Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -8

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто
принудит идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

*******************************

" Но кто УДАРИТ тебя в правую ЩЕКУ твою..."

Полагая, что речь здесь идёт именно о пощёчине, приходит понимание, что она,
пощечина, далеко не так проста, как может показаться. Удар по щеке.
Удар ЛАДОНЬЮ.

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб..."

Наверняка данное напоминание Отцовского наказа Христом определённо связано с этим самым "ударом по щеке".

" И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи, кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой.
И хулитель имени Господня должен умереть, камнями изобьет его всё общество.
Пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти.
Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле человека, так и ему должно сделать то же, что он сделал.
Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле
человека, так и ему должно сделать.
Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё, а кто убьёт человека, того должно
предать смерти.
Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь,
Бог ваш.(Левит 24:13-22)

Как будто бы здесь, однако, ни о какой щеке речи не идёт.
Но говорится главным  образом о справедливости. Справедливости Суда Божьего,
для которого жизнь каждого человека ценна. И равноценна.
И на этой основе должен строиться и суд людской.
Для чего необходимо было внедрять понятие справедливости в сознание и бытие
человека. Которые на тот период господствующего рабовладельческого строя, мало
того, что поражены были рабской психологией, но и отягощены поклонением языческим
идолам и божкам, кровожадным и требующим бесчисленных жертвоприношений, да
к тому же ещё опутаны традициями жестоких казней, тянущимися из глубины первобытнообщинных времён.

Наследие это в головах людских наживалось многими веками и изжить его легко и
быстро не представлялось возможным. Бессознательные животные инстинкты были
тогда сильнее сознания человеческого, совершенствование которого было необходимо
для развития мира и миропонимания людского, чтобы приблизить человека к Отцу его
Небесному, чтобы творения и создания Его могли приблизиться к замыслу их Творца
и Создателя.

А для этого необходима была беспрекословная вера детей человеческих Отцу и
Господу своему, которая, по мере накопления житейских знаний, уводила бы их
от бессознательного к сознательному пониманию Его справедливости.

И потому главным виновным, препятствующим дальнейшему развитию человечества, определялся хулитель Бога. Который должен быть наказан побитием камнями
общественного осуждения.

Казнь эта, известная людям с древнейших времён, включила в себя, по указанию
Господа кое-что существенно новое: во время наказания голову осуждённого должны покрывать руки тех, кто слышал своими ушами греховное злословие обвиняемого.

"Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положать руки свои на
голову его, и всё общество побьёт его камнями."

То есть головы, внимавшие греховному злословию "больной головы" и донесшие это
до остальных голов, - доносчики, разносчики, переносчики - должны поручиться перед обществом, что не лгут, не оговаривают и не возводят напраслину, а наоборот, готовы спасать от греха, доведшего до гибели эту "больную голову". Спасать, рискуя потерей собственного лица.

Другими словами, они, свидетели чужого грехопадения, должны отвечать за свой донос перед всеми, стоя ПОДЛЕ виновного с открытым лицом, подставляемым под камни общественного осуждения, потому как всегда имеются сомнения, что доносчик и сам
может быть первоисточником греховного злословия, перекладывающим свою вину на
другого. То есть, предпочитающим свалить свой собственный грех с "больной головы
на здоровую".

И потому, покрывая руками во время наказания не свою, а чужую, предполагаемо
виновную голову, доносчик подвергает при этом опасности собственное лицо.

Другими словами, так или иначе доносчики, справедливости ради, должны получить
свою долю общественного осуждения. Каких бы целей они ни преследовали, добиваясь
суда над грешником с "больной головой", место доносчиков всегда ПОДЛЕ
осуждаемого по их вине, с риском потери собственного лица перед обществом, -
заслуживая при этом порицательного звания "подлец".

ПОДЛЕЦ (Ожегов) - подлый человек, негодяй.
ПОДЛЕ (устар.и книжн.) 1. Нареч.Около, близко, совсем рядом.
2.кого-чего, предлог с род.п. Около кого-чего-н., рядом с кем-чем-н.
ПОДЛЫЙ - низкий в нравственном отношении, бесчестный.//сущ. ПОДЛОСТЬ.

- Но вы понимаете, что я не умею быть доносчиком. Вы отдаёте себе отчёт в том,
что я не вправе терять лицо. (Ю.Семёнов "Экспансия")


Иначе говоря, касаемо каждого так называемого борца за веру и справедливость:
вместо того, чтобы развешивать уши, внимая чьему бы то ни было греховному
злословию, лучше здраво мыслить своею головой, находясь подальше от греха
"больной головы".
А уж слушать, запоминать, да ещё и распространять богохульство, заражая им другие головы - и вовсе недостойное занятие, не возвышающее человека ни в своих глазах,
ни в глазах общества. И потому всякого рода доносчик, чем бы он ни руководствовался, сплетник и просто подлец.

И значит, в любом случае достоин общественного осуждения.
Ибо первоисточник злословия, может быть, сам не ведал, что говорил, действуя бессознательно из-за своей "больной головы". Но слушатель-доносчик очень даже
ведал и действовал вполне сознательно, донося до сведения общества сей грех...

Однако чаще всего, под благообразной личиной честного поборника за правду и справедливость, скрывается истинное лицо своекорыстного и злобного подлеца,
желающего расправиться руками общества со своим противником, переложив при
этом на него свою собственную вину. И потому для него всегда остаётся риск
потерять перед обществом своё лицо.

Почему так распорядился Господь?
Во-первых, чтобы со временем изжить традицию диких первобытных казней.
А во-вторых, чтобы исключить всякую несправедливость, которая непременно должна последовать от лукавого при любом удобном случае свалить свою вину "с больной
головы на здоровую", расправившись с неугодным ему человеком чужими руками и
не марая при  этом своих рук; руководствуясь скрываемой злобой, ненавистью,
завистью, местью...
Одним словом, поступаясь справедливостью и поступая несправедливо.

То есть доносчик в любом случае грешен. И, понеся свой грех, должен ответить за
своё, как перед людьми так и перед Богом. Рискуя при этом потерять лицо.

С одной стороны, он должен поручиться - положить руки на чужую голову,
подвергшуюся казни по его доносу. А с другой стороны, самому встретить открытым
лицом опасность заполучить камень справедливого осуждения - в око ли, в зуб ли...
Но даже если удар придётся в щеку, лицо так или иначе пострадает.
Оно будет потеряно перед обществом.
То есть, обретя звание подлеца, пострадает его человеческое достоинство.

И скорее всего, чтобы всё-таки избежать потери лица, но в то же время желая
разобраться "рукоприкладством" подле друг друга вдали от общества, обоюдно
"подлечивая" некие "больные головы" взаимным злословием и богохульством - изливая
тем самым из себя первобытные гневные, злобные, агрессивные эмоции...
Эти борцы за правду и справедливость тем самым ограждали свои головы и лица от
камней общественного осуждения, заменяя их не менее болезненными подзатыльниками,
затрещинами, заушинами, треухами, оплеухами...

Но вряд ли таким способом спасения "больных голов" и "благородных лиц" удавалось установить справедливость. Ладно бы надавали друг другу от всей души и успокоились.
Нет, такая разборка могла, быть может,  удовлетворить простолюдинов.

Но лицам благородного происхождения марать своё достоинство рукоприкладством о
чужие головы?! Ни одну из противостоящих оскорблённых сторон не могло примирить
какое бы то ни было людское решение. Требовалось возложить ответственность за установление справедливости на самого Бога. Пусть Он решает, кто достоин дальше
жить, а кто умереть.

И всякое рукоприкладство жаждущих справедливого разрешения конфликта заменялось
лишь одним ударом ладони по щеке - пощечиной. Которая явилась символическим
камнем общественного осуждения, грозящим ни много ни мало потерей достоинства,
потерей лица.

Так или иначе, пощёчина явила собой провокацию убийства.
То есть лукавый таким образом, в обход Божьей заповеди "не убий", подводил,
однако, к самому настоящему убийству, объясняя это ответственностью перед Богом
за грех злословия и богохульства.


Рецензии