Последний удар

               

                Предисловие.

      Очень люблю снукер, прекрасную бильярдную игру. Сам не играю, но телерепортажи смотрю с 90-ых годов. В снукере есть всё, чтобы им восхищаться и наслаждаться зрелищем. И напряжение борьбы за победу, и блестящая техника игроков, позволяющая производить сложнейшие удары и филигранно управлять движением битка, и психологическая составляющая поединков...
      Как-то пришла мысль написать рассказ про снукер. Долго не мог «раскачаться», но вдруг «пришёл» сюжет, показавшийся интересным. Конечно, с моим любимым психологическим подтекстом... 
      Надеюсь, читателю понравится...
Главные герои –  вымышленные персонажи, но в рассказе упоминаются и реальные снукеристы (думаю, они не обидятся за это).

               Краткое пояснение для тех, кто не знает снукер.

      В начале игры на игровом столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на определённой отметке на столе. Белый шар (биток) используется для ударов по шарам.
Игроки должны поочерёдно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные шары остаются на столе, забитые цветные шары выставляются на свои позиции. Выигрывает тот из игроков, кто наберёт большее количество очков. Забитый в лузу красный шар оценивается в одно очко. Цветные оцениваются: жёлтый – 2очка, зелёный - 3, коричневый – 4, синий – 5, розовый – 6, чёрный – 7 очков.
      Наибольшее возможное количество очков за одну серию — 147. Серия в 147 очков  называется «максимальной серией» или «максимальным брейком». Для получения максимального количества очков игрок должен забить все красные шары, забивая чёрный шар после каждого красного, а затем забить по старшинству все цветные шары.
      Цель игры — забить как можно больше шаров и получить как можно больше очков на свой счёт в рамках правил игры.
               
   Снукер — интеллектуальная игра, в которой опытные игроки просчитывают свои действия на несколько ходов вперёд.               
   Снукер — это так называемая игра «выходов». Под выходом понимается то, что самого по себе попадания шара в лузу недостаточно, нужно после очередного удара поставить биток в позицию, откуда удобно забить следующий шар.               
   Снукер — серийная игра. Мастерство в организации выходов и расчёт позиции приводит к способности игрока строить длинные непрерывные серии ударов и за счёт этого выигрывать партию.

           Пояснение использованных терминов.

   Биток — белый шар, которым выполняется удар по шарам.               
   Брейк (или серия) — непрерывная серия ударов одного игрока.               
   Болкерная линия — линия, прочерченная ближе к концу игрового стола, площадь,
   обозначенная ей, занимает ровно 1/4 от всей длины стола. На болкерной линии
   выставляются жёлтый, коричневый и зелёный шары.               
   Винт — придание битку вращения при ударе по нему кием.               
   Дабл — дуплет (забивание шара в лузу не напрямую, а при отскоке от борта
   стола).               
   Кластер — скопление двух и более шаров, стоящих плотно друг к другу.               
   Клиренс — забивание шаров в лузы до полной очистки стола;               
   Кэннон — непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.               
   Мисс — непопадание битком в прицельный шар.               
   Отыгрыш — удар по прицельному шару не с целью его забивания, а с целью увода
   битка в сложное для соперника положение (по возможности в состояние снукера )               
   Плант — сыгрывание необходимого шара через шар (редко через два), по которому
   осуществляется удар битком (игрок делает удар по прицельному шару, который
   попадает в другой шар, падающий в лузу)               
   Резка — угол, под которым биток посылается в прицельный шар.               
   Рест — специальное приспособление, на которое ставится кий, если игра с руки
   затруднительна или невозможна.               
   Сенчури — непрерывная серия одного игрока (брейк) из 100 и более очков.               
   Снукер:  - собственно название игры;               
            - позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара
              другим шаром и не может пройти к нему по прямой с обеих сторон.               
   Флюк — случайное попадание шара в лузу без нарушения.               
   Фол (или штраф) — нарушение правил игроком в ходе игры. При объявлении штрафа
   право удара передаётся сопернику и ему же начисляются дополнительные очки (от
   4 до 7).               
   Фрейм — одна партия в снукере.               
   Фрейм-бол — шар, при забитии которого игрок набирает количество очков больше,
   чем потенциально имеющихся на столе. Чаще всего этот шар бывает победным во
   фрейме, но проигрывающий игрок имеет возможность выигрыша фрейма за счёт
   «искусственных» снукеров и фолов соперника за них;   Матч-бол — фрейм-бол, за
   счёт которого выигрывается весь матч.



                Пролог.

Телевизионный комментатор Гарри Гилмор: ... – Осталось всего несколько ударов, дамы и господа!   И свершится – Кристиан Лейверт, один из величайших снукеристов нашего времени, победитель множества турниров, завоюет единственную награду, которой нет в его богатейшей коллекции призов... Приз, полагаемый чемпиону мира....
 
... Жёлтый  забит, сейчас будет зелёный в левый угол...
Мы все знаем и помним историю Криса, его прекрасную игру и тот несчастный случай, который лишил его возможности в течении последних двух лет блистать у снукерного стола. Но вот он вернулся! И играет в своём пятом финале чемпионата мира... Какая несправедливость, что предыдущие четыре он проиграл!...

... Коричневый забит, прекрасный выход на синий!...
Мы все надеялись, что Крис не повторит судьбу Джимми Уайта*, которому не удалось выиграть ни одного финала из шести. И вот он близок к победе!

... Синий в лузе! ... Всего два удара отдаляют Криса Лейверта от заветного звания чемпиона мира... Простой розовый  - матч-бол и последний чёрный уже в ранге чемпиона просто для клиренса! Его соперник, Мэттью Тейлор,  сидит в своём углу,  смирившись с поражением, даже кажется дремлет в ожидании, что взорвавшийся апплодисментами зал возвестит об окончании фрейма и матча..

                Крис

- ... Ну всё, последний удар! Сейчас положу розовый в угол и конец! Я - чемпион!
Могу гордиться собой, что мой труд и упорство принесли должный результат. Как долго я к этому шёл? Сколько раз не везло в решающий момент... Но после всего, что пережил... Вот оно!...
... Ой, какая боль! Прорезало буквально! Боже, только не сейчас...

 Гилмор: - Крис готовится к решающему удару – розовый в угол...
О-о-о, что это?!... Что?!... Вы слышите вздох разочарования и возгласы в зале!...  Я отказываюсь в это верить!... Крис  не забивает простейший шар... Не только не забивает, но и делает мисс, не попадает по прицельному шару! Невероятныйй фол! Шесть штрафных очков сопернику! Те самые, которые ему необходимы для победы во фрейме... Вероятно нервы, ощущение близкой победы не позволило Крису сделать то, что он делал тысячи раз... Уверен, что в другой ситуации он забьёт десять из десяти даже с закрытыми глазами...

      Очнувшийся от дремы Тейлор не сразу понимает, что судья приглашает его к столу. Но вот он выходит...
Тридцать секунд, и счёт в матче вместо 18-14 становится 17-15! Именно шесть штрафных очков позволили Тейлору опередить Лейверта в партии на два очка.
 
      Матч продолжается и теперь в нём может произойти всё, что угодно!... Сейчас небольшой перерыв перед тремя заключительными фреймами, если все они понадобятся...
А у Лейверта будет время оправиться от потрясения и вернуться к прекрасному снукеру,  который он демонстрирует на протяжении всего турнира. Продолжим через пятнадцать минут...

                Глава 1.

                Линдси

- Что с Крисом?!... Неужели опять?  Судя по гримасе, боль вернулась. Поэтому  не смог выполнить удар. Последнее время она не беспокоила,  мы решили, что всё позади...
      Надо было согласиться ещё на одну операцию, но Крис такой упрямый... Хотя я  понимаю, тогда не успел бы восстановиться к чемпионату. Представляю, как ему сейчас больно. Хорошо, что на всякий случай взял с собой анестезирующую мазь.  Как чувствовал, что может понадобиться... Хорошо, что сейчас перерыв. Надеюсь времени хватит, чтобы унять боль. И он выиграет титул, о котором мечтает.
... Наверное, надо было сказать ему, что позавчера столкнулась с Мэттью. Не было никакой возможности пройти мимо... С каким озлоблением говорил со мной... Сколько лет прошло, а он всё так же...

                Крис

... Как больно!...
 - Неужели проклятье финала опять висит надо мной? Никогда бы не смазал этот удар, если б не дёрнулась рука.
 
        Та самая правая рука, которую травмировал в аварии, случившейся два года назад...
        Ехал на своей машине в Шеффилд, как раз на чемпионат мира. Был абсолютным фаворитом. Как говорят:- "Фаворит, хоть убей!"  Была ночь, и я непостижимым образом заснул за рулём. Когда услыхал неизвестно чей громкий возглас: - «Проснись!», и открыл глаза, увидал несущийся на меня гудящий автобус и резко вывернул руль вправо...

       Очнулся в больнице через два дня, весь перебинтованный, правая рука, которую не чувствовал, и плечо в гипсе.
- Мы её собрали по косточкам, сшили сухожилия и нервные окончания, - сказал хирург. – Вероятно, со временем Вы сможете ею пользоваться...Насчёт снукера? Возможно и в игре использовать, тем более, что левша, и она вспомогательна.

       Да, я левша, но правая рука не менее важна! От неё зависит положение кия и точка удара, позволяющая делать резку и управлять битком. Вначале рука висела как плеть, спустя пять месяцев постепенно стала оживать. Я развивал её, как мог, чтобы возвратить силу, забивал гвозди, завинчивал и вывинчивал шурупы...  Рука  более-менее слушалась, только время от времени, когда уставала, делала конвульсивные движения и пронзала внезапной болью...

       Через год подошёл к снукерному столу. Пришлось практически начать  всё сначала, даже немного менять технику.  Тяжело было вытягивать руку при ударах, дальных от борта.
- Лучше используй в таких случаях рест, - посоветовал Шон Мёрфи*, с которым провёл несколько тренировочных партий.
Рест я не любил, также, как Ронни О’Салливан*, и использовал только в самых крайних случаях.

       Зачем я вообще вернулся к снукеру в свои тридцать восемь лет после двухгодичного простоя? За свою пятнадцатилетнюю карьеру выиграл огромное количество турниров. Моё имя уже вписано в историю, несмотря на то, что ни разу не удалось стать чемпионом мира. Четыре проигранных финала!
Только Уайт проигрывал больше. Помню, после последнего он подошёл ко мне:
- Крис, ты решил побить мой рекорд? Поверь, не самая лучшая идея. Оставь его мне. Выиграй наконец этот чёртов чемпионат! – пожелал он.
- В будущем году, Джимми! Обязательно! – пообещал я.

       В следующем году я был в потрясающей форме. Громил всех подряд, лидировал в рейтинге с огромным отрывом. Если бы не авария...
Конечно, то, что я не имел титула чемпиона, сидело во мне болезненной занозой. И  решил сделать ещё одну, последнюю попытку...
После неё отложу профессиональный кий, тем более с моей рукой, играя только для развлечения. За пятнадцать лет заработал достаточно много, чтобы обеспечить семью. Кроме того, известная на весь мир фирма предложила хорошо оплачиваемую работу. Так что финансовому положению ничего не угрожает.

       Но безусловно, лучше уйти победителем! Тем более после стольких трудов. Часы тренировок, спаринги...  Сезон начался неважно, на первых двух турнирах вылетал в первом круге.
Потом вышёл в полуфинал, затем победа, ещё одна... Ну и что из того, что были не самые рейтинговые турниры, ощущение победы придавало новый стимул.

        Чемпионат начал с квалификации. Как ни странно, она пошла на пользу, я планомерно набирал форму и улучшал игру.
Честно признаюсь, начал турнир без особых надежд на успех. В основной сетке повезло, в первых двух турах встретился с сильными, но не самыми топовыми игроками. А когда в четвертьфинале победил Нила Робертсона*, уверовал, что могу пройти до конца.
 
       Затем полуфинал с Марком Селби*. Напряжённый, полный драматизма. Марк, конечно, великий игрок! Даже ведя с ним в счёте, нельзя быть уверенным в победе. Дважды я отрывался на три фрейма  и он оба раза сравнивал счёт. Правильно говорят, что Марк опаснее всего, когда проигрывает. В конце  всё же дожал – 17-15!
- Отличная игра, Крис, удачи в финале! – пожелал он после матча,  протягивая руку.
- Ты тоже был хорош, так меня погонял, что уже ничего не страшно! – улыбнулся я в ответ. – Спасибо!

       Если бы я мог выбирать соперника, в финале  предпочёл  Ронни*. Но Меттью Тейлор выиграл у него довольно легко – 17-13.

       Значит, Мэтт... Тогда  я подумал, что наверное, в этом есть определённая фатальность, что в своём последнем матче встречаюсь с главным и единственным врагом...
 Мой бывший лучший друг. Но после того, как он обозвал мою жену шлюхой, о дружбе не могло быть речи. И я знал, что он будет ожесточённо биться до последнего шара. 
А ведь когда-то мы были почти братьями...
               
               
                Мэттью.               

- Странно, что Крис совершил мисс на таком лёгком шаре! Он сам не ожидал, поэтому перекосило его в момент удара. Понял,  что мажет! А ведь до этого играл фантастически здорово! Мне из последних сил удавалось цепляться, чтобы не отпустить в счёте слишком далеко. И несколько раз откровенно везло, когда падали флюки, случайные шары. Но когда он, ведя 17-14, начал серию, понял, что этот финал я у него не выиграю.

       Вы не поверите, но мне стало как-то безразлично... Ну и пусть он станет чемпионом хоть раз. Всё равно далеко до моих трёх титулов.  Баланс всё равно на моей стороне, тем более, что дважды лично я лишал его титула. Это были мои самые сладкие победы!  Месть значила гораздо большее, чем ощущение, что ты лучший в мире. Каждая моя победа, каждый успех  были моей местью.

Чёрт бы тебя побрал, Кристиан Лейверт!

       Всё началось десять лет назад с одного телефонного звонка. Я победил на престижном турнире, от участия в котором Крис отказался. Он позвонил через час после награждения.

- Привет, Крис, можешь не тратить слов,- засмеялся я. - И так знаю, что ты рад за меня...
- Конечно, рад, поздравляю!... Но я звоню по другому поводу... Решил, что ты должен знать...
- Что знать, выкладывай!
- Я в Испании, в Гранаде...
- Охо, неожиданно! Теперь знаю! Как тебя туда занесло?
- Это не всё...  Я здесь не один...
- Понятно, что не один. Что делать одному в Гранаде. Ха-ха! Так с кем ты там?
- ... Понимаешь...
- Чего тянешь, признавайся! Никому не выдам твой секрет.
- ... Я с Линдси. Мы вчера поженились...

       Я почувствовал, что у меня сжалось сердце и перехватило дыхание.

- Погоди... С какой Линдси?
- С Линдси, Мэтт!
- Как с Линдси?... Почему?... Я же вас познакомил только месяц назад... Ты что, соблазнил мою девушку?
- ... Мэтт, никто никого не соблазнял... Мы встретились через три дня после знакомства... Случайно встретились... Так получилось...
- Как получилось? Почему ты мне ничего не сказал? Я же доверял тебе, как брату!
- Мэтт, выслушай, я всё объясню...
- Не хочу ничего слышать! Ты меня предал! Предал! Знать тебя больше не желаю! Поздравь от моего имени эту шлюшку, твою жену...
Я отключился.
 
       Линдси Кэлхаун, девушка, которую увидел полгода назад и на которой хотел жениться... Влюбился в неё с первого взгляда.  Мы начали встречаться. Я решил,  что сделаю предложение после окончания сезона в мае. Месяц назад на свидание захватил с собой Криса. Хотел, чтобы два самых ценных для меня человека познакомились... Разве мог предполагать, что так обернётся...

      Но каков Крис?! Увёл мою девушку, разбил все мои мечты... Предатель! Для меня он больше не существует!
Пропади пропадом все годы, которые дружили!

       Наша знакомство произошло на юношеском чемпионате Великобритании, куда я приехал в качестве фаворита,  когда нам было по шестнадцать.
- Вот твой главный соперник, - показал тренер на светловолосого парня. – Это Крис Лейверт.
- Разнесу его также, как других, - отмахнулся я.
 
       Позже,  посмотрев его игру понял, что могу ошибиться. Но в тот раз  выиграл. Это был первый выигранный у него финал.
Тем не менее, мы подружились. Он, лондонец, сын члена парламента, и я, выходец из  семьи простого служащего в Манчестере.
После финала Кристиан предложил вместе потренироваться перед юношеским чемпионатом мира.  На мире он взял у меня реванш, но это не помешало нашей дружбе, которая стала ещё сильнее. Мы поочередно выигрывали друг у друга, радуясь успеху победителя и подтрунивая над проигравшим.
       После окончания школы Крис сообщил, что по настоянию семьи прекращает играть и поступает в Оксфордский университет.
Но дружба не прервалась. Он приходил на турниры, где выступал я, активно болел и поддерживал, радовался моим успехам на профессиональной арене. Иногда мы с ним играли...

      Через шесть лет, окончив Оксфорд, Кристиан решил вернуться в мэйн-тур.
Непросто начинать профессиональную карьеру в двадцать четыре года. К тому времени на моём счету было несколько побед и место в топдесятке. Я помог ему набрать форму. Он выиграл несколько любительских турниров и вскоре получил приглашение в  снукерную элиту.
       Вскоре мы встретились в финале одного не очень рейтингового турнира. Честно говоря, я немного поддался, совсем чуточку, и от всей души поздравил его с победой. После награждения Крис вдруг сказал:

- Мэтт, поклянись, что больше никогда не сделаешь этого!
- Что ты имеешь в виду? – Удивлённо спросил я.
- Ты знаешь. Давай дадим друг другу слово, что будем играть честно, без поддавков. За столом мы соперники, в жизни – друзья!
- Договорились! Даю слово!
- Я тоже! – Пожатие рук скрепило наш договор. – А теперь победитель приглашает отметить успех! – засмеялся он.
- Пусть это тоже станет традицией, - предложил я.

        Так и стало... И длилось до телефонного звонка, сделавшего меня его злейшим врагом. Все, знавшие о нашей дружбе, не могли понять причину такой перемены. Это знали только мы трое – я, он и Линдси. Остальные думают, что мы рассорились на Бритиш-опен, когда долго спорили по поводу восстановления позиции.
Против него я всегда играл с ярым ожесточением. Каждый выигрыш у него был для меня гораздо более ценен, чем победа над любым другим игроком.

       Особенно два выигранных финала чемпионатов мира, которые перечёркивали проигрыши на других рейтинговых турнирах. Я - трёхкратный чемпион, а он ни разу не поднимал кубок победителя. Хотя всего побед у него больше...

        Несколько минут назад Кристиан Лейверт упустил шанс в первый и единственный раз стать чемпионом мира! Во мне проснулся инстинкт убийцы. Теперь я вцеплюсь в него мёртвой хваткой и доведу дело до конца. Победного!

                Глава 2.

                Линдси.

- ... Всё-таки я высказала Мэттью всё,  что хотела. Что не любила его,  встречалась потому, что мне просто льстило внимание известного человека, чемпиона.
 
-  А знакомство с Крисом зажгло меня мгновенно. – сказала тогда я. - И когда он вскользь обмолвился, что собирается на премьеру нового спектакля, куда ты отказался идти, решила воспользоваться возможностью... Как будто случайно столкнулась там с ним в антракте. Мы обсудили спектакль, я попросила его дать номер телефона. Потом сама позвонила. И сама его соблазнила...  Он хотел сразу рассказать, но я не позволила... Я не думала, что это будет для тебя так болезненно... Прости меня, я очень сожалею, что стала причиной вашего раздора...
Он тоже очень переживает...

       Мэттью слушал молча,  но я видела, как темнеет его лицо.
- Зачем ты мне выкладываешь всю эту хрень столько лет спустя?! – Зло отреагировал он. – Что было, то было, уже ничего не изменить! – Повернулся и ушёл...

                Крис.

- Ничего не случилось, ничего не случилось... – повторял я как заклинание в комнате для отдыха, слегка втирая мазь и массируя руку, пытаясь окончательно унять боль.  – Окончится перерыв, надо просто подойти к столу и продолжить играть, как до этого. В конце концов,  у меня преимущество в два фрейма. Достаточно взять один фрейм из оставшихся трёх.
Мэттью никогда не выигрывал у меня четыре фрейма подряд. И вообще, он не Ронни О’Саливан*, способный включить режим гения.
 
       И Линдси в меня верит.  Когда шли на отдых, одобрительно улыбнулась и показала сжатые кулачки. Я не могу обмануть её ожиданий.

       Только один фрейм и я уйду из снукера с высоко поднятой головой – победителем!
... Надо ещё немного мази добавить...

       Я не могу проиграть этот матч. Пока есть время ещё раз обдумаю план на следующую партию, возможно имеет смысл начать с того, чтобы навязать плотную тактическую борьбу. Он этого не любит.... Ну вот, рука немного упокоилась, можно продолжать...

               
Гарри Гилмор: - Леди и джентльмены, я снова с вами! Перерыв заканчивается, скоро финалисты появятся на арене...   
Тридцать третий фрейм... Станет ли он последним? К нам присоединился Гордон Хэнкок, известный снукерист, завершивший карьеру год назад.  Гордон, что ты думаешь о матче в целом и его концовке?

Хэнкок: - Привет всем любителям снукера! Что я могу сказать? Может многие ожидали увидеть в финале Ронни, Хиггинса, Селби или Джадда*. Но в нём Лейверт и Тейлор.  Матч непримиримых соперников. Особенно удивляет Лейверт. После двухгодичного вынужденного отсуствия он демонстрирует фантастический снукер. В целом, отличная игра, настоящий финал! Вначале выигрывали поочерёдно, после шестнадцати фреймов счёт был ровный - 8-8. Затем, к тридцать второму, Крис вырвался вперёд на три фрейма. Победа была у него в руке, но никак не объяснимый промах на розовом оставил шансы Тейлору. Такие промахи обычно плохо влияют на психологическое состояние игроков, поэтому уверен, что Мэтт ещё более сократит отрыв...
 
Гилмор: - Но ведь Крис больше заслуживает победу?

Хэнкок: - Согласен, но в снукере не всегда побеждает тот, кто больше заслуживает... И потом, если Тэйлор выиграет, разве победа не будет заслуженной? Он тоже хорошо играет, в финале шесть сенчурри против четырёх у Криса.

Гилмор: - Но у Лейверта максимальный брейк в двадцать четвёртом фрейме – 147очков!
 
 Хэнкок: - Да, это было круто, но 142 очка Мэтта в семнадцатом тоже впечатляют!...

Гилмор: - Внимание, Тейлор делает начальный удар! Должен признать, удар отличный. Лейверт отыгрывается не очень удачно,  слишком сильно. Биток далеко отошёл от борта. Тейлор может атаковать в левую лузу... Забил! Есть продолжение! Посмотрим, сколько очков наберёт он в этом подходе....

                Крис.
               
       - Чёрт, первый же удар не получился... Тяжело возвращаться в игру, когда уверовал, что уже всё закончилось... Надо взять себя в руки...  Опять он на серии... Точный выход... Подбой пирамиды чётко  провёл... Около пятидесяти очков может набрать запросто... После всё зависит от второго подбоя. Если мне повезёт, останется достаточно очков, чтобы переломить ход партии... Только надо  успокоиться. Четыре года назад на мастерсе против Хиггинса* была аналогичная ситуация. Тогда тоже у меня разладилась игра. Но я вытянул. И сейчас смогу!...

... Вот он, момент истины, подбой после синего... Слава богу, не очень... Ничего очевидного нет... Ага, отыгрывается...  Мой выход!


Гилмор: - Итак, Тейлор набрал в первом подходе 54 очка. Весомая заявка. У Лейверта нет атаки, надо отыграться... Серия отыгрышей...  Пока оба соперника точны, не оставляют возможности атаковать...

Хэнкок: - Прости, Гарри, перебью... Мне кажется, Тейлор в отыгрышах убедительнее. Во всяком случае, инициатива у него...

Гилмор: - Согласен! И в подтверждение твоих слов Тейлор заводит биток за зелёный. Это снукер!

 Хэнкок: - Да... Лейверту будет трудно выйти из снукера... Точно, он не доводит шар до красного. Это четыре очка штрафа, но хуже то, что  сейчас Тейлор сыграет его в угол и начнёт вторую серию, которая сделает счёт в матче 17-16....

Гилмор: - ... Так и есть, Тейлор берёт ещё 38 очков...  Лейверту не имеет смысла выходить к столу и он признаёт поражение во фрейме... Ты оказался прав, Гордон, Мэттью Тейлор сократил отставание до минимума.

Хэнкок: - Да, Гарри, я очень хорошо понимаю состояние Криса Лейверта... Он в глубокой психологической яме, из которой очень трудно выбраться... Тем не менее, подождём. Крис опытный боец и обязан преодолеть себя...

                Мэттью

        - Минус один! Всего! Крис раздавлен, практически не сопротивляется. Конечно, ему тяжело после своего промаха. Как мог он ошибиться на таком простом шаре? После удара передёрнуло, словно током ударило...  Хотя нет, не после, а во время... И рука дёрнулась. Потом он массировал её.  Правая, которую покалечил в аварии... Говорили, что была разбита полностью и вообще не сможет ей пользоваться. Но он смог!
      Я бы восхищался его силой воли и целеустремлённостью, если бы не ненавидел так сильно... Так подло поступить со мной, лучшим другом! И Линдси хороша... Более полугода встречалась со мной, давала надежду, а потом вышла за него... Позавчера что-то пыталась... Зачем мне её объяснения?!

        Мой подход. Хватит думать о постороннем, надо сконцентрироваться на игре... Неплохо ударил, пирамида немного разбилась, но явного у него ничего нет. Если ошибётся, у меня появится атака. Пока её  нет, хотя он простенько сыграл... А если я отвечу так!... Теперь ему будет сложнее провести биток, отыгрыш затруднён, пусть атакует...  Что и надо было!... Не забил и биток не смог увести! Привет, Крис, начинай считать мои очки!


Гилмор: - Лейверт снова ошибся в атаке, и у Тейлора отличная позиция...  Он забивает первый красный с выходом на чёрный. Он на серии!...

... Тейлор успешно ведёт серию только через чёрный. Зал оживился... Он забил уже десятый чёрный, это 80 очков! Фрейм-бол сыгран, счёт в матче сровнялся. Теперь всех интересует, сможет ли Мэттью Тейлор сделать максимальный брейк? Тот самый, который ему, как ни удивительно для такого игрока,  никогда не удавался... Гордон,  каковы его шансы?

Хэнкок: - Гарри, шансы великолепные! Главное, сделать после следующего чёрного аккуратный подбой кластера из четырёх красных... Да, красные разошлись, но не совсем удачный выход! После подбоя биток ушёл далеко, за синий... На ударе только один красный в середину, и с него не видно выхода на чёрный... Жаль...

Гилмор: - Будет обидно, если очередной заход на макс постигнет неудача. Но с другой стороны, Мэтт  может стать чемпионом в четвёртый раз, если выиграет оставшуюся последнюю партию.

                Мэттью

       - Опять?!  Буквально на два милиметра точнее и не было бы никаких проблем! Как теперь с красного вернуться на чёрный? На сильном ударе?... Нет, не годится, не смогу проконтролировать биток...  Верхним винтом через длинный борт? Но может произойти кэннон с розовым и неясно куда пойдёт белый... Стопроцентно произойдёт, просто надо, чтобы по касательной, тогда возможно... Уже более минуты думаю, но явного решения нет! Надо пробовать...


Хэнкок: - После долгих раздумий Тейлор решается на сложный удар, с верхним винтом привести шар через дальный длинный борт к чёрному. Пожалуй он нашёл единственно возможное продолжение. Но к чему оно приведёт, неизвестно...

                Мэттью

- Ладно, не получится, сорву очередной макс... Чуть круче винт... Точнее прицелиться... Что? ... «На оттяжке с нижним через два борта»? ...
 Это что, Крис сказал?  Нет вроде, сидит, в сторону смотрит нейтрально... Но я же точно слышал... И голос его... И рефери на него строго посмотрел... «На оттяжке...»  А ведь это вариант! Удар не из простых, но если получится, идеально для продолжения...


Гилмор: - Тейлор опять медлит, вот он выпрямился, снова мажет кий мелом... Почти две минуты Меттью не может решиться. Но рефери не торопит его, понимает, что момент ключевой.

Хэнкок: - Похоже, Тейлор принял иное решение... Судя по тому, как выцеливает, бить с нижним левым винтом. Точно, собирается уводить биток на оттяжке с нижним винтом... Очень сложно,  но с техникой Тейлора... Получилось! Блестящий удар, одно из украшений матча.  Погоня за максом продолжается, но теперь всё сравнительно просто....
... Получилось! Великолепно, два максимальных брейка в одном матче!               
 
                Крис               
               
        Должен признать, две последние партии Мэтт играет превосходно. Даже если бы не мой спад, было бы трудно с ним совладать... И на макс замахнулся... Только с удара, который собирается произвести, на чёрный не выйдет. Либо в розовый ударится биток, либо за красный зайдёт...
 
- Лучше на оттяжке с нижним винтом и через два борта... Тогда точно в нужный сектор приходит... Я бы так играл...

        Услышал, удивлённо смотрит на меня... Давай, бей лучше, слепец, такую возможность не заметить... Зачем я ему подсказал?... Да пусть сделает этот макс... Всё равно, я не отдам чемпионства. В  последнем фрейме все увидят настоящего Кристиана Лейверта!


Гилмор: - Зрители апплодируют счастливому Мэттью Тейлору! Как он радуется! Наконец ему удалось покорить максимальный брейк в официальном соревновании.   Крис Лейверт тоже хлопает, отдавая должное сопернику. Кстати, когда макс сделал Крис, Мэтт не хлопал, а вскочил и буквально  побежал в комнату отдыха.
Тейлор подходит к нему, протягивает руку... Они обмениваются рукопожатием и фразами...
... Но нас ждёт решающая раунд за титул – последний тридцать пятый фрейм!

- Спасибо за подсказку, Крис, я совершенно не рассматривал такой удар...
- Видел,поэтому и подкинул. Ты отлично его исполнил и заслужил макс, поздравляю!
- Спасибо! Но знай, я намерен выиграть титул.
- Я тоже...  Ты начинаешь, иди к столу...

                Глава 3.

                Линдси

- Боже, Крис и Мэттью говорят, общаются впервые за десять лет! Неужели отношение Мэтта к нему изменилось? Он сам подошёл. Хоть бы они помирились. Крис, конечно, счастлив со мной и нашими детьми, но я же вижу, как он до сих пор переживает...
Последняя партия начинается, сжимаю кулачки... Крис, милый мой, любимый, выиграй!


Гилмор: - ... Продолжается решающий фрейм! Оба демонстрируют феноменальную игру.  Думаю, никто не сможет предсказать развитие событий и итог. Твой прогноз на концовку, Гордон...

Хэнкок: - Очевидно одно - Крис Лейверт вернулся! Словно не было провала после рокового промаха. И то, что после долгой тактической борьбы и отыгрышей Тейлор нашёл и провёл блестящий дальный удар плантом и повёл серию, не отменяет сказанное. Тейлор набрал  65 очков до того, как пришлось отыграться. Это достаточно много, хороший подход. И как хитро он поступил, убрав зелёный к борту, откуда невозможно его забить...
Настало время Лейверта. На столе осталось пять красных. Если их через чёрный, это - сорок очков, плюс 27 на цветных. Всего – 67. Для выигрыша, Крис может позволить себе потерять только одно очко, то есть один раз использовать розовый. Или же ставить снукеры в надежде, что Мэтт ошибётся и получит штраф. И у него очень плохой зелёный...

Гилмор: - А если потеряет два очка, тогда...

Хэнкок: - Тогда мы получим ровный счёт и уникальную ситуацию, когда чемпион определится на дополнительном чёрном... Но позиция очень нехорошая, Крису надо забить сложный красный и сделать несколько очень точных выходов, чтобы её разрулить... Крис забивает красный с нужным выходом! Феноменально! ...Думаю, наступила кульминация!

                Крис

... Мэтт почти загнал меня в угол. Но я забил дальний красный и вышёл на чёрный. Теперь надо играть все с чёрными... Пока получается...

... Последний красный... Но с него нет смысла возвращаться на чёрный... Проблема с зелёным... Его надо подбивать, чтобы вывести на игру. С чёрного вообще невозможно, с розового шансы минимальны...  Задачка... Остаётся  играть синий с подбоем зелёного и комфортным выходом на жёлтый. Что там на табло, счёт какой?

Ого, если очищу стол после синего, он станет равным! Придётся играть дополнительный шар. Но другого варианта нет!...  А если розовый в середину и снукерить? Нет, там неизвестно, как пойдёт, можно проиграть... Решено, играю через синий!... И боль в правой нарастает, надо поскорее заканчивать...


Гилмор: - Какой матч! Что творят эти ребята! Какой великолепный удар провёл Крис с подбоем зелёного и выходом на жёлтый! Гордон, получилось именно то, возможность чего мы предполагали. Победитель определится на дополнительном шаре. По-моему, на чемпионатах мира такого никогда не было.

Хэнкок: - Я тоже не припоминаю... Но это полностью соответствует накалу борьбы.

Гилмор: - Кто победит?

Хэнкок: - Шансы равны, но данном случае мои симпатии на стороне Криса...

Гилмор: - Рефери установил чёрный на точку. Начинает Крис Лейверт... Обычно в таких случаях шары разводятся по длинным бортам... Но что это?!... Крис ставит правую руку и его лицо искажает гримаса боли! Кажется, мы даже слышали стон...

Хэнкок: - Гарри, я обратил внимание, что это не первый случай, когда Криса буквально перекашивает от боли... На роковом розовом было то же самое... Видимо, болит травмированная в аварии рука...  Но вот он немного приходит в себя и просит рест... Хотя все знают, до какой степени не любит его использовать... Значит рукой не может... Удар получился не совсем точным.  Мэтт способен забить чёрный  от левого борта в угол...

                Мэттью.

- В последнем фрейме я был очень хорош, но Крис играл превосходно! В какой позиции он сделал клиренс! Непостижимо! 
Очевидно у него проблема с правой рукой, иначе не взял бы рест... Мои шансы повышаются! Даже этот шар с большой вероятностью можно забить дабблом...

       Но смогу ли я гордиться победой, выиграв у такого Криса? Уже и с тем промахом на розовом понятно... Фактически, он тогда уже победил в матче... Но если не выиграть, значит проиграть? Что делать, поддаться?... Как-то давно мы поклялись играть честно!  «Соперники за столом, друзья в жизни!» Увы, от дружбы ничего не осталось... А может всё-таки осталось? Ведь мне так не хватало его все эти годы... Конечно, тот случай больно меня ранил, но ведь прошло... И женился я удачно после Линдси... Может не по очень большой любви, но семья ведь сложилась.  Жена меня любит, создаёт все условия. И мальчишку славного мне подарила... Жаль, что она не присуствует на финале... Стоп, при чём всё это?

      Так что с делать с ударом?
К чёрту титул, их у меня три! И ещё будет время выиграть... А для Криса это последняя возможность.
 
      Мне максимальный брейк, ему титул – так будет справедливо! Ударю даббл чуть тише и получится подставка... Нет, я не могу сделать явную подставку, Крис поймёт и вполне может намеренно не забить. Тогда финал превратится в посмещище...

      А если так?...Вполне... Надо продумать траекторию... Тогда  чёрный ударится о губку лузы и от борта пойдёт к точке розового. А биток проконтролирую, чтобы пришёл к болкерной линии, а лучше чуть за неё и немного к жёлтой лузе... Обычно такие шары не играют, но в своё время мы тренировали подобные удары, и Крис неплохо забивал... Но если он не забьёт, буду играть на победу.
Решено!


Гилмор: - Тейлор опять долго готовится. Понятно, момент ответственный...  Не забивает, но не отдаёт шар, уводя биток далеко. Такие шары не играют, не так ли, Гордон?

- Совершенно верно, Гарри! Но Крис может накатом развести шары по длинным бортам... Он снова берёт рест,  устанавливает... Погоди, то как он выцеливает... Он собирается атаковать!  С рестом! Ох, как это опасно! Если не забьёт, может кончиться катастрофой! Но это может стать последним ударом Криса в его профессиональной карьере. Крис отводит кий, останавливает,  сейчас будет удар... Он морщится... Даже здесь я чувствую, как ему больно... Снова выцеливает... Удар и он обессиленно опирается на стол.
 
       Но чёрный в лузе! В лузе! Забит невероятный шар! Крис совершил последний удар в великолепной профессиональной карьере! И он приносит титул! Свершилось, Крис Лейверт становится чемпионом мира!

       Зал стоя апплодирует ему.  Мы с Гарри тоже! И самое удивительное, апплодирует Мэттью Тейлор! Апплодирует и улыбается...

       Вот Мэттью подходит к Крису, что-то говорит, и они обнимаются!...
Через несколько минут начнётся награждение...


                Эпилог.

      Они вышли вместе - Кристиан, Линдси и Мэттью.  Вдруг Крис повернулся к Мэттью.

- Ты нарушил нашу клятву!

- С чего ты взял? С какой стати?
- Ты мог забить даббл, но не бил по лузе. Я же тебя знаю!... Признавайся!
- Да, нарушил, но только один раз, и только первую часть! – Хитро улыбнулся Мэтт. - Но тот шар, что я тебе выставил, надо было ещё забить...

- Вообще-то ты прав, шар был сложный... Тогда не будем нарушать традицию, вторую часть... Победитель приглашает!...




                Примечания.

Джимми Уайт – вероятно, самый неудачливый финалист чемпионатов мира. Знаменит тем, что проиграл все шесть своих финалов. Тем не менее, считается одним из лучших игроков в истории.
Шон Мёрфи – чемпион мира 2005 года. Ещё трижды играл в финале.
Нил Робертсон – австралиец,  чемпион мира 2010 года.
Марк Селби – четырёхкратный чемпион мира.
Джадд Трамп – один из лучших современных игроков, чемпион мира 2019 года.
Джон Хиггинс – четырёхкратный чемпион мира.
Ронни О’Салливан – семикратный  чемпион мира. Многие считают его лучшим игроком в истории  снукера.


Рецензии
Доброй ночи, Борис!
Конечно, для меня, не знакомой с этой игрой, обилие терминов и расстановок сложно воспринималось, но сюжет рассказа увлёк своей историей. Как всегда, тонко показаны характеры героев, соблюдена интрига и, естественно, счастливый финал.
Хороший рассказ о дружбе и спорте. И, безусловно, о любви!

Алёна Сеткевич   18.06.2023 23:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.