Этюд социальной психологии времени

Каждое социальное существо стремится не допустить своей социальной изоляции: стремится «быть уверенным в завтрашнем дне». Уверенность в завтрашнем дне – это состояние, при котором на завтра ты не ожидаешь повышения вероятности своей социальной изоляции (своего рода ухудшение прогноза обществом твоего рейтинга социальноспособности, если представить общество как организацию, присваивающую рейтинги аналогичные рейтингам кредитоспособности).

Люди различаются по усвоенным при социализации типам поддержания своего «рейтинга социальноспособности»:

#  «завтравист» стремится заполнять время делами, чтобы его за какие-нибудь из них хвалили; при дефиците дел придумывает, как пролонгировать на завтра (растягивает их выполнение за счет усложнения и обрастания процедурами). Выполнение того, что может подождать до завтра, будет сегодня распланировано на завтра. Источник уверенности в завтрашнем дне – расписание. «У нас есть план?», «что мы будем делать завтра»? Склонны планировать время. Типичная деятельность – подготовка к чему-то будущему. Предпочитают долгосрочные дела.

#  «сегоднист» стремится не иметь дел, чтобы его за какие-нибудь из них не ругали; при дефиците дел не откладывает на завтра, что можно сделать сегодня (расправляется с делами). То, что должно быть сделано до завтра, будет сделано сегодня или переложено на кого-то другого. Источник уверенности в завтрашнем дне – отсутствие долгов (хвостов). «Довольно на каждый день своих забот.» Склонны к спонтанному проведению времени, но при наличии плана способны его придерживаться. Типичная деятельность – поддержание всего в порядке. Предпочитают краткосрочные дела.

#  «вчераист» стремится откладывать выполнение дел, чтобы возмущать других; при дефиците дел прокрастинирует, дожидается, когда в сроках их исполнения наступит вчера (затягивает выполнение): то, что должно быть сделано сегодня, будет отложено на завтра – то есть, относительно завтрашнего дня будет переведено во вчера. Источник уверенности в завтрашнем дне – возмущенность им. Не способны держаться плана без авралов. Способны работать над задачей, которую нужно было решить «еще вчера». Типичная деятельность – прокрастинация или аврал. Предпочитают просроченные дела.

Некоторые дети попадают в среду, в которой, если они что-то делают, их оценивают похвалой. Такие выросшие продолжают стремиться к похвале – и становятся «завтраистами»: у них должно быть расписание как наглядное доказательство, что их будет за что хвалить. Для них социальноспособность маркируется похвалами: если у меня есть дела, меня есть, за что похвалить, и значит меня не выгонят из общества.

Другие дети воспитываются в среде, где, если они что-то делают, их оценивают руганью. Такие выросшие стремятся к отсутствию ругани. Для них социальноспособность маркируется отсутствием порицаний: если у меня нет дел, значит, меня и не за что порицать, и значит, меня не выгонят из общества. Это «сегоднисты».

Третьи дети оказываются в равнодушной среде, которая ожидает от них только, чтобы они не мешали, в среде, где? что бы они ни делали, трудно получить обратную связь. Это как будто изначально ситуация социальной изоляции, поэтому индивидам здесь требуется не уменьшать вероятность своей социальной изоляции, а увеличивать вероятность своего социального включения.
Чтобы убедиться, что они не находятся в социальной изоляции, им требуется привлечь к себе внимание любым способом, спровоцировать хоть какое-то отношение к себе. А в среде, где от тебя требуется только не мешать, возможно обратить на себя внимание именно мешающей деятельностью.
Мешать можно двумя способами: сделать что-то неожиданное или не сделать что-то ожидаемое. Первый путь чрезвычайно трудный, потому что требует знания, какое неожиданное может помешать, и умения сделать это; а второй путь чрезвычайно простой, потому что всего лишь требуется не делать заранее известное ожидаемое от тебя. Не удивительно, что избирается именно второй путь.
Такие выросшие продолжают мешать, принимая на себя, но не исполняя ожидания других. Например, срывая сроки работ. Для них социальноспособность маркируется возмущениями: если у меня есть дела для других, но я их не делаю, значит, я заметен, а значит, я включен в общество. Это «вчераисты».


Рецензии