Люди военной поры

   Так сегодня отмечается день дедушек и бабушек мне бы хотелось вспомнить что-то и о своих дедушках и бабушках. Это были вне всякого сомнения люди военной поры. Троих из них мне удалось застать,а деда по линии отца я не видел,так как он умер в неполных 49 лет от саркомы,когда моему отцу было всего лишь 11 лет. У меня остались смутные воспоминания даже и двух своих прабабушках,которых я тоже успел увидеть. Всё это были очень разные люди,имеющие свои личные положительные и отрицательные черты,и свою индивидуальную чудинку. А у меня своя личная чудинка,ибо ещё в детстве,когда меня спрашивали на кого я больше похож,я обычно отвечал,что я похож на самого себя.

     Дед мой по прямой линии отца родился в дворянской семье,в 1912 году. Было это в городе Боровичи. Родился он в семье лесничего Сергея Ивановича Поступальского и его супруги Елены Ивановны Поступальской. Первая мировая война и революция унесли из семьи двух старших детей Николя Поступалького и Катю Поступальскую. Катя умерла в 1914 году от воспаления лёгких,а Николя(он никогда не любил имя Николай и всегда называл себя именно так)эмигрировал за границу с частями белой армии. Когда мой дед закончил школу,его родители жили уже в Ульяновске. По характеру мой дед был человеком довольно живым и не лез в карман за крепким словечком. Он был одновременно и довольно замкнутым человеком и душой компании в каких-то ситуациях. Вместе с тем оптимистом и атеистом,со слов моего покойного отца. А его родители были людьми очень верующими,особенно мама с которой он очень часто спорил по этим религиозным вопросам. А его мать закончила Смольный. Всю свою жизнь мой дед Вадим Сергеевич Поступальский связал с профессией геолога. Был тяжело ранен осенью-зимой 1941 года. Он был связным в кавалерии и под его лошадью разорвался снаряд. Но ему повезло,так как туловище лошади защитило его от более серьёзных ранений и смерти. По характеру он чем-то был похож на своего отца Сергея Ивановича Поступальского(только он был атеистом в отличие от своего отца),также любил иногда пошутить,рассказать анекдот и что-нибудь в этом роде. Любил он хорошую музыку,например,романс "Утро туманное" на слова Тургенева или популярную в его время песню "Осень". Умер он марте 1961 года в полных 48 лет от рака. Последнее,что запомнилось моему отцу это партия в шахматы,которую они сыграли перед тем как деда увезли в больницу...

   Другого своего деда и уже деда по линии мамы я застал. Он был по натуре холериком. Человек необычайно деятельный и очень порывистый в сочетании с очень яркой социальной интенцией, Григорий Соломонович Каплан очень любил людей и общество. В нём было довольно мало рефлексии и очень много движения. Сколько я его помню,он всегда куда-то спешил. Когда он умер от цирроза печени(таков был официальный диагноз врачей) мне было только шесть лет. Но он успел мне рассказать про войну,где он получил тяжёлое ранение разрывной пулей в ногу. Он часто гулял со мною по Туле и показывал мне те места,где он занимался посадкой деревьев. Будучи по образованию химиком,он всю жизнь вёл активную социальную работу. Григорий Соломонович искренне верил,что его внуки(я и мой младший брат Михаил) будем жить при коммунизме. Эта его наивная вера,разумеется,так и не сбылась. В отличие от моего другого деда Вадима Сергеевича Поступальского Григорий Соломонович Каплан не обладал таким чувством юмора,но и крепких выражений он никогда не употреблял. Он вообще никогда не ругался матом. Как и другой мой дед Вадим Сергеевич он был женат не единожды.  Он очень много хлопотал и занимался различной общественной деятельностью. Он с детства очень любил творчество Фенимора Купера. Я не успел побеседовать с ним на эту тему,ибо я тогда был ещё мал даже и для романов Фенимора Купера. При этом почему-то он всю жизнь очень боялся собак и был довольно равнодушен к дикой природе. Очевидно,леса напоминали ему о страшных боях 1942-го года на смоленской и на тульской земле,где он получил серьёзное ранение. А родился он в Туле,в 1913 году.


    Моя бабушка по линии отца Неонила Францевна Дрыгас,также как и мой дед по линии мамы родилась в Туле. Её отец Франц Антонович Дрыгас был репрессирован и сослан в Канск,а мать Серафима Алексеевна Дрыгас(в девичестве Токарева)работала медицинской сестрой. Серафима Алексеевна родилась в Богородицке,в семье лесника и значительную часть детства провела в лесу. Моя бабушка унаследовала довольно живой и общительный характер своего отца Франца Антоновича. Она была человеком необычайно социальным. Натура очень общительная,но довольно строгая. У её матери Серафимы Алексеевны был характер весьма трудный. Меня она иногда могла довольно сильно поругать в детстве,когда я бывал у неё в гостях в Липках. Впрочем,в это время она уже болела раком,но ещё ходила. Прабабушку я вообще помню довольно смутно и с ней я почти не разговаривал. Но иногда мы с бабушкою  читали детские книги и вели довольно интересные беседы. Бабушка в это время уже не ходила,а лежала в постели у нас в Туле. Война застала бабушку и прабабушку по линии отца у нас в Туле. Так что они отлично помнили страшные недели этой войны. А в город Липки они приехали уже значительно позднее,когда моя бабушка вышла замуж за моего деда Вадима Сергеевича Поступальского. Она умерла осенью 1986 года,несколько позднее моего деда по линии мамы.  Я даже помню наш с ней довольно серьёзный разговор о смерти в день похорон деда. Также мне запомнился вероятнее всего последний концерт певицы Анны Герман. Я смотрел его в Липках. Напомню,что я сам родился в 1980 году. Впрочем,возможно это была уже запись концерта. Но помню,что я тогда был ещё очень мал. Однако,я был очень сильно впечатлён этим концертом.



       Другая моя бабушка Елена Сергеевна в значительной мере занималась моим образованием и воспитанием. Она родилась годом позже Неонилы Францевны в 1923 году в городе Загорске(теперь этому городу вернули прежнее название Сергиев Посад)в семье артиста театра Сергея Ивановича Дёмина и его жены Марии Лазаревны Дёминой,работающей театральной швеёй. Родившись в театральной семье,она и сама любила театр. Бабушка получила образование учителя русского языка и литературы в Туле. Её мама также имела тульские корни. А во время эвакуации в Казахстан она получила ещё и специальность зоотехника. Очень долгое время она работала учителем в тульском ремесленном училище для глухонемых. Она умерла в день моего совершеннолетия,так что я очень хорошо помню её. Вообще моим образованием в основном занимались мой покойный отец и бабушка по линии мамы. С детства я очень люблю стихотворение Уолтера Де Ла Мера,которое заканчивается словами "Все ребята в школе,ну а я в постели",а начинается оно со слов "Пёрышки в подушке". Правда учить меня просили другие его стихи. Но особенно мне нравилось именно это. Ну а когда я попал в школу,я оценил его уже по настоящему. Уж что,что а школу я особенно никогда не любил,будучи при этом человеком довольно любознательным. Бабушка читала мне много книжек и просила меня учить стихи. Стихи я в детстве запоминал довольно легко(сейчас я уже даже и свои не помню,а уж чужие тем паче). При этом у меня по прежнему очень недурная память на события и даты,а также на фамилии,имена и вообще на людей,которых я очень не люблю в целокупности,но запоминаю довольно недурно(если я не был пьян в ту пору). Вообще память это вещь очень относительная и все мои ближайшие родственники завидуют моей памяти. Но я,например,хотел бы лучше запоминать стихи,ибо в былые годы я помнил их гораздо больше. А сейчас напишу я,к примеру,стихотворение,а вот воспроизвести его наизусть я уже не могу. Стареешь батенька,Сергей Вадимович. Если другая моя бабушка Неонила Францевна делала упор в основном на сказки Алексея Толстого,то Елена Сергеевна читала мне больше нашего земляка Льва Толстого,Агнию Барто,Даниила Хармса и Уолтера Де Ла Мера,также именуемому Маром. Читали мне,конечно,и Самуила Маршака и Корнея Ивановича Чуковского. А первая книга,которую я прочитал самостоятельно уже в начальных классах школы была "Кладовая солнца" Пришвина. Обе мои бабушки очень много читали,как и свойственно многим женщинам из культурных семей. Одна моя бабушка родилась в семье близкой к театральным кругам,а другая в семье иностранного гражданина,разговаривающего на русском с сильным акцентом,но имеющего весьма высокий уровень образования и владеющего несколькими языками. Что до меня самого,то я последние десятилетия своей жизни больше люблю писать чем читать. Читать я любил в детстве и несколько переболел этим. Насколько я себя помню в детстве, никем быть я особенно не хотел,но хотел жениться. Профессия и карьера для меня никогда не являлись главным. В настоящее время я уже даже и жениться не хочу,но зато по прежнему очень хочу найти себе подходящую женщину или женщин для отношений. Без этого жизнь утратит для меня всякое значение в принципе. А вокруг решительно ничего хорошего. На этом пожалуй и всё.


Рецензии