Будет, что почитать

- Нас точно не хватятся?

- Да успокойся ты! Мы же маме сказали, что ночуем у бабушке. Как она проверит? У бабушки телефона нет.

- Не знаю... А вдруг?

- Не трясись. Тихо! Слышишь?

Вверху, над их головами, протопали шаги нескольких человек. Пыль посыпалась на головы двум мальчишкам, сидевшим в маленькой каморке под лестницей, ведущей на второй этаж районной библиотеки. Один из них зажал себе нос, чтобы не чихнуть, но справился с собой, хотя и покраснел весь. Второй показал ему кулак.

Где-то далеко хлопнула дверь и все стихло.

- Ушли...

- Посидим еще. Вдруг кто-то задержался?

- Ага, остался! - второй хихикнул. - И его тут заперли, да? Слышал ведь сам, как на дверь замок повесили.

- Я не слышал.

- Глухой, значит. И свет в зале погасили. Значит не осталось никого.

- А, точно! Тогда выбираемся?

- Да. Только все равно не шуми особо. И запомни: нам свет тоже нельзя включать, ни в коем случае. Фонарик-то не посеял?

- Нет, здесь он. Я и батарейки запасные взял.

- Тогда посвети мне.

Дверь в кладовку закрывалась снаружи на висячий замок и изнутри ее было не открыть, но у мальчишек все было предусмотрено. Один из них вытащил из кармана фонарик и включил его. Второй, вооружившись пасатижами, начал скручивать гайку, на которой крепилась одна из петель.

Сюда они забрались, выбрав момент, когда уборщица, приходившая ближе к вечеру, сняла замок и спрятались за большим портретом Сталина, стоявшем тут с тех пор, как генеральным секретарем стал Никита Сергеевич Хрущёв. Их конечно же никто не обнаружил и полчаса спустя замок снова оказался на своем месте. Теперь гайке предстояло "случайно" открутиться.

Маленькая дверь тихо скрипнула и в абсолютной тишине пустой библиотеки этот скрип прозвучал, как пионерский горн. Оба мальчика замерли, потом один ткнул второго локтем в бок и засмеялся. Тот тоже неуверенно улыбнулся и посветил в кладовку фонариком.

- Смотрит...

Усатая физиономия в картузе, казалось, действительно косится на них из полутьмы.

- Не трясись ты так. Берия за тобой не придет. Слышал? "Берия, Берия вышел из доверия..."

- Ну его нафиг, - сказал второй, погасив фонарь. - Пойдем в запасник. Я "Золото Макенны" хочу и "Трех мушкетеров". Чур, мои!

- Ага, размотал хоботину! По честному разыграем, в "камень-ножницы-бумага". Если найдем их, конечно.

- Косой говорил, что новые книги завезли. У него сеструха здесь работает.
- Косой врать не будет...

Запасник был наверху и они осторожно поднялись по лестнице. Ни одна дверь заперта не была, а даже если бы и была - ключи висели в стеклянном ящичке рядом с входом. Доски пола иногда громко поскрипывали, заставляя вздрагивать от страха. Полумрак в коридоре тоже не добавлял спокойствия.

В запаснике окон не было. Снова щелкнул выключатель фонарика и слабый свет немного разогнал тьму. Вся операция заняла совсем немного времени, потому что новые книги пока никому не выдавали. Библиотекарши оставили их, чтобы взять на выходные своим детям и детям знакомых, а был тут настоящий дефицит: Дюма, "Библиотека приключений" и (самое главное!) иностранные детективы.

Свет фонарика скользнул по тисненым золотом корешкам.

- Вот они!

- Давай так, чтобы в глаза не бросалось.

- Ага.

Разыгрывать ничего не пришлось. "Трех мушкетеров" было аж три штуки. Кроме них взяли еще по три книги, какие понравились и собрались было спуститься обратно, но тут один из малолетних диверсантов показал пальцем куда-то в угол, куда только что упал свет фонаря.

- Глянь! Еще одна лестница. Здесь наверное еще один отдел есть, - сказал первый.

Второй пожал плечами.

- Не знаю. Проверим? - и резко обернулся.

- Чего ты?

- Показалось, что в спину кто-то смотрит.

- Дурак! Нет там никого. Айда, глянем!

Короткая лестница заворачивалась спиралью и заканчивалась совсем уж маленькой дверкой, за которой... Это был настоящий Клондайк! Книжные стеллажи, набитые новенькими книгами. Чего тут только не было! И Жуль Верн, и фантастика, и приключения... Глаза разбегались по сторонам. Какие там три-четыре книжки!? Здесь можно было грузовик загрузить.

Они свернули в проход между книгами и медленно пошли по нему. Луч света метался по книжным корешкам, выхватывая один дефицит за другим. Потом проход повернул. Они тоже. Повернули и остановились. Прямо перед ними висел портрет Сталина. Тот самый, за которым они прятались в кладовке.

- Тупик.

- Поворачиваем. Надо будет... Что!?

Там, откуда они только что пришли, никакого прохода не было. Вместо него стоял большой стеллаж, набитый книгами до отказа.

- Здравствуйте, ребята! - сказал кто-то.

Они обернулись. Портрет перестал быть плоским. Из него выступила фигура в белом кителе с погонами генералиссимуса.

- А-ва-ва... - дрожа, выдавил из себя один из мальчиков.

- Не бойтесь. Меня зовут Оськой. Рябым Оськой. А вас?

Вождь всех времен и народов ласково улыбнулся им и бесшумно шагнул вперед.


* * *


Утром сотрудница, открывавшая библиотеку, обнаружила на стойке две забытые кем-то новенькие книги с синими библиотечными штампами на них. Внимательно их осмотрела и подумала, что вроде бы в свежем поступлении таких изданий не было. Детской литературы давненько не завозили, а они были именно детскими, судя по рисунку на обложке, изображавшем двух крадущихся куда-то с фонариком мальчишек.  Потом она оглянулась и сунула книги в сумку, пока никто из посетителей не обратил на них внимания.

У нее тоже было, кому предложить их почитать.


Рецензии