Дорожный дневник

I
                Ожидание длилось, а проводы были недолги.
Владимир Высоцкий

В данную главу я хочу поместить некое предисловие, вступление в моё повествование. Пишу я эти строки 31 декабря, в преддверии Нового Года. До него осталось 10 часов 41 минута. Я пока ещё не знаю, что будет дальше, и какие события произойдут. Но я постараюсь всё задокументировать в данном дневнике и сохранить для следующих поколений.

***
Начинаю рассказ уже в следующем году, 1 января в 7:35. С трудом проснувшись, мы начинаем собираться и готовить завтрак. «Ты присядь перед дорогой дальней, и бери с питанием рюкзак».
На завтрак яичница и чай с бутербродами. Вот только не нужно сейчас думать, что этим сыт не будешь. После вчерашнего празднества есть не так сильно хочется. В этом и состоит небольшое преимущество путешествий сразу после встречи Нового Года. Есть и ещё одно, более крупное преимущество – очень низкая загруженность трасс.
Сумки уже собраны, осталось присесть на дорожку и – в путь.

II
Всё в порядке, на месте, мы мчались к границе, нас двое.
Владимир Высоцкий

Только нас не двое, а трое. Мчимся по ровной, практически пустой трассе. Обнаружили, что забыли копчёную рыбу. Слушаю музыку, ибо что мне ещё делать?
Проезжая по платной трассе, я задался вопросом: а нужны ли вообще платные дороги? Поразмыслив на эту тему, я пришёл к выводу, что платные дороги нарушают право на свободное перемещение по территории страны, закреплённое в статье 27 Конституции РФ. Причём данное мнение принадлежит не мне одному, его я заметил у многих видных людей. К сожалению, власть редко прислушивается к мнению большинства. И не только российская власть – так происходило и происходит во многих странах мира.
У вас сейчас должен возникнуть вопрос: зачем я вдруг углубился в данную тему, зачем коснулся политики, почему не занимаюсь описанием путешествия? Отвечу так: во время поездки я ощутил необходимость в лирическом отступлении. Для него нужна какая-либо тема. Я выбрал тему платных дорог, ведь тема должна быть актуальной и интересной. За время путешествия я ещё не раз сделаю такие лирические отступления на разные темы.
К слову, хорошая платная дорога быстро закончилась – мы свернули на Ставрополь. От четырёх полос осталось две. Больше появилось всяких неровностей.
 
***
Примерно через 2 часа после выезда мы остановились на заправке. Есть возможность много записать. пока стоим, займусь красотой природы.
Да, именно красотой. Несмотря на то, что погода совсем не новогодняя, плюсовая температура и накрапывает дождь, за окном можно пронаблюдать удивительные по красоте пейзажи. Есть что-то по-своему красивое в этих голых деревьях, чёрно-зелёных полях с озимой пшеницей. Пейзаж напоминает позднюю осень, конец ноября. Однако, завтра на Кавказе обещают снег. Ну что ж, время покажет.
А пока сижу в машине на заднем сиденье, вытянув ноги. Хотел выйти на улицу размяться, но погода не располагает к прогулкам. К тому же мы сейчас тронулись и поехали дальше.
После часа езды проехали город Кропоткин. Затем я обратил внимание на заросли каких-то низких деревьев. протянувшиеся слева от дороги. Деревья были высажены ровными рядами. Оказалось, что это сады, видимо, грушевые или яблочные. «То туман над болотом принимал за сады».

III
И водили со мной хороводы одни непогоды.
Юрий Визбор

Сразу за Кропоткиным небо прояснилось. И тут я сделал вывод, что мы обогнали тучу, пролившуюся ночью дождём в Ростове-на-Дону, и скоро будем ждать эту тучу на Кавказе, но уже со снегом. Поразительно быстро произошла перемена степени освещённости. Замерить, к сожалению, мне нечем, но это было заметно даже невооружённым глазом. Впереди открылась желтоватая полоска неба. Тучи отступили назад. С увеличением степени освещённости даже писать стало легче.
Через несколько минут граница между тучами и ярко засвеченным участком неба отчётливо вырисовалась. Стало понятно, что там проходит тёплый атмосферный фронт, и мы следуем прямо туда.
Примерно через час после выезда из Кропоткина мы наконец оказались под ясным небом, тучи разошлись, открыв нашему взору низкое зимнее солнце. Сильно посветлело и слегка потеплело.
Как же всё-таки хорошо пройтись по заправочной станции, разминая ноги и любуясь безоблачным небом. Машину заправили, теперь и самим поесть можно. Тут же на заправке имеются столики, на которых можно расположиться и поесть. Но мы ими не воспользовались, а разложили стол прямо в багажнике. И сейчас я в который раз осознал, какое великое изобретение – термос. Вот только химик никогда не обзовёт термосом сосуд Дьюара. Но, хоть термосом его называйте, хоть сосудом Дьюара, тепло он держит прекрасно. Кружечка тёплого чаю в холодный зимний день на свежем воздухе – что может быть лучше?..

IV
Мы поели с сержантом домашних котлет и редиски
Владимир Высоцкий

А наш обед состоял из незаправленных новогодних салатов, печёночников, бутербродов с колбасой и чая с шоколадкой. Длился обед чуть больше получаса, после чего мы опять помчались, всё вперёд и вперёд.
Через полчаса после окончания обеда дорога потянулась по холмистой местности. На спуске с одного пологого холма я увидел, что дорога впереди перегорожена конусами оранжевого цвета. Оказалось, что в том месте слетела в кювет большая фура, и теперь покоилась там. Рядом маневрировали два автокрана. Дорожно-патрульная служба перегородила движение. После пятиминутной задержки движение возобновили, и мы поехали дальше.
На горизонте уже вырисовывались первые горы. Они поднимали вершины к небу, они подставляли солнцу пологие склоны, будто пытаясь согреться. Дорога шла прямо к горам. По бокам от неё желтела засохшая прошлогодняя трава. Ни малейшего намёка на снег и Новый Год. И, казалось, чем дальше мы продвигаемся на юг, тем быстрее ноябрьский пейзаж сменяется октябрьским. Ещё немного, и на деревьях появятся листья.
В этот момент низкое солнце, опускаясь на западе, засветило мне в глаз. Зимой темнеет рано. А нужно ещё успеть многое записать. И вдруг мне без всякой видимой причины захотелось спать.


V
Я уснул за рулём, я уже разомлел до зевоты.
Владимир Высоцкий

Меня склонило ко сну, но я не хотел ложиться. Надо было пользоваться светлым временем суток. Съев шоколадку, я продолжил писать. Затем опять начал слушать музыку. Полежать решил в конце пути.
Дорога, прямая, как стрела, проходит на юго-восток. Становится скучно. Поэтому сделаю лирическое отступление и немного опишу эту холмистую местность.
Если вы хотите увидеть красивые крутые горы, поскакать по спускам и подъёмам, попетлять по серпантину, даже не пытайтесь ехать по трассе федерального или регионального значения, ибо ничего из вышеперечисленного у вас не получится. Ведь трасса, рассчитанная на плотное движение и большую скорость, прокладывается по самым ровным и прямым местам. И, естественно, при этом теряется весь смысл автомобильных путешествий в горные районы, весь шарм, заключённый в крутых подъёмах и спусках, в резких поворотах.
Высокая двуглавая гора поднимается сбоку от трассы, тем самым подтверждая моё предположение. Однако, несмотря на всё это, я не пожалел о том, что мы не поехали по горным дорогам. Ведь в таком случае я не смог бы писать свой дорожный дневник. Так что пусть всё будет так, как будет. И бессмысленно жалеть о чём-то несбывшемся.
Дело в том, что у меня уже имеется опыт ведения подобного дневника.
Четыре с половиной года назад я вместе с родителями также путешествовал по республике Адыгее. Вот там были настоящие горные дороги. Но вся их атмосфера осталась лишь в устных воспоминаниях, именно из-за самой горной обстановки, не позволившей мне всё подробно записывать.

VI
Лучше гор могут быть только горы.
Владимир Высоцкий

Мы наконец-то подъезжаем к горам. Они уже прорисовались вдали. Мы свернули на развилке, и этот факт тоже подтвердил мою гипотезу. Дорога петляет между гор, писать становится всё труднее. Вот слева виднеется город Железноводск, корпуса санаториев возвышаются над деревьями. Вокруг горы, с острыми вершинами и похожие на горбы, синие, сизые и коричневые, с резкими и плавными очертаниями, высокие и низкие. Кругом самые разные горы. Такая картина никого не оставила бы равнодушным. Действительно, люди горами восхищались и продолжают восхищаться, в горах черпали вдохновение многие поэты и писатели. Воспевали Кавказ Пушкин, Лермонтов и Грибоедов. К красоте Кавказа обращался и Юрий Визбор, не раз цитируемый мною здесь. «…Я покинул край, в котором лишь одни большие горы, меж горами перевалы. В том краю ты не бывала…» Но особенно любил горы наш великий Владимир Семёнович Высоцкий. Широко известны его песни «Вершина», «Песня о друге», «Альпинистка моя» и многие другие.
Так что горные красоты меня очень восхитили и оставили мощное впечатление. И на этом месте у меня закончилась ручка… Хорошо, что есть запасная.

VII
То я строил квартиры,
В которых не жил.
Юрий Визбор

Приехав в Ессентуки приблизительно в 16:00, мы заселились в съёмной квартире на окраине города, я бы даже сказал, в частном секторе. В этом районе построили жилой комплекс из четырёх домов, один из которых ещё не был введён в эксплуатацию. Территория вокруг домов была огорожена забором, рядом расположились детская и спортивная площадки.
Квартира мне сразу понравилась. Как я уже сказал, дом был совершенно новый, в квартире был сделан хороший ремонт, стояла хорошая и удобная мебель. Чувствовалась новизна обстановки. На эту тему тоже можно порассуждать в лирическом отступлении.

***
Есть такие квартиры, в которых чувствуется некий домашний уют. Да, мебель может быть старой, обои начинают выцветать, но именно это придаёт интерьеру домашнюю атмосферу. Однако не всегда старая мебель создаёт уютный вид. Диван со сломанными пружинами, кресло с оторванным подлокотником, шкаф с незакрывающимися дверцами ну никак не вызывают чувства домашнего уюта. Скорее, наоборот – появляется отвращение и желание поскорее уехать из этого дома или квартиры. И в таких ситуациях важно найти тонкую грань между домашним комфортом и отслужившей своё разрухой.
А есть квартиры, в которых сделан упор на современные реалии и представления о красоте. И вместо домашней атмосферы получается эксперимент дизайнера или какой-нибудь проект интерьера будущего. Такая квартира может быть удобной и функциональной, но её обитатели будут чувствовать себя в какой-то мере «не в своей тарелке».
Квартира, которую мы сняли, была немного склонена к более современному типу, однако никакие детали не бросались в глаза, и ничего не было похоже на неудавшийся дизайнерский эксперимент.

VIII
Мы смотрели телевизор, а за окнами шёл снег.
Юрий Визбор

Как я уже говорил, прогноз погоды обещал снег на второе  января. Но пошёл он уже первого вечером.
Тут надо сказать, что в Ессентуках у нас есть знакомые. Мы заехали к ним в гости после заселения в квартиру. Когда мы собирались в дорогу, мы звонили им, но вышло некоторое недоразумение, и нам пришлось снять квартиру (не будем сейчас на этой теме останавливаться). Нас накормили ужином, напоили чаем, я поиграл на гитаре. Вечер мы провели в беседе и засиделись до девяти часов. А когда подъехали к дому и вышли из машины, увидели, что пошёл снег. «На фонарь шёл снег и на дорогу». Я был приятно удивлён, хотя и ожидал снег согласно прогнозу.
В программе нашего путешествия была поездка в Архыз, Домбай или Приэльбрусье. Как всё сложится, увидим в ближайшие дни. Пишу эти строки, сидя в квартире на кухне за столом. Надеюсь, что погода не подведёт, и снег завтра выпадет. До меня дошли сведения о том, что в Архызе снег лежит по колено. Будем надеяться на то, что завтра не нагрянет глобальное потепление, и хоть в какой-нибудь снег мы попадём. Я-то и ехал сюда, в основном для того, чтоб увидеть снег. «А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги».
На этом первый день путешествия закончился. Всем спокойной ночи.

IX
И картинки смотрел по утрам на обоях чужих.
Юрий Визбор

Наступило второе января и по совместительству второй день нашего путешествия. Я проснулся по будильнику и сразу же вскочил, с трудом понимая, где нахожусь. А когда понял, выглянул в окно. Но, к моему большому сожалению, снега за окном не было. В прогнозе он по-прежнему  значился, но был слабый, по всей видимости.
В сегодняшней программе у нас запланировано посещение медовых водопадов. А сейчас нужно позавтракать и собраться. Перед завтраком посмотрел шахматные видео и немного полежал. Настроение хорошее, есть желание путешествовать. Было бы всё прекрасно, если бы не заболело плечо.

***
Сразу по окончании завтрака мы снова отправились к знакомым. Они хотели показать нам дом, который построили на своём земельном участке, недалеко от того района, где мы сняли квартиру.

X
И лучше дома нет, чем собственный твой дом.
Юрий Визбор
Я уже видел начало строительства дома, когда приезжал сюда с родителями летом 2018 года. Тогда был только залит фундамент и расчищен участок.
А сейчас полностью построенный дом стоит на склоне холма, окружённый высоким забором. Внутри дома выполнены все основные работы. Осталось только провести косметический ремонт. Дом выстроен на крепком фундаменте, стены выстроены из красного кирпича. Элементы декора – кованые перила на крыльце, входная дверь и крепления козырька.
В очередном лирическом отступлении я хотел было поговорить о различиях квартиры и дома на участке земли, сравнить их, поспорить с читателями об их достоинствах и недостатках. Но мне больше понравилась планировка дома. Поэтому в лирическом отступлении рассмотрим достоинства и недостатки различных планировок.
 
***
Планировка в доме параллельная, или, как я её охарактеризовал, «многопроходная». То есть, в каждую комнату можно попасть из коридора и только из коридора.
Недостаток у этой планировки, по моему мнению, всего один: необходимость в большой, пространном коридоре, съедающем немало полезных квадратных метров. Однако, неоспоримое достоинство – любую комнату можно сделать спальней или комнатой с личным пространством.
Последовательная планировка предполагает отсутствие коридора как такового. Пример такой «однопроходной» планировки: входная дверь ведёт в кухню, из кухни можно пройти в комнату, из неё – ещё в одну, а оттуда в ванную. У такой планировки есть существенный минус – в проходных комнатах дискомфортно спать, да и ходить из одной комнаты в другую неудобно.
На этом можно закрыть данный вопрос. а сейчас я одеваюсь, и мы выдвигаемся в путь – на Медовые водопады. На улице холодает, придётся надеть трико под джинсы и замотаться шарфом.
На часах 10:05.

XI
Тени голых берёз добровольно легли под колёса.
Владимир Высоцкий

Прошло уже больше двадцати минут, а мы только-только завели машину. Опять много копошились и мало собирались. Сейчас выедем из города и направимся по трассе на Кисловодск.
Через полчаса после выезда мы приехали туда. Но это не конечная точка нашего пути. Свернув с трассы, мы направляемся в горы. Писать хуже – дорога не самая ровная. Над городом нависли низкие, плотные тучи.
На Медовых водопадах я ещё не бывал, поэтому будет интересно попасть туда. А дорога тем временем поднимается выше и петляет по горному сосновому лесу. И вдруг нас опять окружают домики и улочки. И непонятно: то ли дорога так проходит, то ли Кисловодск так застроен.
Проехали границу Карачаево-Черкесской республики. Горы всё ближе и всё красивее. Они протянулись небольшой грядой справа от дороги. По всей видимости, здесь располагается отрог Кавказского хребта. Но мы вскоре повернули в сторону от отрога. Скорее всего, водопады находятся не на нём, а на одном из соседних.

XII
Лечился, говорят, на кислых он вода;х.
Александр Грибоедов

Кисловодск представляет из себя небольшой городок, затерявшийся в уединённой долине в предгорьях Кавказского хребта. Несколько многоэтажных домов, разбросанных посреди парков, представляющих зимой, да ещё и без снега, печальное зрелище. Водопады находятся, как я уже сказал, за чертой города, вверх по горам.
Мы быстро примчались на водопады и долго искали место для парковки. Но вскоре нашли и отправились к водопадам. Они невероятно красивые. Там сделано множество лестниц, проложены пешеходные тропинки. Бурная речка низвергается с 10-метровой высоты, поднимая тучи брызг и создавая сильный шум. Рядом с водопадами находится музей «Карачаевское подворье» и кафе, в котором можно попробовать хычины – национальное карачаевское блюдо. Купив два хычина с мясом и столько же с сыром, мы отошли к машине и пополнили запас сил.
Посещение водопадов оставило неизгладимые впечатления и множество фотографий. После 14:00 мы покинули водопады и поехали назад, в Кисловодск.
Нам удалось немного прогуляться по кисловодскому парку и сфотографировать местные красоты. Я хорошо погулял, размял ноги и согрелся. А ещё взобрался на камни, на которых находится скульптура «Орёл», известная кисловодская достопримечательность.
Проплутав пару часов по дорожкам парка, мы ощутили некоторую усталость. Всё-таки одними хычинами сыт не будешь. Поэтому примерно в 5 часов вечера мы отправились в Ессентуки на ужин.
Скажу несколько слов о кисловодском парке. За один день его не обойти, да и за два тоже. Там проложено несколько маршрутов – терренкуров. У нас не было цели обойти весь парк. Мы лишь прикоснулись к нему, вспомнили, как были здесь полтора года назад. Удалось заглянуть в новые места, осмотреть доселе неизвестные уголки. Во время прогулки руки у меня сильно замёрзли, к тому же начало темнеть, так что писать я смог только в квартире, согрев руки у батареи.

XIII
Я голодный, посудите сами:
Здесь у них лишь кофе да омлет.
Владимир Высоцкий

Радует мысль о скором ужине. Весь сегодняшний день был наполнен радостными впечатлениями. Одно разочаровало: снега почти не было, летел еле-еле, будто нехотя. Тешу себя надеждой, что хотя бы Архыз в этом плане не разочарует меня. Мы хотим завтра туда поехать.
Наконец мы попили чай и скоро отправимся спать. Настало время для лирического отступления. Но актуальных мыслей пока немного, и я оставлю их на завтра.
В книгах по этикету XVIII и XIX вв. разговор на злободневную тему считался дурным тоном. Предписывалось вести беседы на нейтральную, никому не интересную тему, например, о погоде.
Современные реалии предполагают заинтересованность в разговоре всех собеседников. Однако, несмотря на то, что мы живём в XXI веке, в данном лирическом отступлении я хотел бы поговорить с вами о погоде.
В Новогоднюю ночь в Ростове-на-Дону прошёл дождь, а затем ветер погнал тучи на юго-восток. Когда мы ехали на КавМинВоды, дождь шёл уже за Кропоткиным, то есть более чем в двухстах километрах от Ростова. На Кавказ тучи пришли вечером, почти через сутки после Ростова-на-Дону, причём дождь сменился слабым снежком. Опираясь на все эти факты, я пришёл к выводу, что на КавМинВоды из Ростова двигался тёплый атмосферный фронт. Он характеризуется низкой скоростью перемещения, повышением температуры воздуха и выпадением обильных осадков.
На этом сегодняшнее лирическое отступление можно считать завершённым. Всем спокойной ночи.

XIV
Идёт молчаливый враспадок рассвет.
Юрий Визбор

Утром пришлось встать в 5:50. Сегодня едем в Архыз, выезжаем до рассвета. Так рано вставать очень трудно, несмотря на то, что я люблю это делать. После хорошего завтрака выдвигаемся в путь, ехать туда около 200 километров.
Рассвет удивительно красивый, особенно в горах. Жаль только, что городская застройка закрывает половину этой красоты. Но, едва мы выехали за город, рассвет стало видно гораздо лучше, на горизонте осветились низкие вершины гор. Я даже увидел двуглавый Эльбрус – высшую точку Кавказских гор, 5642 метра.
Минут через 15 после выезда мы въехали в станицу Суворовскую, расположенную на пути в Архыз. Станица особо ничем не примечательна. Несколько нововыстроенных домов, много старых, есть те, которые начали разваливаться. На въезде установлен на пьедестал маленький самолёт, то ли И-16, то ли И-153. «Не беда, что самолётик маленький, что боится тучи грозовой».
Вот так нашлась тема для лирического отступления. Я думаю, что такие самолётики сослужили здесь немалую службу во время Великой Отечественной войны. Во-первых, они просты в изготовлении и недороги. Во-вторых, им не требуется длинная полоса для взлёта и посадки. В-третьих, они весьма манёвренны, что в условиях высоких гор очень важно.
По пути заехали в посёлок Майский, всё к тем же знакомым. Поедем в Архыз вместе с ними. Майский находится в Карачаево-Черкесской республике. Опять пришлось проезжать через контрольный пункт, как и вчера, когда ехали на Медовые водопады. Контрольный  пункт представляет из себя пост ДПС с обязательной остановкой и внешним осмотром машины.
Через час после выезда из Ессентуков мы продолжили движение в Архыз. Музыку слушать не получается, ведутся «великие беседы, подводя неведомый итог». За окном проплывают удивительные по красоте пейзажи. Въехали в Черкесск, едем по городу. Утро. На часах 8:45.

XV
– Ишь, трофейная пакость – сказал он –
удобно сидеть!
Владимир Высоцкий

Большой недостаток путешествий в автомобиле – ограниченность места в салоне. Пока доедешь до места назначения, мягкое место так отсидишь, что сидеть не сможешь ещё пару дней. Поезд в этом плане намного лучше – полежал, посидел, постоял, прошёлся по вагону, прошёл в соседний вагон, в ресторан заглянул. Возможно, именно поэтому я больше люблю ехать в поезде, чем на машине. Но всё же путешествия на автомобиле имеют неоспоримое преимущество – мобильность. Путешествуя на поезде, ты зависишь от расписания и направления пути железной дороги. А автомобиль может и задержаться где-нибудь в интересном месте, и съехать зачем-нибудь с маршрута. Правда, приходится терпеть некоторые неудобства.
А за окном всё горы, горы и горы. У одной из них срезан бок, и на срезе видны белые слои гипса. Рядом стоит небольшой заводик по производству гипса, цемента и алебастра. Широкая дорога в четыре полосы протянулась к маячащим вдалеке горам. В 9:20 проехали Усть-Джегуту.  Небо потихоньку покрывается облачками, в них скрывается низкое зимнее солнце. Снега пока ещё нет, но в Архызе должен быть. Эх, скорее бы добраться, хочется уже размять ягодичные мышцы.
Через полчаса проехали развилку на Домбай и Архыз. Дорога, петляя, уходит всё выше в гору. На обочинах лежит снежок. На крутых поворотах машину тянет в стороны. Трудно писать. Термос с чаем летает по багажнику. Удивительно, но на одной из гор я увидел вспаханное поле. Трудно поверить, что в этих местах возможно земледелие.
Впереди видна горная цепь с заснеженными вершинами – Большой Кавказ. Красотища! Скоро приедем непосредственно в Архыз. Небо застилают лёгкие облачка. Но солнце пытается пробиться сквозь них, и, надо сказать, довольно успешно. По мере приближения к Архызу небо проясняется. Да, недаром великие писатели, поэты и барды любили Кавказ. Невероятная, неземная красота!
За 40 километров до Архыза остановились на заправке. И я не упустил возможность размять ноги, побродив вокруг машины.

XVI
А в тени снег лежит, как гора
Юрий Визбор

А в горах снег лежит, как в тени. Первый раз в эту зиму я увидел, как снег покрыл всю поверхность земли. Произошло это за станицей Зеленчукской. Снег блестит под солнцем, обледенелые тротуары вдоль дороги переливаются и сверкают. Снег лежит на крышах домов, на заборах, на дорожном ограждении. Но дорога от снега очищена. Слева от неё проходит газовая труба и горная речушка. А дорога меж тем всё дальше продвигается в горы, временами они уже заслоняют собой солнце.
В 10:35 подъехали к Нижнему Архызу. Дорогу преградил шлагбаум. Проезд на территорию ограничен, нужно записываться. Вскоре нас пропустили к знаменитой Зеленчукской обсерватории. Она открыта для посетителей со 2 по 8 января. Серпантин петляет вверх по горному заснеженному лесу. Красота неописуемая. В багажнике давно уже творится какая-то чехарда. Писать становится ещё труднее, от перепада давления закладывает уши. В некоторых местах вдоль дороги расставлены деревянные вешки для грейдерной расчистки.
Около 11 часов мы приехали к обсерватории, купили билеты и пошли на экскурсию. Экскурсовод много рассказал нам об обсерватории и космосе в целом. Я сделал множество фотографий и получил ещё больше впечатлений. Экскурсия продлилась примерно час. Затем мы погуляли по территории и поехали вниз.
Через несколько минут остановились на небольшой, покрытой снегом площадке. После длительного перекуса с чаепитием сфотографировали местные красоты и направились дальше вниз. Эти строки я пишу в час дня. А ведь нужно ещё успеть посетить достопримечательности Архыза. Кругом снег, заснеженный лес. «Перед нами в снегах лесотундра лежит». Я думаю, они мне запомнятся даже больше, чем горные красоты. Всё-таки редко в Ростове-на-Дону можно увидеть настоящие снега. Климат не позволяет.
После 10 минут спуска мы свернули на дорогу, ведущую в храмовый комплекс. Проезд туда оказался платным. Долго спорили, кто же из нас будет оплачивать. Наконец все сговорились, заплатили, и нас пропустили дальше. Вот так осматриваешь старинные храмы и диву даёшься: как Аланский народ смог возвести такие постройки, да ещё и без современных технологий, пользуясь только ручными инструментами. Данные постройки относятся к X-XI вв.
Все прогулки заняли достаточно много времени. В 14:40 мы взяли курс обратно, в район Минеральных вод.

XVII
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Юрий Визбор

Уже полчаса мчимся по Архызской трассе в направлении МинВод. Прибудем в Ессентуки только поздно вечером. Небо затягивается густыми облаками.
16:00. Солнце садится за склонами гор, и оттуда тянутся плотные серые тучи, уже закрывшие полнеба сзади нас. Дорога неровная, мой почерк тоже. Мы заметно спустились с гор, снега нигде уже нет.
Через больше чем полтора часа мы, уставшие и утомлённые долгой дорогой, приехали обратно в Майский. Там мы поужинали и поили чай. На ужин я попробовал необычное блюдо – яичницу с тушёнкой из кролика. Интересное блюдо, лично мне понравилось. Плечо болеть перестало, но заболела нога в коленном суставе – и немудрено, проехать почти 400 километров, едва шевелясь – тут не только нога заболит. Хотя я как мог старался менять позы, всё же длина ног не позволяет с комфортом путешествовать на автомобиле. Подумываю о будущей «переквалификации» с автомобильного путешественника на железнодорожного. В половине девятого вечера мы приехали на квартиру. Сейчас сижу на кухне за столом, вытянув пострадавшую ногу под стол, и делаю записи в дорожном дневнике. Возможно, скоро попью чай или опять посмотрю шахматы.

XVIII
Снова ночь нелётная даже для луны.
Александр Городницкий

И настало время для очередного лирического отступления. В последнее время их количество сокращается, значит должна увеличиться продолжительность. Надеюсь, я вам ещё не надоел своими отступлениями.

***
В это путешествие я взял с собой гитару. В основном для того, чтобы поиграть знакомым, когда были у них в гостях. Многие люди восхищались, когда узнавали, что я умею играть на гитаре, хотя это и не такое уж и редкое явление в наши дни. Но, познакомившись с моим репертуаром, люди по-разному на него реагируют. А песни у меня довольно специфические – в основном из прошлого века. Дело в том, что сначала я разучивал песни, которые просили мама и бабушка, то есть песни их времени. «Комсомольцы двадцатого года», «Вальс о вальсе», «Глобус». Затем я сам обнаружил у себя тягу к подобным песням. Выучил много песен из репертуаров Визбора и Высоцкого (почти все эпиграфы к главам моего повествования взяты оттуда), а также несколько песен Городницкого.
Большая часть молодого поколения всегда была «бунтарями» по характеру. всегда пыталась и сейчас пытается кардинально изменить мир. Из-за этого происходят конфликты с предыдущим поколением – «консерваторами». И я с недавнего времени начал замечать консервативность своего характера, и это выражается не только в моём гитарном репертуаре. За примерами далеко ходить не надо, даже сейчас, в данный момент я, вместо того чтобы записывать всё в заметках телефона, диктовать на диктофон или снимать видео, как знаменитые ютуберы-видеоблогеры, я вместо всего этого сижу и всё записываю в тетрадку, чтобы потом напечатать на компьютере. Мне гораздо проще рыться в поисках нужной информации в книгах (спасибо домашней библиотеке), чем набрать запрос в поисковике.
И я считаю, что это совсем не плохо, ведь если бы в каждом поколении не было бы таких «консерваторов», кто бы тогда донёс до следующих поколений классические произведения Моцарта и Бетховена, «Дубровского» и «Онегина», «Мцыри» и «Героя нашего времени», «Горе от ума» и «Недоросля»? Безусловно, этот вопрос риторический. Так почему же тогда «консерваторов» всегда не понимают? Наверное потому, что их мало. Тут бы желательно вернуться к моему первому лирическому отступлению. И опять не удержусь от цитирования Визбора: «И меня принимали, которые не понимали, и считали, что счастье является качеством лжи». А в песне «Воспоминание о пехоте» Юрий Иосифович просил: «Я хочу, чтобы вы не забыли меня, если это, конечно, в природе возможно». И я выполняю его желание, разучивая песни на гитаре.
Ну, пора заканчивать это затянувшееся лирическое отступление. А то я вас точно замучаю до такой степени, что вы будете перескакивать на следующую главу, едва заметив эти два длинных слова.

XIX
Я всю память листаю, завалясь на кровать
Юрий Визбор

Наступило утро четвёртого дня – последнего полного дня нашего путешествия. Я пишу в 7:05, едва проснувшись и даже ещё не позавтракав. С удовольствием посмотрел бы шахматы или что-нибудь ещё, но телефон за ночь не зарядился, видимо, отошло зарядное от разъёма, такое у меня случается. Но я взял с собой мощный портативный аккумулятор, поставил телефон на зарядку, подсоединив к нему.
Обдумывая и анализируя события предыдущих дней, я задумался над одной интересной мыслью. За три дня я исписал 25 тетрадных страниц, причём с удовольствием. В то же время, на уроке русского языка написать полстраницы сразу для меня – ой какое трудное дело. Видимо, так происходит потому, что дорожный дневник мне интересен, и писать его мне хочется. А упражнения по русскому скучны, однообразны и неинтересны.
Сейчас позавтракаем, и примерно в восемь часов утра в наших планах выезд в Железноводск, с целью погулять, да попить минеральной водицы.
Все приготовления заняли целых полтора часа. Только в 9:30 мы наконец сели в машину и поехали в сторону Железноводска. Ну вот: ехать меньше часа, а собирались мы в полтора раз больше. А всё потому что копошимся и вошкаемся.
Железноводск представляет из себя маленький курортный городок, почти целиком состоящий из санаторных и пансионатных корпусов. Так он и выглядит с дороги, проходящей по вершине холма. А изнутри он напоминает большой посёлок городского типа или частный сектор Ростова-на-Дону.

XX
Выше голову, друг,
И к чертям минеральные воды!
Владимир Войнович.

Вскоре мы проехали Железноводск и остановились на подъёме в гору. Там, где должен был начинаться путь в пещеру вечной мерзлоты, навигатор не смог определить наше местоположение, поэтому было решено пойти наудачу по лесной тропинке. Но тут удача нас подвела: после десяти минут ходьбы мы вышли на площадку в лесу на склоне горы. Там тропинка и закончилась. Подышав горным воздухом, мы вернулись к машине. И тут навигатор наконец поймал сигнал. Мы поели конфет и поехали дальше в сторону пещер. По пути увидели указатель на заброшенную штольню и отправились туда. Шли примерно столько же, сколько и до этого, но на этот раз в правильном направлении. Довольно скоро стал заметен вход в старую штольню. Штольня, если кто не знает, это горная выработка или шахта, расположенная горизонтально. Осмотрев штольню и сфотографировавшись, мы отправились обратно в Железноводск. С гор спускались облака. На горе было ясно, и мороз не чувствовался. А в городе на землю спустились тучи, стало очень сыро, из-за этого холод почувствовался очень остро. Мы вышли прогуляться по парку, но влажность и холод загнали нас обратно в машину и вынудили попить чай из термоса.
Затем мы посетили место дуэли Лермонтова. Нам снова не очень повезло, хоть небо и прояснилось. Прямо перед нашим приездом туда заявилась экскурсия на большом рейсовом автобусе. Подождав несколько минут, мы подошли к обелиску, но там ещё толпились экскурсанты. Поэтому мы зашли в сувенирный ларёк и купили открытку с биографией М. Ю. Лермонтова.
После всех прогулок я немного устал, сильно замёрзли нос и пальцы. И я очень обрадовался, когда мы вернулись в Ессентуки. Сейчас без пятнадцати шесть, скоро приедем в квартиру к знакомым, ужинать вместе с ними. На праздник сделали салат с крабовыми палочками и вытащили из холодильника множество блюд, оставшихся у всех нас после празднования Нового Года.

XXI
Ты, метеослужба, нам счастья нагадай.
Александр Городницкий.

Ужин мне пришлось ждать около полутора часов. Проголодался, как волк. Но голодом заморить меня не удалось. Время мы провели хорошо, даже не довелось сыграть на гитаре, так как чесали языки (в хорошем смысле). В конце концов хозяева-гости разъехались, и приблизительно в 22:00 мы оставшись одни, начали обдумывать план действий. Утвердили следующий.
Сейчас мчим на съёмную квартиру и спим, а завтра утром просыпаемся в 7:30, завтракаем и едем обратно сюда. Ну, то есть обратно в ту квартиру, где мы сейчас находимся и где я это пишу. Там, то есть тут, мы спокойно собираем вещи и ждём обед, занимаемся оставшимися делами. Примерно в час дня обедаем и выезжаем. Сегодня погода нас подвела, погулять особо не удалось. Надеюсь, что метеослужба нагадает нам счастья, «солнце незакатное и тёплый ветер с веста»
А пока всем спокойной ночи, писать скоро будет некогда, едем спать.

XXII
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
Юрий Визбор

Даже слишком скоро. Время пролетело незаметно, и сегодня, пятого января, мы уезжаем с КавМинВод. Утром я проснулся ещё до того, как прозвенел будильник, мы собрали вещи и сдали квартиру. Может показаться странным, что мы ездили туда-обратно, чтобы поспать одну ночь. Но на это были основания. Во-первых, в съёмной квартире кровати были получше, я на них хотя бы помещался целиком. А во-вторых, квартиру перед сдачей необходимо было привести в порядок, вынести мусор, вымыть полы и тому подобное. Сейчас половина десятого, мы уже позавтракали и отдыхаем. Трафик мобильного интернета заканчивается.
Я немного полежал, и после 11 часов мы съездили в магазин при Ессентукском пивзаводе, закупились водой: взяли два ящика «Славяновской» и один набрали из разных видов сладких напитков. Разновидностей на этом заводе производится очень много, больше десяти, но я выбрал только те, которые мне нравятся больше всего. Цена воды в этом магазине очень хорошая – 18 рублей за поллитровую бутылку. Естественно, в Ростове-на-Дону такую цену нигде нельзя найти, поскольку перевозка значительно увеличивает стоимость любого товара, особенно перевозка на дальние расстояния.
Тем временем погода за окном становится всё лучше и лучше – выглянуло солнышко, температура поднялась выше нуля. В отсутствии интернет делать особо и нечего, то полежу, то в дневник запишу что-нибудь. Одна тетрадь закончилась в дороге, придётся окончание писать в другой. Ещё в конце своих записей я помещу все эпиграфы в последовательном порядке и составлю список песен, строки из которых я использовал в качестве эпиграфов к главам.

XXIII
Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог.
Юрий Визбор

Так получилось, что мы припозднились с отъездом. Сейчас уже два часа дня, а мы всё ещё сидим на чемоданах. Сначала подзатянулся обед, потом чаепитие, потом обязательное «посидеть на дорожку». Но мне от этого даже лучше, хочется подольше побыть здесь, в этих замечательных местах. Тут очень хорошо, приятный воздух, да и климат лучше, чем в Ростове. Однако, пока нет желания переезжать из Ростова куда бы то ни было. Точно не могу сказать, почему. Наверное потому, что Ростов-на-дону для меня – малая Родина. Да и трамвай там есть – как-никак любимый вид транспорта.
Всё, приготовления окончены. Одеваюсь и выхожу. Едем.
Не успели мы покинуть Ессентуки, как внезапная хорошая погода заставила нас подумать о поездке в Железноводск, чтобы прогуляться по парку со второй попытки. Правда, тогда придётся ехать по темноте и записывать все заметки в телефоне. Ну да ладно, зато по парку прогуляемся.
Продолжаю повествование в 16:15, сидя в машине. На этот раз прогулка по парку оставила приятные впечатления. Повезло с погодой. Мы прошли по каскадной лестнице до самого низа, до курортного озера. На берегу озера находится так называемая феррум-площадь. На ней плиткой выложен состав местной минеральной воды. Были надписи HCO3, SO4, Fe (железо – феррум) с цифрой 26 – своим атомным номером, Na (натрий) с номером 11 и K (калий), рядом с которым почему-то было цифра 1, хотя его атомный номер равен 19. Я подумал, что на девятку не хватило тёмной плитки, из которой были выложены цифры. После короткой фотосессии мы обошли парк по краю и вернулись к машине. Сейчас уже половина пятого вечера, и мы мчимся домой. Скоро стемнеет, солнце уже садится. Удалось сделать фотографию заката.
На этом первая тетрадь закончилась.

XXIV
Я покинул край, в котором лишь одни большие горы.
Юрий Визбор
И поехал из Минеральных Вод в сторону Невинномысска. Дорога хорошая, ровная, даже почерк мой практически не скачет. Солнце уже село, из-за склонов гор ещё проступают его лучи, но и они довольно скоро перестанут освещать небо. Так что перехожу в телефон, а потом перепишу всё в рукописном виде, уже дома.
 
***
И я оказался прав: прошло каких-нибудь полчаса, а потемнело настолько, что в машине темнотища, теперь пишу в телефоне. Расстояние, отделяющее нас от Ростова, потихонечку сокращается, будто съедаясь машиной. А мы мчимся и мчимся вперёд. По краям трассы в населённых пунктах зажглись фонари. но лучи закатившегося солнца ещё проступают из-за горизонта. Край неба светлеет и алеет, как на рассвете. Но есть некое чувство, подсказывающее: это закат. Атмосфера какая-то закатная.
Сделаю маленькое отступление. Вот скажите мне, хотя этот вопрос, возможно, и риторический: ну чем можно заниматься в машине в тёмное время суток? Я предусмотрел многое и взял в дорогу игру «пятнашки» (если кто не знает или не помнит, в этой игре нужно передвигать фишки с цифрами и расставлять из по местам, а всего их пятнадцать, отсюда и название игры) и игрушку-змейку (головоломку из треугольников, поворачивающихся относительно друг друга по принципу, напоминающему кубик Рубика), но в темноте они бесполезны. В окно тоже ничего особенного не увидишь. Скучно… Писать возможно разве что на телефоне, да и то плохо – не попадаешь пальцами в нужные клавиши из-за тряски. Спать не хочется, да и рост не позволяет сильно разваливаться на заднем сиденье. А пока я тут пространно рассуждал, стрелка часов подобралась к 17:40, а на горизонте появился город Невинномысск. Не прошло и пяти минут, как мы въехали в него. Небо окончательно потухло, засвеченное многочисленными городскими фонарями. Темнота окутала Ставрополье.  А нам ещё ехать и ехать.  Впереди Армавир, Кропоткин, Тихорецк… И только в районе Павловской мы выедем на трассу М4 «Дон». А пока едем по трассе М29, насколько я помню, она называется «Кавказ» (сейчас точно не скажу).
Тут я увидел смешной момент. Улицы Невинномысска пестрят  разнообразными странными вывесками. Посудите сами: «мага ин», «груз вой автосервис», «кару ель», «   ая   фтяная ком    я», даже на въезде в город стоит знак «Невичномысск» – половина буквы «н» не горит. Такое впечатление, что здесь кто-то постоянно бьёт лампочки на вывесках.
А сидеть по-прежнему неудобно. Одно только радует и обнадёживает: совсем скоро заправка, там выйду размяться, а после заправки сяду поперёк сиденья и вытяну ноги. Потом уже найду, чем заняться. Может быть, послушаю музыку. Или включу радио «Казак FM», когда въедем в Краснодарский край. Довольно интересная радиостанция со своими манерами вещания в стиле кубанского казачьего диалекта. Советую послушать в свободное время. Жаль, что в Ростовской области не поймать такую станцию.
Ну да ладно. Пока я рассказывал, мы добрались до АЗС. Пойду ноги разминать.
 
XXV
Залоснилось шоссе, и штыком заострилось вдали
Владимир Высоцкий

Едва въехав в Краснодарский край, мы сразу начали ловить волну «Казак FM». Сначала попадалось что-то не совсем казачье, а  то и совсем не казачье. Каково же было наше удивление, когда после одной из явно не казачьих песен, которую мы оставили «дослушать» раздалось громкое «Казак FM!». Я очень обрадовался. всё-таки радио интересное, интересное ещё и тем, что в Ростовской области его нет. А жаль..
А мы всё ближе и ближе подбираемся к Ростову. Трассу преграждают несколько светофоров, весьма затрудняющих движение. Скоро остановимся попить чаю с конфетами, пирожками и рахат-лукумом.
На моих часах 19:30. Подъезжаем к Кропоткину, всё ещё собираемся кушать. Постоянно попадаются на глаза указатели, временами противоречащие друг другу. Например, согласно первому указателю, между Тихорецком и Кропоткиным ровно 60 километров, а если верить следующему указателю, между этими населёнными пунктами 53 километра. Необъяснимое явление, просто мистика какая-то!
Уже без пяти восемь мы проехали Кропоткин и высматриваем во все глаза заправку. Кушать-то хочется! Заправки не было очень долго. Только после получаса поисков она показалась на горизонте. Мы немедленно свернули с трассы на площадку перед магазинчиком. Стоим, раскладываемся. Сейчас кушать будем! Ура! Наконец-то!

***
Ну вот и покушали, десяти минут не прошло. Какой же всё-таки вкусный чай, да ещё и с пирожками с капустой, после долгой дороги! Словами не передать, это нужно самому попробовать и вживую убедиться. А в дороге, когда нечего делать, можно предаться размышлениям. В пути расслабляешься, успокаиваешься. Недаром Юрий Иосифович Визбор писал: «Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин». А мы, поевши, попивши и согревшись, поехали домой. До Ростова 160 километров, до полуночи 2 часа 50 минут. Интересно, что будет раньше – наш приезд или новый день? Скоро увидим. А пока – вперёд и вперёд, в светлое будущее!
До светлого будущего оставалось двадцать минут. И сейчас мы выехали на трассу М4 «Дон». Скоро начнётся платный участок пути, уже готовим деньги. Куда-то пропал «Казак FM». Ищем волну, но пока безрезультатно. Надеюсь, что ещё найдём и хотя бы немного послушаем. Ну, а пока продолжаем путь. Не прошло и пяти минут, а мы уже и радио нашли, и дорогу оплатили. Красота! Едем и радуемся жизни!

XXVI
Здравствуй, здравствуй, я вернулся
Юрий Визбор
А вот и Ростов! На горизонте показались огни родного города. Скоро будем дома.
Прошло полчаса, и вот мы дома, отошли от дороги, разгрузились. Сейчас пьём чай, а затем на боковую. Думаю, спать будет приятно. Завтра на тренировку, а потом поеду в деревню, в Большую Таловую. Пока ещё длятся зимние каникулы. Соскучился по деревенскому воздуху и по деревенским видам.
Закончить повествование хотелось бы словами Юрия Иосифовича Визбора: «Нет дороги окончанья, есть зато её итог. Дороги трудны, но хуже без дорог».
А вот, как и обещал – содержание и список песен, из которых взяты эпиграфы.
P.S, Рекомендую прослушать посмотреть фильм «Трасса 60». Заставляет задуматься о многом. А теперь – до свидания!

Содержание
Ожидание длилось, а проводы были недолги
Всё в порядке, на месте, мы мчались к границе, нас двое
И водили со мной хороводы одни непогоды
Мы поели с сержантом домашних котлет и редиски
Я уснул за рулём, я уже разомлел до зевоты
Лучше гор могут быть только горы
То я строил квартиры, в которых не жил
Мы смотрели телевизор, а за окнами шёл снег
И картинки смотрел по утрам на обоях чужих
И лучше дома нет, чем собственный твой дом
Тени голых берёз добровольно легли под колёса
Лечился, говорят, на кислых он вода;х
Я голодный, посудите сами: здесь у них лишь кофе да омлет
Идёт молчаливый враспадок рассвет
Ишь, трофейная пакость – сказал он – удобно сидеть
А в тени снег лежит, как в горах
Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай
Снова ночь нелётная даже для луны
Я всю память листаю, завалясь на кровать
Выше голову, друг, и к чертям минеральные воды
Ты, метеослужба, нам счастья нагадай
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой
Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог
Я покинул край, в котором лишь одни большие горы
Залоснилось шоссе, и штыком заострилось вдали
Здравствуй, здравствуй, я вернулся

Список песен
В. С. Высоцкий
«Дорожный дневник часть 1» («Ожидание длилось, а проводы были недолги»)
«Честь шахматной короны (в двух сериях)»
«Лучше гор могут быть только горы»
В. Н. Войнович
«Комсомольцы двадцатого года»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. М. Городницкий
«Песня полярных лётчиков»
Ю. И. Визбор
«Я  долгу перед Вами»
«Леди»
«Ходики»
«Серёга Санин»
«Первый снег»
«Я вернулся»
«Сретенский двор»


Рецензии