Пленные духи. Псковский театр

Постановка так и называется «Пленные духи» по пьесе современных авторов, братьев Пресняковых.

Спектакль так потряс меня, и я даже не знаю, что мне сейчас хочется, плакать или смеяться. Скажу сразу, постановка понравится не всем. Впрочем, как и стихи Блока и вообще стихи. Хотя, в общем, дело не в стихах. И не в Блоке. Хотя, конечно, и в Блоке, и в стихах тоже.

Хахах))) Мысли как будто цепляются одна за одну… Видимо, я так запутанно формулирую потому, что сидела в первом ряду и как бы тоже надышалась той химии с полянки Дмитрия Ивановича Менделеева (!), которого сегодня играл Виктор Яковлев.
Уже не раз говорила, что очень люблю, когда Виктор Яковлев в хорошем настроении (как сегодня), тогда он погружается в игру и удачно (нет, скорее, профессионально) подыгрывает всем артистам. Борода Менделеева Виктору Николаевичу не идёт, но делает его до удивления похожим на великого химика.

Рада за Валентину Банакову. Наконец-то ей дали полноценную роль, где она может показать свой талант публике. Эти шикарные, гротесковые платья, благодаря прекрасной фигуре актрисы, делают её похожей на персонажа из мультика «Труп невесты». Валентина отлично играет мать Блока, практичную, глупую и оригинальную женщину. Браво.

Этот диалог Валентины с Максимом Плехановым в начале спектакля – великолепен и обещает обычный, стабильный спектакль, но постепенно действие идёт по нарастающей и приобретает чёрный оттенок.
Мать Саши увидела себя во сне кобылой, всякое бывает. Но онажэмать, думает, что сын и всё, что он делает (пишет стихи), должно принадлежать ей. Как так, прекрасная дама в твоих стихах – это не я? Нет. Тогда придумай стихи о том, как я во сне была кобылицей. Мама, Вы в мои стихи хотите влезть если не прекрасной дамой, то хотя бы кобылицей. Это смешно, но и не смешно. Мамаше хочется славы сейчас и сразу, а Блок (Максим Плеханов) понимает, что поэзия – это очень тонкий космос, и сам процесс творчества не сравнится с признанием толпы. Блок живёт в своём мире, потому что общий мир ему кажется скучным и не вдохновляет. Я боюсь Вас трогать, а вдруг Вы окажетесь совсем другой на ощупь и перестанете дарить мне вдохновение.

Чувства поэта оголены настолько, что любой нюанс может сбить его вдохновение. Я понимаю, почему Блок так держится за этого странного, придурковатого растяпу Сеню, который готов выполнить любой его каприз и наверняка всё-таки научился читать, и своей чувствительной, творческой натурой (ведь танцует!!) понимает Сашу Блока лучше, чем родная мать.
Обожаю, когда Максим Плеханов отпускает себя на сцене. В этом спектакле у него ещё и партнёры по игре потрясающие попались.
А Сеню играет Александр Артемьев, странного, чудаковатого Сеню, преданного, как пёс, своему хозяину и гениальному поэту Блоку. Сеня – это тоже целый мир, и его тоже обидеть может каждый, а понимает это только Блок. Для других – Сеня раб, крепостной крестьянин, вещь, пустое место.

Совершенная противоположность этому слуге – слуга Менделеевых, Фёдор. Ты думаешь, вот он, раскрылся, танцует, то есть, пошёл в творчество, наш человек, а он просто надышался химии. Ты думаешь, он грустит, что все умерли, а он – за штаны. И дальше своих штанов он ничего не видит, весь его мир вертится вокруг этих штанов. Как люди, которые просиживают свои штаны в тиктоках и дзенах, и даже не догадываются, что есть ещё настоящее кино и полновесные книги. Но Андрей Ярославлев (который играет Фёдора), конечно, сегодня доставил мне удовольствие. Я даже не знаю, какие подобрать слова, чтобы прокомментировать то, что он сегодня вытворял на сцене. Это было, знаете, как тот танец в Криминальном чтиве – на отрыв. И вообще вся роль, такая маленькая, почти без слов, но без неё и без такой обалденной игры Андрея – весь спектакль пойдёт насмарку. Тысячу раз браво, от души.

Как я люблю Александра Овчаренко, но теперь, после этого спектакля, я люблю его в два раза больше. Или даже в три. Даже если спектакль будет непонятен кому-то из зрителей, то всё равно советую пойти хотя бы для того, чтобы посмотреть на игру Александра в этой постановке. Это какой-то невообразимый фейерверк. Больше всего в этом артисте мне сейчас нравится то, что он не поддаётся соблазну тупо покрасоваться на сцене (а ведь есть, чем: такое тело себе сделал – на зависть любому спортсмену). Александр научился жить жизнью своего персонажа (это уровень!). Роль Андрея Белого подвижная, эмоциональная, не знаю, как артист успокаивает свои нервы после спектакля (да ещё полная луна сегодня, хахах). Это было очень круто, браво.

Двойник Саши, Павел Иванов, зрителю его видно в тумане, но он есть. Маленькие роли тоже делают атмосферу спектакля, поэтому респект Павлу и зрительская благодарность.

Всё-таки роль Любы – не такая уж и комичная, да она и вообще не комичная, а очень трогательная. Но появление на сцене Екатерины Мироновой вызвало невольную улыбку. Я очень рада, что ей досталась эта роль. Конечно, непривычно видеть Екатерину в таком образе, почти без грима. Сегодня подумала, что с таких лиц пишут мадонн и джоконд. Но с такой выразительной и подвижной мимикой Екатерине, скорее всего, было бы не выдержать ремесло натурщицы, поэтому она играет в этом спектакле прекрасную даму. Очень понравилась Любочка Менделеева, браво

Я стараюсь писать покороче, потому что всё-таки меня читают, и не всем интересно читать о моих личных переживаниях. Но сегодняшний спектакль был стопроцентным попаданием в моё сердце. Это – моя жизнь, я так живу, придумывая свой мир, в котором злодеи должны быть наказаны, а добрые люди становятся прекрасными дамами или рыцарями, делают карьеру, покупают новые машины, растут... если не в реальной жизни, то хотя бы в моих текстах. Ты вылавливаешь строки из космоса, записываешь их на бумагу или на диктофон, потом перерабатываешь их в стихи. Мозг постоянно включен на полную мощность, кипит, как самовар.

Зрители первых рядов, учтите, что на первых рядах жарко. А на сцене, наверное, вообще температура воздуха под сорок. Если честно, не понимаю, зачем так мучить артистов, они же не железные. Хотя, конечно, декорации и костюмы – на пять с плюсом. Обслуживание спектакля – на очень высоком уровне. Костюмы производят впечатление.

Показался немного затянутым финал. Некоторые зрители не понимают, что персонажей так накрыло химия Менделеева и, возможно, начинают скучать. Но не берусь судить, мне всё понравилось, ходила бы на этот спектакль каждый день, честно. Чем-то напоминает энергетику Нави Волырка.

СПЕКТАКЛЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ! Народ, отрывайтесь от своих тиктоков, подтягивайтесь в театр, здесь мир живее и интереснее, чем в роликах про еду и котиков!

Ps. Может быть, ещё вернусь к этому спектаклю. Ещё до конца не осмыслила. Вот, вспомнила, что в спектакле ещё шла речь о разных фобиях, об этом тоже интересно поразмыслить. Много интересного затронуто в постановке, прониклась уважением к братьям Пресняковым, которые вроде бы и воспринимают и Блока, и вообще весь наш мир всерьёз, но откровенно стебутся над всем происходящим. Умные ребята, посмотрю их инстаграм, интересно же, что за люди такие классные пьесы сочиняют.


Рецензии