медведи, плавает Лебедь и звенит ее собственный колокольчик. Новая весна была не за горами. И никто не знал, что в мае в пруд выпустят стаю золотых рыбок, Лебедь потеряет голову от одной из них, а Козочка - от ревности…


Рецензии