Известные люди 27 Владимир Высоцкий

Интересные и малоизвестные факты известных людей

Новелла

"Он был любим народом, гоним властями , а после смерти признан занимающим одним  из  центральных мест в российской культуре ХХ века


Влади;мир Семёнович Высо;цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же) — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард); автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

Википедия

Родился он 25 января 1938 года в, в старой московской однокомнатной коммунальной квартире на улице Первой Мещанской.
Об эьом он позже вспоминает в одной из своих песен:
"Все жили вровень, скромно так:
система коридорная, 
на тридцать восемь комнаток -
всего одна уборная".
Его отец был военным, а мама - переводчиком с немецкого в иностранном отделе ВЦСПС, а затем гидом в "Интуристе" С началом Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, а Володя с мамой эвакуировался в Оренбургскую область, где они 2 года жили в селе Вороновка.
После войны семья вернулась домой в Москву. Но счастье не вернулось в этот дом. В 1947 году родители оформили развод и оба создали новые семьи. У Высоцкого отношения с отчимом не сложились, и с 1947 года он переехал к отцу. С тех самых пор его растила мачеха, Евгения Высоцкая-Лихалатова, армянка. Володя искренне любил ее и в знак особого уважения даже окрестился в Армянской апостольской церкви.
Два года   ( 1947-1949 ) он с отцом и мачехой жил в
в Германии  , где его отец военный продолжал служить в ГСОВГ (Группа советских оккупационных войск в Германии) В городе Эберсвальде. по возвращении на Родину поселился в знаменитом Каретном переулке. Собственно говоря, и знаменитым он стал благодаря песням Высоцкого. Именно там, и именно тогда, в годы юношества, Высоцкий написал свои первые песни. Правда, были они в основном "блатные-дворовые". Но таковы были реалии. В московских дворах в те годы жила "романтика тюрьмы", а бывшие заключенные носили на себе некий ореол мужественности.
А вообще .первым стихотворением, написанным Владимиром Высоцким в его жизни, было стихотворение. "Моя клятва", написанное им в марте 1953 года когда ему было  всего 15 лет. Оно посвящено умершему вождю народов - И.А. Сталину.
В 1955 году Высоцкий закончил 186 московскую школу .
Уже в старших классах школы Высоцкий начал мечтать о сцене. В 10-м классе он записался в театральную студию при Доме учителя и делал там немалые успехи. Но родственники таки уговорили его выбрать профессию более практичную и поступить "в инженеры".
Володя прислушался е ним и поступил в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева , но хватило его ненадолго проучился в нём он всего один семестр. Занятия кму казались скучными т он понимал, быть строителем - это не для него. Вместе с другом прямо в новогоднюю ночь готовя чертежи к предстоящей сессии, Высоцкий вдруг пролил то ли кофе, то ли чернила (в разных вариантах воспоминаний называются различные версии событий) прямо на свою работу. "Нет, не мое это все. Время еще есть, буду готовиться в театральный", - сказал Высоцкий и начал воплощать свой план. По его заявлению он был отчислен из института.
Он таки своего добился. В 1956 году Владимир Высоцкий становится студентом актерского отделения Школы-студии МХАТ.
По воспоминаниям тех кто учился вместе с ним  он ничем в эти годы не выделялся среди них, особенно сильного актерского таланта за ним не замечалось. Голос же его считался вообще непригодным для сцены- он бвл уде тогда хрипловатым, сиплым, без каких то бы вокальных данных.. В личном деле Высоцкого можно прочитать: "Слух хороший,, ритм-хороший. певческого голоса нет"
Его неординарный талант проявлялся в основном  во внеучебное время. Высоцкий был душой всех студенческих вечеринок  и не имел себе равных в создании "капустников".
На втором курсе он сочинил капусник из 11 пародий на виды искусства. в том числе на оперетту и оперу.. Кроме того он был прекрасным рассказчиком и пародистом
Уже на первом курсе Высоцкий влюбляется в студентку Изольду Жукову, но они рассорились буквально через год. И вскоре на съемках фильма "317 просит посадку", Высоцкий знакомится с красавицей-актрисой Людмилой Абрамовой. В 1965 году они узаконили свои отношения. Людмила родила Высоцкому двоих сыновей - Аркадия и Никиту. Однако и этот брак распался в 1968 году. По воспоминаниям Абрамовой , она сама ушла от мужа, узнав. что он по-настоящему, беззаветно влюблен в известную  французскую артистку,  русского происхождения (Полякова) Марину Влади, с которой он официально вступил в брак.
Это любовь к ней стала любовью всей его жизни. И не только любовью. Влади открыла дорогу Высоцкому в мир большой музыки, знакомя его с влиятельными людьми музыкальной тусовки Европы. Именно благодаря Влади в Европе стали выходить пластинки с песнями Высоцкого, когда на родине это долгое время было невозможно.
Ухаживал Высоцкий и за артисткой Ларисой Лужиной,( с которой он снимался в фильме "Вертикаль") но та отвергла его ухаживания.
Что касается общих  детей Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой, то оба они связали свою жизнь с кино.
Так старший сын Аркадий ( 1962 года рождения ), закончил  сценарный факультет ВГИКа .
Работал на телевидении, писал сценарии.
Руководит информационным агентством Службы спасения. О её буднях делает передачи на НТВ и ТВ Никиты ( 1964 года рождения) , закончил Школу-студию МХАТ ,стал артистом театра и кино, кинорежиссёром, сценаристом, продюсером и театральным педагогом. Он также является директором культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке» Профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Московского государственного института культуры. Заслуженный артист Республика Дагестан.
Кроме того у Высоцкий имел внебрачную дочь от связи с артисткой Театра на Таганке Татьяны Иваненко -Настя, в содержании и воспитании дочери до самой смерти.
По окончании учебы, в 1960 году Высоцкий был принят в Московский драматический театр имени Пушкина. Начало театральной карьеры его было очень сложным. Вначале ему поручали только маленькие, эпизодические роли,  порой даже без слов, а иногда он просто принимал участие в массовках. В 1962 году он уволился из театра и начались его театральные мытарства,  Он  поступил  в Московский театр миниатюр. где проработал всего 2 месяца.откуда бы отчислен с формулировкой ..." ... за полное отсутствие чувства юмора" Он снова вернулся в Пушкинский театр, но перспектив там у него не было.
В 1964 долгожданная удача улыбнулась Высоцкому - его приняли в Театр не Таганке. Тогда этот театр он бвд еще знаменит. Слава самого авангардного к театру придет позже.
Вначале Главному режиссеру театра Любимову не понравился, но узнав, что тот пишет и сам исполняет свои песни попросил спеть. и в результате прослушивание вместо 15 минут затянулось на полтора часа.
Любимов взял Высоцкого в театр. Так Высоцкий нашел свой театр, а зритель своего актера.Больше театров он не менял и проработал в неи до самой смерти.
Уже в первый год работы в этом театре Высоцкий сыграл две  небольшие роли в спектаклях Любимова. : пьесе Б.Брехта "Добрый человек из Сезуана" и исполнил роль драгунского капитана в "Герое нашего времени" по М.Лермонтову. В  следующем 1965 году в театре ему поручили уже более значительные роли в пьесах "Антимиры" А.Вознесенского, "10 дней, которые потрясли ми" по Джону Риду, так же в композиции Павшие и живые". Популярность актера росла с каждым днем.  Каждая его роль в театре  была неожиданной, и тем, что он ее играет и тем как он ее играет, всякий раз его игра встречала восторженный приём у зрителей. В 1966 году он исполняет главную роль Галилея в пьесе Б.Брехта :Жизнь Галилея", а в 1967 году огромным успехом у зрителей пользовалось его исполнение  роль Хлопуши в драматической поэме С.Есенина " Емельян Пугачев"
( 1967 ), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).
В 1971 году он сыграл на сцене театра "Гамлета" У .Шекспира. "Никто из окружающих не верил, что я вытяну зту роль , что у меня получится  вспоминал Высоцкий позже. Были гигантские сомнения. Репетировали мы два года. "Если это был бв провал то это бы означало для меня конец актерской карьеры.. по это было и конец для меня лично. как для актера если бы я не сумел это сделать. Высоцкий вытянул роль почти на пределе своих возможностей. Затем до самой смерти он играл эту роль, один, без дублеров.
И неслучайно именно «Гамлет», по всеобщему признанию, - лучшая театральная роль Высоцкого. За неё он получил главный приз на шекспировском фестивале в Белграде, где участвовало более ста театров, в том числе, и английские. А во время гастролей театра в Париже Высоцкого назвали лучшим Гамлетом.
Работа в театре постоянно перемешивалась у него с роботами в кино.
Еще в 1959 году приятель Высотского Леон Кочарян  устроил Высоцкому пробы на Мосфильме,  и он стал сниматься в кино, правда во второразрядных и эпизодических ролях. Постепенно роли усложнялись с ростом популярности и актерского мастерства.
Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более (  чем двадцати пяти фильмах.
Кинобиография Высоцкого включает роли Максима  ( " "Короткие встречи"1968), Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979) и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью.
В 60 годы к нему пришла известность как к киноактеру После множества незначительных ролей он в 1966 году сыграл в фильме С.Говорухина"Вертикаль" в написал для него 5 песен. которые прозвучали в нем. И фильм и песни стали сразу популярными. Несомненными удачами Высоцкого в кинематографе были острохарактерные запоминающиеся роли: поручика Брусенцова ы фильме Карелова  " Слудили лва товарища" (1967), бригадира Рябого Назарова "Хозяин тайги" ( 1968 ), зоолога фон Корена "Плохом хорошем человеке" (1973)  Хейфица. Но самая большая творческая удача ожидала его в одном из последних его фильмов  За несколько лет до смерти, уде больной, он снялся в ролт капитана МУРа Глеба Жеглова в телевизионном пятисерийном фильме
"Место встречи изменить нельзя". Извемность Высоцкого после этого фильма(  стал просто всенародная ) В 1987 году Владимир Высоцкий за исполнение роли капитана Жеглова был посмертно удостоен Государственной премии СССР.
Всего же Высоцкий снялся более яем в 30  фильмах, хогя мог бы не менее чем в сотне.
Да и с Мариной Влади он мог сняться не в одной картине, а как минимум в пяти. Вместе же они снялись только в венгерском фтльме "Их двое" ( 1977) , Высоцкий снялся в эпизодической роли ( его дублировал на венгерский язык - венгерский актер)
Так , например, серьезно рассматривался вопрос о совместном участии Влади и Высоцкого в фильмах  «Кто поедет в Трускавец?» и «Жена ушла».
Среди несыгранных ролей Высоцкого , где он пробовался на роли можно отнести:
Он мог дважды сыграть Остапа Бендера ( в "Золотом теленке" - Швейцера и - "Двенадцати стульев" - у Гайдая), сняться в «Беге» Алова и Наумова (роль Черноты), д. Артаньяна ( "Д.Артаньян  и три мушкетера") и Крестовского ( "Земля Санникова" )  мог полюбиться зрителям в роли прораба в культовой «Операции „Ы“». У Высоцкого был реальный шанс работать. Шукшин, Тарковский, Герман, Шепитько — со всеми ними у артиста не сложилось в разное время и по разным обстоятельствам. Так , например, Г.Данелия отказался снимать Высоцкого в главной роли в фильме "Афопя", он показался ему очень серьезным. Высоцкий понравился Г.Панфилову , но он не смотрелся в паре с И.Чуриковой , другой героиней фильма.
Уже под конец жизни он хотел начать новую главу, попробовать себя еще в одной ипостаси он планировал снимать фильм в качестве режиссера. Он собирался экранизировать повесть "Зеленый фургон".
А еще ранее, в 1970 году Владимир Высоцкий в соавторстве с Давидом Карапетяном написал сценарий о Несторе Махно и гражданской войне на Украине. Высоцкий собирался сыграть самого батьку, и даже ездил н места где предполагалось снимать фильм.
»Вообще Высоцкий иногда создавал серьезные проблемы для съемочных групп при снятии фильмов "Опасные гастроли" и "Стряпуха" и ряда других. Об известном недуге Высоцкого товарищи по сцене выражались очень красиво: «ушел в пике», «сорвался», «развязал». При этом, если многим артистам увлечение крепкими напитками частенько прощалось (мало ли, с кем не бывает), то Высоцкому — нет, не могли. Он пил отчаянно, из-за чего отменялись спектакли, а съемки фильмов откладывались на целые недели («Опасные гастроли»). Лишь немногие режиссеры решались сотрудничать с ненадежным актером, чья дурная слава быстро разлетелась по цеху — земля слухами полнится. Так, последнюю попытку работать с Высоцким в 1960-х предпринял Андрей Тарковский, позвав его на роль сотника в «Андрее Рублеве». Сестра режиссера потом вспоминала: «Тарковский ценил Высоцкого как актера, хотел снимать его в своих фильмах. Даже приглашал в ленту „Андрей Рублев“. Но Высоцкий был тогда не в лучшем моральном состоянии, поэтому брат решил взять другого актера». В фильме «Спорт, спорт, спорт» Элем Климов планировал невероятный эпизод, в котором два поэта — Высоцкий и Ахмадулина — ведут беседу о спорте. Высоцкий начал готовиться к роли, взялся за диалог и сорвался. А в "Стряпухе" он запил на дублировании уже снятого фильма, и вместо него озвучить  отснятый материал пришлось   другому актеру.По причинам "срыва"  высоцкий, уже сн начавший сниматься в фильмах "Д.Артаньян и три мушкетера" и "Двенадцать стульев" был исключен из проектов
Но асе-таки (по крайней мере при жизни) Высоцкий прежде всего был популярен как певец. При этом - слава его росла независимо и даже в противовес отнотельно позиции властей. Первое время они как бы не замечали его песенного творчества 
вплоть до 1968 года. В июн  в газете "Советская Россия" появилась разгромная статья "О чем поет Высоцкий" . Авторы ее между прочем говорится: "Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия блатных и пошлых песен переписанных с магнитофонных пленок". Быть может на фоне огромных достижений литературе и искусства  это кажется мелочью. "пикантный пустячок" . Но у нас на периферии вредности этого явления в деле воспитания молодежи видно совершенно отчетливо. Мы очень внимательно прослушали многочисленные записи московского артиста Высоцкого авторском исполнении. В под видом искусства искусство преподносится обывательщина,пошлость,. безнравственность,. Высоцкий поет во имя и от имени алкоголиков,. преступников, людей порочных,и неполноценных"
Выступление газеты послужило началом травли не только Высоцкого, но и других бардов. В компанию травли скоро включились многие центральные и региональные газеты. Поскольку Высоцкий не сделал правильных "выводов" -  его творчеству стали чинить препятствия. Многие его пенсии , написанные для кинофильмов и спектаклей ( причем не блатные, и патриотические и лирические проходили с большим трудом.Ему три года запрещали выступать с концертами. Положение немного поправилось в 1971 году. после громкого успеха "Гамлета"в Театре на Таганке.Тогда ему разрешили выступать с концертами. хотя нападки на него не прекратились и позже. Между тнм сам Высоцкий очень серьезно относился к сочинению своих песен. Это было не просто увлечением, а настоящим тяжелым трудом. Он подолгу работал над каждым из них
 Народ валом валил на его концерты. Феноменальная его популярность среди разных слоев общества была закономерна. он как никто другой выражал в своем песенно-поэтическом творчестве надежды, мысли , увлечения и заблуждения поколения 50-80 годов.
Всего жы Высоцкий написал около 600 песен. Из них пожалуй лучшим являются: "Лирическая", "На братских могилах", "Большой Каретный", "Песня о друге", "Я не люблю", "Охота на волков", "Баллада о любви", "Дом хрустальный", "Он не вернулся из боя", "Кони привередливые"
Хотя у каждого свой Высоцкий - песенник , и с этим иском может не согласится.
Среди его песен многие написаны для кино, в которых они звучат, органично войдя в художественную ткань этих фильмов ( "Опасные гастроли", ".Вертикаль", "Бегство мистера Мак Кинли" и многих других.
Первой его песней принято считать песню "Татуировка", которую Владимир Высоцкий написал в 1961 году в Ленинграде. Последним произведением Владимира Высоцкого считают, стихотворение,которое он написал перед самой смертью в поезде на бланке парижского туристического агентства в июне 1980 года.
Высоцкий написал около ста стихотворений и одну детскую поэму,   "Вступительное слово про Витьку Кораблёва и друга закадычного — Ваню Дыховичного. Что случилось с пятым «А»? " Так хе  писал он и прозу ("Роман о девочках", "Дельфины и психи" и другие - всего 12 произведений, из которых 2 в соавторстве с другими авторами)
Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский). Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству.
Последний концерт Высоцкого состоялся  23 июня 1980 года в г. Калининграде.
Высоцкий уже плохо чувствовал себя,
На предпоследнем концерте у него пропал голос.
Ему предложили отменить последний концерт, но он отказался, он очень уважал и ценил своих зрителей.
Зал дворца был заполнен полностью, свободных мест не было.
Билеты на его концерты были проданы уже первый жень когда стали их продавать.
Очереди у касс были почти в километр
Высоцкий на сцену Дворца спорта "Юности" вышел без гитары.
Поздоровавшись со зрителями он признался что петь не может и предложил рассказать о своей работе в театре и кино. как пишет он свои песни, об интересных людях, с которыми в его жизни столкнула судьба.
Затем он спросил зрителей - согласны ли они , что в таком порядке пройдет их встреча.
В ответ из зала донеслось: "Согласны" ! "Конечно"!
Зал разразился аплодисментами.
И Высоцкий начал свой рассказ .
Перед нами зрителями  в его рассказе прошла вся его жизнь, нелегкая, но насыщенная яркими событиями, с подъемами и падениями.
Перед нами прошла галерея образ=ов его друзей: :артистов, режиссеров леятелей искусства   и  просто хороших людей.
Много интересного узнали мы о его жизни -перед нами вырисовывалась фигура Высоцкого не терпящего лжи и несправедливости, не жалеющего себя в творчестве и в жизнем
Зал неоднократно взрывался аплодисментами.
В ходе своей беседы. он время от времени отвечал на записки . которые передавали ему из зала.
Отвечал лаконично. но по существу , эмоционально.
И вот гдн-то к концу вечера пришла очередная записка из зала
Как правило  он сразу зачитывал. записки.
А тут растерянно замолчал на полуслове
В зале наступила неловкая пауза.
Наконец он спросил обращаясь к публике , хорошо знакомым нам по его песням и фильмам голосом с хрипотцой: "Читать"?
"Читать, читать"! – послышалось из  зала
И Высоцкий прочел записку:
"Хватит трепаться, пой!»
В зале – немая сцена.
А Высоцкий  растерянно постоял какое-то время, глядя перед собой невидящими глазами, после чего повернулся и ушел.со сцены.
В зале стали раздаваться крики просящие
Высоцкого выйти на сцену м продолжить концерт.
Зал  устроил ему овации.
Но больше на сцену он не вышел
Эьл был последний концерт Высоцкого.
Администрация Юности  предложила желающим сдать билеты в кассу и получить деньги за него обратно , но ни одного билета сдано не было
Через месяц он скончался.
Через несколько лет у входе в городской парк Калининграда поставлен памятник Высоцкому , возведенный на собранные жителями города деньги
Памятник представляет собой трехметровую бронзовую фигуру Высоцкого, который сидит на постаменте, любви народа к нему.опираясь на стоящую рядом гитару.
Похороны Высоцкого превратились в яркую демонстрацию всенародной
"Фашисты, фашисты, фашисты..."...кричали москвичи, ставшие свидетелями того, как власти стирают с улиц память о Владимире Высоцком. Поэт умер в 1980-м, когда в Москве проходила Олимпиада, и власти хотели, чтобы похороны прошли тихо и незаметно. Всего две газеты, "Советская культура" и "Вечерняя Москва", дали два коротких сообщения о том, что умер Владимир Высоцкий, да еще над кассой Театра на Таганке вывесили записку с этими же словами: "Умер Владимир Высоцкий". А дальше свое дело сделало сарафанное радио. Проститься с поэтому пришли десятки тысяч человек. Траурная очередь растянулась от Таганки до стен Кремля. Люди часами стояли на палящем солнце, чтобы положить цветы к гробу.Худрук театра Юрий Любимов обратился к властям столицы с просьбой разрешить проехать машине с открытым гробом по улицам города, чтобы люди могли проститься с Высоцким, но машина, обманув все ожидания, свернула в тоннель. А следом за ней выехала коммунальная "поливалка" и стала водой смывать оставшиеся на асфальте цветы. Но когда коммунальные службы стали выламывать из окна театра установленный там портрет Высоцкого, люди не выдержали и стали скандировать "Фашисты!"Народная память и народная любовь преодолевает любые запреты и табуна сегодняшний день, в России и странах СНГ установлено около 50 памятников Владимиру Высоцкому. Есть они и в странах дальнего зарубежья, таких например, как Болгария, Польша, Германия, США и других. Имя Высоцкого носят 20 скал, ледники, речные пороги и каньоны......названы именем Владимира Высоцкого. А еще во многих городах России есть улицы Высоцкого, в честь него названы корабли, самолеты, 200-метровый небоскреб и даже астероид 2374 Vladvysotskij.


Рецензии