Приключения в Усть-Качке

          В октябре мне пришлось по делам посетить замечательный уральский город Пермь. А в выходные, по совету местных жителей, я решил побывать в селе Усть-Качка, которое находится всего в 50 километрах от города. В санатории с одноименным названием «Усть-Качка», где у меня был забронирован номер, мне посчастливилось погрузиться в ту прекрасную атмосферу какой-то осенней неги. Приняв успокаивающие процедуры и отдохнув, я  решил прогуляться по шикарной набережной поселка.

          Вдоль реки Камы на первой линии располагались уютные коттеджи, явно очень дорогие, но без какой-то вычурности и очень стильные по своей архитектуре, с искусственными фонтанами и сохранением максимального количества деревьев.

          Среди этих коттеджей на набережной стоял необыкновенно красивый храм. Я приблизился поближе к нему, чтобы внимательно его рассмотреть.  В это  время к этому же месту подошла небольшая группа людей. Это была экскурсия, проводившаяся для местных жителей. Из интереса я тоже присоединился к этой группе.

          Из рассказа экскурсовода, очень милой женщины, выяснилось , что этот храм имеет уникальную историю. Именно в этом месте Александр Невский переходил реку Каму, чтобы добраться до столицы Золотой Орды. И основной подвиг этого Святого Заступника Руси заключается в том, что он по сути, принес себя в жертву, живя несколько лет в Орде и являясь заложником, пока собиралась огромная дань для Хана. В противном случае Русь, состоящая в то время из мелких княжеств, могла быть разграблена и стерта с карты Земли злобными кочевниками.

          Далее мы всей группой проследовали в Церковь, и нас завели в небольшое помещение слева от алтаря.  Рассадив всех на небольшие диванчики, экскурсовод продолжила свое  увлекательнейшее историческое повествование. В Гражданскую войну в Усть-Качке располагался штаб белогвардейских войск. А после освобождения уже в тридцатые годы несколько местных "активистов" обошли деревню Усть-Качку и собрали подписи об открытии новой школы и клуба в селе. «Хитрость» заключалась в том, что жителям не говорилось, что для этих целей предполагается использовать помещение действующего Храма. В результате этого опроса церковь по подложным документам была передана сельсовету под школу, а священник арестован.

          В середине 30-х годов после открытия месторождения уникальных по своему целебному составу минеральных вод, в Усть-Качке были построены первые корпуса санатория. Здесь проводилась огромная научная работа по изучению воздействия всех местных  бальнеологических факторов на лечение различных болезней.

          Во время Великой Отечественной Войны сам санаторий и храм служили военными госпиталями.  На основе благотворного влияния местной йода-бромной воды местными врачами были разработаны уникальные методики лечения ран красноармейцев. Бинты вымачивались в этих природных минеральных водах и отправлялись на фронт. После такого воздействия, раны бойцов не загнивали, а выздоровление шло значительно быстрее. Кроме того, из медиков санатория «Усть-Качка» в 1942 году была сформирована и отправлена на фронт медицинская бригада.

И только в 1991 году Храм был возвращен верующим.

-На основе такой богатейшей истории нашего края, мы жители села Усть-Качка, самостоятельно на общественных началах, с разрешения нашего местного батюшки, решили создать небольшой музей в нашей церкви,- продолжала свой удивительный рассказ экскурсовод.

- А где же вы берете экспонаты?  -  уже после официальной части экскурсии задал я вопрос.

- Ну часть мебели, и в частности, вот этот шкаф для медицинских инструментов был предоставлен нашими односельчанами. Вдобавок к этому мы сами организовали археологические раскопки на территории храма и нашли некоторые артефакты: посуду, медицинские инструменты  того времени и еще, так, по мелочи. Но больше всего мы гордимся вот этим найденным экспонатом!

          Милая женщина-экскурсовод открыла дверцу старинного медицинского шкафа и достала завернутый в зеленую тряпочку небольшой предмет. После длительной театральной паузы из тряпочки торжественно была извлечена ржавая РУЧНАЯ ОСКОЛОЧНАЯ ГРАНАТА Ф-1, прозванная в народе «лимонка»!

-Какой прекрасный экспонат! – в восторге закричали пришедшие в храм односельчане.

- Надо продолжить поиски и увеличить территорию раскопок! Мы Вам все поможем! – возбужденно продолжил сидевший рядом со мной дядечка.

          Есть такое выражение – «шары на лоб полезли». Не знаю, но я это состояние испытал, по-моему, физически на себе.

           Быстро выйдя из храма Святого Александра Невского, я  набрал телефон Службы Спасения «112».

          Трубку взял оператор. Я представился и подробно описал произошедшую со мной ситуацию. Меня выслушали и переключили на местное отделение полиции. Я повторно описал дежурному событие. Внимательно выслушав, меня в очередной раз переключили на специальный антитеррористический отдел уже в Перми. Мне пришлось рассказывать все еще раз.

- Ну все! Я все, что знаю, доложил- мне нужно идти, - в конце нашего затянувшегося разговора заявил я, несколько уже утомленный всеми этими событиями.

      Мне нужно было спешить, так как вечером в местном клубешнике под незатейливым названием "РАЙ" был разрекламирован веселый танцевальный марафон, а у меня еще были не поглажены вещи.

- Подождите, подождите! - остановил меня полицейский по телефону – Сейчас за Вами приедет опергруппа. Нам еще с Вас нужно взять письменные показания!
«Накрылись медным тазом мои вечерние танцы! Ан нет! Меня просто так не возьмешь!»- пронеслось у меня в голове. Я решительно отключил свой сотовый и пошел переодеваться для похода на дискотеку.

         Утром включил сотовый. На моем телефоне было 11 непринятых звонков из полиции. Как-то стало сразу немного не по себе.

          После завтрака меня в санатории нашли местные полицейские. Очень вежливо, даже как-то с извинениями, попросили вместе с ними пройти в отделение местной полиции и письменно оформить заявление. Мне сообщили, что опасный предмет из церкви был изъят.   

          После оформления всех документов по моему заявлению уставший опер, видимо не спавший в эту ночь, обратился ко мне:

- Извините пожалуйста, у меня к Вам только один вопрос: вот ситуация в которой Вы оказались, только Вам показалась странной? Ни у кого больше вопросов по гранате Ф-1 не возникло?

- Нет ни у кого! Все жители, наоборот, радовались, что такой предмет у них оказался в распоряжении, и что очень удачно пополнилась   коллекция их маленького музея!

-Спасибо. Это все что я хотел у Вас спросить!

       А я думаю, что это во всем виновата эта замечательная лечебная вода, которую вынужденно круглосуточно пьют жители села. Они всегда спокойны и счастливы! И дай Бог им всем здоровья!!!


2021

(На фотографии Церковь Святого Александра Невского в селе Усть-Качка.)


Рецензии
Супер рассказ, браво Андрей! Какое счастье, что граната Ф-1 не разнесла избушку в щепки! Рано или поздно граната могла и рвануть, пришлось бы ставить ещё одну церквушку рядом для местных жителей и гостей Усть-Качки, посмертно...

Рита Казанцева   28.10.2021 17:11     Заявить о нарушении