Кабардинцы и балкарцы. Корейцы

       Кабардинцы и балкарцы. Корейцы. Уважать друг друга.

      Я, балкарец. Родился в селении Верхняя Балкария, ущелье в котором до 1944 года было 18 населенных пунктов и около 9000 населения. Сейчас, в этом селе не более 4000 населения, и одно село.
      В 1944 году, 8-го марта в день Международного Женского Дня, отмечаемого в СССР, затем и РФ, балкарцы, все – были насильственно, под конвоем выселены в Казахстан и Среднюю Азию, в числе около 40 000 человек, считается, что на фронт были призваны до 15 000 балкарцев.
Переписавшись из балкарской национальности в кабардинскую национальность, около 2-х тысячи балкарцев остались в Кабарде. Сюда же возвращались те балкарцы, у которых их семьи из переписавшихся остались на своей родине, на земле Балкарии, без самих балкарцев, изгнанных из родной земли. И когда в современное время историки считают количество призванных из Балкарии и Кабарды, те балкарцы, которые остались, как «переписавшиеся» в число участников войны, раненных, погибших уже не входили. Они дважды погибли. Первый раз, приняв смерть за Советскую Родину»! Второй раз, когда их по смерти лишили Родины и отняли у него историю, как балкарца.
Ранее республика называлась Кабардино-Балкарская АССР.
Из числа переписавшихся в «кабардинцы» могу точно назвать двух человек, которые известны всей республике и за её пределами. К их чести сказать, что по возвращении балкарцев, они приняли горячее участие в судьбе своих родственников и соплеменников, и ни скрывали и не прятали свою национальность – Балкарец.
Сейчас балкарцев по численности меньше, кабардинцев больше. Но мы должны помнить, что среди кабардинцев, есть балкарцы, они по генотипу остались балкарцами.

И это история.

Вот три истории, три героя из одного села, где жили балкарцы и кабардинцы.

Один из них – Атабиев Магомед Кицибатырович
 (22 марта 1915 — 11 октября 1999) – Герой Социалистического Труда (1985),  участник ВОВ, председатель правления колхоза «Москва» села Жемтала Черекского района КБАССР с 1945 по 1987 год.
В  Википедии умудрились написать Кицбатырович, чтобы убрать видимое значение (Кици-младший с черекского диалекта балкарского языка).
После выселения балкарцев остался, записался кабардинцем.
Это его внук Игорь Атабиев, возглавляет государственный ансамбль «Кабардинка».
Атабиев Магомед Кицибатырович в Великую Отечественную войну служил, тогда ещё никому неизвестным, Тимборой Мальбаховым.
Их объединяло то, что Магомед балкарец, у Тимборы, мать Къралхан – балкарка из рода Макитовых. И случилось так, что Тимбору в одном из боёв ранили, Магомет его вынес из боя, и тем самым спас ему жизнь. С 1956 года, Тимбора Мальбахов по 1985 год, был бессменным первым секретарём обкома КПСС в Кабардино-Балкарской республике.
К чести Магомеда Кицибатыровича Атабиева, он никогда не скрывал, что он и его фамилия – Балкарцы. Магомед принимал активное участие в жизни балкарцев Атабиевых и других своих многочисленных родственников балкарцев.

Жемтала, Верхнее Кожоково – это земля балкарских князей Абаевых.

Другой наш герой – это «кабардинец» Байсиев Султан Уметович, участник  ВОВ.
«Султан Уметович Байсиев родился в 1912 году в селении Жемтала (Верхнее Кожоково).
 1 августа 1940 года Черекским райвоенкоматом КБАССР призван на службу в Красную Армию и направлен в город Ростов-на-Дону на курсы командного состава.
 По окончанию учебы произведен в младшие лейтенанты.
Приказом командира 68-й гвардейской стрелковой дивизии № 039/н от 21 августа 1944 года старший лейтенант Байсиев был награжден орденом Красной Звезды.
Приказом войскам 46-й армии № 250 от 26 декабря 1944 года старший лейтенант Султан Уметович Байсиев награждается орденом Александра Невского.
Приказом войскам 26-й армии № 0138 от 10 мая 1945 года старший лейтенант Байсиев награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Приказом войскам 26-й армии № 0241 от 18 июня 1945 года Султан Уметович Байсиев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Свой боевой путь гвардии капитан Байсиев завершил 11 мая 1945 года в Австрийских Альпах. Демобилизовавшись в августе 1947 года, вернулся в родные места. Долгое время работал управляющим отделением госбанка в Лескенском районе, затем занимал различные административно-хозяйственные должности. В 1960 году к 40-летию восстановления советской власти в Кабардино-Балкарии был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР.
Султан Уметович Байсиев умер 16 декабря 2007 года.
Дети Султана Уметовича, считают себя балкарцами.
И другой пример, о балкарце, выходце из селения Жемтала (Верхнее Кожоково) Базаеве М.Х., который родился балкарцем и погиб, как балкарец.
Михаил Хусейнович Базаев (Бозаев), балкарец, родился в 1914 году в селении Жемтала (Верхнее Кожоково). В январе 1938 года Урванским райвоенкоматом КБАССР призван на службу в Красную Армию.
С 22 июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне на Юго-Западном фронте, затем на Западном и Воронежском фронтах.
За личную боевую инициативу, храбрость и мужество, проявленные в бою, достоин представления к правительственной награде – ордену «Красное Знамя».
Приказом войскам 40-й армии Воронежского фронта № 102/н* от
17 октября 1943 года старший сержант Михаил Хусейнович Базаев награжден орденом Красного Знамени.
22 августа 1944 года командир полка подполковник Каснер подписал
наградной лист на лейтенанта Базаева. В графе «Имеет ли ранения и конту-
зии в Отечественной войне» было указано: «Ранен 24.8.1941 г., 2.12.1941 г.,
19.3.1942 г., 19.12.1942 г., 7.7. 1943 г., 24.9.1943 г., 29.12.1943 г.».
Приказом войскам 13-й армии № 236/н от 16 сентября 1944 года лейтенант Михаил Хусейнович Базаев награждается орденом Александра Невского.
7 апреля 1945 года записано: «Базаев Михаил Хусейнович, старший лейтенант. Командир стрелковой роты.
Уроженец – Кабардино-Балкарская АССР, Урванский район, село Жемтала. Призван – Урванским РВК КБАССР 1.1938 г. Убит в бою 1.4.1945 г. Похоронен – юго-западная окраина гор. Бреслау (Германия). Офицерское кладбище».
Из материалов: О.Л. ОПРЫШКО
Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН КАВАЛЕРЫ ПОЛКОВОДЧЕСКИХ И ФЛОТОВОДЧЕСКИХ ОРДЕНОВ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГОДОВ, Призванных  на военную службу
из Кабардино-Балкарии. НАЛЬЧИК • 2012.

ЭТО НАША ИСТОРИЯ – КАЖДЫЙ ОБЯЗАН ЗНАТЬ СВОЙ РОД и УВАЖАТЬ ВСЕХ ПРИЧАСТНЫХ К СВОЕМУ РОДУ, НАРОДУ

В июне 1986 года, я Тетуев Хадис Инзрелович, уроженец сел. Верхняя Балкария был призван в ряды Советской армии, офицером, в звании лейтенант, завершил службу в июле 1988 года, в звании старший лейтенант.
Когда меня призывали в армию, как балкарец я выписал по месту службы газету на балкарском языке «Коммунизимге жол» (Путь к Коммунизму) и из добрых побуждений, вдруг встречу кабардинцев, обрадую их родной газетой, выписал газету на кабардинском языке «Ленин гъуэгу» (Ленинский путь).
Часть у нас была строительной, «Стройбат», и я проколесил с частью: Саратовскую, Брестскую области, Латвию и везде искал своих земляков с Кавказа. Искал и спрашивал кабардинцев. Хотел вручить им свои газеты на кабардинском языке. Кабардинцев, я встретил только летом 1987 года в Брестской области. Узнал, что в одной из частей служат кабардинцы и поехал к ним. Познакомился, спросил, чем могу помочь. Когда я сказал про газеты «Ленин гъуэгу» они, к сожалению, не проявили особой радости к тому, что смогут на родном языке читать газеты и узнать вести из родной земли. Тогда, я сказал, то всё равно привезу, хоть фотографии посмотрите, может быть, узнаете кого знакомых. Так и сделал, привёз кучу газет на кабардинском языке. Я собирался в отпуск домой, сдавать экзамены, заочно учился на экономическом факультете КБГУ, и отпуск на службе распределял таким образом, чтобы успевать на зимнюю и летнюю сессии эконом-факультета и успевал. Служа в армии, закончил учёбу на экономическом факультете КБГУ, первое образование у меня историческое, учился на очном обучении.
В один из дней приехал к своим кабардинцам и сообщил, что еду домой, и спрашиваю, что передать или сказать близким и что им привезти.
Один из них жил в Урванском районе, в сел.Ерокко, и он  попросил передать привет родителям.
Имена их и фамилии, к сожалению не помню. Помню единственно парня, который был из Баксанского района. Имя у него было запоминающееся – Зорге, как у моего любимого героя разведчика Рихарда Зорге.
Зорге попросил передать привет своей девушке Джульетте, которая училась
 в г. Нальчике и проживала на съемной квартире, на Стрелке по ул. Богдана Хмельницкого.
И девушку нашёл и привет передал. И в Ерокко поехал к родителям второго кабардинца, они жили недалеко от школы имени Героя Советского Союза
 А.Я. Масаева, с правой стороны улицы, если ехать в направлении Ташлы- Талы. Накрыли стол, пригласили соседей и мы дружно и хорошо посидели. Когда я ехал обратно, то с Ерокко, родители нашему кабардинцу отправили посылку через меня. Посылку, я доставил по назначению.

Почему, я это всё вспоминаю и пишу. Потому, что я и мои ровесники, и все мы вместе выросли в уважении к своим соседям кабардинцам и в уважении людей всех национальностей, независимо от национальности, ни от религии.
Позже, когда я работал в Налоговой инспекции по г. Нальчику, как специалист никогда не выделял никого. Грамотная консультация всегда и всем помогает, в чём я никому и никогда не отказывал. И это мне в жизни всегда возвращалось. В 90-е годы, я дал консультацию начинающим бизнесменам Равиде и Мухаммеду Шибзуховым, позже известных, как организаторы фирмы «Дея».
 И однажды, когда я стоял на остановке и ждал маршрутку на улице Головко, недалеко от «Гидрометзавода» в Нальчике, проехав мимо меня,  остановился чёрный «джип» и просигналил. Я посмотрел на машину, но и не подумал, что это мне сигналят. Автомашина сдала назад, и я узнал Мухаммеда Шибзухова. Мы поздоровались, и он спросил,  куда меня подвезти. Я сказал, что мне надо газовый счетчик проверить, где-то в районе улицы Щорса, Мухаммед насильно усадил меня в машину и повез меня, затем и подождал меня, пока я не вернулся обратно и довёз меня домой. Я считаю это уважением.
И воспринимаю нормально. В жизни любой человек должен восприниматься не по национальному признаку или должностным признакам, а по добрым и уважительным отношениям к человеку.
В жизни мне везло. Кругом все были друзья, хорошие знакомые и советская интернациональная дружба, которая вела по жизни легко и просто.
В период моей работы в Налоговой инспекции в г. Нальчике, я обратил внимание на двух людей по внешнему виду, корейцы, как оказалась супружеская пара, мужчина инвалид 2 группы, долго ждали, ожидая одного инспектора. Узнав их вопрос, я дал им консультацию по налоговым льготам, и мы расстались.  Через какое-то, время мне женщины с архива говорят, тут про тебя такое письмо. Я в недоумении. Какое письмо? Тут одна супружеская пара написали про тебя, просят начальство объявить тебе благодарность, нам в архив дали на подшивку в дела. Пусть хоть так, но мне всё равно было приятно, что эти люди написали хорошее.
Сейчас, я занимаюсь историческими вопросами, исследую историю народов Кабардино-Балкарии, слишком много противоречий в нашей истории. Одни господа, другие все подвластные. Раньше была цензура, была партия, комсомол, профком, люди относились друг к другу уважительно и  добром.
 
У нас были друзья по всему свету.

Сейчас, мир поменялся. Пишут всякие истории, фантазии, спешат и хотят быть великими народами и большими государствами. И все это преподают в учебных заведениях.

Учат ненавидеть соседей, страну, государство.

Я противник этой школы и такой истории.

 И если я пишу историю, она документальная. Какая есть. И если раскрываю ложь одних, значит это ложь.

Я ложь не люблю. Ложь в истории народов не приносит радость.

Ложь – это зло.

Признавать лживую историю, только из-за того, что она кого-то возвышает перед другими народами, это пустая трата времени. А, для тех, кто поклоняется и служит таким божкам, сочиняющим красивую, но ложную историю, мы должны показывать обществу их имена, и, их лицо.

Только истина способна нести радость бытия.

Нам давно пора возвращать те времена, когда наша дружба была искренняя и лучистая!
 
Хадис Тетуев, 28.10.2021г. Кабардино-Балкария


Рецензии