Санаторские зарисовки

      Однажды в конце июля совершенно неожиданно раздался звонок из Собеса и у меня спросили, хочу ли я поехать в санаторий, разумеется, по социальной, бесплатной путёвке.
Предложила очень милая женщина, занимающаяся этим вопросом, на выбор аж четыре санатория . Я все их сайты просмотрела в интернете, посоветовалась с близкими , прочла отзывы и выбрала санаторий  рядом с городком Травкино. Это Мордовия.

     Зарисовка 1. Дорога.

     Как я не старалась, чемодан получился безумно тяжёлым да и сумка женская не слабо нагружена. Из Москвы провожал сын и поэтому проблемы с погрузкой естественно не возникло. Но самое главное и мучившее не один день было « как я там выползу из вагона с такими тяжестями»? Купе  оказалось женским. Я одна ехала в Травкино, где должен был встречать санаторский автобус, а остальные три пассажирки ехали до конца, то есть в Саранск. Поезд отходил в девять часов вечера и пока расстелили постели, пока проводник билеты проверил, пока то да сё, все перезнакомились, разговорились и оказались очень симпатичными друг для друга. И сочувствуя и разделяя мои опасения одна девушка с верхней полки ( звали её Инесса- красивое имя не правда ли?) стала меня осыпать комплиментами по поводу моего педикюра   и вообще моего модного прикида в мои N...лет, и проникнув ко мне такими положительными чувствами и симпатией успокоила, пообещав помочь с «выгрузкой». Я конечно слабо в это верила. Мне выходить в пять утра, а остальным и ей тоже - в семь. То есть -самый сладкий сон.
Но всё вышло , как нельзя лучше. Она и проснулась вовремя, и чемодан этот тяжеленный подхватила, и с поезда спустила на перрон. Вот такая чудесная добрая девушка мне повстречалась в начале моего знакомства с Мордовией. Очень я ей благодарна и дай бог ей счастья и здоровья!!! Это первое, что мне обязательно надо было зарисовать.

 

        Зарисовка 2. Ландшафт.

    На перроне сразу же подошёл таксист и я с ветерком прибыла к месту назначения, довёз до главного корпуса и помог (опять же моя вечная проблема) выгрузить этот тяжеленный чемодан.. Санаторий расположен полностью в сосновом бору. Причём сосны такие высокие и такие прямые, ну настоящие , что называется, корабельные. Так и представляешь какие из них  получились бы мачты прекрасные на парусных кораблях. Воздух пропитан этим сосновым, бодрящим запахом, вдоль дорожек аккуратно подстриженные кустики разнообразных причудливых форм, очень много цветов, красные каллы роскошные. Садовник видимо высшей категории расстарался! По всей территории скульптуры расставлены разнообразные, а именно: « баба яга», « лесовик», «волк», «лось» , ещё какие-то инсталляции и... Владимир Ильич Ленин. Он как раз стоит в сквере около корпуса, где я поселилась. Пустячок, а приятно. В этот корпус я поселилась не сразу. Сначала меня определили в главный , современный , многоэтажный, где находится всё: и лечебное отделение, и бассейн, и столовая, и администрация. Номер предоставили на 6-ом этаже. Поднялась я на лифте, осмотрелась, вышла на лоджию и разревелась! Почему? Да потому, что там  где-то внизу далеко -далеко природа, земля и деревья, а я словно опять в городской квартире нахожусь и целый день придётся на лифте кататься туда сюда, туда сюда. И сосны эти обалденные вообще растут для кого-то другого. Спустилась вниз в регистратуру и поделилась своим «горем». Девочки вошли в положение, предложили поселиться в другом, трёхэтажном корпусе и на первом этаже! И номер больше, и природа за окном, и Ленин наблюдает и бдит!!


        Зарисовка 3. Где логика?

       Везде, как и положено в пандемию , эти душу теребящие надписи: «вход только в масках» и « соблюдайте дистанцию в полтора метра». Входим в столовую. Столы на четыре человека составлены так близко, что пробраться к своему месту большая проблема. Да ещё наш стол «слеплен» с другим таким же, то есть уже не четыре, а восемь человек сидят локтями друг дружку толкают. При этом за этим, соседним, люди сидят с … масками на подбородках!
 За нашим столиком сидят Люба ( моя ровесница), Аня ( чуть моложе) и Валентина Петровна( уже за восемьдесят). Люба в маске на подбородке, так  как иногда кашляет-аллергия. Так мужик с соседнего слепленного стола стал выговаривать и ругаться на неё. А то, что при такой скученности , слепленности и давке вообще заразиться раз плюнуть, хоть противогаз надень, ему невдомёк.
 Я, конечно, не выдержала и поддержав Любу высказалась-- ей что ли надо маску одеть , дырку просверлить и так кушать? Меня назвали чуть ли не скандалисткой. Юмора не поняли. Теперь у наших столов полное игнорирование.
 Да , кстати , кое- какие «столы» написали жалобу по поводу этого безобразия с таким столпотворением. Логичнее было бы кормить
 людей в две смены.

       Зарисовка 4. Магазин.

Эта совсем короткая. На территории санатория есть магазин. Водку продают с 10 утра. Где ещё такое возможно? А вот Парикмахерской
на территории санатория почему-то нет. Это первый раз в моей практике проживания в санаториях.

       Зарисовка 5. Врач.

Чтобы получить назначения на положенные процедуры, сначала посетить надо кабинет старшей медсестры, потом отсидеть часа полтора-два в очереди к назначенному тебе врачу. Ну это обычная практика ( за исключением долготы сидения). Итак  стою, потом сижу в очереди, общаюсь с такими же приезжими вчера, как и я. Рядом сидит симпатичная, даже красивая женщина умная и интеллигентная- разговаривать интересно. Она передо мной. Наконец она вошла в кабинет врача и довольно долго не выходила, впрочем как и остальные. Вывод напрашивается сам собой: значит врач внимательный и относится к назначениям не формально. Наконец моя очередь и мне можно зайти.
За столом сидит этакая пожиловатая женщина, худощавая. В общем по виду серая мышка . Первый вопрос « ваша фамилия?» и второй--- « вы крещёная»? На первый вопрос я ответила, второй немного удивил.
--Крещёная, у меня и крестники есть,- отвечаю, как учителю на уроке.
--А почему крест не носите?,- последовал следующий вопрос довольно тихим, спокойным, но немного укоряющим голосом.
--Да дома оставила, -виновато продолжаю оправдываться и объяснять.
--Это очень плохо, вы не защищены совсем. Перед вами женщина была, она экстрасенс, вы же с ней общались?
Киваю в ответ утвердительно,
--Так откуда вы знаете какую порчу она могла на вас навести? А вы не защищены. Был бы крест на вас, он бы вас защитил, ведь Иисус все страдания на себя принял.
 Я уже слабо понимаю где я нахожусь: то ли у врача, то ли у священника в храме.
--На что жалуетесь?- наконец последовал вопрос по существу и хотя бы медицинский. Рассказываю все свои диагнозы, хотя перед ней лежит моя мед.карта ( зачем мне надо было её вообще оформлять  бегая месяц по врачам, если она в неё даже не заглянула?)
Об одном заболевании похоже она вообще никогда не слышала, так как я предполагала, что заболевания центральной нервной системы всё же относятся к голове, а не к ногам. По поводу другого недуга получила совет взять свечку, зажечь и рисовать ей, свечкой, на столе  кресты и всё как рукой снимет. Потом , правда, назначила эта целительница ( врач с высшим медицинским образованием рука не поворачивается написать) несколько процедур. Ознакомившись, я сама что-то приняла, а что-то отвергла из опасения навредить.
--А крестик вы всё же купите. Попросите, кто в Наровчат поедет пусть непременно вам купит, без крестика нельзя никак.
 Вот такая зарисовка.
  Ещё могу добавить, что одной женщине стало плохо во время обеда в столовой из-за резкого скачка давления ( 70 на 50) и никакая помощь не была оказана в самой столовой, вообще нигде- только посоветовали полежать. Она кое- как доползла до своего корпуса, который находится от столовой довольно далеко. Потом до меня- мы в соседних номерах проживали. Я её увидела- испугалась: бледная, еле на ногах стоит!! Потом я ей мерила давление своим тонометром , отпаивала горячим крепким чаем с сахаром и кое - как  к вечеру удалось давление чуть -чуть поднять. В аптеке хотела купить цитрамон, да она только до трёх часов работает- закрыта.  В это время позвонила её дочь из Москвы, разволновалась, затем возмущённо позвонила главврачу санатория. Тут все и забегали наконец. На следующий день пришла к ней эта самая врач, про которую я рассказала выше. Очень богобоязненная, добрая и с крестиком на шее в отличии от меня, и стала чуть ли слёзно извиняться, что не только не оказала ей помощи, но даже и ни разу за полтора дня не удосужилась прийти и проверить, как там пожилая, больная с таким низким давлением себя чувствует, не померла ли?

        Зарисовка 6. Публика.

   Эту зарисовку правильнее было бы назвать «отдыхающие», но почему-то захотелось выпендриться и назвать  их именно публикой.
Итак, начнём с корпуса, в котором меня поселили.
   Внизу при входе за небольшой стоечкой должна сидеть вахтёрша.
Почему должна? Да потому что не всегда сидит . Их три. Первая всегда улыбающаяся и внимательная Галина. Она практически всегда на своём рабочем месте. Вторая- Маша. Она скромная и стремящаяся угодить всем, сидит не всегда, но найти можно. И третья неизвестная по имени и незаметная по внешности- практически вообще не бывает на рабочем месте. Кто-то сказал, это потому, что работает в санатории на трёх местах.

Светлана.
        Первое знакомство произошло при моём переселении из первого корпуса в этот, второй, как раз в дежурство Галины. Около неё сидела симпатичная женщина и они, прервав разговор, приняли активное участие в этом процессе, то есть процессе моего вселения. Женщину , как оказалось, звали Светланой. Она тоже приехала отдыхать сюда из Москвы. Маленького роста, полноватая, с тёмными волосами стрижка каре и возраст почти мой. Мы потом ближе познакомились ( это её я спасала в Зарисовке 5. «Врач»). Три года назад, она  овдовела. Да тут вообще одни вдовы отдыхают, мужчин совсем мало. И какие-то невзрачные, неухоженные, оно и понятно, если мужчина одинокий. Со Светланой часто общались, гуляли, кофе пили.

Нина.
   Нина тоже поселилась в нашем корпусе, но очень странная женщина. На неё сразу обращаешь внимание. Есть такие люди незаметные, можно по пять раз на дню пересекаться и даже лица не запомнишь. А есть наоборот- чем-то сразу  резко отличаются от толпы.
     Так вот эта женщина именно такая. Из толпы выделяется сразу! Коротко , ну очень коротко, подстрижена. Одевается в платья в стиле бохо, но ближе к хиппи: длинные, хэбэшные, коричневые или тускло-красные. Ходит везде по дорожкам, по тропинкам и в любую погоду исключительно босиком и носит обувь в руках, чтобы  зайдя в столовую или в лечебное отделение надеть. Всегда, то есть постоянно опаздывает на кормёжку. Все с обеда, она -на обед. Это обязательно. Познакомились следующим образом. Я не открыла вахтёрше дверь когда та стучалась в мой номер- не смогла. Поэтому подошла через некоторое время к  ней и извинилась, объяснив причину. Рядом стояла эта Нина ( тогда я не знала как её зовут) и, услышав наш разговор, начала отваливать мне комплименты за то, какая я культурная и интеллигентная, что извиняюсь перед вахтёршей и какая это сегодня редкость! Самое смешное, что она тут же перед этим кого-то распинала из санаторской обслуги за плохое отношение, воровство и ещё что-то громким, скандальным голосом, как на трибуне. Позже меня просветили, что она очень любит возмущаться и бороться за правду: все воруют, все подлецы и т. п. Такой тип «борцов» мне тоже знаком. Но мне по барабану, я эту тему не развиваю и мы просто мило здороваемся с ней при встрече.


Наталья- «енотиха».
   Могу сказать про эту женщину то,  чем она привлекает внимание. Ходит часто со скандинавскими палками и в очень красивой, модной шляпке, бодренькая такая. Когда шляпку сняла, то оказалось, что волосы окрашены полосами, как у енота : белая полоса, тёмная полоса и так поперёк всей головы. Это что-то!!! Но оригинально и красиво. Возраст тоже отставляет желать меньшего.
Наталья ни много ни мало подполковник ( на пенсии разумеется) милиции и работала в  Спец подразделении ГИБДД. Женщина очень активная, доброжелательная и красивая и то, что она страж порядка никак бы не подумала.

 Люба.
С Любой мы сидим за одним столом, она напротив меня. Женщина  возраста этак под семьдесят, довольно миловидная и модная. Носит красные короткие бриджи и полосатую красно - чёрную блузку. Короткая стрижка густых, седых волос на голове. В молодости, очевидно, была просто красавица. Тоже похоронила мужа. Разница лишь в том, что во-первых, похоронила давно- двадцать четыре года назад. И, во-вторых, он был очень интересный, видный мужчина, большой начальник, хорошо готовил и она жила как у Христа за пазухой.  Сама она также работала на какой-то руководящей работе в сфере торговли. Замуж  так и не вышла, живёт с этой болью и обидой на жизнь и мне кажется это здорово повлияло на её характер. По крайней мере то, что можно наблюдать -это иногда агрессия, излишняя самоуверенность. Это заметила не только я. Довольно трудно, но  лучше молчать и не реагировать. Зачем портить настроение  себе и окружающим? Однажды, к примеру, Люба наехала на официантку, потом нажаловалась на неё старшей по залу. Но главное я вот описываю это и даже вспомнить не могу причину такого негодования. Мне Люба призналась, что была с утра просто злая и таким образом спустила пар- ей стало сразу легче.

Так вышло, что Люба и Наталья-енотиха пересекались ранее, поэтому и здесь общались. Иногда и я с ними прогуливалась.

     Ещё познакомилась с несколькими женщинами , все симпатичные, милые и все вдовые , но особых «примет» не могу указать.
 Мед.персонал тоже можно назвать «публикой». Меня всё и все  устраивали, относились внимательно и доброжелательно.

       Зарисовка 7. Рынок.

      По воскресеньям  руководство устраивало поездку на рынок в Травкино. Оказывается по выходным там происходит что-то типа ярмарки. Съезжаются торговать  чуть ли не со всей Мордовии или с ближайшей к Травкино её части. Думала, думала и один раз решила поехать. Выделили автобус- по 50р с носа туда и 50р обратно. Кстати, на рейсовом эта поездка стоит 40р. Приехали в Травкино минут через 15-20. Базар он и есть базар- народу тьма и продавцов, и покупателей, и машин, и товара. Ор стоит невероятный, торговля полным ходом, суета и повторюсь-очень много народу. Купила полкило помидоров ( 150 за кг), банку малины , 1 кг слив и уехала «домой» на такси за 200р. Развлеклась в общем.
 А на следующий день добрела до местного магазина  в посёлке за территорией санатория. И в этом магазине точно такие же помидоры по 40-50 р за кг! «Приятная» неожиданность!!

Зарисовка 8. Впечатления.

Мордовия вполне советская республика , кроме этого очень люди доброжелательные и к Москвичам относятся хорошо. А это давно большая редкость! Почему-то везде считают, что мы зажравшиеся. Очевидно судят по тем лицам, что мелькают в телевизоре. Но ведь там, если уж рассуждать объективно, практически  все не москвичи, а приехавшие «активисты» из других городов и бывших республик СССР. И естественно приехали самые напористые, наглые и пробивные. В Москве по статистике проживают более 12млн, а коренных москвичей... 200 тыс. И правят Москвой уже давно те, кто никаких московских корней никогда не имел. И города уже совершенно не узнать, это не Москва- столица Советского Союза, это теперь  огромный мегаполис, предназначенный для зарабатывания и отмывания денег, а не для жизни обычных людей. Наболело- отвлеклась.
 Мокша и мордва означают одно и тоже--- искупление, освобождение.
Язык мордовский или мокшанский тоже однозначное толкование. Когда-то  мои предки жили в Нижнем Ломове, а потом и мы с мужем купили домик в Лукиной Поляне Пензенской "губернии",  там тоже течёт река Мокша. Я в ней купалась. Это место близко к Мордовии расположено. Так что я знала, куда еду территориально.
А здесь Мокша немного шире, течёт спокойно и позволяет  любоваться своими красивыми берегами в соснах , нежными рассветами и яркими закатами. Недалеко за территорией санатория есть родник, вода исключительно чистая, природная , целебная. Многие набирали в бутыли и пили только её.


Зарисовка 9. Подарки.

       Подарки, а как же без них приехать?
В санаторском магазинчике купила  «Бальзам» и две бутылочки
сладкой настойки «Деревенька». На что соседка по столу Люба прокомментировала: « и зачем ты на выпивку деньги тратишь, лучше бы яйца купила, они тут свежайшие и экологически чистые!»
Это , конечно, прекрасно, оправдываюсь, но каково же мне было бы на день рождения сына вручить ему два десятка пусть даже  экологически чистейших яиц ( хорошо если не разбитых в дороге). Все сидевшие за нашим и соседним столом так и прыснули от смеха.

Внуку решила купить сувенир — домовой Куйгорож называется. Продавщица внимательно посмотрела на меня и спросила, покачав головой, а  не поссорятся ли они с нашим. Я сразу не поняла. Оказалось она имела ввиду «взаимоотношения» русского домового с мордовским. Я немного растерялась, но потом задумалась над этим серьёзно(!!!) и... успокоилась. Моя невестка на четверть эстонка и латышка, то есть как и мордва финн-угорское племя. Поэтому всё нормально. Удивило и тронуло, как беспокоилась продавщица, «отправляя» Куйгорожа в Москву.

Зарисовка 10. Отъезд.

         И теперь  про окончание поездки. На вокзал ехали с соседкой на такси, хотя можно и на санаторском автобусе . Таксист очень доброжелательный попался и помог не только дождаться , когда поезд приедет ( а это уже глубокая ночь!), но и погрузил мои вещи прямо в купе. Поезд пришёл точно по расписанию. Необыкновенно чистый, просто стерильный фирменный состав. Вагоны комфортабельные, бельё белоснежное, туалеты класс. И ехала с попутчицей вдвоём- верхние полки были свободны.

Так что Мордовия и встретила и проводила на высоте.


Рецензии
С интересом прочитала Ваши зарисовки. Новых впечатлений и всего доброго Вам!

Галина Михалева   30.11.2021 10:59     Заявить о нарушении
Очень приятно, что понравилось.
Вам, Галина, творческих успехов и находок желаю от всей души.

Наталия Гурина-Корбова   30.11.2021 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.