Анализ ситуации на Украине 2021

Уважаемый читатель, я слежу за активностью группы «Типичный Херсон» с 2014 года, у меня есть образование психолога (одно из нескольких высших образований), попробую изложить свои наблюдения и выводы по возможности кратко:
1. Что имеем?
Я намеренно взял для наблюдения именно Херсон, как ключевой район, граничащий с Крымом. Также это был в то время один из вероятных кандидатов на вхождение в «русский мир». Это преимущественно русскоязычный город, у него были развитые экономические связи с Крымом, по линии продажи продукции сельского хозяйства, и со всей Россией по линии производственной кооперации в советский период.
В настоящее время это депрессивная область, по-прежнему населенная преимущественно русскоязычным населением.
Группа «ТХ» вконтакте является одной из многочисленных украинских групп в российской социальной сети с украинскими модераторами.
2. Как развивалась ситуация после 2014 года?
Ситуация с языком:
Усилия официального Киева по искоренению русского языка успехом не увенчались.
В самом начале процесса, определенное количество экзальтированных граждан и гражданок начали демонстративно использовать мову. Также имел место всплеск украинской языковой культуры на эстраде и в музыке.
По моим ощущениям, переход на мову, и параллельный двойной  внутренний перевод с русского, на котором люди думают, на украинский, на котором они пытаются общаться, всё же требует весьма сильного расхода энергии.
Обитатели южных регионов бывшей Российской империи всё же больше ценят комфорт, и напрягаться им не свойственно. Поэтому даже антирусские посылы они формируют на русском языке, пусть и несколько обеднённом.
Безусловно, никаких препятствий к пониманию мовы у людей нет. Но украинский язык является языком сельских батраков, и реалии индустриального общества он выражает с комической ущербностью. Поэтому даже посты на мови от админов группы получают своё обсуждение на русском языке.
Возможно, есть люди, в повседневной жизни использующие один из диалектов украинского языка, но развернутых постов они, как правило, не пишут. Вообще, создается впечатление, что интеллектуалы, говорящие преимущественно на украинском, являются фриками. Сельский украиномовный люд привык работать, больше делать, чем говорить. Со всем уважением к таким труженикам, без капли иронии.
Ситуация с самоидентификацией:
В настоящее время открыто заявить себя русским для жителя Херсонской области страшнее, чем объявить о своей нетрадиционной ориентации. Люди подвергаются тяжелейшему групповому давлению. Выражать симпатии к России и русским трудно даже в обезличенной форме. Наиболее безопасно заявлять себя украинцем. При этом очевидно, что никаких культурных, этнических, и языковых отличий от «материковых русских» при этом не наблюдается.
Поэтому основой самоидентификации является отрицательное отношение к России, либо к Российскому политическому руководству.
На этой зыбкой эмоциональной почве и держится самобытная идентификация херсонцев.
Механизмы поддержания самоидентификации:
Эти механизмы практически полностью совпадают с признаками деструктивных культов, описанными современными психологами:
- Групповое давление: Любое высказывание, или поступок, в котором есть противоречие с антирусской повесткой, вызывает шквал автоматических оскорблений и угроз. Более того, безразличное отношение к таким высказываниям или поступкам тоже рассматривается членами большинства, как проступок, подлежащий осуждению или наказанию.
- Идеология непогрешимости: Антироссийская повестка является необсуждаемой. Вековая враждебность России является догмой.
- Постулат о моральном, интеллектуальном и культурном превосходстве: Поддерживается любыми способами, выискиваются и раздуваются любые недостатки России, достижения и позитивные стороны жизни игнорируются.
Данный постулат поддерживается особо строгой модерацией.
- Закрытость от внешней среды: Опять же, строгая модерация новостей. Из России допускаются только негативные новости, фейковая информация не удаляется.
- «Расчеловечивание» оппонентов: Несогласные награждаются стереотипными оскорбительными эпитетами.
- Наличие «контролеров мышления»: Отдельные личности всегда готовы наброситься на любое высказывание, отклоняющееся от повестки. Поскольку часть пользователей анонимна, то дискуссия быстро превращается в грязный поток оскорблений.
- Промывание мозгов: За семь лет я не заметил постов с признаками доброго отношения к России. С тупым упорством админы постят антироссийскую повестку. Антироссийские вбросы разбавляются:
а) Фотографиями плавней, Олешковских (Алешковских) песков, пляжа в ЖП (Железном порту).
б) Разрисованными муралами, заборами, палисадниками, или просто украинским флагом на фоне города.
в) Фотографиями ночного города с высоты.
г) Фотографиями мото и автотехнки.
д) На фоне любой из этих фотографий, кроме ночного города с высоты, часто появляется изображение эффектной красотки, или двух. Типичная херсонская красавица фотографируется в ракурсе сзади, лицом от зрителя. Самой выдающейся частью является не лицо, меня всегда удивляла эта особенность.
Городские новости:
Обычно это либо умеренные негативные новости о подорожаниях или ограничениях, либо абсолютно ужасные случаи криминала и смертей. Абсолютно ужасные новости происходят приблизительно раз в две недели, но, разумеется, «Это не знак!»
Крайне редко происходит что-то позитивное, типа открытия авиасообщения с Польшей или Турцией.
Истощение поддержки:
К настоящему времени антироссийская повестка заметно выдыхается.
Антироссийские вбросы вызывают более раздражение, чем поддержку.
Лидерство в агрессивной антироссийской риторике становится достоянием маргиналов, зачастую возникает «обратная травля».
Уже много лет среди подписчиков периодически появляется неформальный юродивый, патологически ненавидящий Россию. Дольше всех продержался достопочтенный с ником Волох. К сожалению, мы, возможно, потеряли этого фрика, но его знамя подхватывают очередные «городские сумасшедшие».
Впрочем, правды ради, нужно признать, что в эту категорию попадают и аполитичные фрики, типа несчастного психически больного Леонида, озабоченного отсутствием радиоточки и лампочек.
3. Выводы:
Ситуация на Украине вписывается в достаточно хорошо изученную картину тоталитарных сект.
Ни одна тоталитарная секта не распалась сама собой. Пока есть активные контролёры мышления, групповое давление, запугивание, секта будет существовать.
Несовпадение идеологии секты с реальностью никогда не вызывает массового выхода из секты. Любое событие, противоречащее ожиданиям секты (например, отсутствие конца света в назначенный срок) вызывает только появление нового «защитного слоя» вокруг «ядра теории».
Поэтому ожидание «прозрения» от холода, голода, и безработицы является излишним оптимизмом.
Однако, в настоящее время, механизмы поддержания группового давления в интернете находятся на грани истощения.
4. Цели и задачи:
К сожалению, у России нет сейчас четкой позиции по Украине. Украинское государство является нашим партнером, включено в энергетические, транспортные, финансовые схемы. На государственном уровне у нас нет подхода, подобного «крестовому походу против коммунизма» Рональда Рейгана. Мы не знаем, ожидаем ли мы от Украины переформатирования в дружественное государство, изоляции и коллапса с последующим разделом, но по итогу имеем тлеющий конфликт.
Соответственно, мы можем получить любой из вариантов от «Падения Берлинской стены» до «Большой Новороссии», но пока упорно движемся по «Палестинскому сценарию».
(Добро ещё, что палестинский вариант в чистом виде у нас невозможен, так как нет принудительного удерживания местного населения в анклаве. Наоборот, заробитчане активно покидают территорию.)
Всё же, попробуем, хотя бы гипотетически, рассмотреть задачу борьбы с сектантским программированием.
5. Сравнение и моделирование ситуации:
Самым успешным примером работы по снятию массового программирования без изоляции членов сообщества от воздействия группового давления, является работа антисоветских радиостанций в период «Холодной войны».
К сожалению, нам нужно учиться у своих противников.
Удачей для России является то, что нам не нужен специальный штат агентов, так как язык у нас, по сути, один.
Второй удачей является обеднение интеллектуального и культурного содержания пабликов, редактируемых украинскими модераторами. В целом, это является закономерным результатом массового давления при отсутствии обратной связи с реальностью.
Ещё одним удачным стечением обстоятельств является успешное социальное и экономическое развитие России. Это рождает большой поток позитивной информации, который никак нельзя изолировать.
Так что российский сектор интернета сам понемногу успешно выполняет ту же работу, что с 1950-х до 2000-х годов вели западные «радиоголоса».
6. Рекомендации:
1. Зарубежные организации организовали в российском секторе интернета множество групп, управляющихся антироссийскими модераторами. Это и группы городов, районов, и иные, вплоть до дублеров страниц российских политиков. В этих группах, так же, как и в американских социальных сетях, модерирование осуществляют идеологи украинства. Поддерживать существование таких групп, раздувать дискуссии в них, не является стратегически перспективным.
2. Если есть желание бороться с антироссийской пропагандой, то имеет смысл делать параллельные группы. Вместо «Типичного Херсона» или «Типичного Киева», создавать свою сеть пабликов, типа «Русский Херсон», или «Русский Киев», как вариант… С жесткой модерацией, отсечением идеологов украинства, изоляцией «контролёров мышления».
Разумеется, такие группы станут основой нового структурирования в случае возникновения на территории Украины политического коллапса.
3. Нам предстоит всё же определиться с целями и задачами, так как стратегического курса по отношению к Украине у нас нет. Понятно только одно: нельзя поддерживать существование враждебного государства у своих границ. Переформатируется это государство в дружеское, распадется на дружескую и недружескую часть, станет новыми «Палестинскими территориями», либо займёт нейтральную позицию – это тема отдельных размышлений.
А. К.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.