22 года общения с гением

                               
     «Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь – по невозможности быть обиженным.

     Любить меня – значит вместе со мной трудиться.

     Вот и в храм вошли только друзья, и несть им числа» …
                (Антуан де Сент Экзюпери «Цитадель»)

     Я уже писал о художнике-маринисте Владимире Зебеке -     http://proza.ru/2015/04/23/1772  - но после того, как наша подруга Надежда привезла целую флэшку его фотографий и картин, после их просмотра я долго не мог уснуть – память вновь и вновь возвращала к встречам с этим удивительным человеком, которого его последняя жена Ольга назвала «Гением», и вы знаете, я с ней согласен.

     Вот что написано о нём в интернете: «Владимир Зебек родился в мае 1931 года в Николаеве.
В 1943 был отправлен на принудительные работы в Германию. После войны вернулся в Николаев.
Учился в Московском художественно-педагогическом училище.
В 1966 году, несмотря на открывавшиеся перед ним блестящие карьерные перспективы, переехал жить на Кинбурнскую косу, поблизости от города Очаков.
В январе 2015 года художника постигло горе: его дом на Кинбурнской косе сгорел.
22 февраля того же года художник скончался».

     P.S. На Кинбурнской Косе Зебек прожил, практически никуда не выезжая, около 50 лет.

    Впервые появившись в доме Владимира Зебека в 4 часа утра, я, как ни странно, сразу познакомился с женой художника, Олей, которую я принял сначала за его дочь,  а также - с его старшими детьми - Ильёй и Денисом. И пока Володя готовил свои картины для показа так неожиданно свалившимся на них гостя, Ольга, угощая меня чаем, поведала историю их знакомства. Это было на выставке, ей тогда было около 18 лет. Картины художника поразили сразу своей необычностью и мощью, а когда она  увидела гриву волос самого Зебека, стоявшего среди почитателей его таланта, как сказала Оля: «Ноги мои подкосились, и я поняла, что пропала. Это была любовь с первого взгляда», - всё остальное – состоялось по инициативе самого художника.

     Хотя разница в возрасте у них около 30 лет, вместе родили 4-х сыновей и одну девочку. От первой жены Нели у него осталось двое детей, с одним из них – Робертом, я знаком.  Встреча произошла при любопытных обстоятельствах. Мы уже около месяца жили на Кинбурнской Косе в палатке, в 10 метрах от моря, сыну Васе было пол года, и мы каждый день катались, точнее, ходили вдоль береговой черты на маленьком шверботе, который мне давал напрокат дальнобойщик, в прошлом, моряк, Саша, палатка которого и машина располагались с нами рядом.  Когда Александр уехал, я взял моду, жену, (тогда это была Таня) оставлять готовить обед, а сам сажал Васю в переносной рюкзачок и отправлялся бродить по лесам.

     Однажды перед нами на просеку вышел лось. Мы долго смотрели друг на друга, и как только зверь скрылся в чаще леса, на поляну из-за дерева вышел мужчина. Я ахнул – это был облик Иисуса Христа – именно таким его обычно изображают на иконах и картинах великих художников мира. Мы поздоровались, и я спросил: «Вы, часом, не Иисус Христос?» Мужчина улыбнулся: «Нет, я всего лишь сын художника Зебека. Меня зовут Роберт. Пойдёмте я Вас с отцом познакомлю». Я говорю: «Да мы уже три года как знакомы.  Но за приглашение спасибо, вечером мы зайдём».

     Когда мы пришли согласно обещанию в дом художника, уже всей семьёй, втроём, Роберта не было, но Владимир сразу извинился за него: «Вася, его соседи позвали помочь накрыть крышу, но он меня предупредил, что ты придёшь, поэтому кефир с мёдом для ребёнка готов, а мы с тобой винца хряпнем перед чаем». За дальнейшим разговором Володя рассказал, что Роберт тоже  художник, пытается ему подражать, но пока у него получается не очень. Он показал штук 10 картин старшего сына, и мы вместе пришли к выводу, что, увы, талант от отца к детям не передаётся.

    Пока мы пили чай, пришёл Роберт, и Зебек при нём сказал: «Вася, я хочу тебе подарить картину, выбери себе одну из тех, что сейчас есть в наличии», - и он вынес из другой комнаты штук 30 полотен, без подрамников. Я стал их перебирать и на 10-картине наткнулся на холст, после которого сказал: «Больше не буду ничего смотреть, хочу эту». На картине было изображено только Небо, даже без линии горизонта.

     Я сразу вспомнил наши долгие посиделки с Володей. Он всегда задавал мне много вопросов насчёт полётов и лётной работы. Очень интересовался поведением лётчиков в экстремальных ситуациях, а также, как пилоты воспринимают небо, когда поднимаются в стратосферу, и земля не видна. Я пытался передать свои ощущения от восприятия неба, когда идёшь на сверхзвуке, или при полёте на «радиус» летом при взлёте ночью с Белоруссии, Чкаловска под Калининграда, Острова Псковской губернии и полёте на Север. И чем ближе к Северному полярному кругу, тем светлее небо, наконец, видишь восход солнца, входишь в полярный день, делаешь огромную дугу над Баренцовым морем и опять возвращаешься в ночь.

     Как всё это мог подсмотреть Зебек, проникнуть в суть увиденного мной силой своего внутреннего зрения? Для этого огромный талант нужен, а может и гениальность. И всем этим Владимир несомненно обладает.

      Но, увы, эта картина оказалась единственной, которая уже обещана учительнице местной  начальной школы. Я тогда предложил художнику самому мне выбрать подарок. Володя, догадавшись по моему расстроенному тону, что я в «пессимизЬме», чтобы поднять мне настроение, предложил Роберту составит ему компанию в выборе картины для Васи. Далее, они их стали все перебирать, одновременно обсуждая, почему этот этюд или пейзаж для меня не подойдёт. Наконец, мнения совпали. Владимир взял кисти, что-то намалевал разными красками с обратной стороны холста, потом свернул его в трубочку, завернул в газету и вручил его мне со словами: «Прочтёшь дома, когда подберёшь рамку для картины, не раньше».

     После выполнения всех условий, на обратной стороне холста я прочёл: «Самому интересному человеку Покровки»,  - подпись /В.Зебек/ , 14.8.96 г.
«Я хотел бы, чтобы мои дети были похожи на Васю», - подпись /В.Зебек/. «Да, сильный комплимент мне отпустил Володя», - подумал я, учитывая, сколько интересных людей в Покровке, да и вообще на Косе встречалось мне во время моих походов и приездов в это заповедное место каждый год. Для примера – его соседа через дорогу напротив, Петра Ивановича Коваленко неоднократно приглашали на охоту с ЦК КПСС, и при этом всегда ставили на номер, с которого стрелял бывший ГенСек Л.И.Брежнев. Сам Пётр Иванович, несмотря на нашу многолетнюю дружбу, не колется, кем же он работал до выхода на пенсию, но по косвенным признакам – орла видно по полёту. Поэтому из солидарности, я не буду больше ничего говорить о Петре Ивановиче, скажу лишь: «Ох, и непростой человек – сосед у Зебека, и если Владимир всё же так написал – это дорого стоит. А уж то, что он хочет, чтобы его дети были похожи на меня, вообще налагает ответственность – высоко держать планку, какие бы сложные обстоятельства не выпали мне на пути…»

                КАК  ЖЕ ВЫ ДОЛЕТЕЛИ БЕЗ ВАСИ?

     Об отношении Зебека ко мне красноречиво говорит такой факт: когда на Косу в первый раз прилетел АН-2 Николаевской Областной Федерации Авиационных Видов Спорта, где я подрабатывал лётчиком по выходным дням, возя парашютистов на работу, Володя сразу прибежал к самолёту, думая, что это я прилетел. Не обнаружив меня, он у КВС Владимира Минеева и по совместительству коммерческого директора фирмы, спросил: «А где Вася?» На ответ Минеева, что у них в Федерации два экипажа, и Вася прилетит в следующий раз, он досадливо проглаголил: «Но как же сейчас вы смогли сюда долететь? Без Васи? Вася ж – лётчик, как вы справились без него?» На все объяснения Володи Минеева, что они с Колей-Боней (инструктором на правом кресле) тоже лётчики и могут летать самостоятельно, Зебек махал рукой: «Да я всё понимаю, но как же вы смогли долететь  сюда без Васи?»  Он этот вопрос повторил раз десять, т.е. всё, что связано с Авиацией, у него тесно ассоциировалось со мной.

    А вообще, укажу ещё такую деталь наших отношений, в течение 22-ух лет, когда я 1-2 раза за лето приезжал  на  Косу. Мы встречались так, как будто и не было годового перерыва, зачастую продолжая разговор словами и темой, с которой мы расстались год назад. Часто бывало, что я приходил не один, со мной были жена или какая-нибудь спутница, которую я подобрал по дороге в Покровку, или приводил кого-то из своих друзей. И реакция Зебека на каждого из них была весьма своеобразной.

     Для примера – как-то я пришёл к нему в гости с девушкой Оксаной, которая только прилетела из Индии, и была одета в очень красивую, цветастую юбку, там купленную. Мы попили вино, посмотрели картины и только собрались уходить, как Володя на полном серьёзе молвил: «Так, эта юбка мне нравится, она будит во мне вдохновение, снимай». Я думал, что Зебек шутит. Но он не шутил, и буквально силой заставил Оксану снять юбку.  Весь путь до палатки, которая стояла в 4 км на море, девушка проделала в одних трусиках. Мы ещё пару раз были в гостях у художника, и убедились, что юбка Оксаны висит в центральной комнате, на стене вверху, как икона. Это придавало определённый колорит и сразу как-то поднимало настроение. Через год, уже один, я снова посетил Зебека. Юбки уже не было. На мой вопрос: «Где?», - последовал ответ: «Её через месяц забрал старший сын Илья, увёз в Москву, и кажется, подарил своей девушке».

     Ещё пример – как-то я привёл к нему Надежду с гитарой. Художник показал Наде все картины, которые у него были нарисованы на тот момент. После чего она примерно с час играла  на гитаре и пела:

         Говоришь, чтоб остался я
Слова: Ю. Кукин
Исп.: Юрий Кукин
Говоришь, чтоб остался я,
Чтоб опять не скитался я,
Чтоб восходы с закатами
Наблюдал из окна,
А мне б дороги далёкие
И маршруты нелегкие,
Да и песня в дороге мне,
Словно воздух, нужна.

Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами,
Холод, дождь, мошкара, жара -
Не такой уж пустяк!
И чтоб устать от усталости,
А не от собственной старости,
И грустить об оставшшихся,
О себе не грустя.

Пусть лесною Венерою
Пихта лапкой по нервам бьёт,
Не на выставках - на небе
Наблюдать колера.
И чтоб таежные запахи,
А не комнаты затхлые...
И не жизнь в кабаках - рукав
Прожигать у костра.

А ты твердишь, чтоб остался я,
Чтоб опять не скитался я,
Чтоб восходы с закатами
Наблюдал из окна,
А мне б дороги далёкие,
И маршруты нелёгкие,
Да и песня в дороге мне,
Словно воздух, нужна!
                1964 - начало 1965

      Володя внимательно слушал и практически молчал, что, в общем-то, для него было не свойственно. Где-то через час, спохватился: «Ой, мы ж ещё вино не пили». Надя: «А можно лучше чаю?» Зебек тут же организовал всё, о чём просили, и когда мы приступили к чаепитию, он начал рассказывать о себе, перемежая свой монолог стихами и поэмами Байрона на русском и немецком языках. Я редко видел, чтобы он так суетился, из чего стало понятно, что Владимир очень хочет понравиться Надежде и произвести на неё впечатление. Как мужик мужика я его понял, ведь прошло уже несколько лет как умерла жена Оля, и за всё это время близкой подруги у него не появилось. Когда мы уходили, он меня задержал в коридоре и на ушко тихо сказал: «Вася, спасибо, Надя – душевная женщина. На такой я мог бы жениться или просто с ней жить в одном доме».

    Расскажу ещё эпизод про Зебека.  Когда в августе 2009 года я первый раз привёз свою теперешнюю жену Ирину на  Косу, то, естественно, предупредил, что нас ждёт встреча с необычным человеком. Мы разбили палатку в зарослях кустов в 20 метрах от моря, искупались, и, прихватив подарки в виде бутылки вина и чёрного хлеба, отправились к дому Володи. Дойдя до села, сначала я завернул в дом Петра Ивановича Коваленко, с которым дружил с тех пор, как познакомился с Зебеком. Это было в далёком 1992 году. Нас встретила его жена Валя и сказала, что мужа сейчас нет, но через неделю он приедет. Заверив её, что при Петре Ивановиче мы обязательно зайдём в гости, я повёл Ирину в дом напротив. Во дворе сидел на лавке младший сын Володи Кирил и подбирал  какую-то мелодию на гитаре.

     Я представил Ирину, и у них тут же завязался профессиональный разговор о музыке. Ира закончила полный курс музыкальной школы, и у неё абсолютный музыкальный слух. Дав несколько советов Кирилу, она поинтересовалась, что у него с глазом? Тот начал рассказывать, как он получил эту травму в далёком детстве, и тут вышел Зебек. Был он изрядно заспанный, и в одних семейных трусах. Увидев меня, произнёс: «Вася, пардон, ты не один, а с дамой», - и опять заскочил в дом. Вышел он минут через 40, в тех же трусах, но подпоясанный каким-то широким кожаным ремнём. Не скажу, что Ира была в шоке – она бывалая женщина, и в какие только ситуации не попадала, но, безусловно, она была удивлена, что так можно знакомиться и встречать гостей.

     Мы прошли в дом, вместе накрыли стол, выпили вино, потом пахучий травяной чай. После чего Володя показал свои картины, и мы отправились на выход. Ира опять разговорилась с Кирилом, а Зебек, прощаясь, мне сказал: «Вася, Ирка – надёжная женщина, держись за неё». Сам того, не подозревая, он благословил наш дальнейший союз. И сейчас с диагнозом БАС, который не лечится официальной медициной, я сражаюсь и живу уже 12 лет только благодаря моей любимой жене Ирине. Дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни!!! Причём, подчеркну – все эти 12 лет мы живём в состоянии счастья. Хотя, бывает, ругаемся, Ира или я устаём от этой борьбы, в которой нет перерыва, но размолка длится недолго. Мы миримся, целуем друг друга, и опять приходит состояние полного душевного комфорта, который возможен только с человеком, который с тобой одной крови. С которым, не приедается жить, потому что его душевный мир тебе интересен, и вы, взявшись за руки, вместе преодолеваете все препятствия…

      Можно ещё много приводить эпизодов нашего общения с художником Владимиром Зебеком, которые накопились за 22 года нашей дружбы, но закончить этот опус мне хочется ссылками из интернета:

     В начале 60-х годов прошлого века Владимир Зебек - уже успешный, признанный живописец. Живет в Москве, имеет хорошую мастерскую (что совсем уж престижно – с видом на Красную площадь), активно участвует в выставках, картины его пользуются спросом у известных коллекционеров живописи.

И вдруг однажды - бросает всё это стабильное благополучие, обеспеченное будущее ради того, чтобы поселиться и жить за тридевять земель от цивилизации, почти «на краю света», на Кинбурнской косе. Пояснял этот свой неожиданный для всех шаг так: «Не люблю я эту суету и томление духа… Приехал (на Кинбурн) и обалдел. Увидел такую девственность, такую чистоту! И сразу же понял, что только здесь смогу жить… Для меня главное – небо, гармония, море… Если я пишу море, должен жить с морем. Сидя на кухне в Москве, море не напишешь».

Владимир Зебек прожил на Кинбурне 50 лет. Прожил в старом деревенском доме, в который часто наведывались друзья, заезжие любители живописи, «соседи» из ближайших сёл, странствующие художники, московская молодежь. Это был дом, полный гостеприимства и творчества.

Сегодня картины Владимира Зебека находятся в музеях и частных коллекциях в 40 странах мира. Один из авторитетных российских живописцев-академиков Владимир Десятников отозвался о нем так: «Без преувеличения скажу, среди художников-маринистов России второй половины XX века я не знаю мастера сильнее Владимира Зебека. Художник он романтический. Это у него в крови, производное от его человеческой сути»…
                (фото В.Шепеля)


Рецензии
Василий, спасибо,что и нас познакомили с гением.Посмотрела в интернете его картины . Бесспорно -гений .Море,написанное его рукой ,живое.Пойду дальше смотреть,напитывпться красотой ....

Ольга Мясникова   23.07.2023 01:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.