Правда в жизни и в литературе

     Современная литература больше всего ценит беспощадную наготу изображения, забывая о том, что правда жизни и правда искусства не одно и то же. Быть предельно близким к натуре, к тому, что и как бывает в жизни, сродни медицинскому цинизму. Да, таков человек, так он устроен, но быть медиком и писателем - не одно и то же. В этом ли назначение искусства? Буквализм в искусстве -это натурализм. Художник должен быть правдивым, но в эстетических рамках искусства, а не медицины. Язык искусства напоминает старинный обычай, когда детям при рождении давали двойное имя: одно для быта, для всех, как погоняло, чтобы не привлекать дурного глаза, и другое: тайное, сокровенное, ведомое только любящим и близким. Так и в искусстве, глубинное имя во всей его сокровенной наготе не называется, а таится за покровом тайны, чтобы не ранить биополе литературного персонажа, и в ещё большей степени читателя. А то бывает так, что от слишком густой правды в литературе читателю становится дурно.
    Всё-таки искусство хочет видеть человека более совершенным. И, может быть, это неспроста. Идеал красоты и соразмерности, подаренный миру гениями античности, - это не ложь, а высшая степень доступного человеку совершенства.


Рецензии
Интересные мысли, Валерий Владимирович! Над ними можно много думать. Если принимать во внимание личный опыт, то моё твёрдое мнение: идеализация жизни и литературных героев должна иметь определённый предел. Чрезмерное украшательство жизни и героев может нанести вред человеку, давая неправильное представление о действительности.

Примером реального отражения жизни в литературном творчестве и в тоже время красоты человека, его мыслей и поступков моим идеалом остаётся на все времена Чингиз Айтматов. Вот кто умел реально и в то же время прекрасно художественно, без лишних украшательств, но,где нужно -- с таким высоким эстетическим чувством отразить жизнь в своём творчестве, показать и её горькую действительность, и величие человеческих характеров безо всякой идеализации. А из классиков русской литературы -- С.Т.Аксаков.

Но это только моё личное мнение, основанное на собственном опыте. Ещё хочется упомянуть и Ги де Мопассана -- тоже великого реалиста в изображении действительности в его романе "Жизнь".

Вот такие мысли вызвала Ваша публикация. Может быть и не в тему.

С уважением и стремлением понять, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   30.10.2021 12:29     Заявить о нарушении
Очень в тему, Альбина Васильевна. Тут есть о чём подумать, особенно в отношении современной литературы. Речь не об идеализации, а о художественной правде, которая не должна переходить пределов эстетической нормы. Тут критерий - русская классика. Тонкая черта и спорный вопрос, особенно, если учесть, что понятия правды и красоты у каждого может быть своя. Правда не должна переходить в натурализм. То есть, может быть и такое отношение к правде искусства, но это нарушение открытого ещё в античности идеала красоты. Хотя и идеалы меняются вместе со временем. Я не за идеализации и лакировку жизни. Я за чувство такта. Сейчас время переоценки многих ключевых понятий. Без этого искусство, как и всНа этом пути есть и открытия

Валерий Протасов   30.10.2021 14:26   Заявить о нарушении
Из-за опечатки, которую я пытался исправить, пропал весь текст. Смысл моего замечания в том, что в искусстве, с его стремлением к правде жизни, есть свои законы меры, гармонии. И, когда они нарушаются в погоне за голой жизненной правдой, страдает эстетическое чувство читателя. Не обязательно передавать все детали медицинской операции, например. Это правда. но она вне искусства. то же самое можно сказать о любом описании. А этого сейчас много. Избыток такой правды оставляет тяжёлое чувство.

Валерий Протасов   30.10.2021 14:35   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Валерий Владимирович! Я задумалась. Мне кажется, что мы говорим несколько о разных вещах. Я имею в виду не украшение самой жизни, её конкретных проявлений, а о стремлении некоторых писателей украсить детали письма излишними эпитетами, определёнными цветистыми фразами, с единственной целью: расцветить своё повествование и придать тем самым ему, с их точки зрения, больше художественности. При чтении же текста такие искусственные вставки-сравнения и неуместные эпитеты производят впечатление совершенно ненужных и только ухудшают стиль автора. Вот что я имела в виду в своём отзыве.

И ещё: что Вы скажете насчёт такой фразы одного из опытных редакторов солидного издательства, который произнёс следующее (в телефонном разговоре): "Художественность произведения играет сейчас не положительную, а отрицательную роль", -- имелась в виду продаваемость книги.

Совершенно согласна с Вашим девизом: "Я за чувство такта". Самый надёжный критерий и с моей точки зрения, в том случае, если мы говорим об одном и том же. (буду отправлять текст по частям, на случай исчезновения). Итак --ПЕРЕНОС.

Альбина Лисовская   30.10.2021 18:33   Заявить о нарушении
Неуместная цветистость стиля, конечно, портит текст. Всё дело в мотивированности эпитетов. Совсем отказываться от красочности стиля не нужно. Тенденция отказаться от художественности существует. Но продолжает существовать и стремление к стилю яркому, метафоричному. Если образность выражения открывает в предмете изображения дополнительные краски, оживляет образ, она нужна. Если это просто довесок, не несущий никакой дополнительной информации, она лишняя и только перегружает стиль, свидетельствуя о проблемах авторского вкуса. Боюсь, это случается и у меня. Однако барочный стиль существует и в современной литературе, несмотря на гонения редакторов. Примеров множество: у того же Ч. Айтматова много чисто восточного украшательства. Б. Акунин, В. Пелевин, Д. Рубина. А. Проханов особенно грешит цветистостью речи. Много и других примеров. Это особенности речевой манеры, неотъемлемой от личности писателя. А уж о И. Бабеле, В. Катаеве ("Алмазный мой венец")и других представителях стилистики 1920-х г. г. (экспрессионизме и импрессионизме) и говорить нечего. Стили разные бывают. И подгонять всех под одну гребёнку нельзя. Писатель свободен и имеет право писать так, как ему подсказывает настроение. При этом, простота языка не означает обеднённости языка. Надо пользоваться всем богатством речевых средств. Что касается выражения редактора в телефонном разговоре,о том, что художественность сейчас только вредит тексту, то тут тоже нет единого мнения. В деловом стиле очерка или научной работе присутствие метафор может быть неуместным. Там нужен точный смысл. Но пока существует литература художественная и так и называется, весь арсенал цветовых метафор, эпитетов, интонационного рисунка, музыки слова в сочетании создаёт такой мощный оркестр, который многократно увеличивает воздействие слова. Всё дело опять-таки в чувстве такта и уместности художественно-словесного элемента.

Валерий Протасов   30.10.2021 19:08   Заявить о нарушении
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Читаю и перечитываю Ваш ответ на мой отзыв. И всё больше создаётся впечатление, что мы говорим о разном. Проще было бы, на мой взгляд, объяснить на примерах. Если встретится на Прозе характерный пример, то постараюсь познакомить Вас с ним.

Спасибо Вам большое. Сочувствую Вам, сколько мучений порой бывает, и не редко, с публикацией рецензий, когда исчезает неопубликованным большой НАБРАННЫЙ текст.

Перечитала ещё раз дополнение к основному тексту Вашего замечания. И соглашаюсь с Вами. Особенно с последними пятью предложениями. Но в своём отзыве я имела в виду совершенно другое. Может быть повторюсь, но я противник лишних вычурных украшательств, кажущихся совершенно лишними, ненужными тексту автора. Это делается искусственно с целью придать больше художественности стилю автора и в целом -- произведению. Недаром многие мастера прозы призывают писать ПРОСТО, без изысков и украшательств в погоне за художественностью, не соблюдая при этом меры и добиваясь противоположного результата.

И ещё мысль. Моя ссылка на Мопассана (в отзыве). Боюсь, может быть понята неправильно. Я имела в виду не натурализм его описания интимных жизненных сцен, а реализм самой всей жизни в его романе в целом. Жанна, девушка чистая и романтичная, воспитанная в монастыре, с красивыми мечтами о начинающейся новой взрослой жизни; и что с ней сделала эта жизнь! И как гениально Мопассан описал эту жуткую реальность жизни.

А несколько интимных сцен в романе, разве сравнишь их с тем, что сейчас пишут! В романе великого писателя, каким мне представляется Мопассан, жизнь показана во всём своём трагизме и правде. Здесь нет ни выдуманных украшательств, ни стремления к идеализации. Одна голая, суровая, трагическая правда несчастной женщины. Так бывает -- вот и вся трагическая суть, изложенная правдивым писателем.

Простите, Валерий Владимирович, пожалуйста, мне мои дилетантские рассуждения. Я вовсе не претендую на какую бы то ни было истину. Это мнение простого читателя. И мои симпатии к любимым писателям. С искренним, неизменным уважением и пожеланием всего самого доброго, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   30.10.2021 19:27   Заявить о нарушении
У издателей и редакторов свои критерии успеха, у Писателя (с большой буквы) критерий один: предельная художественная выразительность и искренность авторского чувства. Настоящий Писатель (не конъюнктурщик)не мерит свою творческую удачу продаваемостью книги, тиражом, даже читательским признанием. "Ты - царь, живи один, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный" (А. С. Пушкин. От массового читателя и нельзя ждать признания. "Художественная литература существует не для всех". Тут Д. Быков прав.Чтение требует сопереживания, воспитанности чувств, общей культуры, чего вряд ли можно ждать от современного читателя-потребителя, предпочитающего чтению авторского слова пересказ.

Валерий Протасов   30.10.2021 19:30   Заявить о нарушении
Вот, Валерий Владимирович, получилось плохо с этим переносом. Теперь мой текст прерывается Вашим ответом.

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ: ЧИТАТЬ НУЖНО СНАЧАЛА ПОЛНОСТЬЮ ДВЕ ЧАСТИ ТЕКСТА
(С ПЕРЕНОСОМ) АЛЬБИНЫ ЛИСОВСКОЙ И ПОСЛЕ ЭТОГО (В КОНЦЕ) -- ОТВЕТ АВТОРА ВАЛЕРИЯ ПРОТАСОВА.

Альбина Лисовская   30.10.2021 19:47   Заявить о нарушении
В защиту красочного стиля. В живописи есть жанр этюдов, эскизов, цветовых композиций ради цвета, создающего поэтическое настроение. В музыке тоже есть чисто музыкальные задачи (импрессионизм,то "чистое искусство" или искусство для искусства, которое до недавнего времени принято было ругать). Также и искусстве слова есть метафорический стиль, призванный к тому, чтобы приносить наслаждение искусством сравнений, метафор и т. п. (конечно, со смыслом). У В. Набокова, например; у символистов, имажинистов, футуристов, много сделавших для культуры поэтического слова. Я понимаю, что мы говорим отчасти о разных вещах, но точки соприкосновения в ваших и моих рассуждениях есть. А есть, безусловно, и неживые, мёртвые, бумажные цветы красноречия у некоторых авторов. Тему вы затронули важную и полезную и для вас, и для меня. Стоит себе напоминать о технике и культуре письма.

Валерий Протасов   30.10.2021 21:49   Заявить о нарушении