Явление ясколки
Ясколка явилась мне в самом красивом месте Сибири. Вся населенная Сибирь, от Урала до Оби, это унылая равнина покрытая березняками. Не так за Обью. Из глубин земли поднимаются и разрушаются здесь старые горы Салаира, особенно эффектно выглядят горы на берегах рек, образуя уютные, закрытые, долины, и самая красивая из них называется «Бердские скалы». Толпы туристов приезжают сюда летом, чтобы полюбоваться лучшим ландшафтом области. Туристы стоят на вершине горы в окружении старых сосен, и мало кто догадается спуститься по крутой тропинке к реке. Спустившись, вы обнаружите то, что сверху не заметишь. С вершины горы вниз спускается курум, поток черных диабазовых глыб. Такие курумы и на Алтае редко встретишь. А еще из соснового бора в глубоком овраге спускается вниз вполне горный ручей. Прозрачная, чистая вода с шипением несется по камням и, кажется, окутывает и папоротники, и цветы на берегах мелкими брызгами. Весной здесь встретишь и главное растение района, украшение его флага, кандык сибирский и дикие пурпуровые орхидеи, а летом на солнечной опушке цветет белая ясколка.
Посмотрите на фото. Ну, что в ней особенного, в этой ясколке? Немахровая гвоздика с узкими супротивными листьями и пятилучевым цветком. Да культурные ясколки, церастиумы, на любой альпийской горке встретишь. Но, во-первых, все наши местные дикие ясколки мелкие, невзрачные, а это самая крупная. Словно Гарри Поттер взмахнул волшебной палочкой и воскликнул заклинание «люмекс максимум» (кстати, почти так и называется по латыни ясколка) и вспыхнул в ночи белый цветок. Раз она белая – опылятся ночными мотыльками. Но и сам цветок, в кружении выемчатых лепестков и тычинок, напоминает ценителям красоты сжатую часовую пружину. И, главное, встретив ясколку, сам испытываешь напряжение. Ясколка исключительно редка и встречается в местах исключительных, в заповедных горах Алтая, или на побережье Ледовитого океана, или даже на острове Врангеля. Добраться туда трудно.
Триста лет назад, двести лет назад, и даже сто лет назад немецкие ботаники стремились в Сибирь и особенно на Алтай ради растений в Европе абсолютно неизвестных. Великий Гумбольдт мечтал об этом всю жизнь и осуществил мечту только в старости. Потоком из Сибири шли посыпки с семенами и гербариями. Именно тогда Линней дал имя нашей ясколки, хотя сам в Сибири не был, наверное, он получил посылку от Гмелина. Гербарные листы ясколок, собранные Ледебуром на Алтае можно сегодня встретить в хранилищах России, Европы и даже Канады (ведь наша ясколка встречается и там и тоже редко). Последняя из великих экспедиций века в сокровищницы природы России прошла сто лет назад, перед революцией. Удивительно, в те времена русские миллионеры тратили деньги не на огромные личные яхты, они были великими меценатами. Таким был Фёдор Рябушинский , миллионер из семьи меценатов. Он дал деньги на экспедицию на Камчатку. Тогда Камчатка была абсолютно не исследована, даже долину гейзеров откроют только через полвека. Впрочем, и сегодня, кто из нас был в долине гейзеров? Вопрос риторический.
Возглавил экспедицию ботаник Владимир Комаров. Его «Флору Камчатки», изданную по понятным причинам гораздо позднее, можно читать как фантастику. Мне довелось участвовать однажды в обсуждении этой книги в обществе испытателей природы, в старом здании московского университета. В свете зеленых ламп, в окружении высоких застекленных шкафов, заполненных старинными фолиантами в кожаных тисненых переплетах, сидели участники, интеллектуальная элита столицы. Высокий потолок терялся во тьме, а любители орхидей, вовсе не ботаники, неспешно вспоминали поляну многоцветных венериных башмачков, встреченных Комаровым на Камчатке. Башмачки были природными гибридами, а может быть, в этом месте вскрылся резерв наследственной изменчивости, такое бывает на окраинах ареала. Читать этикетки к оцифрованным недавно гербарным листам не менее интересно, чем «Флору», это скорее поэтические миниатюры в прозе. Где же встречал ясколки Комаров? На Кроноцком перевале, у границы вечных снегов, на берегах горных ручьев с прозрачной водой, на крошечных зеленых полянках, окропляемых мелкими брызгами из стремительных потоков, на альпийских лугах, и, особенно много, у ключиков. Ботаники шутят, если побывал на Камчатке, ждет тебя карьера блистательная. И действительно перед войной Владимир Комаров возглавил нашу Академию Наук.
И вот странно, именно на берегах горного ручья, встретил ясколку я на Бердских скалах, в сибирской стране совсем не горной. Словно на Камчатке побывал. Может и вам, читатель, захочется побывать в таком памятнике природы, и встретиться с растениями необыкновенными, каких больше нигде не увидишь. Ведь знаем о картинах Лувра и знаем, что не увидим эти картины никогда, но разве мы их не любим и не ценим? Удачи
Свидетельство о публикации №221102900672
Всех благ!
Игорь Лебедевъ 02.11.2021 19:07 Заявить о нарушении