Возникновение любви на Земле

 
 Все мы — потомки тех, кто умел любить великой любовью. Потому и    выжили. И способность к этому чувству сидит в наших генах.                Писатель и философ   М. Веллер



Оказывается, у любви древние корни…


Приоткроем  завесу многовековой тайны, полистаем многотомный фолиант  истории.


Одна из страниц исторического  многотомника.
    На Земле  - время Палеолита (что значит «Древний камень»).  Это самый длительный  (97% от всей истории человечества) и самый интересный период. В каменном веке начинается история человеческого развития. Это время становления человека и общества, первой общественной формации -первобытно-общинного  строя, который пришёл на смену зоологическому группированию их предков.

Заря цивилизации – опасное и суровое время. Люди этого времени  являются  частью окружающей природы; они напрямую зависят от природных условий и количества пищи в регионе и вынуждены подчиняться биологическим законам.  Люди вынуждены тратить почти все свои силы непосредственно на борьбу за жизнь: добывание пищи, трудный быт. Человек в палеолите ничего не производил, кроме каменных орудий.

 Первобытные  люди живут родовыми общинами, по 30-100  человек, происходящими от одного предка, обычно по женской линии. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем при помощи связной речи.
Родовые общины поселялись чаще всего в естественных укрытиях.
Люди не умеют ещё разводить животных, не выращивают съедобные растения. Зато умеют делать уже орудия труда. Каменные орудия примитивны, но зато весьма эффективны.

Важную роль у первобытных людей играет собирательство,  которым обычно занимались женщины и дети. На лугах люди собирают съедобные травы, ягоды. Палкой-копалкой из земли выкапывают съедобные корни растений.
Но основой рациона первобытных людей палеолита было мясо крупных копытных животных. Люди владели  каменным топором и дубиной – страшным оружием  для зверей. Позже появились луки и стрелы, но самым распространенным охотничьим инструментом было копьё.
 И основной темой палеолитических рисунков была тема охоты, что не удивительно.

Великое открытие  сделал человек в этом периоде – огонь. Он сумел не просто сохранять огонь, но и добывать его.

В палеолите только сплотившись в единой стае, в едином роду, человек  мог выжить в суровых природных условиях. Власть природы сильно затрудняла развитие. Длительный застой, неподвижность форм жизни характеризует первобытное коммунистическое общество.

Как было уже сказано, люди разумные жили родовыми общинами, т.е. группами близких родственников. Территория, на которой жили люди, принадлежала всей общине. В общей собственности также находились жилище и оружие. Члены общины всё делали вместе: возводили и обустраивали жилища, охотились, ловили рыбу, собирали растения. То, что было добыто сообща,  принадлежало всем и делилось поровну.

Женщина тоже принадлежала всем мужчинам.
Да, родовое общество не знало господ и рабов. Но оно не знало и свободы. Человек не мог выделиться из толпы, из своей группы, смотреть на себя, как на отдельную личность, как на человеческую индивидуальность.
Хотя кое-какая свобода всё-таки была в первобытном обществе. Любой мужчина свободен был выбрать любую женщину. Половая свобода не знала ограничений.

На протяжении 3 миллионов лет не существовало моногамной семьи (один мужчина и одна женщина).  Групповой брак не разделял  мужчин и женщин  на отдельные семьи – вся община и есть одна семья. 

Всё живое на земле выполняет главную задачу жизни – порождение себе подобных. Это универсальный биологический закон жизни всех живых организмов. Половое поведение животных связано с инстинктом -  рефлексивном  и стереотипном  поведением.  Форма и содержание поведения передаются по наследству.

Половое поведение первобытного человека уже не полностью определяется инстинктом размножения; оно намного сложнее. Хотя инстинкты продолжения рода и самосохранения  – базовые, которые обеспечивают  физическое выживание особи и вида.

В доисторическом человеческом обществе появились и другие задачи и цели - удовлетворение половой потребности, получение  наслаждения. Сексуальность человека перестала регулироваться, как у животного, только инстинктом, к тому же сезонным. Человек с момента полового созревания всегда способен к продолжению рода.

Что стало отличать первобытного человека от мира животных?

Способность  человека изготавливать орудия труда, ходить прямо на двух ногах, пользоваться речью. Развитие мозга и образование в мозгу новых структур и нервных связей. Появление у людей религии. С религией  связано появления искусства  (рисунки на стенах пещер и др.) Религия, искусство – один из способов осмысления окружающего мира. Развитие сознания, чувств.  Изменение сексуального поведения. Изготовление украшений. Удовлетворение эмоциональных потребностей. Что-то ещё?

 Эти перемены очень велики. Так что же  послужило причиной таких кардинальных перемен, перехода  от природы  к материальной и духовной культурам, от биологического развития к историческому?  Естественный отбор? Чудо?   Случайная мутация? Радиация? Смена полюсов? Преднамеренность?   Замысел?
Современные учёные на Земле  в начале 21 века не знают однозначного ответа на этот вопрос. Пока  - это загадка.

Полистаем ещё исторический многотомник.

Смертность людей была (во всё время каменного века) очень высока как среди мужчин, так и среди женщин. Средняя продолжительность жизни была небольшой. Лекарств от болезней не существовало. Большинство мужчин погибало в результате травм, полученных на охоте. Войн в палеолите ещё не было; они появились позднее, в неолите. Женщины  умирали по другим причинам. Ранние роды, лет с 14-15 ,и  довольно частые роды,  подрывали здоровье.

Первобытные мужчины и женщины заплатили  дорогую  цену  за сохранение рода человеческого.

Насильственный характер половой любви, высокая половая агрессивность мужчин способствовала непрерывному зачатию женщин, высокой рождаемости. Выживаемость – это уже другая тема.

Со временем главным условием выживания и развития стала не генетически передаваемая информация, а передаваемый жизненный опыт и знания. Становилось и заметнее влияние среды на проявление инстинктов, но всё же с основой в виде инстинктов.

Одна из страниц многотомника.

…На высоком берегу реки  остановилась группа  охотников-собирателей. Человек 50,европеоидной внешности,  обладавшие  грубовато-красивыми, не очень резкими чертами лица. В группе,  немногим более половины – мужчины, остальные женщины (мужчина оценил удобство совместного проживания с женщиной), дети разных возрастов, и совсем уж немного стариков (их было немного в палеолите). Со временем люди поймут, что долгая жизнь приобретает ценность для сохранения вида.

Родовой общине приглянулись невысокие горы, покрытые лесом. В лесах  люди приметили животных, на склонах гор – фруктовые деревья.  С горных вершин, извиваясь, торопится вниз, в долину,  речка.  Значит, в случае неудачной охоты можно выловить в речке рыбу; на лугу и в лесах насобирать грибы, ягоды, коренья.

Старейшина  общины, самый опытный и умный мужчина, отдал распоряжение: не строить шатры, а поселиться в довольно просторной  сухой  пещере. Посредине пещеры двумя самыми старшими мужчинами из камней был выложен очаг. К сухим веткам был поднесён череп животного, в котором тлел огонёк. Уходя со старого места, люди забрали с собой огонь. Огонь считался священным, поэтому его берегли всю долгую дорогу: укрывали от дождя, прятали  от ветра. Теперь огонь в костре будут поддерживать женщины. Свет огня осветил временное пристанище человека.

 У человека из каменного века не было постоянного жилища, только временные стоянки. Человек еще нескоро научится обрабатывать землю и держать скот, чтобы можно было осесть на одном месте. Голод заставлял группы людей искать новые охотничьи угодья. А вместе с ними  - и новое жильё.
Вскоре человек научиться и сам добывать огонь.

Пещера была чётко разделена на женскую и мужскую половины.
Пространство у входа определялась как мужская территория. В случае нападения хищного зверя на жителей пещеры, первыми встречали опасного гостя вооруженные мужчины. Более тёплая внутренняя часть пещеры заселялась женщинами с детьми. На женской половине находились и старики. Тут же были больные и раненые, которых женщины пытались лечить.

Конец августа. Утро нового летнего дня. Двое мужчин и женщина спустились к реке. Мужчины  собирали  плоскую гальку. Женщина набирала в кожаный сосуд воду. Трое мужчин, повредившие ноги на прошлой охоте, сидя у входа в пещеру, сегодня будут готовить из принесённых камней орудия. Один из мужчин рисует на стене пещере оленя. Вчера мужчины заметили его в восточной части леса, у обрыва. Завершив рисунок, художник, вместе с десятью крепкими парнями,  исполняет ритуал, своеобразный танец, что-то выкрикивая. Таким образом, охотники настраивают себя на удачную  охоту.

Главным занятием мужчин в палеолите была охота. Главные находки этого периода – каменные орудия. Охота требовала особых навыков; носила коллективный, совместный характер, поэтому требовала от участников хорошей коммуникации, взаимопонимания, взаимопомощи, умение спланировать и спрогнозировать  свой промысел. Это вело к развитию отвлеченного мышления, которое стало основой появления разнообразных магических верований и ритуалов.

Охота обеспечивала людей пищей, материалом для одежды, давала очень важное сырье для изготовления разных изделий.

У женщин свои занятия: две женщин очищают шкуру  ранее убитого бизона, три заняты шитьем одежды. Часть женщин, пока не ушла утренняя прохлада, находятся с грудными детьми в глубине пещеры. Приготовление еды, заготовка дров, поддержание огня в костре и  создание своеобразного уюта в жилище – тоже женские занятия в родовой общине. Женщины избавлены от жестокости и кровожадности охоты; заняты мирным занятием - домохозяйством. Это в какой-то степени способствует мягкости их характера.  Но в большей степени  - от материнства. 

Вчера, осматривая южный склон, мужчины сорвали несколько спелых яблок и слив. Сегодня группа, состоящая из нескольких женщин и детей, под руководством двух мужчин, отправляется в лесной фруктовый сад. Холода близки; необходимо делать запасы на зиму. На совете родовой общины  было решено остаться на зимовку здесь.

В тот день охота действительно была удачной. Мужчин ждал обильный ужин из жареного оленя. Охотники расположились вокруг костра; выбирали себе лучшие куски мяса. Те куски, которые были плохо прожарены и были тверды, бросали за спину. Там, во втором ряду, еду подбирали женщины и дети, старики и раненые. Или женщины, дети, старики  приступали к трапезе, когда сытые и довольные мужчины позволяли им доесть то, что оставалось от туши.

Древний человек был сурово-жёстким.  Не только образ жизни древних мужчин (в т.ч. и постоянная безжалостная  охота на зверей) был причиной жестокости и жёсткости в их характере. Люди   относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих.   Может, поэтому кроманьонец и остался единственным видом на планете Земля. Но в защиту человека разумного следует  сказать и то, что Homo sapiens может пожертвовать собой, спасая своего соплеменника.
 Женская половина общества выживала  как могла, хотя и разделяла  с мужчиной все тяготы жизни.
Хотя мужчины и  признавали женщин полезными соседями, но о  их жизни и  здоровье  не заботились.  Никакого благородства, никакого снисхождения  ни к женщинам, ни к детям. Женщинам «доставалось» в те времена  от голода и болезней, от диких зверей, от своих и чужих мужчин.

Древние люди подчинялись законам тотального патриархата, тотальной власти мужчин.
На протяжении 3 миллионов лет мужчины выбирали женщин для половой жизни, а не наоборот.  За редким исключением. Активную роль в определении полового партнёра играл мужчина, а женщине доставалась пассивная роль. Насилие над женщиной – норма в те далёкие дикие времена.

Женщины, чтобы выжить, чтобы иметь пищу и одежду, зарабатывали на жизнь проституцией. Каждая женщина жила половой жизнью со всеми мужчинами, которые приносили ей подарки, в основном натуральные продукты.

Не следует судить ни женщин, ни мужчин того времени по современным понятиям.

Первоначально первобытные люди не связывали половой акт с рождением ребёнка.
Достаточно часто половые связи осуществлялись между ближайшими родственниками. Но со временем люди поняли связь между половым актом и рождением ребёнка, увидели негативные последствия кровосмешения (рождались больные и дети-уроды). И в первобытных  племенах, уже в нижнем палеолите,  стали формироваться запреты (табу) на близкородственные половые связи. Отношения полов стали регулироваться с помощью социальных норм и установок. И мужчине все чаще и чаще приходилось искать женщину за пределами своего рода.

Хоть и называлось это время матриархатом, но власти женщина в первобытном племени не имела. Во всём и полностью они зависели от мужчин. Матриархат указывает на истоки родословных линий, а не властную структуру внутри племён. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. В те далёкие времена отца ребёнка установить было невозможно. И мужчины не брали на себя никаких обязанностей  по обеспечению питанием и одеждой какой-то отдельной женщины и её детей.

Позднее, при патриархате родословная линия  стала идти от имени отца.

Вернёмся к вопросу «облагораживания человека».

Так что же облагородило дикого первобытного мужчину, который хватал за волосы женщину в пещере и, подчиняя её себе, получал половое удовлетворение и наслаждение? Вряд ли женщина в тех условиях могла получить удовольствие от действий мужчины…

У молодой женщины, которую звали Лада,  два дня назад умер трёхмесячный ребёнок, к которому она успела привязаться и полюбить. Молодая мама тосковала и горевала по первому ребёнку. К тому же болела наполненная молоком  грудь… Но сильному Ка она не смела перечить: он мог, в порыве гнева, причинить ей сильную боль… Надо сказать, что женская половина ненавидела Ка. Его даже побаивалась и старшая женщина, пожилая Тата, которая  приглядывала за  женщинами. Опытная женщина помогала  молодым при родах, в уходе за малышами. Она также распределяла домашние обязанности.

Через какое-то время, когда удовлетворённый  Ка ушёл на мужскую половину,  пожилая женщина  подошла к тихо плачущей Ладе и молча погладила её по  темным вьющимся волосам. 

 Утром следующего дня люди из пещеры увидели в низине, на берегу реки, пришельцев. Довольно многочисленная группа людей деловито возводила из камней дома, натягивала на кости шкуры животных. Пришельцам тоже приглянулся этот участок земли: горы, лес, луг, речка.

Посовещавшись, люди из пещеры решили никаких недружелюбных действий против пришельцев не предпринимать: их было больше, и они были лучше вооружены (пришельцы уже использовали копья). Решено было наладить контакты с людьми воды.

Немногочисленно было племя людское  во времена палеолита. Всем хватало места, еды, воды… Вооруженные конфликты случались редко. Но бывали.

Между пещерными людьми и пришельцами стычка произошла к вечеру того же дня. Не поделили добычу на охоте. Люди из пещеры посчитали своей: ведь они выследили животное, направили его в загон.
-  Поскольку мы поразили лань копьями, то и добыча должна быть наша, - решили голодные люди реки. Из-за поиска нового места для стоянки люди несколько дней не ели мяса.

Но договориться и поделить дичь разные общины в тот раз не смогли. В результате лань утащил большой волк, а люди подрались. В ход пошли копья, дубины, каменные  топоры.
Правда, старшие охотники с той и с другой стороны вовремя одумались: стычка прекратилась. Уцелевшие и раненые разошлись по своим убежищам.

Сердитые охотники расположились в пещере вокруг костра. Среди охотников был Ка.  Лада  взглянула на него и испугалась его злобного взгляда. Но ещё больше испугалась приближающейся ночи. Нынче Ка будет особенно немилосерден. Тата  и еще две женщины хлопотали возле раненых. Воспользовавшись суетой, Лада, захватив с собой меховую  накидку, незаметно выскользнула из пещеры.

Лада знала, что человек-одиночка был обречён на смерть.
Жизнь в общине, как ни была трудна, всё же давала защиту. В ту лунную ночь звёзды были плохо видны. Потому как сошлись благосклонно: дикие звери в ту ночь не рыскали возле пещеры.

Но Лада этого не знала. Боль от потери своего первенца,  боль, которую причинил прошлой ночью Ка,  унижение и оскорбление, которые чувствовала молодая женщина, казались ей страшнее неизвестности, возможной опасности.

Лада огляделась вокруг. Свет от полной луны озарял местность. Молодая женщина приглядела уж укромное местечко недалеко от пещеры, за выступом, где собиралась провести или несколько часов, а, может, и всю ночь. Непонятный звук заставил её насторожиться. Напряженно вслушиваясь, Лада поняла, что стонет человек за большими камнями. Видимо, этот человек был ранен в сегодняшней драке. Молодая женщина отметила про себя, что вроде бы все мужчины её рода сейчас находились в пещере. Значит, ранен один из пришельцев.

Ни о чём больше не подумав, Лада  безбоязненно шагнула по направлению к большим камням.

У определённой части людей (и число этих людей будет неизменно на все времена) генетически будет заложен альтруизм – потребность в бескорыстных поступках,  в помощи,  в передачи части своих благ другому человеку. Их не так много будет среди людей (учёные называют число - 10%), но скрытый ген альтруизма невозможно будет уничтожить никаким способом. И именно эти люди будут источником морали, будут способствовать прогрессу цивилизации на планете Земля.

Человечеству повезло: Лада была из их числа, из рода альтруистов.
   
Молодой парень глухо постанывал; глаза его были закрыты. На лице - следы запёкшейся  крови (видимо, ранен был в голову). При свете яркой луны отчётливо была видна и рана на лодыжке. Нога тоже уже не кровоточила. Присутствие молодой женщины он не ощущал.

Лада видела его впервые – чужака, да ещё и принесшего неприятности её роду. Но произошло то, что, наверное, крайне редко встречалось до сих пор, а, может, и никогда ещё не происходило в человеческом мире: молодая женщина отнеслась к другому, как к себе подобному, как к человеку.

Несколько минут Лада  молча смотрела на парня, на бледное и немного таинственно-незнакомое  его лицо. И вдруг ощутила горячую волну в своей груди. Знакомое чувство нежности, которое испытала молодая мама, прикасаясь к своему ребёнку, опять заполнили её сердце и душу. Ладонью ласково прикоснулась к щеке незнакомца; потом её ладонь мягко опустилась на волосатую грудь и замерла на ней, ощутив под ладонью биение сердца парня.

Незнакомец от прикосновений пришёл в себя, открыл глаза. Увидел девушку. Её нежные и ласковые движения погасили страх; вернули воспоминания о матери, вернули, казалось, навсегда  утраченное чувство защищённости, покоя. Глаза молодых соприкоснулись.  Несколько мгновений (или вечность?) они молча смотрели друг на друга. Потом девушка наклонилась над парнем, рукой отвела  его длинные космы  и прикоснулась губами к его лбу. Ещё совсем недавно она так прикасалась к своему маленькому ребёнку. Вместе с уже понятными чувствами, которые молодая женщина испытала к своему ребёнку, в сердце и в душе Лады появились новые - со-чувствие, со-страдание, со-переживание. Парень вдохнул в себя запах женщины. Неосознанная биологическая реакция возникла между мужчиной и женщиной.

Позднее ученые объяснят, что симпатия между мужчиной и женщиной возникает и в результате действия феромонов, летучих веществ, притягивающих внимание противоположного  пола. Но это только часть правды, малая часть загадочно- таинственной силы под названием «любовь».

В фундаменте здания этого нового чувства покоится материнский инстинкт - биологический механизм заботы о потомстве, основанный на физиологии и гормонах, и обусловленный генетически.

В ту лунную ночь, когда Лада склонилась над раненым пришельцем, произошло таинство, не подвластное рассудку. Надо заметить, что люди из пещеры, сородичи Лады, имели уже достаточно большой мозг, способный к эмоциям. К материнскому инстинкту каким-то чудодейственным образом добавился альтруизм, основанный на женской эмпатии – чувствования других людей на подсознательном уровне.

Между молодой женщиной и парнем возникло ощущение притяжения.

Земляне-учёные открыли закон всемирного тяготения, описали гравитационное притяжение, смогли понять электромагнитное взаимодействие между заряжёнными частицами, дали определение самой сильной силы природы - ядерному взаимодействию, но до сих пор не дали точную характеристику ещё  одной силе, пятой, - любовному притяжению мужчины и женщины.

Может потому, что четыре выше перечисленные силы существуют во Вселенной давно, а любовное чувство – это крайне молодое чувство по космическим меркам.

Эта молодая сила рождает в человеке чувство личной уникальности и индивидуальности, эта сила заставляет дорожить своим партнёром как великой ценностью, ценностью мировой величины.

Возникшее в лунную ночь новое чувство заставило вибрировать сердца молодых в унисон, наполняя их неизведанной силы радостью.

Парень приподнялся, прислонился спиной к камню – подняться на ноги мешало головокружение. Потом потянул за руку девушку, приглашая сесть рядом.

Впервые в подлунном мире парень ощутил наслаждение от того, что рядом с ним находилась женщина, с которой, с этой минуты и до своей последней минуты, он не желает расставаться ни на миг. И если потребуется, он её будет защищать до последней капли своей крови. Молодая женщина доверчиво прислонилась к его плечу.

Прижавшись друг к другу, двое сидели какое-то время неподвижно, почти не дыша,  ощущая что-то необъяснимое, непонятное, но такое волнующе-приятное.

Объяснить, что же такое непонятно-непознанное ощутили миллион лет до нашей эры мужчина и женщина, сможет человек в 21 веке. Наверное, сможет. И назовёт это непостижимое гармонией.
Гармонией между природой и Вселенной, между небом и землёй.

И те различия, которые были между мужчиной и женщиной, оказываются, могут не разъединять, а дополнять друг друга. И что чувства могут помогать мужчине и женщине   гармонично взаимодействовать друг с другом.
Да, у мужчин и женщин разные задачи в жизни и природа наделила соответствующим складом ума, разной физиологией. Но у нас много общего, чем разного. Мы принадлежим к одному виду, и цели у нас одинаковые – продолжение рода, самореализация своего потенциала, одинаковые потребности.

Но до гармонии между двумя родами ещё было далеко в то далёкое время.  Да и не только между двумя родами…

Первой очнулась Лада. Она помогла Бото, так назвал себя молодой парень, перейти в укромное местечко за выступом, которое она присмотрела для себя. Сорванными ветками парень выстелил ночное укрытие в скале, бережно усадил Ладу, накинул на неё меховую накидку, пристроился рядышком и обнял девушку. Наверное, в ту ночь впервые в подлунном мире мужчина сдержал своё сексуальное желание и порыв.

Луна увидела переход от природы к культуре. Человек не последовал своим влечениям, а начал управлять ими с помощью разума. Преобразование рождало новый сплав отношений между мужчиной и женщиной – только телесные отношения превращались в духовно-телесные.

Утренний холод разбудил молодых. Выбравшись из ночного приюта, парень почувствовал себя заметно окрепшим. Рана на голове хорошо затянулась; головокружения уже не было. Но вот рана на ноге беспокоила; парень заметно прихрамывал. Молодые понимали, что оставаться возле пещеры было небезопасно. Было принято решение спускаться вниз, к речке, на стоянку к людям воды. Лада помогала Бото при ходьбе; поддерживала его под руку.

Рано утром Тата не увидела Лады на привычном спальном месте. Обеспокоенная женщина вышла из пещеры осмотреться. Увидев беглецов,  пожилая женщина несколько минут молча смотрела на медленно  удаляющиеся фигурки молодых, а в своей груди почувствовала непонятное ей томление души. Смахнув непрошеную слезу, женщина подумала о том, что надо будет как-то отвлечь внимание проснувшихся мужчин.

Вскоре вышедшие из пещеры мужчины увидели Тату, которая, наклонившись, что-то палкой разыскивала в траве.
Некоторое время мужчины помогали женщине отыскивать в траве невесть что. Потом всё-таки заметили беглянку, а с ней и чужака-обидчика.

Ка скрылся в пещере, а через несколько мгновений выбежал с топором, намереваясь догнать беглецов. Несколько парней решили последовать с ним. И вдруг в общине рода произошло невиданное и неслыханное до селе. Тата подбежала к сородичу и  с громким криком замахнулась на него палкой. Ка остолбенел. Замерли и сородичи. Тата, обращаясь теперь уже к старейшине, отчаянно жестикулируя, призывала остановить парней. И старейшина рода, к изумлению остальных сородичей, послушался женщину и приказал парням остановиться и положить оружие на место. Затем Тата подошла к старейшине и, показывая палкой на Ка, рассказала о том, как бывал он жесток и с Ладой, и с остальными женщинами. Еще напомнила о недавних смертях: четверо младенцев и две женщины похоронил род за последнюю четверть Луны.

Старейшина рода и сам был в последнее время озабочен высокой смертностью в родовой общине. А ещё он был удручён произошедшей вчера дракой между его родом и людьми реки. А ведь он планировал наладить контакты с пришельцами: обменяться женщинами, рассмотреть их новое удачное орудие для охоты – копьё. Можно ведь было и уступить голодным людям вчерашнюю добычу; сами-то не голодны были.

Глава рода, уже к тому времени умеющий принимать трезвые рациональные решения, выслушал Тату;  в знак согласия с ней кивнул и ещё раз строго взглянул на Ка.

Тата подошла к мужчинам рода и сказала, указывая рукой на удаляющуюся Ладу:
- Женщина может уйти.

Жители пещеры  видели, как люди воды с радостными  криками бежали навстречу своему сородичу и  его спутнице.
Бото, заметив своих, присел отдохнуть. Заметив в траве ягоды, он собрал их в руку и, не попробовав ни одной ягодки, протянул их на раскрытой ладони Ладе.

 Жители пещеры были потрясены ещё раз в то знаменательное утро. Они видели, как Лада потянулась за угощением  и губами прикоснулась к его ладони.

Каменный век  не был диким веком. В нём жили умные и глупцы, добрые и злобные, талантливые и бездари. И, видимо, их было столько, сколько и в наши дни.

Правда, женщины палеолита не были ещё явно женственными, а мужчины явно мужественными. Хотя в современном мире иногда различия между мужчиной и женщиной не так явно и выражены…

Ах, как далеко, очень далеко было ещё до моногамной семьи, наиболее распространённой и естественной системы брачно-семейно-половых отношений. Возникновение семейных отношений способствовало снижению детской смертности в десятки раз (вероятность выживания потомства при двух родителях намного выше), детей стали лучше кормить и одевать. После возникновения семейных отношений в обществе произошел всплеск рождаемости.

Эволюция благоприятствовала моногамности.

 
С громадной медлительностью,  но эволюция продолжалась, развитие совершалось.

В то знаменательное утро сородичи Лады нашли её поведение и поведение пришельца привлекательным.  Опыт  был усвоен. Подрастающее поколение  получило урок взаимоотношений между полами. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем возникнут изменения в поведении людей. Закреплённое приобретённое поведение превращалось в привычку.
Люди получать самое большое счастье именно в разнополой паре. Несмотря на внутренние и внешние отличия, соединившись, мужчина и женщина получат захватывающие дух наслаждения от общения друг с другом. Так было задумано природой.
 

Во многом именно благодаря любви человек разумный как вид оказался столь успешным.

К женщине у позднепалеотических людей отношение было уже особое. Её роль как матери и хранительницы семейного очага возросла. Женщина была окружена почитанием. И это нашло отражение в изобразительном искусстве того времени.
Но это уже совсем другая история.

В этом мире изменяется всё, даже любовные отношения.
Другая история и у нынешних отношений между мужчиной и женщиной.

Если наши предки эволюционировали от инстинктов и эмоций к чувствам и разуму, то сейчас, видимо, началась обратная  деэволюция. Эволюция нашего вида действительно идёт непрерывно. Но, как видно, не всегда в сторону улучшения. Будущее человечества весьма туманно. Сегодняшний человек не сильно-то стремиться задействовать свой разум,  интеллект, образование, опыт, умение для того, чтобы оставаться человечным.

Громаднейшее приобретение людей в ходе эволюции на планете Земля – это чувство любви.  «Светом  вечности» назвал это чувство  М. Пришвин.

Я соглашаюсь с утверждением А. Вознесенского  - «Все прогрессы реакционны, если рушится  человек». 

Не пора ли вернуться к человечности в человеке? Или, может, уже поздно?

 


Рецензии