На рыбалку- на надувнушке!

Друзья!

В 80-х годах прошлого века, переехав на местожительство  с Урала в Среднее Приобье, я решил купить двухместную резиновую лодку для рыбалки и речных путешествий. Точно не помню её названия,но весила она где-то 16 килограммов, что вполне было посильно для меня.
Выезжали с ней на Обь обычно с ночевой  вдвоём с другом -рыбаком Владимиром Павловичем Мурашевым. Не раз эта чёрного цвета посудина доставляла нам большую радость. На мощном обском течении  лодку  быстро сносило вниз, несмотря на "якорь"- тяжелую гирлянду негодных изоляторов, брошенных энергетиками на берегу, возле башен-мачт ЛЭП-500. Донная удочка с леской в моей руке двала знать о поклёвке рыбы довольно слабым рывком- только успевай подсечь крупного подъязка или плотву!
Другое дело- старые сети -тридцатки и сороковки! Ставили мы их с вечера  на ручье-проточке Оби, широко разливавшейся в июне и затапливающей часть поймы реки. Утром, подплыв к кольям, где была привязана сеть, обнаруживали неплохой улов: окуни, чебаки, небольшие язи и щуки. Жирная уха уже была в "кармане" у нас!
И всё же главным рыбацким  орудием были донные удочки, установленных вдоль пологого песчаного берега Оби. Тальниковый кол, глубоко воткнутый в  мокрый тяжёлый песок, сторожок на длинной леске со свинцовым грузилами и несколькими поводками, оснащёнными острыми крючками,на конце снасти. Каждый крючочек имел на  себе жирного извивающегося червя.
На такую "вкусную"  наживку попадалась даже дорогая рыба- стерлядка!
С мая по сентябрь пропадали мы с В.П.Мурашевым на Оби, добираясь сюда на вахтовых автобусах: советские нефтяники тогда велм себя вполне демократически!
Большое отступление.

"В Советском Союзе надувные лодки начали изготавливать в тридцатых годах двадцатого века. Первые модели были предназначены для армии, спасательных служб, экспедиций. Они выпускались московским заводом «Каучук», имели специальное назначение, вмещали до 30 человек и комплектовались деревянными настилами. В середине прошлого столетия в России наладился серийный выпуск надувных лодок, предназначенных для рыбалки и охоты. Конструкции изготавливались из прорезиненной ткани, имеющей хлопчатобумажную основу. Это были немного неповоротливые, но надежные и долговечные модели, которые используются некоторыми водниками и сегодня. 
 В шестидесятых годах в продажу вышла серия легендарных лодок "Нырок", которые собирались на заводе в Ярославле. Это были гребные одноместные и двухместные суда с просторным кокпитом и защитным покрытием из неопрена. Они отличались повышенной грузоподъемностью, увеличенным диаметром баллонов, могли ходить на большие расстояния, использоваться для сплава по порожистым рекам. 
Позже в СССР вышли лодки "Зарянка", имеющие надувное днище и катамаранную форму. Модели обладали симметричной по миделю конструкцией, позволяющей гребцам сидеть как лицом, так и спиной к направлению движения. Носовая и кормовая части закрывались деками в виде арок, служившими опорой для спины. Лодки обладали высокой остойчивостью и предназначались для рыбалки на больших озерах. 
Большой известностью до сих пор пользуются советские лодки "Ласточка". Они обладают вытянутой байдарочной формой, хорошими ходовыми характеристиками, управляются двухлопастными веслами и даже сейчас используются для туристических путешествий, рыбной ловли. 
В семидесятых годах в СССР стали выпускать двух-четырехместные лодки марок "ЛГН", "Омега", "Дельфин". Они комплектовались разборными веслами, палатками, сиденьями-банками из фанеры, имели настил из дерева, овальную форму или заостренные оконечности, изготавливались из плотной прорезиненной ткани с кордом из шелка. В отдельной линейке появились лодки "Славянка", "Айгуль" с просторным кокпитом и оснасткой, обеспечивающей повышенный комфорт на рыбалке и в походах. Модели укомплектовывались носовыми и кормовыми козырьками, декой, поперечными штангами, штыковыми уключинами, длинными разборными веслами. На лодки Айгуль можно было устанавливать маломощные моторы. 

Потом в СССР появились в продаже надувные лодки "Язь" и "Лисичанка" с приподнятой и заостренной передней частью. Корпус создавался из прорезиненной ткани с основой из капрона, покрывался составом из битума и каучука. Модели оснащались баллонами с переменным диаметром, который увеличивался к носу. 
Советские производители выпустили лодки Стриж с неподвижными сиденьями. Они оснащались гребками, изготавливались из дублированного по диагонали прорезиненного материала с основой из хлопка, имели небольшую грузоподъемность. Модели предназначались для рыбной ловли на маленьких прудах, озерах, тихих реках. Для сплава, дальних путешествий они не подходили. 
Среди рыбаков советских времен мгновенно стали популярными лодки "Юрюзань" и "Катунь". Они обладали облегченным весом, округлой формой с приподнятым широким носом, подходили для рыбной ловли и охоты на открытых водоемах. В "Катуни" сиденьями служили надувные круги. 
Потом производители предоставили в распоряжение водников модели "Уфимка" с заостренными оконечностями. Борта состояли из двух независимых баллонов. Конструкция напоминала пирогу, включала уключины с кольцами, позволяющими грести веслами разной длины, и брызгозащитные косынки. 
Немного позже в продаже появились моторно-гребные лодки Волна подковообразной формы, модели "Вега" с реечными сланями. Для длительных походов разработчики создали модели "Турист" с отсеком для транспортировки вещей. 

Технические характеристики советских лодок.
Надувные модели, сделанные при СССР, имели разные технические характеристики, которые можно представить в таком диапазоне: 
· Длина от 1,7 метра до 2,8 метра; 
· Ширина от 75 сантиметров до 1,65 метра; 
· Грузоподъемность от 100 килограмм до 450 килограмм; 
· Вес от 8 килограмм до 30 килограмм; 
· Диаметр баллонов от 28 сантиметров до 36 сантиметров. 
Максимальная скорость маломерных судов достигала 16 километров в час. Многие модели тех времен были модернизированы и выпускаются сегодня. Они изменили размеры, форму, оснастку, но основываются на первоначальной конструкции лодок, доказавшей свою надежность и функциональность". https://kayak-market.ru/blog/
...Свою несколько подизношенную двухместную резиновую лодку я потом подарил одному из нефтеюганских инвалидов, который рыбачил на ней с сыном! Надеюсь, многие ещё годы!

Вл.Назаров
**********
На надувной лодке- по Оби!

ИДЕЯ такого путешествия пришла мне в голову после прочтения книги Олега Гусева «На очарованном берегу» В ней автор описывает случай, когда двое участников орнитологической экспедиции в силу большой необходимости (потеряли ружьё) решили переплыть на надувной лодке с одного берега Байкала на другой, чтобы там приобрести оружие. Ширина озера-моря в этом месте составляла около 90 километров.
Путешественники поставили самодельный парус и отправились в путь. Поначалу ветер гнал лодку в нужном направлении, но потом прекратился. Наступил штиль. И тогда пришлось взяться за весла. Часами гребли незадачливые учёные, а противоположный берег всё так и не показывался. Прошли почти сутки, сил у гребцов уже не оставалось. Но в конце концов глубокой ночью Олег Гусев и его товарищ причалили к казавшемуся недосягаемым берегу.
Еще более драматичным было возвращение. Ветер, которого они так ждали, подул навстречу и поднял высокую волну. Резиновую лодку с терпящими бедствие людьми отбросило в море, Байкал решил показать свой крутой норов. И лишь высланная на помощь учёным моторная лодка метеорологов случайно отыскала путешественников и доставила их к базе. Будь по-другому, плавание могло окончиться трагически...
Что такое обычная «надувнушка», мы с инженером-энергетиком В. П. Мурашевым поняли, когда вздумали сплавать на ней от поселка Юганская Обь до Нефтеюганска. Навстречу нам тоже дул сильный ветер, в нос лодки, в бока ударяла резвая волна. «Надувнушка» подпрыгивала, черпала воду. Владимир Павлович сразу промок, стали мокрыми снизу и наши рюкзаки. Я беспокоился за свои фотопленки, объективы, фотоаппарат, хотя предусмотрительно уложил их в самый верх рюкзака.
Течение реки, которое, по замыслу, должно было подхватить нас и нести до Нефтеюганска, не чувствовалось. Наоборот, ветер гнал лодку вверх по течению. Пришлось налечь на весла, и только тогда утлое суденышко двинулось вперед вдоль берега (на всякий случай мы от него далеко не отходили).
Естественно, вскоре от сплавления пришлось отказаться: у нас нечем было вычерпывать воду, всё место заняли в лодке тяжелые рюкзаки, ведро для рыбы, рыболовная сеть. А, главное, гребцы устали. Конечно, основным из них был В. П. Мурашев, много лет путешествовавший на байдарке. Но грести, сидя низко на надувном мешочке, крайне неудобно и неэффективно. Словом, вскоре пришлось причалить к илистому топкому берегу и развести костер, чтобы обсушиться. При здравом размышлении мы решили вовсе отказаться от дальнейшего путешествия, так как ветер не думал стихать.
Сутки с лишним сушились, отдыхали, рыбачили. В том месте, где мы остановились, у Юганской Оби был широкий залив, соединяющийся с карьером (там стоит земснаряд). За два приёма (находились по нескольку часов в лодке, ловили из нее и поплавочными удочками, и зимними, на маленькую блесенку) натаскали с ведро окуней, плотвы, подъязков, ельцов (мохтиков). Особенно досаждали последние: мелкие, как килька, они быстро объедали червей на крючках,но поплавок не могли утопить.Приходилось почти ежеминутно вытаскивать снасть и наживлять новых червей, вернее, их обрывки (так как бесплатную столовую для рыб мы не намеревались устраивать, ведь червей на берегу накопали с большим трудом).
Второй раз сварили чисто окуневую уху (хорошо клевали окуни, я на зимнюю удочку вытащил двух крупных, с красно-зелёными полосами окуней). Свежие укроп, петрушка, лук только усилили аромат этого прекрасного варева. Под уху не грех было выпить по сто граммов.
Но тяготы предстоящего возвращения домой несколько омрачали настроение. Хотя погода улучшалась, на реке был полный штиль.
— Вот сейчас бы сплавляться! — воскликнул Владимир Павлович. За ночь прошли бы половину пути.
Увы, назавтра утром В. П. Мурашеву надлежало быть на оперативке в НЮЭС. Ждали автора этих строк и в редакции. Посему решили переплыть на лодке Юганскую Обь и пешком двигаться по большой дороге.
и это было незабываемым зрелищем: переправа через 800-метровую водную гладь.Как более опытный, Владимир Павлович сел за весла. Мощное, величавое, спокойное движение огромной массы воды мы почувствовали с первых же метров. Лодку начало сносить вниз по течению.
Гребец веслами работал непрерывно. К нашему счастью, в десять часов воскресного вечера на реке не было ни катеров, ни моторок. Лишь кричали над головами чайки, плескалась вода под веслами. Заходило за горизонт большое красное солнце, от которого по стекловидной поверхности тихо колышащейся воды протянулась золотистая дорожка. Можно было опустить за борт руку и ощутить теплоту реки. И все равно мурашки пробегали от мысли, что придется невольно искупаться в ней, случись что с лодкой (её могло протаранить плавником, мог лопнуть шов на тонкой резине и т. д.). Я был один в спасательном жилете и ещё мог рассчитывать доплыть в нем до берега. А от середины реки мой спутник вряд ли бы дотянул...
Однако судьба была милостлива к отчаянным путешественникам. И только когда мы плыли вдоль противоположного берега, навстречу показались две самоходки с аппарелями. Моряки с удивлением разглядывали пловцов, гадали,не нужна ли нам помощь. Но В. П. Мурашев упрямо греб к переправе.
А от нее до «нефтяного» шоссе нам предстояло идти пешком всего ночь. Вырубив толстый длинный шест, мы привязали к нему весла, удочки, мешок с мокрой надувной лодкой, вскинули шест на плечи и побрели походкой репинских бурлаков. На наших спинах покоились ещё увесистые рюкзаки, в руке я нёс ведро с рыбой (часть мелочи пришлось выкинуть), а попутчик сумку с оставшимися продуктами (картошка, лук, сахар, чай и др).
За пять часов по грязному раскисшему от дождей просёлку мы одолели самые трудные десять километров похода. А через некоторое время уже мчались в вахтовом автобусе, моментально задремав в мягких креслах...
Зачем это чудакам всё нужно, спросит иной читатель. Человек в наше время почти полностью оторвался от матери-природы, общается с ней посредством мощных моторов, выглядывая на воду, землю из каюты и рубки судна, кабины автомобиля, трактора, салона самолета. Встать же на равных с природой дано не каждому. Ведь и сегодня она в полную меру способна испытать человека на наличие в нём мужества, силы воли и духа, чувства товарищества. Для этого достаточно взять резиновую лодку и отправиться в ней в путешествие.

В. НАЗАРОВ
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1989 год


Рецензии