О змее - искусителе

ПИСЬМО ВОСПРИЕМНИКА - 9

" ... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то,
но живущий во мне грех.
...у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе,
но ты господствуй над ним…" (Рим.7:19-20; Быт.4:7);


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогой мой крестник, Георгий!

Эту нашу беседу я посвящаю моему первому духовнику батюшке Иоанну (Бортащенко), настоятелю храма равноапостольного князя Владимира в Юрмале. Да упокоит Господь душу его во царствии Своем!

Дело в том, что впервые эту тему услышал я из его уст во время одной из проповедей еще в 1998 году. Услышанное тебе и расскажу, потому как оно глубоко запало в мою душу.

Запало потому, что затронуло вечную тему человеческого бытия, которую кратко выразил еще великий мудрец глубокой старины Екклесиаст: - " … Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после ... и Бог воззовет прошедшее …" (Еккл.1:9-11; 3:15);

О чем говорит мудрец? Он говорит об одном и том же вечном пути всех поколений рода человеческого от рождения до Смерти. Он говорит о том, что на этом пути есть Альфа - начало жизни и Омега – ее конец (Откр.1:8). Говорит, что путь этот для всех одинаков и, если представить его схематически, то увидим прямую линию жизни человека между Альфа и Омега, по обе стороны которой стоят яркие "рекламные агентства" диавола – искусителя. Прецедент тому Господь оставил нам в описании Его искушения в пустыне.

Различие судеб человеческих на этом пути определяется лишь склонностью того или иного человека к соблазнам, а их здесь - на все вкусы!
 
Выдерживают успешно пройти этот путь лишь те, кто устоит в искушениях и достойно употребит таланты, полученные от Бога на путь его временной жизни.
Это о них говорит Господь: - "… много званых, а мало избранных …"!

Батюшка подчеркнул, что история земной жизни человека началась с его недоверия Богу и с желания самому "… познать добро и зло будучи яко боги …". Господь предоставил человеку такую возможность, выслав его из рая, оставив надежду на возвращение.
 
Заповедь этой надежды: - "… Просите, и дано будет вам … ", - есть та Его заповедь, через посредство которой мы познаём ныне добро и зло, которой пишем историю нашей жизни. Пишем для того, чтобы осознать однажды то единственное, что нам действительно необходимо – услышать призыв Господа к покаянию.
Услышать, понять и записать "… на скрижалях сердец…" наших навсегда.

Через желание САМОМУ "познать добро и зло, будучи яко боги" … в недоверии Богу, человек был выслан из Единого рая Божия для всех творений Его.

Удаление человека из рая не было местью Бога за вкушения запретного плода, но определялось необходимостью. Так, если бы Адам остался в раю и сохранил свое вожделение "быть яко боги", то, во-первых, тогда Сам Бог вынужден был бы ему повиноваться, потому как не может быть в одном раю ДВА Первых лица.

Во-вторых, рай Бога сохранялся в Премудрости Его, которую олицетворяло – "… дерево жизни посреди рая …". И, если бы Адам занял в раю место Бога, то он стал бы пользоваться плодами "дерева познания добра и зла", а "дерево жизни" стало бы ему не нужно … лишним! И тогда, по сути, хозяином рая стал бы Искуситель, который после грехопадения Адама, стал его повелителем.

Именно поэтому Бог Премудрости и принял такое решение – удалил Адама из Своего рая. Этим Он как бы сказал ему: - " … ты хочешь стать яко боги? Вот иди за пределы Моего, сам построй себе рай твоего вожделения и будь …"!

К тому времени и змей - искуситель был извергнут на землю "как молния". И земля, и вся власть на ней отдана Богом ему и ангелам его во владение (Лук.4:7). Но владение это было не прямым. Бог так устроил, что полученную власть диавол мог употребить только для искушения человека и только когда человек добровольно отдавал свою свободную волю в распоряжение искусителя, только тогда, через управляемого им человека, искуситель получал власть над миром.

Над тем самым миром, который Бог, еще от сотворения, отдал в распоряжение человека: - " … И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле …" (Быт. 1:28);

Волю же человека, для принятия решения как поступить в том или ином случае Господь оставил свободной:- "И сказал Господь сатане: вот. он в руке твоей только душу его сбереги» (Иов 2:6). Из чего можем сделать вывод, что плоть человеческую с её чувственностью и эмоциями, Бог отдал для манипуляций искушения диаволу и клевретам его, а вот душу – разумную составляющую его свободной воли, оставил в неприкосновенности.

Ни Сам Бог не посягает на свободную волю человека, ни диаволу того не попускает. Только если человек, как Адам, САМ не соблазнится дать ему в себе такую власть. И тогда уже с человеком происходит то, чему Господь ещё с Креста дал определение: - " … не ведают, что творят…"!

Так мы добрались до сути темы – "… горе миру от соблазнов …"!

Где, в исходной части Бытия мы видим:
1. Свободную волю человека разумного;
2. Плоть души его, облаченную в одеяние чувственности;
3. Диавола – искусителя и клевретов его, демонов (бесов) – бесплотных духов, которым дана власть подвергать человека на путях его временной жизни соблазнам;
Для чего дано миру Бытия человека такое устроение?

А дано оно исключительно для того, чтобы каждый человек лично сделал выбор, какому Пути временной жизни отдать предпочтение:
• Либо встать на Путь Истины Жизни вечной, проложенный Иисусом Христом и самому употребить усилие для следования этим Путем;
• Либо сохранить свободу личности от Бога, хотя бы на время жизни, даже при угрозе посмертного Воздаяния попасть: - "… во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов …", - путь этот открыли и оставили миру в наследство Адам и Ева, прародители наши; 

  И всё это в условиях, когда слаб человек противостоять такому мощному напору искусителя, как: - "… Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое ..." (Лук.4:6-7)!

И это ныне одно из самых сильных искушений в борьбе диавола с Иисусом Христом за душу всякого человека. Попустивший в себя таковой соблазн теряет связь души с Жизнью вечной и даже памятью о Ней.

Именно таковым попущением в себе человек способен совершить самый изуверский поступок, самый мерзкий грех. Даже вопреки рассудку!Почему? Как сатана управляет помыслами и поступками человека, осуществляя зло на земле?

Оказывается, что власть над миром сим доступна сатане через искушение человека ко греху, именно через соблазн человек становится уже рабом греха!
 
Так, совершил человек маленький грех и, несмотря на то, что понимает свой проступок, однако гордыней тщеславия самости своей сразу же становится рабом греха - оправдывает его, защищает от порицания, нападает на тех, кто осуждает греховное действие, заражается ненавистью и местью - так, словно снежный ком, нарастает наша зависимость, наше рабство греху - будь то злоба и ненависть, будь то ложь и клевета, будь то пьянство и распутство, и т. д. . Нарастание этой зависимости приближает нас к пропасти, в духе своем мы уподобляемся кролику, который верещит от ужаса, но неуклонно следует в пасть удава.

И вот какова "технология" нашего искушение к этому малейшему греху, рабами которого мы постепенно становимся настолько, что даже мысль о греховности нам уже неподвластна.

Всем доподлинно известно, что существует только семь музыкальных нот, но какие прекрасные произведения, непреходящие шедевры мирового искусства созданы с их помощью. Однако мало кому известно, что основных искушений человека также семь. Мы, порой, даже не замечаем, какой необоримой зависимостью принадлежит этим искушениям наша воля, кажущаяся нам при этом совершенно свободной.

- “… Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам …", - таков приговор Божий и в нем наш крест: - "… вначале надо уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних ..." (Старец Амвросий). А вот что пишет архиепископ Серафим (Звездинский): - " … Еще при жизни душа наша может умирать и делаться пищей червей. Черви, терзающие душу нашу. — это страсти и грехи наши, бесконечно много этих червей в душе нашей, потому что много, много у нас грехов, и словом, и делом, и мыслию - всем мы согрешаем …".

Но главных грехов святые отцы считают восемь, два из которых Иоанн Лествичник объединяет в один, - так получается всего семь искусительных змей. Остальные же грехи только поросли этих семи змей, только ядовитые зубы их – духи искушения (сомнения, влечения и страсти).

Первая змея – чревообъядение. Это прежде всего всякого рода излишества в пище и питие – объедение, пьянство, лакомство. Сюда же относится всякого рода излишествующая забота о плоти, так называемое самоуслаждение – вот языки этой ядовитой змеи - искусительницы. Начинается ее влияние на человека с внедрения в него духа самолюбия – духа ЭГО, который обращает все помыслы человека на себя - когда человек прежде всего думает и заботится о себе, о своем покое.

Вторая змея – любодеяние. Один из ее страшных зубов - блуд, нарушение целомудрия; второй - прелюбодеяние Этот зуб разрывает хитон супружества, когда нарушается супружеская верность - тогда, знайте, что это действие зуба второй змеи - искусительницы. Но у нее есть еще зубы - пороки противоестественные, о них мы и говорить не будем, потому, что срамно есть. Отвратительны все эти змеиные зубы, но есть и более тонкие зубы, о них сказал Христос: - "… Всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем …’’ (равно это относится и к женщине). Вот как строго относится к чистоте Христос, и труднее нет борьбы, как с этими злыми детенышами страшной змеи.

Третья змея - сребролюбие, любовь к деньгам, страсть к наживе. У человека, одержимого этой страстью, уже не остается в душе места для Христа, потому, что он всегда в смятении, в тревоге, как бы не упустить какого-либо сокровища, что я буду делать в будущем году? Да как я проживу? Как придется жить под старость? Нет у них веры. Не думают люди, что Господь прежде нашего прошения знает наши нужды.

С третьей змеей тесно связана четвертая - гнев. Много зубов у этой змеи. Первый из них - раздражительность. Она заставляет нас браниться, часто злыми, отвратительными словами. Бывает и хуже: мы стараемся убить своего ближнего словом или взглядом, мы забываем тогда, что за всякое слово гнилое воздадим ответ в день суда. Ибо Дух животворит, родив же из себя гнилое это слово, мы отравляем животворящий этот дух в нашем окружении. Тяжко, когда в душу вонзается зуб этой змеи, мрачно делается на душе, холод схватывает ее, радость оставляет душу человека, когда она в гневе.

Пятая змея - печаль. Есть печаль о Боге, та печаль, которая заставляет сокрушаться и плакать о грехах, но есть и другая печаль - печаль о благах мира сего. Два острых зуба имеет эта змея - завистливые ропот и тоска: - "Всем людям живется хорошо, только мне тяжело!", - вот чем питаются в душе нашей эти зубы, отторгая нас от радостей творческой жизни, поскольку мы есть образ Божий – образ Творца свободной воли Любви! Еще ужаснее – зубы печали, когда они достигают уровня тоски, которая доводит наше сомнение в милости и силе Господа до отчаяния - страшной разрушительной силы в человеке.

Уныние - шестая змея, ее можно назвать параличом души – вся жизненная сила ее оскудевает, молитва не ладится, работать над собой не хочется – душа как бы впадает в тяжелый сон.

Особенно могущественна седьмая змея – искусительница, многочисленны детеныши ее, удивительно тонки и сладостны зубы ее – тщеславие – имя ее! Почти нет человека на земле, который мог бы сказать о себе: - "Я не тщеславен, потому что знаю, что я хуже всех".

Тщеславие - тщетная, напрасная слава, которая не есть личное достижение человека, одержимого тщеславием! Тщеславится человек талантом, красотою лица, богатством одежды и обстановки, умом, знанием, ученостью. Ужаснее всего что даже великие подвижники от этого зуба страдали, потому что можно превозноситься и подвигами.
Забывает тщеславный, что все, что имеет он - не его, а Создателя, полученное им на путь временной жизни ради Жизни вечной. С пренебрежением часто относится человек тщеславный к другим людям. С раздражением встречает всякое сопротивление. С осторожностью смотрите, как опасно ходите.

С малого начинается проникновение сладкого яда змеи тщеславия в душу человека, но сколь величествен плод ее – гордыня. Гордость - это грех самого сатаны, гордость, как стержень эгоцентризма, ведет ко многим грехам, страшнейший из них - безбожие, за которым наступает смерть души - таков венец наших искушений. Часто гордость считают отдельной, восьмой змеей искушения, но Иоанн Лествичник обратил наше внимание на то, что гордость отличается от тщеславия тем же, чем хлеб отличается от зерна.

Мы рассмотрели семь искусительных змей души нашей - грехов смертных, потому что душа, ими одержимая, умирает медленной смертью, ибо, однажды поддавшись обладанию духов греха, не может победить их сама, но свободная воля в покаянной молитве, что приняли мы в себя духа искушения, - только эта молитва, обращенная к Господу во Святом Причастии и освобождают нашу душу от зависимости греху Милостью Божией.

Для того мы и живем чтобы научиться распознавать (прозирать) этих духов и никогда не повторять ошибок некогда неискушенных Адама и Евы. С этой целью хочу обратить твое внимание вот на этот евангельский эпизод: - "… когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. …" (Иоан.2:23-25);

Последние слова этой цитаты тотчас обратили на себя мое внимание – о чем речь? Что в человеке? Недоумение длилось ровно до того времени, когда внимание мое было обращено еще к двум цитатам Евангелия от Луки: - " … Наблюдайте за собою … не знаете, какого вы духа …" (Лук.17:3; 9:55);

Таким образом Господь подсказывал нам, что в каждом человеке этой временной жизни есть некие посторонние духи – искусители, получившие власть над этим человеком и определить их мы можем только посредством внимательного наблюдения за собой в течении жизни. А прозрев этих духов в себе – есть у каждого человека возможность в раскаянии просить Господа, чтобы Он избавил нас от этих повелителей нашей некогда свободной воли. Тогда только, Милостью Божией, станем мы действительно свободны.

Вот почему, самым ярким показателем нашего рабства греху, нашей несвободы, является небрежение к Церкви Христовой и Богу, под разными предлогами уклонение от "званого ужина" и "брачного пира".

И наоборот – радостное устремление навстречу Благодати, Которую Господь каждый день протягивает миру в Чаше Милости Божией рукой священника – есть яркое свидетельство свободы человека от рабства греховного вожделения.

Свободы, дающей возможность отрекаться от духов искусителей, в верности Богу исторгать их из душ наших. Ибо, если в душе нашей есть почва для плевел - змеев соблазна, то после их изгнания, на той же почве, любовью к Богу, могут возрасти и цветы небесные, которых боятся змеи.

Первая змея - чревообъядение - боится цветка воздержания!

Любодеяние не выносит крошечной росинки с цветка целомудрия, чистоты!

Сребролюбие боится милосердия!

Гнев убивается чудным цветком кротости!

Печаль – погибает от неизреченной, неизглаголанной радости о Духе Святе!

Уныние – поражается цветами терпения!

Тщеславие не выносит небесной красоты цветка смирения.

Что же касается последнего небесного цветка, малейшая росинка с которого, как страшный яд, убивает гордость со всеми ее змеенышами, то имя этого дивного цветка - любовь. Любовь ко Христу – к Слову Премудрости Божией во плоти, самый дивный, самый прекрасный цветок души нашей. У кого расцвел этот цветок, у того вечная радость.

Чтобы найти этот цветок, трудятся подвижники, отрекаясь от всех благ мира, для этого цветка проливалась кровь святых мучеников. Кто понимает, как прекрасен этот цветок, тот ничего не пожалеет на приобретение его, отдаст все силы души.

"Помилуй нас, Господи, помилуй нас...
чтобы открылись глаза наши"!


Рецензии