2021 год объявлен годом Тимофея Докшицера

          2021 год объявлен годом Тимофея Докшицера

К 100-летию со дня рождения выдающегося трубача, профессора, Народного артиста РСФСР, солиста оркестра Большого театра СССР

«В мире еще бывают чудеса. Таким подлинным чудом было искусство великого трубача Тимофея Докшицера. Его знал весь музыкальный мир. Творчество этого исполнителя оказало большое влияние на искусство своего времени, разбудило фантазию композиторов, раскрыло потенциальные возможности трубы – инструмента, по традиции считавшегося чисто оркестровым. Благодаря Докшицеру труба стала желанной гостьей на концертной эстраде».

Г. Ковалевский. Кандидат искусствоведения, музыковед.

Тимофей Докшицер родился в семье музыканта духового оркестра.
В 1932 году семья переехала в Москву, где мальчик был взят на воспитание в оркестр 62-го кавалерийского полка, и с этого же времени начал обучаться игре на трубе в детских классах музыкального училища имени Глазунова - у солиста оркестра Большого театра И.А. Василевского. С 14 лет учился в Центральной музыкальной школе, в классе М.И. Табакова. К этому времени относится знакомство молодого музыканта с композитором В.А. Пескиным, впоследствии написавшим специально для него ряд сочинений. В 1941 году Докшицер принял участие во втором Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах и завоевал на нём третью премию (первые две не были присуждены).
В годы войны молодой трубач ; музыкант оркестра штаба Московского военного округа, в его составе он принимал участие в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.
В 1945 году Тимофей Докшицер продолжил учёбу у Табакова – но уже в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных - и в том же году прошел по конкурсу в оркестр Большого театра. В 1947, на Международном конкурсе в Праге ; конкурсе, где впервые участвовали советские исполнители на духовых инструментах, ; Тимофей Докшицер получил первую премию.
Преподавательская деятельность Тимофея Александровича тесно связана с Музыкально-педагогическим институтом имени Гнесиных, где он работал сначала как ассистент своего учителя, М.И. Табакова, а затем преподавал сам. За годы педагогической работы Докшицера из его класса вышло более 100 высококлассных музыкантов, в том числе 15 лауреатов международных конкурсов. Музыкант также охотно давал мастер-классы и концерты - как в России, так и за границей.
 … Множество авторов на протяжении десятилетий посвящали Тимофею Докшицеру и его творчеству многие и многие строки. Я же хотел бы остановиться на одном: на его недолгой, но проникновенной связи с Землей обетованной.

 … В начале 1990-х годов Т.А. Докшицер переезжает на постоянное место жительства в Литву: «Я выразил и личный протест против новой оскорбительной волны антисемитизма, и свое несогласие с системой, которую ни принять, ни изменить было не в моих силах. Я не искал райских мест и вместе с тем не мог полностью порвать с родной российской землей, взрастившей меня. Теперь я окончательно понял, что именно это обстоятельство многие годы не давало мне уехать из России далеко и навсегда».
  Немало музыкантов, лично знавших Тимофея Александровича, проживает в Израиле. Среди них Натан Бирман-известный израильский музыкант и педагог, Михаил Бунин – музыкант оркестра Израильской оперы, Борис Шлепаков и засл. арт. Литвы Эдуард Куськин - музыканты Оркестра полиции Израиля, Михаил Гуревич – дирижёр Оркестра полиции Израиля, Гарри Юдашкин, бывший музыкант Ленинградского симфонического оркестра под управлением великого дирижёра Евгения Мравинского…


Фрагмент интервью с Натаном Бирманом:

— Натан, я знаю, что у тебя была творческая и просто человеческая дружба с Тимофеем Александровичем Докшицером.
... Мои встречи с Докшицером незабываемы. Обрати внимание, Борис, я пишу «встречи», а не «уроки» — хоть он был моим научным руководителем, когда я в 76–78 гг. проходил ассистентуру-стажировку в институте им. Гнесиных.
Какая положительная энергия царила в его классе!.. Он был настолько интеллигентным человеком, что можно было подумать, будто он происходит из какого-то старинного дворянского рода. Никогда не повышал голоса, только на «вы» со всеми — неважно, насколько ты младше его. Не мог терпеть нецензурные слова. И все это – о человеке родом из провинциального городка, прошедшего воспитонскую службу и игру в армейских коллективах…
Всем советую почитать книгу Докшицера «Трубач на коне» — ее можно найти на Интернет-сайтах — где он рассказывает о своей музыкальной и не только музыкальной жизни. Очень интересная книга, много рассказов о встречах с великими музыкантами, а также воспоминания о многочисленных концертах и гастролях... Я горжусь своей дружбой с этим удивительно добрым человеком и прекрасным трубачом, чье имя знает и почитает весь музыкальный мир».

   
Т. Докшицер у Стены Плача. По рассказам людей, бывших рядом с ним в тот день, Тимофей Александрович долго стоял у Стены, у него текли слезы, а потом он сказал: «Здесь я впервые по-настоящему ощутил себя евреем».

О незабываемых встречах с Маэстро в Израиле мне рассказал мой коллега, трубач из Иерусалима Гарри Юдашкин:
«Много лет спустя в Иерусалиме я был для него гидом. Удивительные моменты истории как бы ожили для него, стали реальностью. Иерусалим поразил Докшицера своей древней красотой… Стена Плача, Храм Гроба Господня, музей жертв Холокоста Яд Вашем, Башня Давида…
С Тимофеем Александровичем я был знаком с 1971 года, когда по рекомендации Иосифа Златкина, солиста Белорусского симфонического оркестра и друга Тимофея Александровича, я был у него на прослушивании в Гнесинке.
Докшицер для меня, как всех трубачей бывшего Союза, был и остаётся великим музыкантом, эталоном музыкального исполнительства».
 
О дружбе белорусско-израильского трубача Иосифа Златкина и Тимофея Докшицера рассказывает ученик Иосифа Львовича Михаил Бунин:
 
«Они называли друг друга Тима или Тимочка и Иосифка. По-настоящему дружили, в том числе и семьями, ценили и уважали друг друга, постоянно общались, перезванивались и переписывались, вместе ездили отдыхать.
Будучи как-то в Москве, я побывал в классе у Т.А. Докшицера и стал свидетелем проявления их теплых взаимоотношений. Узнав, что я ученик И. Златкина и лечу домой в Минск, Тимофей Александрович очень обрадовался и попросил меня передать для «своего любимого друга Иосифа» подарок — сборник собственных новых переложений для трубы. И подписал этот сборник: «Любимому и дорогому моему Иосифу с любовью от друга Т. Докшицера».

 
 Скончался великий трубач Тимофей Докшицер в марте 2005 года в Вильнюсе, похоронен на Донском кладбище города Москвы.
Это был выдающийся художник XX века.

2021
Б. Турчинский


Рецензии