Что видит на месте старого капитализма консерватор

         Сказав А, надо говорить Б, сказав, либерализм исчерпал себя, надо обращаться к консерватизму, как его противоположности. Ведь по мнению российского учёного А.И.Фурсова, есть только либерализм и консерватизм, фашизм и социализм, социалдемократия не в счёт.       
         Президент Владимир Путин выступил 21.10.21 на пленарном заседании клуба «Валдай» с программной речью. «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя», – заявил президент. «Кризис, с которым мы имеем дело, – концептуальный, даже цивилизационный. Однако для выхода из сложившегося кризиса не годится революция».
         Путин объявил, что формируя свои подходы, Россия будет придерживаться «разумного консерватизма». Объясняя свою мысль о «разумном консерватизме», Путин процитировал философа Николая Бердяева, который сказал, что «консерватизм – это не то, что мешает идти вверх и вперед, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу».
         Уточняя суть консерватизма, президент сказал: «Когда-то уже говорил, что, формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма. Это было несколько лет назад, тогда страсти на международной арене ещё не достигали нынешнего накала, хотя, конечно, можно сказать, что тучи уже тогда сгущались. Сейчас, когда мир переживает структурный слом, значение разумного консерватизма как основы политического курса многократно возросло именно в силу множащихся рисков и опасностей, хрупкости окружающей нас реальности.
         Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это, прежде всего, опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий. И, скажем прямо, на предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм – самая разумная, во всяком случае, на мой взгляд, линия поведения.
         Консерватизм (франц. conservatisme от лат. conservare – охранять, сохранять) – одно из основных направлений политической философии, которое выражается в исторически конкретной политической идеологии. То есть это политическая философия в политической идеологии, философия в идеологии – ядро идеологии, которой российское государство не имеет. Поэтому можно поискать другое определение консерватизма.
         Консерватизм (от лат. conservo – охранять, сохранять), в широком смысле – обозначение умонастроения и жизненной позиции, характерными особенностями которых являются приверженность традиции – социальной, нравственной, религиозной, связанное с этим недоверие к любым радикальным нововведениям и предпочтение медленных, постепенных изменений («органической эволюции»). По определению одного из виднейших идеологов брит. консерватизма М. Оукшотта, «быть консерватором означает предпочитать известное – неизвестному, испытанное – неизведанному, факт – загадке, насущное – возможному, ограниченное – бескрайнему, близкое – далёкому, достаточное – избыточному, удобное – идеальному…». В основе этих слов страх перед неизведанным.
         Как известно, русский консерватизм подразделяется на дореволюционный, эмигрантский и современный.
         Иван Александрович Ильин и Иван Лукьянович Солоневич – одни из наиболее известных консервативных мыслителей русского зарубежья. Их статьи и призывы звучат сегодня более чем актуально.   
         Вот слова Ивана Александровича Ильина.  «Быть русским - это не просто говорить по русски, а принимать Россию душой, видеть сердцем её бесценную самобытность и её неповторимое своеобразие».
         Заметим, самобытность и неповторимое своеобразие выделяют особенное, а не общее, что характерно для цивилизационного подхода, благодаря которому Россия выглядит цивилизацией.
         А Иван Лукьянович Солоневич сказал следующее: «В истории русского государства обнаруживались социальные катастрофы именно тогда, когда намечался отход от генеральной линии в попытках подражания западноевропейской цивилизации. Для русского человека внешним побудительным мотивом остается не западный принцип наживы и потребления, достижения определенных благ, а вера в некие идеалы, идеи, совпадающие с задачей целого, с державностью, что выражается в империалистичности мышления. Россия прежде всего империя в какой бы форме государственного устройства она не существовала. Русское самодержавие – уникальное и самобытное явление, называемое им народной монархией».
         Так вот, поскольку «старый» капитализм исчерпал себя, то наступает время нового капитализма. Это народный капитализм, и он вполне может сочетаться с народной монархией. Здесь есть место и новому и традиции.
         «Традиция (от лат. traditio – передача, предание) – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох».
         «Современный аналитический подход к проблеме традиции преодолевает тенденцию свести ее к «косным и отжившим элементам прошлого». Традиция готова к обновлению и становится источником развития. Она выражает диалектический закон отрицания отрицания, проявляющийся в том, что новый капитализм это, тем не менее, капитализм, а новая монархия это, тем не менее, монархия.
         В целом мы должны вести речь о новой русской цивилизации, в которой имеют место новый, народный капитализм как экономический базис и новая, народная монархия как политическая надстройка.
         О новом, народном капитализме я уже много написал до этого, также как и о новой монархии как форме правления. Здесь только кратко повторюсь, что в традиционном смысле в России возможна реализация проекта такого капитализма, в котором  имеют место народная форма собственности и монархическая форма правления, когда монарх это глава президентской республики. Здесь монархия не противопоставлена республике, так как монарх не коронуется церковью как Сын Неба, а избирается Народом. Он Сын своего Народа. Поэтому Народ делегирует Ему свою власть.
        Народ – источник власти и хозяин земли русской, природных ресурсов, которыми он дозволяет управлять от своего имени монарху.
         Только и всего. 


Рецензии