Дню рождения Комсомола посвящается...

ВПЕРЁД,МОЛОДЁЖЬ!

На комсомольском собрании в Гакугсе решили:налаживать свой быт,отдых и досуг надо самой молодежи.

-Быть иждивенцами и ждать,что кто-то на блюдечке преподнесёт райскую жизнь — это не по-нашему,- как всегда,эмоционально говорила Ирина Майкова,секретарь комсомольской организации лесопункта.-Надо проводить воскресники и зарабатывать деньги.

Так и поступили.В ближайший выходной провели воскресник по сбору,вывозке,разделке аварийной древесины..Молодёжи собралось много.Поработали хорошо,пустили в дело «аварийку»,но главное — заработали приличные,хотя и не слишком большие,деньги.Потратили их на закупку для клуба нового проигрывателя,пластинок с модной танцевальной музыкой и современными песнями.

Организовали художественную самодеятельность,собрали любителей пения и создали хор.Наладили контакты с молодёжью соседних деревень и посёлков.Ездили на танцы в Каршево.Сделали обмен концертными программами.Провели спортивные соревнования по волейболу с командами Чёрной Речки и воинской части.Душой спортивных мероприятий был Саша Татинбетов.

Запомнился приезд молодёжи из Дальней Чёрной Речки.Концерт прошёл в переполненном зрителями клубе.Заводилой и организатором был сам начальник сплавного участка Евгений Григорьевич Нилов.Его великолепная игра на аккордеоне очень мягко и певуче сопровождала все номера.

В клубе девушки своими силами навели порядок.Клуб-это бывшая церковь на берегу реки,на окраине деревни.Старенький,запущенный.На заработанные деньги закупили материал,сами сшили новые занавески на окна.Парни сколотили обыкновенные деревянные скамейки.Появилась возможность присесть,а не стоять в сторонке.Зачастили в клуб старушки,и для них было благом наблюдать за молодёжью сидя.

Девчонки взялись за культуру:в одежде и головном уборе не танцевать, с сигаретой в клуб не входить.Это требование многие ребята встретили в штыки,но номер не прошёл.Девчата договорились и настойчиво исполняли свой ультиматум:не танцевать с парнями,у которых шапка на голове и папироса во рту.Потихоньку это возымело действие,а затем вошло в привычку.

Некоторому уюту в клубе совершенно не соответствовало наружное «обустройство»,подходы к нему.Непролазная грязь и глина сводили на нет скромные попытки сделать клуб очагом культуры.

Провели несколько воскресников,убрали большую грязь вокруг клуба,разбили сквер,соорудили цветочные клумбы,посадили деревья,обнесли штакетным забором площадку между конторой леспромхоза и столовой. «Посёлок преображается» — так называлась первая моя статья в газете «Знамя труда»,которую я написал в 1961 году.

Активными участниками воскресников и других общественных мероприятий были комсомольцы и молодёжь:В.Гарулин,С.Гапеев,Т. и Л.Плешковы,А и многие другие.

Между тем все понимали,что главный вопрос мы ещё не решили.В клуб попасть можно было,практически,только в «бродовых»сапогах.Глина обволакивала обувь,буквально тащилась на ногах.Организовали при входе «ножные ванны»:мыли сапоги,ботинки,скребли их палками,ветками,,тёрли о траву,меняли обувь.

Перейти улицу было большой проблемой и испытанием.Старых людей и отдельных подвыпивших смельчаков зачастую приходилось просто вытаскивать из глины,нередко выносит на руках,так как обувь оставалась в клейкой дорожной массе.Хлеб из пекарни в магазины подвозили на огромных деревянных санях трактором С-100.Другой транспорт проходить не мог.Улица представляла собой огромный длинный котлован,наверху которого стояли дома.

На очередном собрании вопрос стал ребром,и решили построить по всему посёлку и деревне тротуары.Был один нелёгкий вопрос:где взять доски?Пилорама леспромхоза слаба и едва обеспечивала потребности в пиломатериалах основного производства.Была идея напилить самим после работы или в выходной день.Не получилось:древесина на так называемые собственные нужды отпускалась строго по лимитам в небольших количествах,её едва хватало на строительство лежнёвой дороги,обустройство нижнего склада,сплавного рейда,ремонт жилья.

И тут кто-то вспомнил,что есть старая заброшенная лесовозная лежнёвая дорога.В те времена она строилась не из обыкновенных деревьев,а из распиленных на пилораме или шпалорезке древесных пластин.Послали в лес «экспертов»,установили,что часть плах ещё здорова и пригодна для строительства тротуаров.

Руководство леспромхоза дало «добро» на разборку лежнёвки,договорились о её списании с баланса.

Встал ещё один серьёзный вопрос-чем и как подвозить за семь километров найденные материалы.Пришли к мнению-только тракторами.

Я обратился к недавно назначенному директору леспромхоза П.Д.Подобеду с просьбой разрешить использовать в воскресенье три трелёвочных трактора со своего мастерского участка.

Пётр Дмитриевич не сразу дал согласие,и я его понимал.трактора ТДТ-40 были слабоваты,часто ломались,особенно ходовая часть,плохо переносили трелёвку на большие расстояния,и была опасность вывода их из строя. А это — срыв работы бригад,в результате-провал плана лесозаготовок.

Однако понимая,что молодёжь задумала полезное дело для всех жителей,в конце концов согласие дал.Но с одним условием:чтобы в понедельник все бригады в лесу работали.

-Если хоть одна не будет работать из-за поломки трактора,удержу простой из твоей зарплаты.,-закончил разговор директор.

Подготовились к воскреснику основательно.Были определены и разбиты по бригадам люди.Вышла вся молодёжь. «Подняли» на это дело общежитие,где жили «вербованные»,то есть временные рабочие,но они почти в полном составе организованно поддержали местную молодёжь.

И дело заспорилось.Бригады в лесу дружно разбирали старую лежнёвку,трактористы пачками тревали в посёлок,а бригады строителей укладывали пластины на подкладки — шпалы,разложенные на высоких обочинах улицы.Тротуары получались хорошие,ровные и выглядели довольно-таки прилично.Конечно,одним днём всё сделать не удалось и пришлось довершать строительство ещё два воскресенья,и на неделе «прихватывали» время после работы,вечерами.

Качество, добротность и достоинство тротуаров оценили все,не только молодёжь,идущая в клуб,но и рабочие,спешащие по утрам в лес,и старушки,семенящие в магазин за хлебушком и покупками,и всяк человек,вольно прогуливающийся.

Требование директора леспромхоза о сохранности тракторов выдержать почти удалось.Но,как говорят.по закону подлости,у одного трактора уже на завершении работы сломался всё-таки злополучный балансир.Это была самая слабая деталь,которая ломалась часто,и её почти никогда не было в запасе.

Пришлось не только почесать затылки,но и изрядно попереживать,вспомнив обещание директора.Но и здесь решение нашли сами ребята,посовещавшись,посоветовавшись.

-Не переживай,мастер!-успокаивал Евгений Савинов.-К утру отремонтируем.

Не очень-то я в это верил.Но когда в понедельник пришёл в гараж — все три трактора были «на парах»,заведены и приготовились к отправке в лес. Я буквально подскочил к «больному»трактору,постучал ногой по правому балансиру и успокоился — он был «здоров»и готов к работе

Оказалось, что вечером на лодке братья Е.и И.Савиновы,кто-то ещё из молодёжи уехали через Муромское озеро в Мутталахту-заброшенный старый посёлок,где на вырубках нашли когда-то выброшенный,поношенный,но вполне пригодный балансир.Привезли его и ночью заменили,выбросив сломанный.

Колонна из трёх тракторов,урча и фыркая выхлопными газами,дружно,казалось,-торжественно,направилась в лес.Все бригады были в работе.

Начиналась новая трудовая неделя.Люди в посёлке спешили кто куда,каждый по своим делам.Шагали смело и уверенно по новым тротуарам.

«Лучше отремонтировать один паровоз,чем принять десять резолюций»-вспомнил я уже сегодня лозунг 1918 года рабочих железнодорожного депо,увиденный когда-то в краеведческом музе города Вологды.

Н.В.Черникович, «Песни и стоны Пудожских лесов»


Рецензии